Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999





НазваниеУчебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999
страница1/12
Дата публикации02.01.2015
Размер1.88 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Учебное пособие

Г.П. Синицына

Воспитание современного школьника

Омск - 1999

Печатается по разрешению

издательского совета

Омского государственного

педагогического университета.


Синицына Г.П.

Воспитание современного школьника: учебное пособие. – Омск: издательство ОмГПУ, 1999.
В пособии рассматривается проблема воспитания современного школьника. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах, а также отражает передовой опыт отечественных и зарубежных педагогов.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических вузов. Оно может быть использовано практическими работниками школ, преподавателями вузов, колледжей и всеми кто интересуется проблемами воспитания подрастающего поколения

Научный редактор: доктор педагогических наук, профессор Н.В. Чекалева.
Омский государственный педагогический университет, 1999 г.

Содержание
Введение

Глава I. Теоретические основы воспитания

  1. Теория воспитания как область педагогического знания.

  2. Понятие педагогической парадигмы.

  3. Понятие воспитания.

  4. Воспитание как педагогический процесс.

  5. Основные закономерности и принципы воспитания.

Глава II. Воспитательный процесс в современной школе.

  1. Ценности – основа целей и содержания воспитания.

  2. Особенности взаимодействия педагогов и воспитанников.

  3. Методы воспитания.

  4. Формы организации воспитательного процесса.

  5. Изучение воспитанности школьников.

  6. Воспитательные технологии: проблемы и решения.

  7. Классный руководитель и его функции.

Глава III. Воспитательные возможности детских объединений.

  1. Новые подходы к созданию детских объединений.

  2. Типы детских объединений.

  3. Вариативно-программный подход к отбору содержания деятельности детских объединений.

Глава IV. Воспитание в семье.

  1. Воспитательный потенциал современной семьи.

  2. Проблема взаимодействия семьи и школы.

  3. Западный опыт педагогического образования родителей.

Глава V. Воспитательные гуманистические системы.

  1. Воспитательная система школы.

  2. Воспитательная система класса.


Введение



В предлагаемом учебном пособии сделана попытка осмыслить теорию воспитания как фундаментальную теорию общей педагогики с позиций гуманистической педагогической парадигмы. В центр современного гуманистического подхода к воспитанию поставлен человек как субъект воспитания, наделенный природными силами, способный к саморазвитию и самоосуществлению. Это дает возможность по-новому подойти к толкованию сущности воспитания, основных компонентов процесса воспитания: цели, содержания, методов, форм.

Данное пособие нацелено на формирование нового типа педагогического мышления и соответствующего ему типа профессионализма. Оно поможет студенту успешно освоить базовый теоретический курс «Педагогические теории и системы».

Опираясь на полученные знания, на понимание сущностных характеристик воспитания, будущий учитель сможет свободно ориентироваться в многообразии форм и методов, профессионально осуществлять выбор эффективных педагогических технологий.

Настоящее пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а также при обобщении всего цикла психолого-педагогической подготовки и в практической деятельности.

Пособие имеет ряд особенностей.

Учебный материал отражает различные подходы, суждения, определения, он отобран на основе сравнительного анализа.

Каждая тема – основная структурная единица пособия – завершается комплексом вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов. Многие из них носят творческий характер. Ряд заданий ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе или вузе.

Перечень основных понятий позволяет более глубоко понять изучаемый теоретический материал и в случае затруднения еще раз обратиться к нему.

Предлагаемые темы рефератов, курсовых работ, списки литературы помогут студенту выбрать заинтересовавшие его вопросы и сориентироваться в поиске информации.

Такое построение пособия делает возможным его применение в дистантном обучении.

Глава

Теоретические основы воспитания

«Человек может стать человеком

только путем воспитания. Он то,

что делает из него воспитание.

Воспитание - величайшая проблема

и труднейшая задача для человека»

И. Кант
1. Теория воспитания как область педагогического знания.
Всякая наука как специальная область осмысления объективной действительности имеет свой категориальный аппарат. Его значение заключается в том, что именно в категориях и понятиях выражается сущность данной науки, ее объекты и предмет, основная смыслообразующая идея, благодаря которой неупорядоченный набор сведений и фактов обретает форму научной системы, позволяет формулировать проблему исследования, подбирать наиболее эффективные методы и решения.

Педагогика является относительно самостоятельной гуманитарной наукой, имеющей фундаментальный и прикладной характер. Будучи фундаментальной наукой, она исследует и получает педагогическое знание, будучи прикладной наукой, она предписывает, рекомендуя методы, формы, технологии воспитания и обучения.

Исследуя воспитательно-образовательную деятельность, педагогика использует данные других наук о человеке: психологии, анатомии, физиологии, педиатрии и т.д. – и создает некоторую систему знаний – учение. Это учение и есть педагогика.

Предписывая, она рекомендует не только набор методов и форм воспитания и обучения, а систему методов и форм, которая и есть методика. В структуре методик выделяют две главные части – методику воспитательной работы и методику обучения.

В последнее время активно разрабатывается технологический аспект педагогики, позволяющий реализовывать педагогическое знание на практике. Поэтому мы вправе говорить о технологии воспитания и технологии обучения.

Ценностная характеристика современного педагогического знания свидетельствует о том, в последние годы в отечественной педагогике ярко выразились процессы гуманизации педагогики и педагогического знания. Они все в большей степени стали отражать реальное бытие ребенка, соединяться с представлениями о том, что в каждом изначально заложено много задатков, и что необходимо создавать условия для их проявления и развития.

В центре гуманистической педагогики – человек, его творческие способности. Гуманистическая педагогика – это жизнесозидающая педагогика, она исходит из того, что человек должен сам себя сконструировать, создать и прожить собственную жизнь, учитель помогает ему, сопровождает, поддерживает его в этом, ориентируясь на идеалы и общечеловеческие, нравственные ценности.

Гуманистическая педагогика – это педагогика воспитания, рассматривающая знания, осваиваемые ребенком в школе, как средство и условия возвышения человека, утверждения его свободы, сознания своего места в жизни. Они представляют ценность, если приобретены самостоятельно, в процессе упорного труда. В основе гуманистической педагогики – антропологический подход, позволяющий на основе интеграции наук о человеке определить сущность воспитания.

Педагог в большей степени становится созидателем, творцом воспитательной среды, главная характеристика которой – насыщенность культурой.

Несомненно, без понимания и осмысления сущности воспитания, его закономерностей, принципов, без овладения методикой и воспитательными технологиями, без признания приоритетности и авторитетности педагогического знания о воспитании, т.е. теории воспитания, невозможно стать педагогом-профессионалом в высоком смысле.

Теория воспитания – часть педагогики, раскрывающая закономерности становления, проявления и развития воспитательных отношений. Она анализирует процесс воспитания с самых общих позиций, моделирует на уровне абстрагирования сознание, выявляет его сущность, факторы, компоненты (цели, содержания, средства, методы, формы, критерии воспитанности), динамику, закономерности и принципы, взаимосвязь с общественными явлениями. Методику воспитательной работы интересуют способы организации жизнедеятельности ребенка в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями, отразившими природу становления личности. Чтобы воспитательный процесс был успешным, необходимо профессиональное освоение педагогом-практиком и теоретического уровня, и методического, и технологического. По мнению Н.Е. Щурковой, замещение всех уровней, например, технологическим, задачу воспитания не решит.

В наши дни педагогическое мышление претерпевает существенные изменения, обусловленные, во-первых, пониманием и признанием самоценности ребенка; во-вторых, пониманием и признанием его способности к саморазвитию, самореализации. Следовательно, воспитанник становится равноправным участником воспитательного процесса, его субъектом. Постепенно формируется представление о том, что воспитание должно стать исходным, ведущим, приоритетным в деятельности школы. Уровень воспитанности школьников должен стать главным критерием в оценке работы школы.

Следовательно, теории воспитания должна быть возвращена ее приоритетная роль в структуре педагогической науки, как это было в школах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и других классиков науки о воспитании.

В представлении К.Д. Ушинского педагогика – это не наука «в строгом и точном смысле слова», это искусство воспитания. По все вероятности, эту мысль не следует понимать буквально, без учета метафоричности ее изложения.

Педагогика – это искусство в своем исполнении, но она требует от педагога-воспитателя, кроме терпения, педагогических способностей, еще и «специальных знаний», т.е. теоретических знаний.

Это высказывание К.Д. Ушинского делает необходимым рассмотрение воспитания и воспитательного процесса как явлений практики и как предмета теории. Практическая педагогическая деятельность – это искусство, требующее от педагога таланта, вдохновения, интуиции и озарения. Но деятельность педагога-воспитателя – это деятельность, прежде всего, теоретического плана. Педагог, не умеющий создать теоретическую модель воспитательного процесса, уподобится массовику-затейнику, занятому организацией досуга детей. Поэтом деятельность воспитателя связана с теоретическим познанием. Таким образом, теория воспитания – это область научного системного знания.
2. Понятие педагогической парадигмы.
Понятие парадигмы – ключевое понятие в философии и методологии. Оно введено в научный язык в 1922г. американским философом Томасом Куном. С помощью этого понятия обозначают совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Как правило парадигма находит свое воплощение в учебниках или классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки.

Под педагогическими парадигмами понимают научно-педагогические сообщества ученых (теоретиков) и учителей (практиков), создающих, развивающих и воплощающих в жизнь определенные принципиальные положения, позволяющие сформулировать и внедрить в практику целостные методы образования (См: Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.)

В более узком значении педагогическую парадигму можно понимать как систему теоретических положений, на которых строится та или иная педагогическая система.

По мнению М.В. Богуславского и Г.Б. Корнетова, в 20 веке отечественная школа сменила несколько парадигм.

Это и «школа учебы», восходящая к идеям К.Д. Ушинского, затем с начала века развивается новая парадигма «школа труда». Параллельно с ней происходит становление парадигмы «Свободной школы», ярким выразителем которой был К.Н. Вентцель.

С 1917 года наша школа развивается как «единая трудовая школа». Труд входит в содержание воспитательной деятельности школы.

С начала 30-х годов начинает насаждаться идея воспитания коммунистически убежденного исполнителя. «Школа учебы» постепенно вытесняет «Школу труда».

В 60-70 гг. ведущей становится концепция воспитывающего обучения. Вместе с тем развиваются и альтернативные течения: казанский, липецкий, ростовский опыты, коммунарская методика. Разрабатывается теория развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Методику формирования социальной активности школьника создает Т.Е. Конникова; методику воспитания личности в коллективе – Л.И. Новикова и А.Т. Куракин.

Павлышский учитель В.А. Сухомлинский осветил теорию и практику гуманистическими идеями.

В эти же годы в обществе усиливаются авторитарно-бюрократические тенденции, которые не могли не отразиться на школе, хотя учителей-практиков привлекали идеи Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др. педагогов-новаторов.

Следует отметить, в условиях советской действительности ни одна из названных парадигм полностью воплощения в жизни не получила в силу огромного влияния бюрократического фактора.

Своеобразие современной педагогической ситуации состоит в соперничестве вышеназванных парадигм.

Специфика перехода развитых стран к информационному обществу показывает, что парадигма «школа труда» в мировом контексте уже утрачивает свою приоритетную роль и уступает доминирующие позиции «свободной школе», которая сменяется «школой самореализации личности».

В нашей стране педагогическая ситуация характеризуется активным поиском ответа на вопрос: какая парадигма отвечает уровню и требованиям современного развития культуры нашего общества, новому статусу личности: «школа учебы», «школа труда», «школа свободного воспитания» или «школа самореализации личности».

Следует отметить, что в свою очередь, внутри каждой парадигмы выделяются два варианта, соответствующие ведущим педагогическим традициям: авторитарной и педоцентрической.

Несомненно то, что в современной педагогической ситуации достаточно медленно, с большими трудностями утверждается гуманистическая парадигма воспитания, ориентированная на человека, которая представляет собой синтезированную модель. Идеи гуманистического воспитания разрабатываются такими учеными, как Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Б.Т. Лихачев и др.

В основе этой модели личностно-гуманный подход, который определяет отношение педагога к ребенку и его позицию в образовательном процессе. Он состоит в том, как считает Ш.А. Амонашвили, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, относится к ним как к самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно по собственному желанию и свободному выбору. Педагог опирается или помогает обрести ребенку личностный смысл любой деятельности, выполняемой им.

Признание ученика в качестве субъекта своей жизнедеятельности, в качестве личности, способной к деятельностному самоизменению, самосовершенствованию, развитие потребности в этом, поддержка педагога – эти ведущие идеи лежат в основе гуманистической парадигмы воспитания.
3. Понятие воспитания.
Категория воспитания – основная категория в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого ее определения. В силу сосуществования различных педагогических парадигм сложились и различные подходы к ее определению.

Традиционно, определяя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, как приобщение школьника к социальному опыту, накопленному человечеством, (тем самым отождествляя воспитание с социализацией); воспитание в узком смысле слова определяют как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей определенную систему взглядов, убеждений, качеств.

В современных условиях в рамках утверждающейся гуманистической парадигмы воспитания существуют различные определения воспитания.

В 1921 году Международной лигой нового воспитания была принята следующая трактовка воспитания, согласно которой воспитание – это создание условий для развития способностей каждого воспитуемого, как индивида, как члена демократического общества. Воспитание в этой трактовке неотделимо от социальной эволюции и является одной из сил, обуславливающих эту эволюцию. Поэтому цели, содержание и методы воспитания должны быть динамичными, соответствовать постоянно изменяющимся требованиям общества.

На основании этого определения многие российские исследователи понимают воспитание как создание условий для развития человека.

Достаточно распространенным является понимание воспитания как взаимодействия педагога и воспитанника, направленное на освоение общечеловеческих, нравственных ценностей.

Согласно трактовке воспитания как взаимодействия, сотрудничества, ведущая роль принадлежит внутренним силам воспитуемого как личности, а усилия воспитателей должны быть направлены на сохранение, обогащение и развитие этих сил, а не на формирование личности. Воспитание приобретает двусторонний характер, взаимодействие воспитателя и воспитанника строится на партнерских отношениях.

Н.Е. Щуркова и ее единомышленники считают, что воспитание есть организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Педагог – соучастник такого восхождения, стратег и помощник в этом нелегком движении к жизни, достойной человека.

Размышляя об основных категориях педагогики, ведущий российский исследователь Б.Т. Лихачев называет воспитание базовым, родовым понятием педагогики. Воспитание как всеобщая абстрактная категория отражает и выражает объективный конкретно-исторический процесс – движение отношений, общения, деятельности в обществе, благодаря которым осуществляется преемственность между поколениями.

Как важнейшее видовое понятие воспитание – это объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений.

Представляет интерес понятие воспитания, данное Л.М. Лузиной, на наш взгляд, оно отражает сущностную характеристику гуманистической парадигмы воспитания. Она выделяет 3 значения воспитания:

  1. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.

Непременным условием этого процесса является, во-первых, наличие особой среды, включающей культуру данного общества, а во-вторых, наличие свободы выбора, принятия тех феноменов культуры, которые в максимальной степени соответствуют природным предпосылкам, склонностям, способностям, т.е. предназначению человека.

  1. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов. Это социализация, включающая в себя как индивидуализацию, так и уподобление, т.е. идентификацию себя как общественного существа.

  2. Воспитание - это понятие, посредством которого обозначается специально организованный воспитателями-профессионалами в условиях воспитательных учреждений педагогический процесс. (воспитательный процесс).

Сущность педагогического процесса – в созидании и постоянном поддержании условий, способствующих саморазвитию, самореализации, становлению человека.

Есть объективная потребность в организации такого процесса? Несомненно, т.к. саморазвитие, самореализация, становление личности происходит, во-первых, в условиях многообразного, часто стихийного воздействия многочисленных факторов социо-культурной среды и есть необходимость упорядочить это воздействие, а, во-вторых, саморазвитие находится в прямой зависимости от «культурной насыщенности» среды.

Следует сказать, что воспитание как внутренний процесс саморазвития, воспитание как взаимодействие с социо-культурной средой и воспитание как специально организованный педагогический процесс взаимосвязаны, взаимно обусловлены и существуют в единстве. В практике, в жизни эти феномены настолько слиты, что есть смысл говорить о трех сторонах единого процесса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconУчебное пособие Омск-2003 удк 5(075) ббк 20я73
Л 83 Сборник заданий по курсу “Концепции современного естествознания” : Учеб пособие Омск: Изд-во Омгту, 2003. 68с
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconН. И. Константинова концепции современного
К65 Концепция современного естествознания: Учебное пособие. – Новосибирск: нф рап, 2006
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconН. И. Константинова концепции современного
К65 Концепция современного естествознания: Учебное пособие. – Новосибирск: нф рап, 2012
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconГорелов А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / А. А.
Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / А. А. Горелов. – М.: Владос, 2002. – 511 с.: ил
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconА. Л. Темницкий Социологические исследования
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, заинтересованных в исследовательском воплощении...
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconБыков А. В., Шульга Т. Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе:...
Быков А. В., Шульга Т. Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. — М: Изд-во урао, 1999. — 168 с
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconУчебник для студентов Вузов, пособие для учителей. М. Изд-во «Агар», 1999. 424 с
Бродский А. К. Краткий курс общей экологии: Учеб пособие. Спб.: Деан, 1999. 224 с
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconУчебное пособие для студентов специальности «Мировая экономика»
Учебное пособие предназначено для углубленного изучения отдельных разделов дисциплины “Транспортное обеспечение внешнеэкономической...
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconВиталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство...
Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие....
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
З 31 Английский для юристов. Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.—352 с
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconЭтносоциология учебное пособие для вузов аспект пресс москва 1999 оглавление
Одобрены на заседании кафедры «Экономики природопользова-ния и сервиса экосистем», протокол №8 от 14 октября 2011г
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconУчебное пособие по разговорному английскому языку для студентов всех...
Учебное пособие по разговорному английскому языку для студентов всех специальностей неязыкового вуза
Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 iconСправочник по экономической безопас­ности и защите предпринимательства....
Ващекин Н. П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность предпринима­тельской деятельности. Учебное пособие. М.: Изд-во мгук, 2001....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск