I. Организационный момент.
|
|
-Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.
| Выполняют
|
II. Сообщение темы и цели.
|
|
-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки этот отрывок и как зовут главного героя сказки.
| Слушают
|
Развитие слухоречевого внимания, логического мышления
|
|
«Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки – роток. Куда как хороша снежная дочка …! Смотрят на неё дед с бабой – не насмотрятся, любуются – не налюбуются. А у … (доченьки) роток улыбается, волосок завивается. Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
Дед и баба точно ума лишились – к месту приросли.
– Дед, – баба кричит, – да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая!
И в избу бросилась... То-то радости было!»
| Снегурочка
|
-Да, путешествовать мы будем со Снегурочкой. Однажды она, гуляя по лесу, заблудилась. Долго бродила Снегурочка по заснеженным лесным тропам, пока не попала в удивительное королевство. В нём было много загадочного, неизвестного и очень интересного. Но, к сожалению, вернуться домой Снегурочка так и не смогла. Ведь на её пути постоянно встречались разные препятствия, преодолеть которые одной ей не под силу.
| Слушают
|
-Вы готовы отправиться в сказочное путешествие и помочь Снегурочке вернуться домой?
| Ответы детей
|
Развитие звуко-буквенного анализа, порядкового и позиционного фонематического анализа, фонематического синтеза, логического мышления
|
|
-Я рада, что вы готовы помочь Снегурочке. Но, к сожалению, пока мы не можем отправиться в путь, так как не знаем, по какой теме жители королевства устроили Снегурочке испытание. Чтобы узнать тему, надо разгадать ребусы. Если вы правильно их разгадаете, то прочитаете тему урока.
На экране ребус (Слайд 2):
,, лес
, шишка,,,
ночь чь=н
,зима,,
мыши,,
| Синонимы
|
III. Объяснение нового материала
|
|
-Итак, какая же тема нашего путешествия?
| -Синонимы
|
-Что же такое синонимы?
| -Ответы детей
|
-Совершенно верно.
-Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
-Сегодня мы будем изучать синонимы.
-Итак, тема известна. Пора и в путь.
| Слушают
|
-Ой, посмотрите, кто это? (Слайд 3)
Так это же Дед Мороз. Давайте послушаем, что он хочет нам сказать.
|
|
-Дед Мороз: «Ребята, вы попали в город «Стихотворкино». Он находится на границе королевства «Синонимы». Чтобы спасти Снегурочку, вам надо правильно найти синонимы в стихотворении (стихотворения записаны на снежинках)
| Выходят учащиеся от каждой группы и берут снежинки
1-я снежинка (1-я группа)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
2-я снежинка (2-я группа)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
3-я снежинка (3-я группа)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ
|
-Почему вы решили, что это синонимы?
| -Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи
|
-Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей?
| -Существительные, глаголы, прилагательные
|
-Обратите внимание: синонимами могут быть слова разных частей речи.
|
|
-Дед Мороз: «Молодцы, ребята. Вы справились с моими заданиями. Я покажу вам дорогу в сказочный лес, в который направилась Снегурочка».
| Слушают
|
IV. Закрепление нового материала.
|
|
1.Формирование навыков подбирать синонимы
|
|
-Вот мы и в дремучем лесу. Его охраняет старичок-лесовичок (Слайд 4).
|
|
-Он покажет нам верную дорогу, если мы найдем синонимы в первом и во втором столбиках и соединим их стрелкой.
| Карточка:
хрустальный
| сырой
| мокрый
| пушистый
| пурга
| стужа
| мягкий
| прозрачный
| блестит
| падает
| холод
| метель
| летит
| сверкает
|
|
-Молодцы. Можно продолжать путь дальше.
|
|
2.Работа с текстом: подбор синонимов, орфографическая и пунктуационная работа
|
|
-Сейчас мы отправимся на охотничий остров. Охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель: найти и подчеркнуть в тексте синонимы, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
|
|
Карточка
1. Найдите в тексте синонимы, подчеркните их.
2. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните условия выбора орфограммы, расставьте знаки препинания. З…ма. За …кном сне… в…юга. Или метел…? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст…пи в поле а не (в) городе, хотя это слово приходит на ум. А хор…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от хол…да, стужи – к июн…ск…му теплу, июл…ской жаре, но, конеч…но, не к зною (Слайд 5).
| Зима. За окном снег, вьюга. Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи – к июньскому теплу, июльской жаре, но, конечно, не к зною.
|
-Вы очень хорошие охотники (Слайд 6).
|
|
3. Закрепление умения подбирать синонимы
|
|
-А теперь посмотрите, где же это мы оказались? Неужели возле старинного замка?
|
|
-В этом замке живет людоед. Он спит, но если проснется, нам несдобровать. Поэтому нужно быстро и тихо закрыть окна шторками-синонимами.
|
|
Слова на «окнах»
| почивать
| холод
| метель
| дуновение
| санки
| сверкает
| леденить
| лютый
|
-Молодцы. Мы благополучно миновали замок людоеда.
| Слова на «шторках»
| спать
| стужа
| вьюга
| веяние
| салазки
| блестит
| сковывать
| злой
|
|
Физминутка
- Теперь можно и отдышаться. Логопед показывает дыхательные упражнения.
| Выполняют дыхательную гимнастику
|
4.Развитие умения находить синонимы, определять стилистические оттенки синонимов, развитие зрительно-пространственного восприятия, фонематического анализа и синтеза
|
|
-Метелица замела дорожки. Чтобы найти путь к Снегурочке, отыщите слова на лесной опушке и запишите их (Слайд 7). (Логопед выдает детям квадраты с заданиями) Выберите слова-синонимы, определите, какой частью речи они выражены и к какому стилю (нейтральному или разговорному) они относятся (Слайд 8).
| -Слушают
|
у
| д
| и
|
|
| о
| г
|
|
| с
|
|
|
| в
| и
|
|
| о
| р
|
| м
| о
| г
|
|
| т
| ь
|
|
| о
|
|
| т
| л
| а
|
|
|
|
| и
| ш
|
| е
| р
|
| з
|
| м
| о
|
| т
|
| ь
| т
|
| т
| е
|
|
| р
|
| ь
|
|
|
|
| ь
|
|
| з
| о
|
|
|
|
| г
| а
|
|
|
|
|
|
|
| д
| р
| ы
|
|
|
|
|
| х
| о
| л
| о
|
|
|
|
| Удивить (гл., нейтр.) - огорошить (гл., разгов.)
смотреть (гл., нейтр.) - глазеть (гл., разгов.)
мороз (сущ., нейтр.) - холодрыга (сущ., разгов.)
|
5. Развитие умения находить синонимы в предложении, актуализировать синонимы, обогащение словарного запаса
|
|
-Мы долго бродили по лесу и нам надо погреться. Давайте соберем веточки для костра. (Логопед раздает слова, написанные на «веточках» - полосках бумаги)
-Посмотрите, пожалуйста, на предложение, которое появилось на экране (Слайд 9). -У кого из Вас есть синоним к выделенному слову?
- Кто придумает другие синонимы к выделенному слову, получит веточку для костра. Выиграет та пара, которая больше наберет «веточек» с синонимами.
| -Слушают
|
«Вот и пришла зима снежная» (Слайд 10).
| Пожаловала — наступила, нагрянула, настала, установилась
|
«Намело сугробов до пояса» (Слайды 11-12).
| Насыпалось — навалило, нападало, выпало
|
«Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая» (Слайды 13-14).
| Разумная — сообразительная, смекалистая, догадливая
|
«А Снегурочка вдруг запечалилась» (Слайды 15-16).
| Закручинилась — затосковала, загрустила, расстроилась
|
«Снегурочка от солнца прячется» (Слайд 17-18).
| Таится — укрывается, скрывается, удаляется
|
«Поднялось облачко высоко и пропало в небе» (Слайд 19-20).
| Исчезло — испарилось, растаяло, умчалось
|
6. Развитие умения подбирать синонимы, развитие логического мышления, звуко-буквенного анализа, слухоречевого восприятия, памяти
|
|
-Для того, чтобы встретиться со Снегурочкой, Дед Мороз просит выполнить последнее задание.
-Отгадайте загадку и подберите к слову-отгадке синоним. (На экране появляется кроссворд) (Слайд 21)
|
|
1. У избы побывал-
Все окна разрисовал,
У реки погостил -
Во всю реку мост мостил (Слайд 22).
| -Мороз - стужа
|
2....Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит (Слайд 23).
| Чародейка - волшебница
|
3.Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Слайд 24)
| Пламя - огонь
|
4.Буря … небо кроет,
Вихри снежные крутя... (Слайд 25)
| Мгла - темнота
|
5.Хлеба краюшка висит над избушкой,
Собаки лают, достать не могут (Слайд 26).
| Месяц - луна
|
6. ...уж заморозил пальчик:
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно (Слайд 27).
| Шалун - проказник
|
7. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закружила, замела,
Стала улица бела (Слайд 28).
| Вьюга - метель
|
-Какое слово получилось?
| Синоним.
|
V. Итог урока
|
|
-Верно, наша Снегурочка находится в центре королевства «Синонимы». Она просит нас сделать вывод о синонимах.
|
|
-Для чего же нам нужны синонимы в речи?
| Ответы детей
|
VI. Рефлексия.
|
|
-Сегодня на уроке:
-Я узнал…
-Было интересно…
-Особенно понравилось…
-Оказалось неожиданным…
-Вызвало затруднение…
– Было сложно…
| Ответы детей
|
-Молодцы. А теперь запишите домашнее задание: напишите сочинение-описание на тему «Зимняя сказка», используя синонимы.
| Записывают домашнее задание
|
-А Снегурочка много слез наплакала, пока мы ее нашли. И на каждой ее слезке буква. Сложите из букв слово и узнаете, как благодарит нас Снегурочка (Слайд 29).
| Дети составляют из букв, написанных на « слезках» «Спасибо»
|