Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву





Скачать 143.27 Kb.
НазваниеКонспект деловой игры для подростков по избирательному праву
Дата публикации25.07.2013
Размер143.27 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Культура > Вопрос

УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ: ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА

ИЛИ ЕГО ПРАВО?

(конспект деловой игры для подростков по избирательному праву)




А. А. Бачерикова,


педагог-психолог Центра детского творчества

с изучением прикладной экономики г. Кирова
Психологи, политологи, социологи, занимающиеся изучением политического поведения граждан РФ, утверждают, что в современном обществе сложился особый тип политической культуры – культура наблюдателей. Её представители не готовы к активному участию в политической жизни общества [4]. Такой тип политической культуры способствует развитию электоральной коррупции, применению грязных избирательных технологий и фальсификации результатов выборов. С целью предупреждения отрицательных последствий политической индифферентности педагогам и родителям следует заботиться о развитии политического самосознания подрастающего поколения, т. е. способствовать развитию культуры избирателей. Для этого необходимо придумывать, разрабатывать и проводить с детьми различные конкурсы, игры, беседы, направленные на активизацию их интереса к проблеме избирательного права, выборов.

Конспект деловой игры «Участие в выборах: обязанность гражданина или его право?» представлен в таблице с приложениями в виде схем, текстов, таблиц. Он может быть использован в работе с учащимися школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. Предполагаемое количество участников данного мероприятия – 15–20 человек, их возраст – 14–17 лет.

Цель мероприятия: привлечь внимание подростков к проблеме выборов в РФ на основе конкурса, позволяющего смоделировать и проиграть ситуацию выборов; в процессе игры понять значимость собственного голоса в ходе реальных выборов.

Задачи:

  1. формировать знания у школьников об избирательном праве посредством внимательного прослушивания участниками игры выступления педагога, комментируемого педагогом просмотра презентации или комментируемых педагогом схем, представленных на бумаге, участия в игровом конкурсе;

  2. воспитывать интерес к проблеме выборов в России на основе дискуссии, выполнения игровых заданий (разработки предвыборной программы, её презентации, голосования);

  3. развивать способность выражать и отстаивать свою точку зрения с помощью самостоятельной формулировки вопросов в ходе игры, выступлений участников игры.

Оборудование: жетоны, схемы (на бумаге или в форме презентации, выполненной с помощью программы Power Point, ноутбук, проектор, экран), оценочные бланки для жюри, игровые бюллетени (по количеству участников), урна для голосования (коробка), бумага формата А4, А3, ручки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага, 3 подставки-бейджа на столы, листы для рефлексии (по количеству участников), подарки для победителей конкурса.

План

  1. Приветствие. Распределение по жетонам.

  2. Игровой конкурс: «Участие в выборах: обязанность гражданина или его право»?

1 этап конкурса: знакомство с теорией избирательного права.

2 этап конкурса: составление кандидатами предвыборных программ.

3 этап конкурса: агитация.

4 этап конкурса: голосование.

5 этап конкурса: проверочный тест по теории избирательного права.

  1. Подведение итогов конкурса; выступления членов жюри; награждение победителей, рефлексия.

Конспект деловой игры


Время (мин.)

Деятельность педагога

Деятельность участников

5 мин.

1. Приветствие. Распределение по жетонам.

- Здравствуйте, уважаемые школьники!

(Каждому участнику предлагается при входе в кабинет взять жетон.)

Сегодня мы вместе с вами попробуем разобраться в сложной, но очень актуальной проблеме, связанной с нашим избирательным правом.

В рамках этой встречи каждому из нас предстоит получить ответ на вопрос: «Участие в выборах: обязанность гражданина или его право?»

А выясним мы это в ходе игровых выборов. Чтобы их начать, необходимо познакомиться с базовой теорией избирательного права, которая представлена на доске в форме схем (или на экране в форме презентации). Прошу вас быть внимательными и активными. В ходе игры, опираясь на полученные знания, вам предстоит отстаивать свою точку зрения, убеждать. Будьте вежливы, не перебивайте друг друга, старайтесь услышать и понять собеседника. По итогам игры будут выявлены победители, которые получат ценные подарки. Кроме этого, мы выполним небольшой тест, который позволит вам самостоятельно выявить уровень знаний по избирательному праву. Буду рада, если вас заинтересует моё выступление, и вы зададите мне свои вопросы. Итак, давайте вместе попробуем понять, что же такое избирательное право и выборы.



Участники внимательно слушают педагога, по очереди берут жетоны, занимают свои места в кабинете.

45 мин.

2. Игровой конкурс: «Участие в выборах: обязанность гражданина или его право»?

10 мин.

1 этап конкурса: знакомство с теорией избирательного права.

Выступление педагога с опорой на схемы (приложение 1).

(Схемы должны быть подготовлены заранее. Они могут быть нарисованы на бумаге и вывешены на доску или выполнены в виде презентации с помощью программы Power Point.)

Ответы педагога:

- Референдумом называется форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

- Активное и пассивное избирательные права гражданина совпадают, если, он, в соответствии с рядом требований, является и избирателем, и кандидатом.

- Избирательный округ – территория, на которой организуется процедура выборов.

Внимательно слушают выступление, рассматривают схемы, формулируют свои вопросы.

Примерные вопросы слушателей:

- Чем отличается референдум от выборов?


- Может ли совпадать активное и пассивное избирательные права гражданина?

- Что такое избирательный округ?

15 мин.

2 этап конкурса: составление кандидатами предвыборных программ.

- Прошу всех обратить внимание на цвет жетонов, которые вы получили при входе в кабинет. Если у вас жетон белого цвета, то вы – избиратель, красного цвета – кандидат, зелёного цвета – член жюри. Прошу кандидатов и членов жюри сесть за отдельные столы. Избиратели остаются на своих местах. Представим, что нам предстоит избрать президента нашей воображаемой страны. У нас три кандидата. Выборы мы назначили. Члены жюри (их трое) имеют право голоса наравне со всеми.
Следовательно, мы прошли первые три стадии избирательного процесса. Переходим к четвёртой.

Кандидатам необходимо за 10 минут придумать свою оригинальную шуточную предвыборную программу. И на пятой стадии избирательного процесса провести агитацию за эту программу. Короткое весёлое выступление, позволит понять основную мысль программы кандидата.

Настоящие выборы проходят, как вы понимаете, более серьёзно и готовятся к ним более основательно. Наша с вами задача – понять значение выборов, разобраться в их процедуре.

В соответствии с цветом жетона участники определяют свою роль в ходе игры, занимают свои места.

Каждый из трёх членов жюри представляется, называя своё имя и фамилию. Каждый кандидат крупно пишет своё имя и фамилию на листе, который вставляет в подставку-бейдж своего стола.

Кандидаты продумывают свою шуточную предвыборную программу и, прибегая к помощи избирателей, пытаются её представить наглядно и вербально, используя различные способы: создают рисунок, аппликацию, схему, сценку, рекламу. Для этого участники могут использовать все необходимые материалы: бумагу формата А4, А3, ручки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, цветную бумагу.

Примерный вариант шуточной избирательной программы:

1. каждый любит сладкое; глюкоза необходима каждому растущему организму;

2. требуется увеличить в нашей стране количество кондитерских предприятий;

3. каждому гражданину бесплатно выдавать столько сладкого, сколько он пожелает. (Бланк оценки деятельности участников конкурса членами жюри представлен в приложении 2).

15 мин.

3 этап конкурса: агитация.

- Предвыборные программы кандидатов готовы. Начинаем агитацию.

Итак, сейчас каждому кандидату будет предложено заинтересовать аудиторию в своей предвыборной программе. Для этого её нужно зачитать и прорекламировать. Чем интересней и логичной будет агитация, тем вероятнее, что кандидат получит большее количество голосов и станет президентом. Оцениваться жюри будут не только выступления, но и вопросы от избирателей. Самые активные избиратели тоже будут награждены.

Примерный вариант процесса агитации: на листе бумаги нарисованы пряники. Кандидат сначала зачитывает свою предвыборную программу (представлена выше), а затем произносит: «Живём-поживаем, пряники едим, а о кнуте не вспоминаем! Голосуйте за Иванова и сладкая жизнь вам обеспечена!»

Избиратели задают 2–3 вопроса кандидату, на которые он пытается ответить.

5 мин.

4 этап конкурса: голосование.

- Начинаем голосование за наших кандидатов. Каждый участник получает бюллетень (приложение 3), в который вписывает фамилии кандидатов и ставит напротив одного из них галочку. Писать нужно разборчиво, чётко. В противном случае бюллетень будет признан недействительным.

Все участники игры голосуют и вкладывают свой бюллетень в урну (коробку). Подсчёт голосов осуществляют члены жюри.

10 мин.

5 этап конкурса: проверочный тест по теории избирательного права.

- Предлагаю вам пройти тест и выяснить уровень своих знаний по избирательному праву (приложение 4).

На выполнение теста даётся 3 минуты. По истечении времени педагог просит поднять руки тех, кто отлично знаком с избирательным правом, хорошо знаком с избирательным правом и делает соответствующие выводы.

Отметку «отлично» заслуживают те, кто дал 6–7 правильных ответов, отметку «хорошо» заслуживают те, кто дал 4–5 правильных ответов, отметку «удовлетворительно» заслуживают те, кто дал 2–3 правильных ответа, отметку «неудовлетворительно» заслуживают те, кто дал менее 2 правильных ответов.

За то время, пока члены жюри подводят итоги, все участники конкурса выполняют предложенный тест и самостоятельно определяют уровень своих знаний в области теории избирательного права.

Тест может быть представлен на слайде презентации, а может быть выдан в виде бланков каждому участнику.

Ключ к тесту:

1. Нет.

2. Конституция.

3. Активным правом.

4. Региональный уровень.

5. Нет.

6. Нет.

7. В Древней Греции.

3. Подведение итогов конкурса; выступления членов жюри; награждение победителей, рефлексия.

- Пока члены жюри совещаются и подводят итоги, выясняя фамилию президента, давайте ответим на вопрос: «Участие в выборах – это обязанность или право гражданина?» Выскажитесь, пожалуйста, и объясните своё мнение.

- Сейчас мы выслушаем выступления членов жюри и определим победителей нашего конкурса.
- В Конституции РФ сказано, что участие в выборах – это право. Но для заинтересованного избирателя, гражданина, как мы выяснили в ходе игры, участие в выборах – ещё и обязанность, внутренний долг.
- Надеюсь, что знания, полученные сегодня, помогут вам стать заинтересованными избирателями. Благодарю вас за работу и желаю успехов!

Участники объясняют название конкурса каждый по-своему, отвечают на главный вопрос. Примерные варианты высказываний детей:

- Участие в выборах – это право гражданина. Он может выбирать, а может и не выбирать.

- Участие в выборах   долг, обязанность, т. к. каждый человек должен быть патриотом и пытаться решать проблемы государства, в котором он живёт.

Выступают члены жюри, происходит награждение победителей конкурса подарками.

По итогам работы каждому участнику предлагается оставить свой отзыв о конкурсе. Для этого необходимо на одной стороне квадратного листа (приложение 5) дорисовать своё настроение, а на другой стороне написать мнение о мероприятии, пожелания и предложения.

С точки зрения И. В. Охременко, существует два типа политического поведения граждан: «открытое» (активное) и «закрытое» (иммобильное) [5]. Данная деловая игра является примером «открытого» типа политического поведения подрастающего поколения, поскольку в ходе её дети: 1) получили базовые знания по теории избирательного права; 2) эмоционально взаимодействовали, общались друг с другом; 3) пытались соревноваться, развивая волевые процессы. Таким образом, участие в игре позволило активизировать когнитивную, эмоциональную и волевую сферы психики каждого ребёнка, что в большей степени оказало влияние на становление позиции избирателя, а не наблюдателя.

Приложение 1

Текст выступления педагога

Основной закон нашей страны – Конституция – начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации …» В соответствии с законами демократического государства, его граждане выбирают представителей власти, которым доверяют свою судьбу. Не случайно модель демократического устройства государства напоминает греческий храм, ведь зародилась демократия в Древней Греции (схема 1) [1].

Схема 1

Модель демократического устройства государства



Выборы – действенный и законный инструмент формирования власти в государстве [2]. Существует три уровня власти: федеральный, региональный и муниципальный. Каждому уровню соответствует тот или иной орган власти, члены которого избираются (схема 2). Например, на федеральном уровне в рамках законодательной власти функционирует Федеральное собрание, Совет Федерации и Государственная Дума, в рамках исполнительной власти – Правительство, Министерства, Службы и Агентства, в рамках судебной власти – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ. Региональный и муниципальный уровни власти обладают своими органами, позволяющими реализовывать политику государства в соответствии с особенностями каждого конкретного региона, области, населённого пункта.

Схема 2

Выборы в органы государственной власти

и местного самоуправления РФ



На каждом уровне власти проходят выборы: на федеральном – выборы президента и депутатов Государственной Думы, на региональном – выборы депутатов законодательных (представительных) органов субъектов, на местном – выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований.

Выборы регулируются правовыми нормами, совокупность которых составляет объективное избирательное право. Особое значение для каждого гражданина имеет его субъективное избирательное право, т. е. право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Избирательная система в ходе выборов может быть мажоритарной (побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов) или пропорциональной (места в выборном органе власти распределяются в соответствии с числом голосов избирателей).

Чтобы выборы были справедливыми, они должны включать в себя четыре принципа избирательного права: принцип всеобщего избирательного права (граждане могут избирать и быть избранными по достижении определённого возраста независимо от пола, расы, национальности и иных обстоятельств), равного избирательного права (каждый избиратель имеет только один голос, который не может передоверить никому), прямого избирательного права (гражданин голосует на выборах, минуя посредников и промежуточные инстанции) и принцип тайного голосования (контроль за волеизъявлением гражданина в ходе выборов отсутствует).

Существует семь стадий избирательного процесса, на которых и происходит реализация вышеперечисленных принципов.

Стадии избирательного процесса

  1. Образование избирательных округов.

  2. Назначение выборов.

  3. Образование избирательных участков и формирование избирательных комиссий.

  4. Выдвижение и регистрация кандидатов и (или) партийных списков.

  5. Агитация.

  6. Голосование, подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией.

  7. Опубликование результатов выборов.

В соответствии с данными стадиями мы будем проводить собственные игровые выборы.

Приложение 2

Бланк оценки деятельности участников конкурса (для членов жюри)

Название конкурса, критерии оценки

Кандидат 1

ФИО

Кандидат 2

ФИО

Кандидат 3

ФИО

1. Составление предвыборной программы:

логичность










конкретность










творчество










2. Агитация

обоснованность










вежливость










красота речи










уместный юмор










количество заданных вопросов










количество ответов на вопросы










3. Голосование

количество голосов










Итог:










Наиболее активные и заинтересованные избиратели (те, кто задавал много интересных вопросов, помогал составлять предвыборную программу, принимал участие в агитации, высказывал свои мысли, делился своим мнением): 1. ФИО; 2. ФИО …

Если критерий не представлен – 0 баллов,

если критерий представлен – 1 балл.

Приложение 3

Игровой бюллетень

ФИО кандидатов

Место для галочки



















Приложение 4

Проверочный тест

1. Зависит ли право избирать и быть избранным от пола, национальности, отношения к религии?

2. Как называется основной закон Российской Федерации?

3. Какое право (активное или пассивное) имеет гражданин, если он избирает кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления?

4. Как называется уровень власти, на котором проходят выборы депутатов законодательных органов субъектов РФ?

5. Будут ли признаны состоявшимися выборы президента, если в них приняли участие 30% избирателей?

6. Можно ли передоверить своё право голоса самому близкому человеку (например, маме)?

7. Где зародилась демократия?

Приложение 5

Лист для проведения рефлексии

(размер листа – 5x5 см.)



Литература

  1. Долинина И.Г. Методические материалы по курсу «Я выбираю» (раздел «Избирательное право») // Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. М., 2002. – С. 172–200.

  2. Избирательное право в России: краткий справочник. Учебное пособие / Сост. Е.А. Житлухина, И.Ю. Кисличко, А.Г. Поляков. – Киров, 2010. – 87 с.

  3. Краснова Е.А. Идеологическая социализация современной российской студенческой молодёжи: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2009.

  4. Матханов В.Э. Выборы как политико-правовой институт избирательного поведения населения: автореф. дис. … канд. политич. наук. – Улан-Удэ, 2007.

  5. Охременко И.В. Электоральное поведение: теория вопроса. Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. – Волгоград, 2002. – 52 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconПоложение
Ленинградской области по избирательному праву проводится с 1998 года. За годы своего существования олимпиада по избирательному праву...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Далее – Конкурс проводится с целью развития интереса к избирательному праву и избирательному процессу, формирования у будущих избирателей...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconИзбирательная комиссия липецкой области постановление
В целях повышения правовой культуры будущих избирателей, актуализации их интереса к избирательному процессу, избирательному праву...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ямало-Ненецкого автономного округа И. М. Горелика об итогах конкурса среди учителей общеобразовательных учреждений на лучшую методическую...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зовательных учреждений Октябрьского округа города Иркутска проводится с целью развития интереса к избирательному праву и избирательному...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconКонспект деловой игры для заместителей заведующих по вмр «Своя игра»
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconКонспект лекции по Трудовому праву Казань
Кафедра гражданского и предпринимательского права (гпп) кгту им. А. Н. Туполева предлагает Вам конспект лекции по Трудовому праву,...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconИнформация о проведении финала областной олимпиады старшеклассников по избирательному праву
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconЗа реферат «Избирательная система Российской Федерации»
Об итогах областного конкурса рефератов и творческих работ по избирательному праву среди учащихся образовательных учреждений в 2005...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconГазета «Знамя шахтера»
Об этом свидетельствуют итоги шестой научно-практической конференции по избирательному праву и процессу, которая прошла в Новошахтинском...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О проведении конкурса среди педагогов общеобразовательных школ г. Кемерово на лучший урок по избирательному праву
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву icon3 Участники первого этапа олимпиады выполняют рефераты (см приложения...
Ленинградской области по избирательному праву (далее – олимпиада), ее организационно-методическое обеспечение, порядок участия в...
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconКонспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconКонспект дидактической игры по образовательной области «Безопасность»
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconИтоги региональной олимпиады школьников и учащихся системы начального...
Моу «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект деловой игры для подростков по избирательному праву iconКлассный час по избирательному праву на тему «Твоё право выбора»....
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск