Урок-игра «Счастливый случай»





Скачать 111.55 Kb.
НазваниеУрок-игра «Счастливый случай»
Дата публикации15.01.2015
Размер111.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Автор: Алтынбаева Залия Рафаэловна

Полное название образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 15» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Предмет: история и культура Башкортостана.

Тема: Жизнь и творчество Рами Гарипова. Стихотворение «Родной язык»

Класс: 6

Учебно-методическое обеспечение: Родной Башкортостан. Учебник для 6 класса./Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. – Уфа: Китап, 2010. – 192 с.: ил.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: ознакомить обучающихся жизнью и творчеством башкирских народных писателей и поэтов.

Задачи урока:

Образовательные ознакомить обучающихся жизнью и творчеством Рами Гарипова, его стихотворением “Родной язык”, выявление главной идеи;

Развивающие развитие кругозора и знаний о культуре Башкортостана;

Воспитательные воспитывать любовь, уважение и вызвать интерес к творчеству поэта; воспитывать любовь и уважение к родному краю, родному языку.

Тип урока: изучение нового материала с применением ИЛО (индивидуальный лист обучающегося)

Форма урока: урок-игра «Счастливый случай»

Оборудование: портрет Рами Гарипова, компьютер, проектор, экран, аудиомагнитофон, аудиозаписи, выставка книг Р.Гарипова, статьи, рефераты, научные труды поэта.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

  2. Основная часть урока:

  • 1 гейм

  • 2 гейм

  • 3 гейм

  • 4 гейм

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.

  3. Оценивание.

2 мин.

40 мин.

(10

10

10

10)

1 мин.

1 мин.

1 мин.


Индивидуалный лист обучающего (ИЛО):


Индивидуалный лист обучающего для изучения темы: Жизнь и творчество Рами Гарипова.

Напиши фамилию и имя_____________________________________________

  1. Где и когда родился Рами Гарипов?__________________________

_____________________________________________________________

  1. Как зовут родителей?______________________________________

_____________________________________________________________

  1. Сколько лет учился в селе Аркаул?

_____________________________________________________________

  1. Где окончил среднюю школу?___________________________________________________________________________________________________________________

  2. Где получил высшее образование?__________________________

_____________________________________________________________

  1. Главное направление жизнедеятельности Рами Гарипова? _____

______________________________________________________________

  1. О чем пишет в своих произведениях? ________________________

_____________________________________________________________

  1. Запишите названия его книг________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ход урока: 1. Оргмомент. Проверка рабочих мест, наличия учебных принадлежностей. Приветствие. (Слайд 2)

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё во мне!
Сообщение темы и цели урока.

По индивидуальным листам обучения вы сами можете назвать тему нашего урока. Да, мы сегодня познакомимся жизнью и творчеством Рами Гарипова. Урок пройдет в виде игры “Счастливый случай”, поэтому мы с вами разделились на команды (2-3 команды в зависимости от количества обучающихся). По ходу урока мы будем проверять вашу готовность.
2. Основная часть урока.

Эпиграф (слайд 3):Я, как пчела в саду цветущем, в поле,

Как жемчуга искатель в глубине,

Тружусь, веду свой поиск и все боле

Родной язык волнует душу мне.

Рами Гарипов

Прослушивание песни «Журавль» на слова Р.Гарипова
1 гейм. Проверка знаний.(Слайды4-14)

Каждая команда отвечает на вопросы. Вопросы выбирают капитаны.


  1. команде:

  1. Где и когда родился Рами Гарипов?

  2. Как зовут родителей

  3. Сколько лет учился в селе Аркаул?

  4. Где окончил среднюю школу?

  5. Где получил высшее образование



  1. команде:

  1. Главное направление жизнедеятельности Рами Гарипова?

  2. О чем пишет в своих произведениях?

  3. Запишите названия его книг.


Выступление ученика: Отец Рами Гарипова, Ягфар Мухаметрахимович, возглавлял в Аркауле сельсовет, затем колхоз. С началом войны он уходит на фронт вместе с коммунистами-добровольцами Салаватского района и в феврале 1943 года погибает в тяжелых боях под Сталинградом. Мать, Гюльмарьям Хизбулловна, остается одна с четырьмя детьми, старшим из которых был Рами. В военные и послевоенные годы ему приходилось пасти овец, коров, лошадей, косить сено наравне со взрослыми, проливать пот на уборке урожая, работать на лесоповале, сплавлять по бурной Юрюзани плоты. Свободные от домашних и колхозных дел часы Рами посвящал чтению. Правда, не мог засиживаться с книгами допоздна приходилось экономить керосин. Он постоянно рылся в книгах, оставшихся от отца, который был передовым и образованным человеком, и вскоре в деревне не осталось ни одной книги, которую он бы не прочитал.
Учитель: таким образом мы с вами узнали о жизни и творчестве народного поэта Башкортостан Рами Гарипова. Мир литературы и поэзии привлекал мальчика с детства. Обучаясь в семилетке в Аркауле, а затем в средней школе города Уфы, ставшая впоследствии гимназией и носящей имя свого знаменитого выпускника, Рами всегда живо интересуется миром литературы. Без его участия не обходилось ни одно литературное мероприятие в школе: будь-то встречи с писателями, литературный вечер или вечера-встречи с башкирскими писателями.
Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение (Слайды 15-21)
БАШКОРТОСТАН

Когда из дальних странствий возвращаюсь,

Поездку завершив или полет,

Я светом небывалым наполняюсь,

Моя душа ликует и поет.

Земля моя, зеленая, как бархат.

Как девичья рука, твой ветерок.

Ты мне дороже всякого подарка,

Ты цель моих всех жизненных дорог.

Я подбегаю к ласковым березам -

И горе, и страданья - с плеч долой.

Взгляну на солнце в небе бирюзовом -

От счастья слезы катятся рекой.

А по лугам, играя, скачут кони…

Я думаю о прожитых веках,

О предках, о батырах непокорных,

За Родину сражавшихся в боях.

Башкортостан - орлиная держава,

Твой гордый дух восславили орлы.

Я дорожу твоею вольной славой -

Тебе не впору вражьи кандалы.

Жить без тебя душа моя не сможет,

Рассудок мой немыслим без тебя…

Твой черный хлеб всех сладостей дороже,

Ведь выращен он в солнечных степях.

Мне без тебя чужих краев не надо -

Пусть много их на всех материках.

Башкортостан, души моей отрада,

Пускай в тебе покоится мой прах.


  1. гейм. Заблудившиеся даты (Слайд 22).


Работа в тетрадях. Заполнить хронологическую таблицу:


Даты

Важные события

1932




1950




1954




1959




1977




1978




1990





Выступление 1 ученика (Слайд 23): Равиль Бикбаев так сказал о своем старшем коллеге: «…Рами Гарипов – не только историческая личность, это поэт дня сегодняшнего, находящийся в первых рядах борьбы. И он же, как никто другой, – поэт будущего, к которому грядущие поколения будут обращаться за советом. Человек, оставивший после себя такое богатое творческое наследие, фактически не ушел от нас, просто у него началась вторая жизнь – бессмертие… Истинный народный поэт – неотъемлемая часть своего народа. И пока на земле есть башкирский народ, будет и Рами Гарипов…».
Выступление 2 ученика: Конец 60-х – 70-е годы. Тогда огромную силу набирала бюрократия. Существовал запрет на все, что выходило за рамки партийной идеологии в общественной жизни и особенно в искусстве. И в то время, которое окрестили периодом застоя, Рами Гарипов выступал против лжи, лицемерия и ханжества, боролся за то, чтобы эрозия равнодушия не разъедала человеческие души. Смелое гражданское слово поэта не всегда в те годы встречало понимание. Он первым из башкирских поэтов гневно осудил кровавые события 1937 года, когда в лагерях погибли сотни тысяч невинных людей. Его поэма «Поклонение», осуждающая этот трагический период в истории страны, была написана в 1964 году, а напечатана спустя 23 года, в 1987-м.
Выступление 3 ученика: Последние годы жизни Гарипова были трудными… Стихи его не публиковались, взгляды не поддерживались, а преследовались. Совсем мало прожил Рами Гарипов. В 45 лет, 19 февраля 1977 года разорвалось сердце мужественного поэта. Он похоронен на мусульманском кладбище г. Уфы, на могиле установлен памятник из мрамора.

Умер поэт. Но остались его стихи, его мысли и переживания, запечатленные в его поэтических строках… А значит, жива его душа! Поэт жив, пока его помнят, читают, любят!
Выступление 4 ученика (Слайд 24):

ПРЕДТЕЧА

Заветных слов, высоких и прекрасных,

Еще я не сказал.

Дождусь ли дня,

Когда широкий выплеснется праздник,

На улицах ликуя и звеня?

И доживу ли до такого мига?

Не рухнет ли тулпар мой на скаку?

Прощусь с друзей толпою многоликой

И тех, кого не знал я на веку…

Но, если будут на родном наречье

Общаться люди - вспомнят и меня -

Того, кто был пророком и предтечей

Такого, мной приближенного, дня. – писал сам поэт.
Выступление 5 ученика (Слайд 25): Сегодня в деревне Аркаул – Родине Рами Гарипова – открыт дом-музей, установлен бюст поэта, одна из улиц названа в честь выдающегося земляка. Улица имени Рами Гарипова появилась и на карте Уфы – в поселке Нагаево Октябрьского района. Создан фильм о его жизни и творчестве. В 1990 году утверждена премия имени Рами Гарипова. Издаются его книги. В издательстве «Китап» вышло собрание сочинений поэта в трех томах. (Просмотр выставки книг)
3 гейм. Видеозадание (Слайд 26).

Просмотр видеоролика и обсуждение.
Ученик рассказывает стихотворение Р.Гарипова «Наследие».


  1. гейм. Учиться, учиться и учиться (Слайд 27).

В учебнике «Родной Башкортостан» открываем 133 страницу. Знакомимся стихотворением «Родной язык».

Словарная работа (Слайд 28): пояснение слов соты, сэсэн.

Прослушивание фонозаписи на башкирском и на русском языке.
Родной язык.

О родной язык,

О красивый язык,

Отца и матери язык!..

Г.Тукай.

В душе народа, словно в цветнике,

Жемчужины души, пчеле под стать,

Жемчужины живые нахожу,

Чтоб сотами душистыми им стать.

Родной язык! Других не ниже он,

Я знаю цену всем его словам:

Он и силен, и звучен, и богат,

Его не чтят лишь те, кто низок сам.

Язык народа! Правды он язык,

А без него нет и земли родной:

Бранят язык, отчизну не любя, –

Кто ей чужой, тот нищ и нем душой.

Язык сэсэна – матери язык, –

Нет без него народа моего,

А у кого народа в сердце нет,

Нельзя и человеком звать того!

(Перевод Н.Милованова)

Можно для сравнения предложить перевод другого автора:
Я, как пчела в саду цветущем, в поле,

Как жемчуга искатель в глубине,

Тружусь, веду свой поиск и все боле

Родной язык волнует душу мне.

Сэсэна сказ и матери напевы

Для жизни он вобрал, а не для лжи.

В нем колосятся праотцов посевы,

В нем жив мой предок, правнук будет жить.

К народам-братьям с ним прийти я вправе,

Чтоб он звучал средь языков других.

Кто низким вздумал бы язык наш ставить,

Сам не высок тот в помыслах своих.

Чьим сыном без него назваться мне бы,

Чтоб общий подвиг с братьями вершить?

Есть у меня с ним и земля и небо,

Я без него — безвестный, без души.

(Перевод Мажита Алкина.)
Обсуждение (Слайд29):

  • Почему автор для эпиграфа выбрал слова Г.Тукая:

  • Что вы можете рассказать о Габдулле Тукае? (выдающийся татарский поэт, основоположник татарской поэзии)

  • Какую главную тему поднимает поэт в произведении?

  • Что прославляется?

  • Эта тема сегодня актуальна?

  • Как поэт оценивает роль языка в жизни человека?


Учащиеся исполняют песню «Мама» на слова Рами Гарипова.
Подведение итогов: Мы сегодня познакомились жизнью и творчеством башкирского народного поэта Рами Гарипова. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Что заставило задумываться? Хотели бы стать похожим на Р.Гарипова?
Домашнее задание (Слайд 30): всем вместе собрать материалы о поэте и сделать альбом «Народный поэт Рами Гарипов».
Оценивание: капитаны команд оценивают работу каждого обучающего в своей команде (учитель может не согласиться, высказывает свою точку зрения).

При подготовке использованы материалы из сайтов

http://bashkorty.ru/garipov-rami-yagafarovichн

http://rb7.ru/node/8415823

http://www.bashkortostan.ru/news/31900/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.brgi1.ru/

http://www.vatandash.ru/

http://belsk.ruspole.info/node/1896

http://tv-rb.ru/bash/node/13171 (видео)

http://vk.com/ramigaripov

http://video.bspu.ru/node/52

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-игра «Счастливый случай» iconУрок – игра «Счастливый случай»
Урок проводится в 10 классе после изучения раздела «Кислородсодержащие соединения»
Урок-игра «Счастливый случай» iconУрок-игра «Счастливый случай» по теме: «Производная»
Автор составитель: учитель математики моу «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» Каданцева О. В
Урок-игра «Счастливый случай» iconУрок-игра «Счастливый случай» Цели урока
Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний...
Урок-игра «Счастливый случай» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Счастливый случай» – это познавательная, увлекательная игра. Проводиться она на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может...
Урок-игра «Счастливый случай» iconУрок игра «Счастливый случай» 8 класс Тема: Формула корней квадратного уравнения
...
Урок-игра «Счастливый случай» iconУрок-игра «Счастливый случай». Неделя математики. 2008-2009 учебный год
Предварительно класс был разбит на три семьи по шесть человек в каждой. Каждая семья договорилась о степени родства ( это очень интересно...
Урок-игра «Счастливый случай» iconУрок- игра «Счастливый случай» по теме «Задачи на совместную работу»
Образовательные закрепить и обобщить знания и умения учащихся по теме «Задачи на совместную работу»
Урок-игра «Счастливый случай» iconМатематическая игра «Счастливый случай»
...
Урок-игра «Счастливый случай» iconУрок игра «Счастливый случай» Тема: «Край мой гордость моя!»
Слово «Родина» слово святое, дорогое и близкое сердцу каждого человека, так как Родина вмещает в себя много понятий и значений. Очень...
Урок-игра «Счастливый случай» iconИгра: “Счастливый случай
Каждой команде задается 12 вопросов, на которые необходимо быстро ответить. Если ответа нет, надо говорить «дальше». Учитывается...
Урок-игра «Счастливый случай» iconМетодический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели
«Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда...
Урок-игра «Счастливый случай» iconИгра «Счастливый случай»
До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается...
Урок-игра «Счастливый случай» iconФизическая игра для учащихся 8 класса «Счастливый случай». Цели
Важное условие работы – вовлечение в процесс познания всех учащихся посредством точно подобранных коммуникаций (пар, групп учащихся),...
Урок-игра «Счастливый случай» iconИгра «Счастливый случай» 8 класс. Учитель: Зелинская Г. А. Цель игры
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...
Урок-игра «Счастливый случай» iconВнеклассное мероприятие по математике в 9-11 классах, Учитель. Дорогие...
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Урок-игра «Счастливый случай» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Игра – викторина по сценарию телевизионной игры «Счастливый случай», участвуют две команды. Ведущим является учитель. За каждый правильный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск