Скачать 143.27 Kb.
|
УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ: ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНАИЛИ ЕГО ПРАВО?(конспект деловой игры для подростков по избирательному праву)А. А. Бачерикова,педагог-психолог Центра детского творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова Психологи, политологи, социологи, занимающиеся изучением политического поведения граждан РФ, утверждают, что в современном обществе сложился особый тип политической культуры – культура наблюдателей. Её представители не готовы к активному участию в политической жизни общества [4]. Такой тип политической культуры способствует развитию электоральной коррупции, применению грязных избирательных технологий и фальсификации результатов выборов. С целью предупреждения отрицательных последствий политической индифферентности педагогам и родителям следует заботиться о развитии политического самосознания подрастающего поколения, т. е. способствовать развитию культуры избирателей. Для этого необходимо придумывать, разрабатывать и проводить с детьми различные конкурсы, игры, беседы, направленные на активизацию их интереса к проблеме избирательного права, выборов. Конспект деловой игры «Участие в выборах: обязанность гражданина или его право?» представлен в таблице с приложениями в виде схем, текстов, таблиц. Он может быть использован в работе с учащимися школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. Предполагаемое количество участников данного мероприятия – 15–20 человек, их возраст – 14–17 лет. Цель мероприятия: привлечь внимание подростков к проблеме выборов в РФ на основе конкурса, позволяющего смоделировать и проиграть ситуацию выборов; в процессе игры понять значимость собственного голоса в ходе реальных выборов. Задачи:
Оборудование: жетоны, схемы (на бумаге или в форме презентации, выполненной с помощью программы Power Point, ноутбук, проектор, экран), оценочные бланки для жюри, игровые бюллетени (по количеству участников), урна для голосования (коробка), бумага формата А4, А3, ручки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага, 3 подставки-бейджа на столы, листы для рефлексии (по количеству участников), подарки для победителей конкурса. План
1 этап конкурса: знакомство с теорией избирательного права. 2 этап конкурса: составление кандидатами предвыборных программ. 3 этап конкурса: агитация. 4 этап конкурса: голосование. 5 этап конкурса: проверочный тест по теории избирательного права.
Конспект деловой игры
С точки зрения И. В. Охременко, существует два типа политического поведения граждан: «открытое» (активное) и «закрытое» (иммобильное) [5]. Данная деловая игра является примером «открытого» типа политического поведения подрастающего поколения, поскольку в ходе её дети: 1) получили базовые знания по теории избирательного права; 2) эмоционально взаимодействовали, общались друг с другом; 3) пытались соревноваться, развивая волевые процессы. Таким образом, участие в игре позволило активизировать когнитивную, эмоциональную и волевую сферы психики каждого ребёнка, что в большей степени оказало влияние на становление позиции избирателя, а не наблюдателя. Приложение 1 Текст выступления педагога Основной закон нашей страны – Конституция – начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации …» В соответствии с законами демократического государства, его граждане выбирают представителей власти, которым доверяют свою судьбу. Не случайно модель демократического устройства государства напоминает греческий храм, ведь зародилась демократия в Древней Греции (схема 1) [1]. Схема 1 Модель демократического устройства государства Выборы – действенный и законный инструмент формирования власти в государстве [2]. Существует три уровня власти: федеральный, региональный и муниципальный. Каждому уровню соответствует тот или иной орган власти, члены которого избираются (схема 2). Например, на федеральном уровне в рамках законодательной власти функционирует Федеральное собрание, Совет Федерации и Государственная Дума, в рамках исполнительной власти – Правительство, Министерства, Службы и Агентства, в рамках судебной власти – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ. Региональный и муниципальный уровни власти обладают своими органами, позволяющими реализовывать политику государства в соответствии с особенностями каждого конкретного региона, области, населённого пункта. Схема 2 Выборы в органы государственной власти и местного самоуправления РФ На каждом уровне власти проходят выборы: на федеральном – выборы президента и депутатов Государственной Думы, на региональном – выборы депутатов законодательных (представительных) органов субъектов, на местном – выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований. Выборы регулируются правовыми нормами, совокупность которых составляет объективное избирательное право. Особое значение для каждого гражданина имеет его субъективное избирательное право, т. е. право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Избирательная система в ходе выборов может быть мажоритарной (побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов) или пропорциональной (места в выборном органе власти распределяются в соответствии с числом голосов избирателей). Чтобы выборы были справедливыми, они должны включать в себя четыре принципа избирательного права: принцип всеобщего избирательного права (граждане могут избирать и быть избранными по достижении определённого возраста независимо от пола, расы, национальности и иных обстоятельств), равного избирательного права (каждый избиратель имеет только один голос, который не может передоверить никому), прямого избирательного права (гражданин голосует на выборах, минуя посредников и промежуточные инстанции) и принцип тайного голосования (контроль за волеизъявлением гражданина в ходе выборов отсутствует). Существует семь стадий избирательного процесса, на которых и происходит реализация вышеперечисленных принципов. Стадии избирательного процесса
В соответствии с данными стадиями мы будем проводить собственные игровые выборы. Приложение 2 Бланк оценки деятельности участников конкурса (для членов жюри)
Приложение 3 Игровой бюллетень
Приложение 4 Проверочный тест 1. Зависит ли право избирать и быть избранным от пола, национальности, отношения к религии? 2. Как называется основной закон Российской Федерации? 3. Какое право (активное или пассивное) имеет гражданин, если он избирает кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления? 4. Как называется уровень власти, на котором проходят выборы депутатов законодательных органов субъектов РФ? 5. Будут ли признаны состоявшимися выборы президента, если в них приняли участие 30% избирателей? 6. Можно ли передоверить своё право голоса самому близкому человеку (например, маме)? 7. Где зародилась демократия? Приложение 5 Лист для проведения рефлексии (размер листа – 5x5 см.) Литература
|
Положение Ленинградской области по избирательному праву проводится с 1998 года. За годы своего существования олимпиада по избирательному праву... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Далее – Конкурс проводится с целью развития интереса к избирательному праву и избирательному процессу, формирования у будущих избирателей... | ||
Избирательная комиссия липецкой области постановление В целях повышения правовой культуры будущих избирателей, актуализации их интереса к избирательному процессу, избирательному праву... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ямало-Ненецкого автономного округа И. М. Горелика об итогах конкурса среди учителей общеобразовательных учреждений на лучшую методическую... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зовательных учреждений Октябрьского округа города Иркутска проводится с целью развития интереса к избирательному праву и избирательному... | Конспект деловой игры для заместителей заведующих по вмр «Своя игра» «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | ||
Конспект лекции по Трудовому праву Казань Кафедра гражданского и предпринимательского права (гпп) кгту им. А. Н. Туполева предлагает Вам конспект лекции по Трудовому праву,... | Информация о проведении финала областной олимпиады старшеклассников по избирательному праву Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
За реферат «Избирательная система Российской Федерации» Об итогах областного конкурса рефератов и творческих работ по избирательному праву среди учащихся образовательных учреждений в 2005... | Газета «Знамя шахтера» Об этом свидетельствуют итоги шестой научно-практической конференции по избирательному праву и процессу, которая прошла в Новошахтинском... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О проведении конкурса среди педагогов общеобразовательных школ г. Кемерово на лучший урок по избирательному праву | 3 Участники первого этапа олимпиады выполняют рефераты (см приложения... Ленинградской области по избирательному праву (далее – олимпиада), ее организационно-методическое обеспечение, порядок участия в... | ||
Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Конспект дидактической игры по образовательной области «Безопасность» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | ||
Итоги региональной олимпиады школьников и учащихся системы начального... Моу «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» | Классный час по избирательному праву на тему «Твоё право выбора».... Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум |