Скачать 71.91 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № __ «___» ___________20_г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «Русский язык в межкультурной коммуникации» Направление: Педагогическое образование Профиль: Филологическое образование Квалификация: бакалавр/магистр Составители: __к.ф.н., доцент Ерофеева Е.А (должность) Москва-2010 Цель курса – дать представление о процессе межкультурной коммуникации и разнообразии культурного восприятия мира. Основными задачами учебной дисциплины являются следующие:
Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор материала основан на принципе системности. Содержание курса направлено на формирование у студентов научного мировоззрения и систематизацию знаний в области теории коммуникации. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Объем в ЗЕ: ____________2____________________________ Время изучения: курс______3______семестр_______6__________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: _Стилистика речи, Функциональная стилистика, Основы языкознания, Современный русский язык Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Риторика Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Имеет представление об основах теории устной и письменной коммуникации Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Знать основные аспекты взаимообусловленности и взаимопроникновения культуры и коммуникации, уметь находить общее и отличное в родной и чужой культуре. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: имитационные упражнения 2 уровень: Реферат Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Краткое содержание курса Возникновение и развитие межкультурной коммуникации. Понятие межкультурной коммуникации. Предмет и объект исследования. Книга Э.Холла «The Silent Language» как начало развития межкультурной коммуникации. Два типа культур: низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные. Современные направления развития межкультурной коммуникации. Типы и уровни межкультурной коммуникации. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. Формы коммуникации при межкультурном взаимодействии: социализация, адаптация, аккультурация, инкультурация. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры. Культура и поведение. Культура и идентичность. Культура и язык. Культура и ценности. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Культура и восприятие. Межкультурные конфликты и пути их преодоления. Межличностная аттракция в межкультурной коммуникации. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Русский национальный характер в контексте межкультурной коммуникации. Невербальная коммуникация. Понятие невербальной коммуникации. Невербальные элементы коммуникации. Кинесика. Окулесика. Такесика. Сенсорика. Проксемика. Хронемика. Паралингвистика. Русский человек в зеркале невербальной коммуникации. Вербальная коммуникация. Понятие вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации: диалог и монолог. Типы диалога. Стили вербальной коммуникации. Факторы, обусловливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, коммуникативная компетентность, этнокультурные особенности, коммуникативная установка. Картина мира. Языковые единицы как хранители культурной информации. Безэквивалентная лексика и лакуны. Паремиологический фонд русского языка. Культурологическая сущность метафоры. Концепт как основа языковой картины мира. Основные концепты русской культуры. Основные понятияБезэквивалентная лексика, идиолект, картина мира, концепт, типы концептов, концептосфера, коммуникативное поведение, коммуникативный барьер, коммуникативное табу, коммуникативные императивы, коммуникативный шок, коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, окулесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика, паралингвистика, лакуны, лингвокультурология, менталитет, национальный менталитет, ментальность, национальный характер, низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные культуры, стереотипы, языковая картина мира, языковая личность. Темы контрольных работ Не предусмотрено Темы докладов
Темы курсовых работ Курсовые работы не предусмотрены. Примерные вопросы к зачету:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература Основная: Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2007. Дополнительная:
|
Решение заседания Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |