Скачать 211.96 Kb.
|
Управление образования и науки Тамбовской области Муниципальное образовательное учреждение Краснокустовская средняя образовательная школа Реферат на тему: «Воспитательная система Краснокустовской сош» Заместитель директора по воспитательной работе Наталья Николаевна Зорина 2006-2007 учебный год Содержание
Введение Актуальность Государственная политика в сфере образования определяет воспитание как приоритетное направление учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Фактически это означает возрождение воспитания в школах. Изменение социальных условий в конце 80-х – начале 90-х годов привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. В результате воспитательная работа превратилась в набор мероприятий, не решающих воспитательных задач. При разработке концепции развития школы как воспитательной системы, педагогический коллектив школы поставил перед собой следующие вопросы:
В связи с этим системообразующей для воспитательной системы стала совокупность целевых проектов-программ: «Школа здоровья», «Память поколений», «Школа-комплекс». Концепцией определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, возникшие на основе этих ценностных ориентиров, принципы воспитания, одинаково понимаемые педагогами, родителями и учащимися; содержание жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения и методики диагностики и оценке результативности воспитательной системы. (см. приложение №1) На основе анализа проведённого мониторинга можно сделать следующие выводы: 1. Определив среднюю оценку по каждому из 11 показателей определили сильные и слабые стороны воспитательной системы школы. Сильными сторонами ВС можно считать следующие характеристики:
Слабыми сторонами характеризуются следующие черты ВС:
Определив средние оценки, выставленные различными категориями опрашиваемых, можно сделать вывод о согласованности или рассогласованности взглядов детей, родителей и педагогов на свою школу. А это важный показатель воспитательной системы. Определив общую среднюю оценку по всем показателям в целом, можно представить себе состояние развития воспитательной системы нашей школы. Методологические основы В качестве научной основы воспитательного процесса в Краснокустовской сош были выбраны: аксиологический подход, задающий общечеловеческие ценности как ориентиры воспитания; культурологический подход, с позиции которого воспитание рассматривается как «целенаправленное, построенное на научных основах, отражающее природу ребёнка и природу развития личности, организованное педагогом – профессионалом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, а так же вхождение его в контекст культуры и развитие способностей жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека» (Н.Е. Щуркова). Современная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьёй, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности. Воспитание мы понимаем как целенаправленное управление развитием личности ребёнка, осуществляемое в учебной и внеурочной деятельности педагогическим коллективом. Управление процессом развития личности имеет диалоговый характер, является не столько воздействием субъекта на объект, сколько взаимодействием сторон. Мы говорим о «мягком», «гибком», опосредованном воздействии на личность. Каждый воспитатель в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности. Цели Школа как воспитательная система – это образовательное учреждение, которое реализует следующую цель: эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребёнком своих личных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей, то есть – сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную, ориентированную на вечные общечеловеческие ценности, на потребность в здоровом образе жизни, воспитание гражданина – патриота своей Родины. Чёткая нравственная позиция, высокое интеллектуальное развитие, креативность, толерантность, социальная активность – вот качества, которыми должен обладать выпускник нашей школы При моделировании воспитательной системы образовательного учреждения коллектив обратил внимание на следующие гуманистические принципы воспитания: Принципы
Педагог, разделяющий данные принципы, - это интересный, жизнелюбивый человек, который признаёт уникальность каждого ребёнка, его права и интересы, воспринимает детство как самоценный период жизни человека и при этом убеждён, что детство – важнейший период подготовки ребёнка к взрослой жизни. Он хочет вместе с детьми и взрослыми строить в школе интересную жизнь и считает, что необходимо постоянно совершенствовать себя. Механизм функционирования воспитательной системы Модель личностного развития школьника на разных возрастных этапах
На реализацию этой модели работают все элементы школьной жизни: система уроков; деятельность классного руководителя; участие в образовательных проектах; деятельность службы психолого-педагогического сопровождения; годовой круг праздников; система самоуправления; работа с родителями; реализация школьных программ: гражданско-патриотического воспитания «Память поколений», оздоровительная программа «школа здоровья», программа «Школа-комплекс»; кружковая работа. Средства развития целей воспитательной системы школы Школа работает как воспитательная система. Управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ результатов воспитывающей деятельности. Искусство управлять основывается на знании людей, работающих рядом. Именно совместная работа педагогов в учебно-воспитательном процессе приведёт к положительным результатам, положит крепкий фундамент для воспитательной системы школы. Воспитательная система школы Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Л.И. Новикова. 1. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1 этап – этап разработки модели воспитательной системы школы (2004-2005) 1.Социально-психологическое обследование семей, определение уровня воспитанности учащихся школы. 2.Работа инициативной группы по проектированию модели воспитательной системы. 3. Разработка модели выпускника школы. 4. Работа творческой группы по подготовке концепции воспитательной системы школы. 5. Ознакомление с практикой проектирования и функционирования воспитательных систем образовательных учреждений района и области. 2 этап – этап подготовки к реализации концепции воспитательной системы школы (2005-2006) 1. Обсуждение концепции воспитательной системы на общешкольном собрании и её утверждение на педагогическом совете школы. 2.Разработка основных направлений реализации концепции воспитательной системы школы. 3. Подготовка пакетов диагностических методик для изучения: - личности школьника; -уровня удовлетворённости педагогов и родителей жизнедеятельностью школы; - эффективности воспитательной работы. 4. Организация работы педагога – психолога. 3 этап – этап практической реализации концепции воспитательной системы школы (2006-2009). 1. Исследование эффективности воспитательной работы, личности школьника, уровня воспитанности педагогов и родителей жизнедеятельностью школы. 2. Организация работы психолого-педагогических семинаров. 3. Мониторинг развития коллективов в классах. 4. Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования и отдельными представителями, группами окружающего социума. 5. Регулярное информирование родительской общественности о ходе и результатах учебно-воспитательной деятельности школы. 6. Обсуждение на заседаниях МО, педагогического совета результатов практической деятельности по реализации концепции воспитательной системы. 4 этап – этап обобщения педагогического опыта реализации концепции воспитательной системы школы (2009-2010). 1. Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации концепции воспитательной системы. 2. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития воспитательной системы образовательного учреждения. 2. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ШКОЛЕ Муниципальное образовательное учреждение Краснокустовская средняя общеобразовательное учреждение была открыта 1 сентября 1978 года. Школа расположена в центре посёлка Красный Куст, в 15-ти километрах от районного центра. Этот посёлок является самым северным населённым пунктом в Мучкапском районе. На севере граничит с Уваровским районом, на востоке с Саратовской областью. В ближайшем окружении В селе Петровское до 2006-2007 учебного года существовала начальная школа. В этом году данная школа была закрыта, учащиеся стали посещать Краснокустовскую сош. В силу запросов родителей, отдалённого места жительства от Красного Куста дети из близлежащих деревень доставляются на занятия на школьном автобусе. В 2006 году в 11 классах 76 учащихся, в подготовительном классе – 10 детей. Из них Педагогический коллектив отличается высоким профессионализмом, грамотным и творческим подходом к решению поставленных задач. Обучают учащихся 17 педагогических работника. Отличников просвещения – 6 (36%), учителя высшей категории – 2 (12%), первой – 6 (36%). Полная укомплектованность кадрами. Средний возраст учителей – 43 года. В школе работают следующие кружки: кружок сольного пения, хорового пения, кружок художественно-эстетического направления, кукольный театр, спортивная секция. Так же в школе работают две группы продлённого дня. Основной контингент учащихся составляют дети и подростки, проживающие в посёлке Красный Куст, селе 2-я Берёзовка, селе Петровское, деревне Родионовка. Из 129 родителей учащихся школы высшее образование имеют 10%, среднее специальное – 47%, среднее – 31%. Рабочими являются 36% родителей, крестьянами – 3%, служащими – 30%, частные предприниматели – 2%, безработных – 29%. В Краснокустовской сош обучаются дети из 71 семьи. Миссия школы: создание условий для полноценного развития человека, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, что обеспечит его нормальную жизнедеятельность, подготовку к будущему труду, продолжение образования, создание семьи. Работа воспитательной системы школы осуществляет взаимодействие с:
3. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ При разработке концепции мы руководствовались Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы. Основными идеями, которые легли в основу концепции воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогике сотрудничества, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для данной концепции стали педагогические идеи В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой, Е.А. Ямбурга. Основные цели и задачи:
В процессе реализации этих целей и задач важен результат – отношения между всеми составляющими компонентами. В результате работы необходимо различать воспитательную систему школы как совокупность отношений между её составляющими (см. диаграмму), и систему воспитательной работы школы, которая является частью ВСШ и объединяет только внеурочную и внешкольную рабочую деятельность. В формулировки целей и задач воспитательной системы принимали участие учителя, учащиеся и родители. Анализируя запросы всех участников воспитательного процесса, были выделены именно эти аспекты учебно-воспитательного процесса. Приоритетными и системообразующими видами деятельности нашей работы являются следующие направления воспитания:
В школе 4-е года назад создана детская организация Объединённых стран, которая всё это время работает. Нашу ДО высоко оценивают на уровне района. Она все эти годы входит в тройку лучших организаций. В этом, 2006 году, Союзу ДО Тамбовской области исполнилось 15 лет. Делегация Мучкапского района посетила празднование юбилея в городе Тамбове. В состав делегации входили члены Организации Объединённых стран Краснокустовской сош. В Краснокустовской сош наряду с ДО работают объединения учителей и родителей. Одну из ведущих функций в воспитательной системе выполняет ученическое самоуправление. Органом ученического самоуправления является Ученический комитет. Положение об Учкоме можно посмотреть в приложении этой работы. (приложение №2) НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ секторов детского самоуправления Направления работы ученического комитета и Совета младших школьников
Направления работы досугового сектора
Направления работы сектора «Древо школы»
Направления работы сектора информации «Школьная жизнь»
Направления работы стратостата
Направления работы сектора «Вожатский отряд»
Направления работы сектора «Служу отечеству»
Направления работы сектора «Наука»
Направления работы сектора «Совет физкультуры»
В школе организованы разновозрастные, одновозрастные связи общения. Это шефская работа с младшими школьниками; коллективные творческие дела; благоустройство школьной территории и др. Отношение учащихся к школе, а так же отношения между педагогами и администрацией можно отследить изучив результаты мониторинга. (приложение №3) Анализируя результаты анкетирования учащихся 5-11 классов по теме «Ваше отношение к школе» мы пришли к таким результатам:
При анализе мониторинга «Отношение педагогов и администрации» можно сделать следующие выводы: Педагоги удовлетворены
Есть некоторые случаи неудовлетворённости отношений «педагог-администрация», но они очень малочисленны и взяты на заметку администрацией. Педагогов Краснокустовской сош характеризует индивидуальный подход в воспитании, использование положительных воспитательных возможностей среды, защита от её отрицательных воздействий. Несмотря на всю положительную сторону воспитательной системы школы, в ней существуют противоречия. 4.СВЯЗЬ С НАУКОЙ Педагогический коллектив на протяжении многих лет работает над проблемами «Активизации познавательной деятельности» и «Поиски эффективных путей воспитания учащихся» в учебно-воспитательном процессе. За прошедший 2005-2006 учебный год учащиеся и педагоги нашей школы работали над разработкой научных проектов, творческих работ и др. хочется назвать лишь некоторые из них, получившие высокую оценку компетентного жюри. Среди них областная экологическая акция за сохранение природы и бережное отношение к водным богатствам страны «Малые реки Тамбовщины» (ученик 8 класса Бизюкин Д, ученик 11 класса Иванов А. Руководитель – Луконина Т.Ф.); конкурс творческих работ учащихся «Непобедимая Россия», посвящённый Дню единения России (ученик 7 класса Глебов А., ученица 11 класса Кочергина С., ученик 8 класса Душечкин А. Руководители: Климкина Н.Е., Коровина О.В.); областной конкурс мультимедийных проектов экологического центра «Бионика», посвящённый 45-летию полёта человека в космос «Освоение космоса» (Ученик 8 класса Бизюкин Д., ученик 11 класса Голов М. Руководитель Зорина Н.Н.), участие в конкурсе, посвящённом юбилею Тамбовской области (ученица 11 класса Шепелёва Е., ученик 8 класса Бизюкин Д. Руководитель Зорина Н.Н.) и многие другие. Ученик 11 класса Иванов Антон стал победителем районного конкурса «Ученик года». Школа приняла участие в конкурсе «Школа года» в номинации «Школа-комплекс» (Щербакова Т.И.), приняли участие в областном конкурсе «Концепция воспитательной работы школы» (Зорина Н.Н.). В этом 2006-2007 учебном году учащимися 9 класса и Коровиной О.В. была выполнена научно-исследовательская работа по экологии «Лекарственные растения Мучкапского района», работа по химии, посвящённая юбилею Д.И. Менделеева (ученица 11 класса Шепелёва Е. Руководитель Нестерова Н.В.). Большое количество работ было выполнено учащимися нашей школы по линии Дома детского творчества и РОНО уже в этом году. Вся эта внеклассная и внеурочная работа ведёт к повышению значимости воспитательной работы, к привлечению деятельности школьников в процессе построения воспитательной системы школы. Заключение Если сопоставлять традиционный и инновационный подходы к воспитанию, то между ними – существенная разница. Когда в обществе происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, неэффективными оказались многие стереотипы, к которым привык педагог, родители, сами воспитанники. Обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой – то, что обычно не входит в круг педагогических целей и ценностей, развивается стихийно. В образовательном учреждении воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определённых мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности либо вообще вынесенных «за скобки» преподавательской деятельности учителя. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путём, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск личностью (самостоятельно и с помощью взрослого наставника) способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, что сопряжено с ответами на вопросы: Кто Я? Как Я живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться? Воспитание в этом случае ориентировано на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесению с жизнью других людей.Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потерять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействие:
Таким образом, в воспитательной системе, которую организуют педагоги нашей школы, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент её социализации, обеспечение таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ |
План реализации проекта «Воспитательная система моу «сош №10» «Шаг... Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своей страны | Воспитательная система «Ученик Гражданин и патриот» Система воспитания... Отечеству,утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей | ||
Анализ работы по созданию воспитательной системы и обеспеченности воспитанности учащихся Воспитательная программа лицея входит разделом в образовательную программу лицея. В лицеи осуществляется целостная учебно-воспитательная... | Администрация краснобаковского района нижегородской области маоу... В основе модели взаимодействия субъектов воспитания и социализации моу ветлужская сош – двухкомпонентная структура: микросреда (внутренняя... | ||
Анализ воспитательной работы мбоу сош №1 за 2011-2012 учебный год Воспитательная система школы это целостный организм, который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую... | Основная образовательная программа начального общего Воспитательная система образовательного учреждения. Особенности дополнительного образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Александровской сош, Большеивановской сош, Качалинской сош №1, Качалинской сош №2, Сиротинской сош, Краснодонской сош, Логовской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитательная система образовательного учреждения: сущность, характеристика этапов развития | ||
Конспект урока по информатике в 7 классе. Тема : Персональный компьютер как система Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости | Анализ воспитательной деятельности мкоу «Горячеключевская сош» за 2012-2013 учебный год Воспитательная деятельность мкоу «Горячеключевская сош» в 2012-2013 учебном году строилась в соответствии со следующими нормативными... | ||
Программа воспитательной системы Беловской сош филиал мкоу«Уйской сош» Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы... | I. Воспитательная деятельность c педагогическим коллективом Воспитательная деятельность педагогического коллектива. Проведение традиционных общешкольных мероприятий, коллективно-творческих... | ||
Анализ воспитательной деятельности мбоу сош №8 за первое полугод Воспитательная работа, проводимая в первом полугодии, строится в соответствии с утвержденным планом работы школы | Образовательная программа Раздел Цели и задачи образовательной программы Общие сведения о мбоу кудиновской сош. (Условия функционирования общеобразовательного учреждения, кадровый потенциал оу, режим работы... | ||
Анализ воспитательной работы мкоу хмр сош с. Цингалы Вся воспитательная и образовательная деятельность в мкоу хмр сош с. Цингалы в 2012-2013 учебном году были основаны на потребностях... | «Особенности различных видов человеческих отношений» Цель занятия: способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, воспитательная система, как способ передачи... |