Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования





Скачать 78.61 Kb.
НазваниеИзучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования
Дата публикации27.07.2013
Размер78.61 Kb.
ТипИнструкция
100-bal.ru > Культура > Инструкция
(Приложение 4)

Изучение развития толерантности у подростков

Цель, задачи, процедура, методики исследования


Целью исследования было определение уровня толерантности подростков.

На основании цели, были поставлены следующие задачи:

Определить уровень общей коммуникативной толерантности испытуемых.

Провести измерения общих социальных установок у подростков.

Провести исследование эмоционально-оценочного компонента социального стереотипа с помощью диагностического теста отношений

Объект: подростки 13-летнего возраста класса с эстетическим уклоном.

Предмет: изучение толерантности подростка.

Гипотеза: полноценное углубление в сферу искусства, в частности, в музыку, способно сказываться на уровне общей толерантности учащихся.

В качестве методов исследования использовалось тестирование по стандартным методикам.

Методики:

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) [27].

Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик модификация.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

В эксперименте принимали участие 25 подростков 13-летнего возраста, обоего пола.

Эксперимент проходил в классной комнате в течение двух часов.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал см. в Приложении 1. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени,

2 – верно в значительной степени,

3 – верно в высшей степени.
Обработка результатов.
По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик модификация).

Данный опросник позволяет косвенным образом исследовать существующий уровень предубежденности у подростков. Элзе Френкель-Брунсвик установила, что сильно предубежденные в отношении других этнических групп дети склонны разделять определенные взгляды, которые прямо не связаны с этническими установками. На основании этого вывода ею был создан опросник для измерения общих социальных установок у детей. Связь каждого из высказываний опросника с предубежденностью подтверждена исследованиями.

Инструкция: отметьте, пожалуйста, согласны Вы или нет с каждым из утверждений.

Обработка результатов.

По мнению автора методики, чем с большим количеством приведенных утверждений выражает согласие ребенок, тем более высока вероятность того, что он будет с предубеждением относиться к другим этническим группам.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Обработка результатов.

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

  1. Этническая толерантность

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

II. Социальная толерантность

Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам

До 22 баллов – низкий уровень

23 – 36 – средний уровень

37 и более баллов – высокий уровень

III. Толерантность как черта личности

Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

Результаты исследования. Обсуждение результатов


После проведения исследования, были получены следующие результаты.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности ( В. В. Бойко).

Возьмем за основу тот факт, что максимальное число баллов 135, таким образом, 45 баллов и ниже – высокий уровень толерантности, от 46 до 90 – средний, больше 90 – высокая степень нетерпимости к окружающим.

Таким образом, высоким уровнем толерантности обладают 14 испытуемых или 56%, средним – 11 испытуемых – 44%, высокую степень нетерпимости к окружающим не показал никто.

Представим наглядно:

Рис. 1. Исследование общей коммуникативной толерантности всей выборки испытуемых

Измерения общих социальных установок испытуемых.

Здесь имело место сходная картина исследования. У испытуемых не выявили низкого уровня социальных установок, средний уровень был свойственен также 11 испытуемым – 44% и высокий 56% (14 испытуемым).

Таким образом, нельзя сказать, что подросткам свойственна высокая предубежденность.
Рис. 2. Уровень социальных установок всей выборки испытуемых

Экспресс-опросник "Индекс толерантности".

Здесь картина несколько иная. Низкий индекс толерантности имеет 4% испытуемых (1 человек), средний – 89% (21 человек) и высокий – 7% - три испытуемых.
Рис. 3. Исследование индекса толерантности всей выборки испытуемых

Таким образом, полноценное углубление в сферу искусства, в частности, в музыку, способно сказываться на уровне общей толерантности учащихся.

Выводы


Методика диагностики общей коммуникативной толерантности ( В. В. Бойко).

Высоким уровнем толерантности обладают 14 испытуемых или 56%, средним – 11 испытуемых – 44%, высокую степень нетерпимости к окружающим не показал никто.

Измерения общих социальных установок испытуемых.

У испытуемых не выявили низкого уровня социальных установок, средний уровень был свойственен также 11 испытуемым – 44% и высокий 56% (14 испытуемым).

Диагностический тест отношений (ДТО).

Здесь картина несколько иная. Низкий индекс толерантности имеет 4% испытуемых (1 человек), средний – 89% (21 человек) и высокий – 7% - три испытуемых.

Таким образом, полноценное углубление в сферу искусства, в частности, в музыку, способно сказываться на уровне общей толерантности учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconРгупс техникум
В этой связи, цель исследования состоит в оценке роли зеленых насаждений в обеспечении экологических устойчивого развития крупного...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гигиена детей и подростков: предмет цель, задачи, этапы ее развития. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconРодителям о воспитании толерантности у подростков
Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconЗадачи курса: Изучение специфики психического развития при первичных...
...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Цель курса – изучение основных методов документоведческого исследования и методик рационализации документационного обеспечения управления...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconВопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения...
Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические)....
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования icon«Роль женщины в современном мире»
Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования)
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconИзучить сущность и становление системы исследования финансовых рисков:...
Цель. Задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Предмет, задачи, методы исследования методики преподавания естествознания
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconЛишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» Секция "Французский язык"
Объект исследования: французские куклы. Предмет исследования: история развития кукол. Для достижения цели были сформулированы следующие...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconРекомендации по оформлению реферата практикума по курсу
Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconМетодические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября...
Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconМетодические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября...
Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской...
Изучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск