В. А. Субботина





Скачать 225.91 Kb.
НазваниеВ. А. Субботина
Дата публикации10.12.2014
Размер225.91 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ


В.А. СУББОТИНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

3 КУРС, V, VI семестр

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 070600 – ДИЗАЙН

СТЕПЕНЬ – БАКАЛАВР ДИЗАЙНА

КОД ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.01


Всего по курсу: 70 часов

из них: 70 часов – аудиторные занятия

Тюмень, 2010
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

3 курс, семестры V, VI

Программу составила Вера Александровна Субботина
Рассмотрено и одобрено на заседании

КАФЕДРЫ СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Протокол № 1 от 30 августа 2010 г.
Зав. кафедрой: _____________________ Н.В. Крамская

© (В.А. Субботина), 2010


Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………4

2. Тематический план курса……………………………………………………………………6

3. Содержание курса

3.1. Западноевропейское искусство эпохи романтизма………………………………7

3.2. Русское искусство первой половины ХIХ в………………………………………7

3.3. Реалистическое искусство Франции середины ХIХ в.………………………….. 8

3.4. ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ в……………………………. 8

3.5. Импрессионизм и постимпрессионизм…………………………… …………….. 9

3.6. Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ в…………………………………….10

4. Литература по курсу…………………………………………………………………………11


  1. Пояснительная записка



На 3 курсе предметом изучения является искусство ХIХ века. При структурировании материала учитывается его обширность: рассматриваются наиболее существенные блоки, дающие возможность изучения основных проблем, направлений развития, творчества ведущих мастеров, определяющих особенности того или направления или явления культуры ХIХ века:
Западноевропейский романтизм. Даются наиболее существенные признаки трех основных школ: немецкой, французской и английской.

Русское искусство первой половины ХIХ века. Задачей изучения искусства и культуры этого периода является знакомство студентов с общей ситуацией в России этого времени от “дней Александровых прекрасного начала” до николаевской эпохи, возможность проследить за изменением мировоззрения людей той эпохи и, соответственно, изменением проблематики культуры. Изложение материала строится на сочетании изучения по хронологическому принципу, рассмотрения творчества ведущих мастеров, выявления особенностей тех стилистических направлений, которые имели место в ту эпоху. Это обусловлено тем, что в творчестве ведущих мастеров первой половины 19 века не было жесткого размежевания по принадлежности к тому или иному стилистическому направлению.
Реалистическое искусство Франции середины ХIХ в. Изучение данной темы дает возможность выяснить, что реализм – метод, возникновение которого в европейском искусстве 19 века обусловлено объективными причинами. Реализм как метод рассматривается на примере французского искусства середины 19 в., так как основные принципы нового метода отчетливо проявлены в творчестве французских художников этого времени. В данном разделе рассматривается концепция реалистического пейзажа и бытового жанра в рамках метода реализма.
ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ века. Изложение строится по принципу рассмотрения разработанных в искусстве передвижников концепций бытового жанра, исторической картины, пейзажа и портрета. Предварительно рассматривается история и общественная и эстетическая база творчества передвижников. Кроме того, обращается внимание на рассмотрение проблемы формы и содержания, акцентируется этичность творчества передвижников, осознаваемая ими необходимость участия в актуальной проблематике общества. Творчество и личность таких выдающихся художников как И.Е. Репин и В.И. Суриков рассматривается персонально.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Основной задачей является изучение живописной системы импрессионистов, являвшейся отображением усложнения представлений о мире (работа на пленэре, дифференциация света, передача окружающего мира в его динамическом единстве, в его изменчивом состоянии, красочном разнообразии), а также история этого объединения. Акцентируется внимание на отличие творчества Э. Дега и Э. Мане от “классических” импрессионистических произведений К. Моне. Заключительной частью данной темы является изучение творчества неоимпрессионистов и теории пуантилизма.


Искусство постимпрессионистов изучается путем рассмотрения творчества ведущих художников и особенностей их видения мира (Сезанн, Ван Гог, Гоген).
Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ вв. На примере творчества В.Серова и М.Врубеля рассматривается такие явления как русский пленэризм, “большой стиль”, символизм. Творчество М.Врубеля рассматривается на сравнении с европейским символизмом (Редон, Моро, Пюви де Шаванн и др.). Объединение “Мир искусства” рассматривается во всем многообразии его деятельности.

Изложение материала сопровождается показом слайдов. Изучение каждого раздела заканчивается визуальным закреплением материала. Во время учебного процесса студенты самостоятельно пишут рефераты и делают устные сообщения на основе самостоятельного изучения литературы. Теоретические занятия подкрепляются самостоятельным знакомством с подлинными произведениями в экспозиции художественного музея с последующим обменом впечатлением на занятии.

Студенты третьего курса должны уметь осознанно относиться к искусствоведческой литературе, тем более, что сам рассматриваемый материал дает возможность увидеть, как менялись интерпретации и оценки отдельных явлений культуры ХIХ века.:

Самостоятельная дополнительная работа с литературой должна лишь дополнять материал аудиторных занятий. Рекомендуя литературу, преподаватель должен предлагать библиографические обзоры, сравнивать концепции учёных и их способы изложения материала. Важно выработать живое критическое отношение к искусствоведческой литературе не столько как к своду застывших истин, сколько как к постоянному интеллектуально-духовному процессу и активизировать интерес учащихся к систематической работе с исследовательской литературой, осознанному отношению к ней.

2. Тематический план курса

История культуры и искусства”


3 курс, 5 семестр

Наименование тем


Аудиторные часы

1

Западноевропейское искусство эпохи романтизма

    1. “Романтическая битва” во Франции”


    2. Немецкий романтизм

    3. Английское искусство первой четверти столетия


10

2

Русское искусство первой половины 19 века


2.1. Общая характеристика эпохи

2.2. “Высокий” классицизм (ампир)

2.3. Романтизм и реализм в творчестве русских живописцев первой четверти

2.4. “Поэтический реализм” А.Г.Венецианова

2.5. А.А.Иванов: художник “генеральной линии” русского искусства.

18

3

Реалистическое искусство Франции середины 19 в.

6

Всего в семестре


34 часа


6 семестр

Наименование тем


Аудиторные часы

4

ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ в.


4.1. Социально-общественная ситуация России и взаимосвязь её с искусством.

4.2. Бытовая живопись середины ХIХ в.

4.3. Создание Товарищества передвижных художественных выставок

4.4. Бытовой жанр как энциклопедия русской жизни второй половины ХIХ в.

4.5. Историческая живопись передвижников

4.6. Пейзаж России в творчестве передвижников

4.7. И.Е.Репин

14

5.

Импрессионизм и постимпрессионизм


5.1. Импрессионизм

5.2. Неоимпрессионизм

5.3. Постимпрессионизм

10

6.

Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ вв.


6.1. Общая картина развития русского искусства рубежа веков.

    1. В.А.Серов и проблема “большого стиля”.

    2. М.А.Врубель и символизм

    3. “Мир искусства”

12

Всего в семестре


36 часов

Всего по курсу


70 часов


3. Содержание курса

Тема 1: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

1.1. “РОМАНТИЧЕСКАЯ БИТВА” во Франции. Живописные принципы. Новое понимание цвета, света, композиции. История и современность в творчестве романтиков. Расширение тематического диапазона. Т.Жерико: от героики к трагедии в батальных портретах. “Плот “Медузы” - новая концепция картины. “Скачки в Эпсоме”. Романтический портрет в творчестве Жерико и Делакруа: образ творческой личности (Портреты Паганини, Шопена, Делакруа). Отражение современности в картинах Делакруа (“Резня на Хиосе”, “Свобода, ведущая народ на баррикады”.

1.2. НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ. Философия, поэзия. Теоретические работы. Тема “Человек и мир” в произведениях Д.-Г. Фридриха. “Человек созерцающий” в портретах Рунге.

1.3. ИСКУССТВО АНГЛИИ НАЧАЛА ХIХ в.: Дж. Констебль: романтизм и реализм. Картина (“Собор в Солсбери”, “Прыгающая лошадь”) и этюд. Разработка пленера.

У.Тернер. Тема “нового века” в картине “Дождь. Пар и скорость”. Цвет и свет – от изображения к отражению.

Тема 2. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ века



2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ. Национально–общественный подъем первой четверти ХIХ в. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Возникновение понятия личности. Идеал эпохи.

2.2. “ВЫСОКИЙ” КЛАССИЦИЗМ (АМПИР)

Архитектура: Грандиозность и масштабность. Градостроительные идеи. Основные принципы позднего классицизма. Синтез архитектуры и скульптуры. Основные ансамбли Петербурга: Адмиралтейство А.Д. Захарова; Горный институт А.Н.Воронихина и “Биржа” Томона и их роль в организации пространства центра города. Казанский собор и его функция мемориального сооружения большого общественного звучания. Ансамбли К.Росси. Московская архитектура, её особенности (Бове, Жилярди)

Интерьеры классицизма.

Скульптура: Произведения Демут–Малиновского и Пименова для архитектурных памятников. Монументальная скульптура (Мартос, Орловский). Мемориальная скульптура Мартоса.

Живопись: поздний классицизм и его принципы в картинах А.И.Иванова и А.А.Иванова. Академизм

2.3. РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ЖИВОПИСЦЕВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ СТОЛЕТИЯ. Русский романтизм в творчестве О.Кипренского. Портреты как наиболее значимое отражение идеала человека начала 19 в. Итальянские пейзажи С.Ф.Щедрина.

Соединение романтических, реалистических и сентименталистских тенденций в творчестве В.А.Тропинина. Анализ двух портретов художника в экспозиции ТМИИ. К.П.Брюллов. “Романтическая по содержанию, классицистическая по форме” картина “Последний день Помпеи”. Гуманистическая идея произведения. Парадные и камерные портреты. “Автопортрет” Рисунки и акварели.

2.4. ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА. Художественный метод. Школа Венецианова

2.5. А.А.ИВАНОВ: ХУДОЖНИК “ГЕНЕРАЛЬНОЙ” ЛИНИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. Ранние произведения. Работа над картиной “Явление Христа народу”. Философский смысл картины. Живописно-пластические поиски. Этюды к картине. Замысел “Библейских этюдов”. Новое понимание пространства, пластики, колорита.

2.6. ОБЩЕСТВЕННО–СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ в. П.А. Федотов. Новые задачи и сюжеты искусства. Социальная сатира и положительный образ. Глубокий драматизм картины “Анкор, еще анкор”. Образно-пластический анализ: цвет, свет, композиция, ритм.
Тема 3.

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ СЕРЕДИНЫ ХIХ в.
Влияние революции 1848 года на сложение метода реализма. Салон 1848 года и “Павильон реализма” Г.Курбе. Программа реализма, разработанная французскими критиками. Основные произведения Курбе. Барбизонцы Руссо, Добиньи, Коро).. Новое понимание пейзажа. Ф.Милле. Гуманизм . Реальность и обобщение.

О.Домье – представитель революционно-демократического реализма.

Реализм как метод.
Тема 4.

ТПХВ И РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в.

4.1. СОЦИАЛЬНО–ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИСКУССТВОМ.

Общественная ситуация в России в середине столетия. Новый этап развития России. Идеи русских революционных демократов. Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского.

Понятие “критического реализма”. Влияние позитивизма на возникновение идеи познавательной роли искусства; стремление к объективному анализу фактов действительности. Повествовательность как результат требования аналитического и критического отношения к действительности. Проблема соотношения формы и содержания.

4.2. БЫТОВАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ ХIХ в. В.Г.Перов. Ранние антиклерикальные произведения. Тема “маленького человека” в искусстве и литературе. Перов как основоположник концепции портрета второй половины 19 в. (“Портрет Ф.М.Достоевского”). Новый герой.

4.3. СОЗДАНИЕ ТПХВ. “Бунт 14-ти”. Организация первой артели художников и роман Н.Г.Чернышевского “Что делать”.

Создание ТПХВ. Программа, цели и задачи. Роль П.М. Третьякова. Деятельность В.В.Стасова. “Христос в пустыне” И.Н.Крамского.

4.4. БЫТОВОЙ ЖАНР КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. Темы. Сюжеты.

Анализ образно-пластических характеристик бытовой живописи передвижников на примере произведений В.Е. Маковского (“На бульваре”, “Любители соловьев”, а также картины в экспозиции ТМИИ). “Эффект присутствия”, роль деталей, точность социально-психологических характеристик; характер и обстоятельство.

Концепция новой личности в портретной живописи передвижников.

4.5. ПЕЙЗАЖ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ.

И.И.Шишкин и концепция объективистского аналитического пейзажа. Эпическая интонация картин. “Национально – всеобщий” лиризм пейзажей А. Саврасова и Ф.Васильева. Работы Шишкина, Саврасова и Васильева в экспозиции ТМИИ.

4.6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ: “Петр 1 допрашивает царевича Алексея” Н.Н.Ге – первая русская историческая картина. Народ и история в переломные эпохи – тема картин В.И.Сурикова. Картина как целостная идейно-образная и пластическая система. Ансамбль и заострение и драматизации отдельных образов–типов. Активность декоративной и ритмической организации картины. Пластическая выразительность персонажей. Пространство и время в картинах В.Сурикова. Этюды к картинам. Работа в области пленера. “Взятие снежного городка”. Тема “героического деяния народа”: “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

4.7. И.Е. РЕПИН. “Бурлаки на Волге”. История создания картины; новая концепция образа народа. “Хоровые картины” Репина: “Крестный ход в Курской губернии”, “Запорожцы”.

Историко-революционная тема. Перенесение акцента с изобразительного описания на выражение состояния героев, принцип сопоставления: “Не ждали”. Типичность и яркость социально-психологических характеристик в портретах Репина. “Заседание Государственного совета”.
Тема 5. ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
5.1. ИМПРЕССИОНИЗМ: Импрессионизм как базовая ступень поисков новой выразительности в европейском искусстве второй половины 19 в. История импрессионизма. “Салон отверженных” 1863 и его оценка критикой и зрителями. Значение термина. Тематика. Основные принципы концепции картины импрессионистов и образно-пластических средств (отказ от литературно разработанного сюжета и принципа “иллюзии реальности”, обеспечивающих коммуникативность традиционного искусства 19 в.; принцип акцентировки материальной субстанции, “отделение” изобразительного знака от изображаемого предмета; выделение в качестве главных сигналов натуры цветосветовые импульсы; субъективность восприятия и т.д.). Манера и техника живописи. Искусство импрессионистов и научные открытия.

Э.Мане. Новаторское значение его искусства и влияние на импрессионистов. “Музыка в Тюильри”, “Завтрак на траве” “Олимпия”: отход от традиционных светотеневых моделировок, от иллюзорности в передаче объема, плоскостное понимание формы, гармонизация обобщенных цветовых пятен. Импрессионистические полотна Мане (“К.Моне в лодке”, “Аржантей” и др.).

Клод Моне: развитие импрессионистического пейзажа и творческих принципов импрессионизма. Образ города. Серии “Стога”, “Руанский собор”. А.Сислей. К.Писарро.

О. Ренуар: Своеобразие импрессионизма Ренуара. “Мулен де ла Галетт” - утверждение принципов импрессионистской картины. Портреты.

Э.Дега: Связь с классической традицией. Тема балета, обнаженные натурщиц. Принципы композиционного решения. Острота образов.

5.2. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ: Ж.Сёра и П.Синьяк и теория “пуантилизма” как воплощение идеи слияния науки и искусств. Абсолютизация техники раздельного мазка. Преемственность в сюжетной сфере и в особом интересе к проблемам света и цвета. Созвучие орнаметального смысла ряда работ Сёра стилевым тенденциям модерна.

5.3. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ: Понятие постимпрессионизма.

Поль Сезанн: “универсальный” мастер постимпрессионизма, утвердивший новое видение мира и новые методы его выражения. Пространство мира и пространство картины. Сезанна. Картина как модель мира. Возвращение предмету формы, понимание фактуры как выражению внутреннего сущностного. Слитность формы с цветом и линией. Анализ картин (наиболее желательный вариант – “Гора Сент–Виктуар”).


Ван Гог: Биография. Ранние работы. “Едоки картофеля”. Эстетика сострадания ко всему сущему. Повышенная обостренность восприятия как основа метода. Перевод обыденного в ранг высокого. Синтез через общую экспрессию. Мазок как структурная единица.

Гоген: поиски идеала (средневековья, Востока и примитива) как протест против буржуазной ограниченности. Черты символизма в творчестве Сезанна. Декоративно-плоскостная трактовка реального мира. Значение чистого цвета, поиски линеарности.

Тулуз–Лотрек. Создание нового варианта изобразительного искусства – афиши. Соприкосновение с модерном. Гротескное начало образов.
Тема 6. РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХ в.
6.1. ОБЩАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА РУБЕЖА ВЕКОВ.

Кризис системы классического искусства. Новые проблемы и задачи искусства. Сложность и многогранность общей картины художественной жизни. Место русского искусства в мировом художественном процессе.

6.2. В.А.СЕРОВ И ПРОБЛЕМА “БОЛЬШОГО СТИЛЯ”. Роль художника в сложении “русского пленеризма”. (“Девочка с персиками” и “Девушка, освещенная солнцем” и др.). К.Коровин (творчество рассматривается как дополнение к названным работам Серова, предполагается знакомство с картинами К.Коровина в экспозиции ТМИИ). Камерные портреты: острота характеристик, высокое живописное мастерство. Концепция портретов 1900-х годов и проблема “Большого стиля”: Портреты Ермоловой, Орловой. (предполагается знакомство студентов с портретами Кустодиева и Шемякина в экспозиции ТМИИ как характерными произведениями этой линии искусства). Исторические композиции. Роль Серова в сложении стиля “модерн” (Портрет Иды Рубинштейн). Театральные работы.

6.3. М.А.ВРУБЕЛЬ И СИМВОЛИЗМ. Роль метода преподавания П.П.Чистякова в сложении образно-живописной системы Врубеля. Анализ непосредственных наблюдений и их синтеза на основе творческого воображения. Постижение внутренне противоречивых основ бытия. Основные сюжетные мотивы в творчестве Врубеля. Пантеизм. Информативность пластической формы. Новое понимание картинной плоскости как декоративного целостного. Ассоциативность мышления.

Западноевропейский символизм второй половины ХХ в.: П.де Шаванн, О. Редон и др. (общее знакомство)

Историческая живопись: новая концепция, основаннная на переакцентировке образной системы. Нарастание декоративности. (В.Васнецов, Рябушкин, Нестеров, Рерих)

6.4. “МИР ИСКУССТВА”. Идейно-художественная программа. История создания объединения. С.Дягилев. Издательская и выставочная деятельность. Книга как целостное произведение. Иллюстрации А.Бенуа и М.Добужинского. Ретроспективная линия в творчестве мирискусников: “Версальский цикл” А.Бенуа, серия “Фейерверки” К.Сомова, Петербург Е.Лансере: ироническая условность, мечтательная греза. Театральная деятельность “Мира искусства”. Декорации и костюмы Л.Бакста. “Русские сезоны” в Париже. Портреты


4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература к разделу1.

Западноевропейское искусство эпохи романтизма”
Всеобщая история искусств. Т. 5. М.,

Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., 1960

Дьяков Л. Эжен Делакруа. М., 1973

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3. Страны Западной Европы 19 в. М., 1993

Западноевропейское искусство 19 в. // «Памятники мирового искусства»

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2003.

История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2006.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18 – 20 веков. М., 1990

Калитина Н. Эпоха романтизма во французской живописи 19 в.Л., 1972

Кожина Е.Ф. Романтическая битва. М., 1969

Лесли Ч.Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964

Некрасова Е.Н. Тёрнер. М., 1976

Прокофьев В.Н. Жерико. М.. 1963

Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., “Азбука-классика”, 2004

Сарабьянов Д. Русская живопись 19 в. среди европейских школ. М.1980

Турчин Т. Жерико. М., 1962


Литература к разделу 2.

Русское искусство первой половины ХIХ в.”:
Учебное пособие:

Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000.

Дополнительная литература:

Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М., 1958

Алпатов М.В. Иван Петрович Мартос. М.-Л., 1947

Алпатов М.В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956

Амшинская А. Василий Андреевич Тропинин. М., 1970

Ацаркина Э.Н. Орест Кипренский. М., 1948

Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963

Верещагина А.Г. Художник, время, история. Л., 1973

Гримм Г.Г. Архитектор Андриян Захаров. М., 1940

Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. Л.-М., 1963

Дмитриева Н. Библейские эскизы Александра Иванова. Ж. “Искусство”, 1956, № 5

История русского искусства. Под ред. И.Э.Грабаря, т 8, кн. 1-2. М., 1963 – 1964

История русского искусства, т. 1, под ред Н.Г.Машковцева. М., 1957

История русского и советского искусства/ Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2001.

Коваленская Н.Н. История русского искусства первой половины 19 в. М., 1951

Коваленская Н.Н. В.А.Тропинин. М., 1931

Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964

Лещинский Я.Д. Павел Андреевич Федотов – художник и поэт. Л.- М., 1946

Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины 19 в. М., 1963

Очерки по истории русского портрета первой половины 19 в. Под ред. И.М.Шмидта. М., 1966

Петрова Е.Н. С.С.Пименов. Л.-М., 1958

Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Несколько изданий

Ракова М. Русское искусство первой половины 19 века. М., 1975

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Под ред. А.И.Леонова. М., 1954

Ракова М. Брюллов – портретист. М., 1956.

Русская жанровая живопись первой половины 19 в. Очерки. М., 1964

Русское искусство 18 – первой половины 19 века. Материалы и исследования. М., 1971

Савинов А.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. М., 1955

Сарабьянов Д.В. Образы века. М., 1967

Сарабьянов Д. Павел Андреевич Федотов. М., 1969

Сарабьянов Д. П.А.Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 в. М., 1973.

Сарабьянов Д. Русская живопись 19 в. среди европейских школ. М.1980

Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Сост. Е.Плотникова. М., 1967

Стернин Г. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. М., 1955

Турчин В. Эпоха романтизма в России. М., 1981

Турчин В. Орест Кипренский. М., 1975

Федоров–Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 19 века. М., 1953

Шмидт И. В. И. Демут–Малиновский. М., 1960

Литература к разделу 3.

«Реалистическое искусство Франции середины ХIХ в.»
Алпатов М.В. К.Коро. М., 1984

Барская А.Г. Домье. М., 1958

Всеобщая история искусств. Т. 5. М.,

Герман М.Ю. Домье. М., 1962

Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006.

Западноевропейское искусство ХIХ в. // “Памятники мирового искусства

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993

История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2006.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18 – 20 веков. М., 1990

Калитина Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи 19 века. Л., 1972

Калитина Н.Н. Г.Курбе. М., 1981

Кузнецова И. К. Коро. М., 1976

Сарабьянов Д. В. Русская живопись 19 в. среди европейских школ. М.1980

Тихомиров А.Н. Гюстав Курбе. М.. 1965

Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962

Яворская Н.В., Терновец Б.Н. Художественная жизнь Франции второй половины 19 в. М., 1938

Литература к разделу 4.

ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ в.”:
Учебное пособие:

Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000.
Дополнительная литература:

Болотина И.С. Тенденции развития изобразительной системы в русской живописи второй половины 19 века. М., 1989

Боткина А.П. П.М.Третьяков. М., 1986

Волошин М.А. Суриков. Л., 1985

Верещагина А.Г. Художник, время, история. Л., 1973

Всеобщая история искусств. Т. 5. М.,

Гольдштейн С.Н. И.Н.Крамской. Жизнь и творчество. М., 1967

Грабарь И.Э. Репин., тт. 1-2. М., 1963, 1964

Грабарь И.Э. Серов. М., 1965

Друженкова Г.А. Маковский. М., 1962

Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006.

Журавлева Е.В. В.Е.Маковский. М., 1972

История русского искусства / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002.

Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М., 1983

Коваленская Н.Н. Русский жанр накануне передвижничества.// Из истории классического искусства. М., 1988

Курочкина Т.И. Крамской. М., 1965

Лебедев А.К., Солодовников А.В. В.В.Стасов. М., 1976

Лясковская О. Репин. М., 1982

Мальцева Ф.С. Саврасов. М., 1977

Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М., 1983

Новоуспенский Н. Шишкин. Л., 1990

Русское искусство ХIХ в. /Серия “Памятники мирового искусства”. М., 1972

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины 19 в.

Сарабьянов Д.В. Образы века. М., 1967

Федоров–Давыдов А. Репин. М., 1961

Ягодовская А. Принцип психологизма в образной системе критического реализма. В сб.: Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины 19 века.М., 1982


Литература к разделу 5

Импрессионизм и постимпрессионизм”:
Барская А. К вопросу о происхождении названия картины Э.Мане “Олимпия”. В кн. : “Искусство Франции 15-20 вв.”. Л., 1975

Барская А..Г. Эдуард Мане. Альбом. М., 1961

Барская А.Г, Сапего И. Клод Моне. Альбом. Л., 1969

Барская А. Г. Поль Сезанн. Альбом. М., 1975

Богемская К.Г. Клод Моне. М., 1984

Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец 19 – начало 20 вв. М., 1987

Ван Гог. Письма. М., 1966

Вентури Л. От Мане до Лотрека.

Воркунова Н.И. Тулуз-Лотрек., М., 1972

Герман М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. СПб., 2008

Герман М.Ю. Камиль Писарро. Альбом. М., 1975

Дмитриева Н.А. Ван Гог. М., 1980

Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006.

Западноевропейское искусство второй половины 19 века. Сб. статей. ГМИИ. М., 1975

Зернов Б.А. Дега. Альбом. Л.- М.. 1965

Ильина. Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993

Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран–Рюэля. Документы. Л., 1969

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18 – 20 веков. Л., 1990

Калитина Н. Французская пейзажная живопись. Л., 1972

Калитина Н. Поль Синьяк. Л., 1976

Калитина Н. Н. Французский портрет 19 века. Л., 1986

Кантор–Гуковская А.С. Поль Гоген. Л. – М., 1965

Костеневич А.Г. От Моне до Пикассо. Л., 1989

Линдсей Д. Поль Сезанн. М., 1989

Миттельштедт. Винсент Ван Гог. Берлин, 1987

Мурина Е.Н. Ван Гог. М., 1978

Мочалов Л. Пространство мира и пространство картины. М., 1983

Перрюшо А. Тулуз – Лотрек. М., 1969

Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973

Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979

Перрюшо А. Эдуард Мане. М., 1976

Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1979

Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. Альбом. М., 1973

Прокофьев В.Н. Огюст Ренуар. М., 1966

Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины 19 века. М., 1981

Ревалд Д. История импрессионизма. Л.- М., 1960

Ревалд Д. Постимпрессонизм. Л.- М., 1962

Рейтерсверд О. Клод Моне. М., 1965

Русакова Р. Дега. М., 1968

Яворская Н.В., Терновец Б.Н. Художественная жизнь Франции второй половины 19 в. М., 1938

Литература к разделу 6.

Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ вв.”:
Александр Бенуа. Мои воспоминания. В пяти книгах М., 1990

Власова Р.И. Константин Коровин. Л., 1969

Герман М.Ю. Импрессионизм и русская живопись. СПб., 2005

Гомберг –Вержбинская Э.П. Врубель. М., 1963

Гордин А.М., Гордин М.А. Александр Блок и русские художники. Л., 1986

Гусарова А.Р. Мир искусства. Л., 1972

Гусарова А.П. Добужинский. М., 1982

Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. М., 1974

Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006.

Журавлева Е.В. Константин Сомов. М.. 1985

Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000.

История русского искусства / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002.

История русского искусства. Т. 10, кн. 1.М., 1968

Константин Коровин вспоминает. Сост. И.С.Зильберштейн и В.А.Самков. М., 1990

Леняшин В.А. Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов. Л., 1986

Никонова И.И. М.В.Нестеров. М., 1972

Пути развития русского искусства конца 19 – начала 20 века. Живопись. Графика. Скульптура. Театрально-декорационное искусство. М., 1972

Петров В. Мир искусства. М., 1975

Петров Вл. Левитан. СПб., 1993

Пружан И. Константин Сомов. М., 1972

Пружан И. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975

Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995

Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-начала 1910-х. Очерки. М., 1971

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 вв. М., 2001

Сарабьянов Д.В Русская живопись XIX в. среди европейских школ. М., 1980

Стернин Г.Ю. Проблема “реальности” в изобразительном искусстве 19 века. В кн.: Советское искусствознание, 77, вып. 1. М., 1978

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже веков. М., 1976

Тарабукин Н.М. Врубель. М., 1974

Федоров–Давыдов А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., 1975

Федоров–Давыдов А. Левитан. М.. 1976



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Субботина iconМ. А. Субботина Граждановедение 5класс

В. А. Субботина iconА. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения,...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
В. А. Субботина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Группа управления проектом: Г. А. Головина, О. В. Козырева, А. И. Николаева (руководитель), С. П. Пимчев, Л. А. Савинкова (руководитель),...
В. А. Субботина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Субботина Инга Кеворковна – канд филологических наук, председатель мо, учитель русского языка и литературы гбоу сош №448
В. А. Субботина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории
В. А. Субботина icon«Кем быть и какими нам быть?» Разработка классного часа в 7 классе...
Воспитывать чувства товарищества, культуры речи, эстетического взгляда, уважительное отношение к любой профессии
В. А. Субботина iconСубботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Екатерина Великая Цели урок
Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать...
В. А. Субботина iconА. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев,...
...
В. А. Субботина iconУчебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность...
Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск