Скачать 111.55 Kb.
|
Автор: Алтынбаева Залия Рафаэловна Полное название образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 15» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Предмет: история и культура Башкортостана. Тема: Жизнь и творчество Рами Гарипова. Стихотворение «Родной язык» Класс: 6 Учебно-методическое обеспечение: Родной Башкортостан. Учебник для 6 класса./Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. – Уфа: Китап, 2010. – 192 с.: ил. Время реализации занятия: 45 минут Цель урока: ознакомить обучающихся жизнью и творчеством башкирских народных писателей и поэтов. Задачи урока: Образовательные ознакомить обучающихся жизнью и творчеством Рами Гарипова, его стихотворением “Родной язык”, выявление главной идеи; Развивающие развитие кругозора и знаний о культуре Башкортостана; Воспитательные воспитывать любовь, уважение и вызвать интерес к творчеству поэта; воспитывать любовь и уважение к родному краю, родному языку. Тип урока: изучение нового материала с применением ИЛО (индивидуальный лист обучающегося) Форма урока: урок-игра «Счастливый случай» Оборудование: портрет Рами Гарипова, компьютер, проектор, экран, аудиомагнитофон, аудиозаписи, выставка книг Р.Гарипова, статьи, рефераты, научные труды поэта. План проведения урока:
Индивидуалный лист обучающего (ИЛО):
Ход урока: 1. Оргмомент. Проверка рабочих мест, наличия учебных принадлежностей. Приветствие. (Слайд 2) Прекрасно всё на небе! Прекрасно на Земле! Прекрасно всё вокруг! Прекрасно всё во мне! Сообщение темы и цели урока. По индивидуальным листам обучения вы сами можете назвать тему нашего урока. Да, мы сегодня познакомимся жизнью и творчеством Рами Гарипова. Урок пройдет в виде игры “Счастливый случай”, поэтому мы с вами разделились на команды (2-3 команды в зависимости от количества обучающихся). По ходу урока мы будем проверять вашу готовность. 2. Основная часть урока. Эпиграф (слайд 3):Я, как пчела в саду цветущем, в поле, Как жемчуга искатель в глубине, Тружусь, веду свой поиск и все боле Родной язык волнует душу мне. Рами Гарипов Прослушивание песни «Журавль» на слова Р.Гарипова 1 гейм. Проверка знаний.(Слайды4-14) Каждая команда отвечает на вопросы. Вопросы выбирают капитаны.
Выступление ученика: Отец Рами Гарипова, Ягфар Мухаметрахимович, возглавлял в Аркауле сельсовет, затем колхоз. С началом войны он уходит на фронт вместе с коммунистами-добровольцами Салаватского района и в феврале 1943 года погибает в тяжелых боях под Сталинградом. Мать, Гюльмарьям Хизбулловна, остается одна с четырьмя детьми, старшим из которых был Рами. В военные и послевоенные годы ему приходилось пасти овец, коров, лошадей, косить сено наравне со взрослыми, проливать пот на уборке урожая, работать на лесоповале, сплавлять по бурной Юрюзани плоты. Свободные от домашних и колхозных дел часы Рами посвящал чтению. Правда, не мог засиживаться с книгами допоздна приходилось экономить керосин. Он постоянно рылся в книгах, оставшихся от отца, который был передовым и образованным человеком, и вскоре в деревне не осталось ни одной книги, которую он бы не прочитал. Учитель: таким образом мы с вами узнали о жизни и творчестве народного поэта Башкортостан Рами Гарипова. Мир литературы и поэзии привлекал мальчика с детства. Обучаясь в семилетке в Аркауле, а затем в средней школе города Уфы, ставшая впоследствии гимназией и носящей имя свого знаменитого выпускника, Рами всегда живо интересуется миром литературы. Без его участия не обходилось ни одно литературное мероприятие в школе: будь-то встречи с писателями, литературный вечер или вечера-встречи с башкирскими писателями. Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение (Слайды 15-21) БАШКОРТОСТАН Когда из дальних странствий возвращаюсь, Поездку завершив или полет, Я светом небывалым наполняюсь, Моя душа ликует и поет. Земля моя, зеленая, как бархат. Как девичья рука, твой ветерок. Ты мне дороже всякого подарка, Ты цель моих всех жизненных дорог. Я подбегаю к ласковым березам - И горе, и страданья - с плеч долой. Взгляну на солнце в небе бирюзовом - От счастья слезы катятся рекой. А по лугам, играя, скачут кони… Я думаю о прожитых веках, О предках, о батырах непокорных, За Родину сражавшихся в боях. Башкортостан - орлиная держава, Твой гордый дух восславили орлы. Я дорожу твоею вольной славой - Тебе не впору вражьи кандалы. Жить без тебя душа моя не сможет, Рассудок мой немыслим без тебя… Твой черный хлеб всех сладостей дороже, Ведь выращен он в солнечных степях. Мне без тебя чужих краев не надо - Пусть много их на всех материках. Башкортостан, души моей отрада, Пускай в тебе покоится мой прах.
Работа в тетрадях. Заполнить хронологическую таблицу:
Выступление 1 ученика (Слайд 23): Равиль Бикбаев так сказал о своем старшем коллеге: «…Рами Гарипов – не только историческая личность, это поэт дня сегодняшнего, находящийся в первых рядах борьбы. И он же, как никто другой, – поэт будущего, к которому грядущие поколения будут обращаться за советом. Человек, оставивший после себя такое богатое творческое наследие, фактически не ушел от нас, просто у него началась вторая жизнь – бессмертие… Истинный народный поэт – неотъемлемая часть своего народа. И пока на земле есть башкирский народ, будет и Рами Гарипов…». Выступление 2 ученика: Конец 60-х – 70-е годы. Тогда огромную силу набирала бюрократия. Существовал запрет на все, что выходило за рамки партийной идеологии в общественной жизни и особенно в искусстве. И в то время, которое окрестили периодом застоя, Рами Гарипов выступал против лжи, лицемерия и ханжества, боролся за то, чтобы эрозия равнодушия не разъедала человеческие души. Смелое гражданское слово поэта не всегда в те годы встречало понимание. Он первым из башкирских поэтов гневно осудил кровавые события 1937 года, когда в лагерях погибли сотни тысяч невинных людей. Его поэма «Поклонение», осуждающая этот трагический период в истории страны, была написана в 1964 году, а напечатана спустя 23 года, в 1987-м. Выступление 3 ученика: Последние годы жизни Гарипова были трудными… Стихи его не публиковались, взгляды не поддерживались, а преследовались. Совсем мало прожил Рами Гарипов. В 45 лет, 19 февраля 1977 года разорвалось сердце мужественного поэта. Он похоронен на мусульманском кладбище г. Уфы, на могиле установлен памятник из мрамора. Умер поэт. Но остались его стихи, его мысли и переживания, запечатленные в его поэтических строках… А значит, жива его душа! Поэт жив, пока его помнят, читают, любят! Выступление 4 ученика (Слайд 24): ПРЕДТЕЧА Заветных слов, высоких и прекрасных, Еще я не сказал. Дождусь ли дня, Когда широкий выплеснется праздник, На улицах ликуя и звеня? И доживу ли до такого мига? Не рухнет ли тулпар мой на скаку? Прощусь с друзей толпою многоликой И тех, кого не знал я на веку… Но, если будут на родном наречье Общаться люди - вспомнят и меня - Того, кто был пророком и предтечей Такого, мной приближенного, дня. – писал сам поэт. Выступление 5 ученика (Слайд 25): Сегодня в деревне Аркаул – Родине Рами Гарипова – открыт дом-музей, установлен бюст поэта, одна из улиц названа в честь выдающегося земляка. Улица имени Рами Гарипова появилась и на карте Уфы – в поселке Нагаево Октябрьского района. Создан фильм о его жизни и творчестве. В 1990 году утверждена премия имени Рами Гарипова. Издаются его книги. В издательстве «Китап» вышло собрание сочинений поэта в трех томах. (Просмотр выставки книг) 3 гейм. Видеозадание (Слайд 26). Просмотр видеоролика и обсуждение. Ученик рассказывает стихотворение Р.Гарипова «Наследие».
В учебнике «Родной Башкортостан» открываем 133 страницу. Знакомимся стихотворением «Родной язык». Словарная работа (Слайд 28): пояснение слов соты, сэсэн. Прослушивание фонозаписи на башкирском и на русском языке. Родной язык. О родной язык, О красивый язык, Отца и матери язык!.. Г.Тукай. В душе народа, словно в цветнике, Жемчужины души, пчеле под стать, Жемчужины живые нахожу, Чтоб сотами душистыми им стать. Родной язык! Других не ниже он, Я знаю цену всем его словам: Он и силен, и звучен, и богат, Его не чтят лишь те, кто низок сам. Язык народа! Правды он язык, А без него нет и земли родной: Бранят язык, отчизну не любя, – Кто ей чужой, тот нищ и нем душой. Язык сэсэна – матери язык, – Нет без него народа моего, А у кого народа в сердце нет, Нельзя и человеком звать того! (Перевод Н.Милованова) Можно для сравнения предложить перевод другого автора: Я, как пчела в саду цветущем, в поле, Как жемчуга искатель в глубине, Тружусь, веду свой поиск и все боле Родной язык волнует душу мне. Сэсэна сказ и матери напевы Для жизни он вобрал, а не для лжи. В нем колосятся праотцов посевы, В нем жив мой предок, правнук будет жить. К народам-братьям с ним прийти я вправе, Чтоб он звучал средь языков других. Кто низким вздумал бы язык наш ставить, Сам не высок тот в помыслах своих. Чьим сыном без него назваться мне бы, Чтоб общий подвиг с братьями вершить? Есть у меня с ним и земля и небо, Я без него — безвестный, без души. (Перевод Мажита Алкина.) Обсуждение (Слайд29):
Учащиеся исполняют песню «Мама» на слова Рами Гарипова. Подведение итогов: Мы сегодня познакомились жизнью и творчеством башкирского народного поэта Рами Гарипова. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Что заставило задумываться? Хотели бы стать похожим на Р.Гарипова? Домашнее задание (Слайд 30): всем вместе собрать материалы о поэте и сделать альбом «Народный поэт Рами Гарипов». Оценивание: капитаны команд оценивают работу каждого обучающего в своей команде (учитель может не согласиться, высказывает свою точку зрения). При подготовке использованы материалы из сайтов http://bashkorty.ru/garipov-rami-yagafarovichн http://rb7.ru/node/8415823 http://www.bashkortostan.ru/news/31900/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.brgi1.ru/ http://www.vatandash.ru/ http://belsk.ruspole.info/node/1896 http://tv-rb.ru/bash/node/13171 (видео) http://vk.com/ramigaripov http://video.bspu.ru/node/52 |
Урок – игра «Счастливый случай» Урок проводится в 10 классе после изучения раздела «Кислородсодержащие соединения» | Урок-игра «Счастливый случай» по теме: «Производная» Автор составитель: учитель математики моу «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» Каданцева О. В | ||
Урок-игра «Счастливый случай» Цели урока Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Счастливый случай» – это познавательная, увлекательная игра. Проводиться она на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может... | ||
Урок игра «Счастливый случай» 8 класс Тема: Формула корней квадратного уравнения ... | Урок-игра «Счастливый случай». Неделя математики. 2008-2009 учебный год Предварительно класс был разбит на три семьи по шесть человек в каждой. Каждая семья договорилась о степени родства ( это очень интересно... | ||
Урок- игра «Счастливый случай» по теме «Задачи на совместную работу» Образовательные закрепить и обобщить знания и умения учащихся по теме «Задачи на совместную работу» | Математическая игра «Счастливый случай» ... | ||
Урок игра «Счастливый случай» Тема: «Край мой гордость моя!» Слово «Родина» слово святое, дорогое и близкое сердцу каждого человека, так как Родина вмещает в себя много понятий и значений. Очень... | Игра: “Счастливый случай Каждой команде задается 12 вопросов, на которые необходимо быстро ответить. Если ответа нет, надо говорить «дальше». Учитывается... | ||
Методический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда... | Игра «Счастливый случай» До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается... | ||
Физическая игра для учащихся 8 класса «Счастливый случай». Цели Важное условие работы – вовлечение в процесс познания всех учащихся посредством точно подобранных коммуникаций (пар, групп учащихся),... | Игра «Счастливый случай» 8 класс. Учитель: Зелинская Г. А. Цель игры Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей... | ||
Внеклассное мероприятие по математике в 9-11 классах, Учитель. Дорогие... Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас приветствовать на игре «Счастливый случай»! | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игра – викторина по сценарию телевизионной игры «Счастливый случай», участвуют две команды. Ведущим является учитель. За каждый правильный... |