Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости





Скачать 194.28 Kb.
НазваниеСредняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости
Дата публикации24.01.2015
Размер194.28 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Культура > Исследовательская работа

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково



Развитие гибкости

Исследовательская работа

Выполнила

ученица 7 класса

МОБУ СОШ д. Каинлыково

Тимерянова Чулпан

Руководитель А.Ф. Шакиров

учитель физической культуры


Каинлыково 2009
Содержание


Введение 3

1. Способы измерения и развития гибкости 4

1.1. Формы гибкости 4

1.2. Способы измерения гибкости 4

1.3. Способы развития гибкости 5

2. Экспериментальная часть 8

2.1. Результаты исследований 8

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Приложение 1. Упражнения 12

Приложение 2. Схема прибора определения гибкости 13 Приложение 3. Фотографии 14-15

Введение
Человеческие возможности

никогда не были измерены;

не можем мы о них судить и по

опыту – ведь испробовано так

мало.

Генри Торо
На земном шаре люди обитают и трудятся в местах с самыми разными климатическими условиями. Человек по натуре своей — искатель, исследователь, романтик. Он проникает в подземные лабиринты, опускается в океанские пучины, пробирается сквозь непроходимые дебри, преодолевает иссушенные зноем пустыни и просторы ледяной тундры, поднимается к вершинам грозного Эвереста и осваивает просторы космоса. Способность человека противостоять окружающей природной среде, пожалуй, одно из древнейших человеческих качеств. Благодаря этому мы можем жить и выполнять многообразные двигательные функции в самой разнородной среде. Для этого человек должен быть разносторонне физически подготовленным. При определении физической подготовленности учитывают развитие основных физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость.

Гибкость – это одно из главных физических качеств человека. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточная гибкость может привести к травмированию.

Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Считается, что это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Целью данной работы является определение возможности развивать гибкость в подростковом возрасте.
Задачи: 1. Определить способы развития гибкости.

2. Сравнить возможности развития гибкости у подростков и взрослых.

Предполагаем, что гибкость должна лучше развиваться у детей.

1. Способы измерения и развития гибкости
1.1. Формы гибкости
Гибкость - это подвижность во всех суставах, которая позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

В физической культуры гибкость рассматривается как свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения).

В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости.

Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально деятельности.

Зависит гибкость от многого и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц. Также она зависит от пола, возраста, времени суток (утром гибкость снижена).

Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин. Под влиянием утомления показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной – увеличиваются. Наиболее высокие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов суток и в условиях повышенной температуры окружающей среды. Предварительный массаж, горячий душ, умеренное возбуждение растягиваемых мышц также способствует увеличению гибкости.

1.2. Способы измерения гибкости
Вообще широко распространено мнение, что об «общей гибкости тела» можно судить по наклону вперед.

Для этого испытуемый, стоя на ступеньке или столе, к которому вертикально приставлена линейка с сантиметровыми делениями, выполняет наклон вперед. Гибкость оценивается расстоянием от кончиков пальцев руки до опоры. Нормальной считается гибкость, оцениваемая в 0 очков: в этом случае испытуемый достигает кончиками пальцев до опоры. Если, не сгибая коленей, удается дотянуться ещё ниже, гибкость оценивается тем или иным положительным числом очков. У человека, не достающего опоры, оценка гибкости отрицательная.

Можно измерять гибкость при наклонах туловища вперед и в положении седа. При этом замере линейка лежит горизонтально и показатели тоже могут быть положительными и отрицательными.


1.3. Способы развития гибкости
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание. Это преимущественно гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела (рис.1).






Подобно тому как гибкость делят на активную и пассивную, так и среди упражнений на растягивание различают активные и пассивные. Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.). Пассивные упражнения на гибкость включают движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

В числе упражнений на гибкость следует назвать и статические упражнения, где с помощью партнера, собственной массы или силы требуется сохранить неподвижное положение с предельной амплитудой длительностью от 6 до 9 сек. Многие из упражнений на гибкость не имеют явной доминанты, т.е. они являются как бы активно-пассивными (например, пружинящие движения в глубоком выпаде).

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих захватов, покачиваний, взмахов с большой амплитудой. Полезны захваты руками и притягивание туловища к ногам и ног к туловищу. Во всех этих случаях целесообразно прибегать к помощи партнера. Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускать болевых ощущений, движения выполнять в медленном темпе, постепенно увеличивать амплитуду движений и степень применения силы помощника.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и на расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки. К тому же эти двигательные качества можно формировать параллельно, так как они не дают отрицательного переноса.

При планировании упражнений на гибкость методически важно определить оптимальные пропорции в использовании этих упражнений, а также правильную дозировку нагрузок.

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3-4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст школьника, тем больше в общем объеме должна быть доля активных и меньше — статических упражнений. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях (табл. 1).
Таблица 1.

Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей школьного возраста и юных спортсменов (количество повторений)




Сустав


Количество повторений





Учащиеся, лет


Юные спортсмены, лет


Стадия поддерживания подвижности в суставах



7-10

11-14

15-17

10-14

15 и старше




Позвоночный столб

Тазобедренный

Плечевой

Лучезапястный

Коленный

Голеностопный

20-30 15-25 15-25 15-25 10-15 10-15

30-40 30-35 30-35 20-25 15-20 15-20

40-50 35-45 35-45 25-30 20-25 20-25

50-60

40-50

45-50

20-25

15-20

15-20

80-90

60-70

50-60

30-35

20-25

20-25

40-50

30-40

30-40

20-25

20-25

10-15


На первых занятиях число повторений составляет не более 8-10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в табл. 1.

Движения на гибкость рекомендуют включать в небольшом количестве в программу ежедневных занятий физическими упражнениями. Они являются неотъемлемым компонентом утренней гигиенической гимнастики, вводной части урока, разминки при занятиях спортом. Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности суставов, следует сделать разминку для разогревания мышц. Полезно — особенно перед самостоятельной тренировкой с акцентом на улучшение подвижности суставов — сделать массаж. Если использовать упражнения на гибкость с отягощениями, то вес последних на занятиях со школьниками не должен превышать 1-2 кг.

Основная задача упражнений на растягивание состоит в том, чтобы увеличить длину мышц и связок до степени, соответствующей нормальной анатомической подвижности в суставах.

Гибкость должна развиваться вместе с мышечной силой. Недостаточное развитие мышц, окружающих сустав, может привести к чрезмерной подвижности человеческого тела.

Исследованиями доказано, что упражнения на растягивание целесообразно выполнять два раза в день. А для сохранения гибкости можно выполнять их реже.

Сочетание силовых упражнений с упражнениями на растягивание способствует гармоничному развитию гибкости: растут показатели активной и пассивной гибкости. Считается, что именно этот режим работы можно рекомендовать для увеличения активной гибкости.

Если выполнять только силовые упражнения, то способность мышц к растягиванию уменьшается. И, наоборот, постоянное растягивание мышц ослабляет их. Поэтому в ходе тренировочного занятия следует предпочитать частое чередование упражнений на гибкость с силовыми упражнениями.

Для развития гибкости можно использовать следующие приёмы:

  1. Применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания.

  2. Выполнение движений по возможно большей амплитуде.

  3. Использование дополнительной внешней опоры: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельной части тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.

  4. Применение активной помощи партнера.


Прием динамического растягивания – этот метод основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. Вначале нужно начинать упражнение с небольшой амплитудой, а к 8-12 повторению увеличить до предела.

Прием статического растягивания – зависит от величины растягивания и его продолжительности. После расслабления нужно выполнить растягивание и удерживать его от 10-15 секунд до нескольких минут. В этом приеме лучше использовать упражнения из йоги.

Вывод: Так как различают гибкость пассивную (движения с помощью кого-либо) и активную (самостоятельные движения), то и упражнения для развития гибкости можно подобрать следующие: многократные повторения с постепенным увеличением размаха или длительное удержание положения тела при растягивании.

2. Экспериментальная часть
Цель: Сравнить результаты развития гибкости у взрослых и подростков.

Описание исследования: для участия в эксперименте были приглашены 2 мальчика и 2 девочки 12-13 лет (мои одноклассники) и мужчина с женщиной старше 35 лет (мои родители). Им было предложено в течении 2-х недель ежедневно 1 раз в день выполнять комплекс упражнений для развития гибкости. Им было предложено в течении 2-х недель ежедневно 1 раз в день выполнять комплекс упражнений для развития гибкости. Перед началом эксперимента и по ходу эксперимента участники тестировались тремя тестами: наклоном в положении сидя, наклоном в положении стоя и опусканием на гимнастический «мост».
2.1. Результаты исследования
При тестировании перед началом выполнения упражнений было отмечено, что гибкость больше развита у детей, чем у взрослых. У девочек уровень гибкости был несколько выше, чем у мальчиков.

Участникам был предложен комплекс упражнений (Приложение 1), так как в домашних условиях не достаточного места для выполнения активных упражнений и махов. Просьба к участникам была одна, чтобы они выполняли упражнения один раз в день.

После двухнедельных занятий участники снова выполнили тесты на определение гибкости. Большие результаты увеличения гибкости были отмечены у девочек, немного отставали от них мальчики, а у взрослых тоже было увеличение результатов, но значительно меньше, хотя было отмечено, что у женщин гибкость развивается лучше.

После второго тестирования, участники не выполняли упражнения в течении 3-х недель и при тестировании определили, что результаты гибкости у мужчины вернулись в первоначальное положение, у женщины ещё немного были лучше, чем первоначально. У мальчиков результаты снизились меньше, чем у взрослых, а результаты развития гибкости у девочек сохранялись как и после занятий упражнениями.






Участники

Результаты тестирования в положении сидя, в см

в начале

через 2 недели

после паузы в 3 недели

1

Айнур

4

8

7

2

Рамиль

7

10

9

3

Чулпан

20

22

22

4

Миляуша

10

14

14

5

Папа

5

8

6

6

Мама

8

10

8









Участники

Результаты тестирования в положении стоя, в см

в начале

через 2 недели

после паузы в 3 недели

1

Айнур

2

5

4

2

Рамиль

11

15

12

3

Чулпан

22

25

25

4

Миляуша

15

20

20

5

Папа

10

13

11

6

Мама

12

18

12







Участники

Результаты тестирования в положении гимнастического «моста», в см

в начале

через 2 недели

после паузы в 3 недели

1

Айнур

85

70

80

2

Рамиль

110

80

100

3

Чулпан

40

40

40

4

Миляуша

80

70

70

5

Папа

100

95

100

6

Мама

90

85

90


Вывод: способность выполнять движения с большей амплитудой у подростков развита больше, чем у взрослых. Однако сохранять гибкость у подростков и взрослых можно только при регулярных занятиях физическими упражнениями.

Заключение
В заключение можно сделать вывод, что гибкость – это способность выполнять движения с большей амплитудой. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил. Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной и пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические. На развитие гибкости могут влиять: строение суставов, эластичность мышц, связок, психическое состояние, предварительная разминка, массаж, температуры тела и среды, время суток, возраст, пол, уровня силовой подготовленности и другие факторы.

Лучше всего об уровне развития гибкости судить по наклону вперед. Для этого испытуемый, стоя на ступеньке или столе, к которому вертикально приставлена линейка с сантиметровыми делениями, выполняет наклон вперед. Гибкость оценивается расстоянием от кончиков пальцев руки до опоры.

Основная задача упражнений на растягивание состоит в том, чтобы увеличить длину мышц и связок. Для развития гибкости используются различные приемы: применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания, выполнение движений по возможно большей амплитуде, использование инерции движения какой-либо части тела, использование дополнительной внешней опоры, применение активной помощи партнера.

Гибкость может развиваться в любом возрасте, но у детей в подростковом возрасте лучше, чем у взрослых. Также развитие гибкости происходит быстрее у девочек и женщин. Но для того чтобы гибкость сохранялась, нужны регулярные тренировки.

Список использованной литературы
1. Зайкин В. А., Зайцева В. В. Быстрее! Выше! Сильнее! – М.:Знание, 1991г.

2. Крапивина Е. А. Физические упражнения йогов – М.: Знание, 1991г.

3. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Тера- Спорт, 2000 (Библиотечка тренера)

4. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся. Пособие для учителя/ - М.: Просвещение, 2001г.

5. Лях В.И. Тесты физического воспитания школьников: Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма «издательство АСТ», 1998г.

6. Журналы «Физическая культура в школе» № 1,99г; № 2,02г; № 1,96г.

Приложение 1.




























Гибкость – это одно из главных качеств человека. Недостаточная гибкость приводит к нарушению в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменению в походке. Недостаточная гибкость может привести к травмированию.

Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Считается, что это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Целью моей работы стало определение возможности развивать гибкость в подростковом возрасте. Я определила себе задачи: 1. Определить способы развития гибкости.

2. Сравнить возможности развития гибкости у подростков и взрослых. Предполагая, что гибкость должна лучше развиваться у детей.

Гибкость это подвижность во всех суставах, которые позволяет выполнять движения с большой амплитудой. В физической культуре гибкость рассматривается как свойство опроно-двигательного аппарата человека, определяющие пределы движения звеньев тела.

Различают две формы ее проявления: активную – амплитуда движений при самостоятельном выполнении упражнений; пассивную – амплитуда движений достигаемой при действии внешних сил.

Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах. Специальная гибкость – подвижность в отдельных суставах.

Зависит гибкость от многого и , прежде всего от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, от пола, возраста, времени суток.

Дети более гибки чем взрослые. Развивать гибкость лучше всего в 11-14 лет. Оно выражено больше у девочек и девушек и увеличивается это качество с возрастом примерно до 17-20 лет. Гибкость лучше развивается от 12 до 17 часов суток в условиях повышенной температуре окружающей среды.

Гибкость измеряют при наклонах туловища вперед и в положении седа. Я в своей работе измерила гибкость в положении гимнастического» моста».

В качестве средств развития гибкости используют упражнения на растягивание , которых тоже делят на активные – махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем; и пассивные – движения выполняемые с партнером, отягощениями.

Основная задача упражнений на растягивание состоит в том, чтобы увеличить длину мышц и связок. Гибкость должна развиваться вместе мышечной силой. Сочетание силовых упражнений с упражнениями на растягивание способствует гармоничному развитию гибкости. При планировании упражнений на гибкость важно определить оптимальные пропорции в использовании этих упражнений, а также правильную дозировку нагрузок. Прежде чем приступать к упражнениям, следует сделать хорошую разминку для разогревания мышц, полезен массаж.

Так как различают гибкость пассивную и активную, то и упражнения для развития гибкости можно подобрать следующие: многократные повторения с постепенным увеличением размаха или длительное удержание положения тела при растягивание.

В своей экспериментальной части работы целью которой ставилась, сравнение результатов развития гибкости у взрослых и подростков. Я пригласила участвовать своих одноклассников Айнура ,Рамиля и Миляушу. А роль взрослых я предложила своим родителям, которые с радостью согласились мне помочь.

Им было предложено в течении двух недель ежедневно один раз в день выполнять комплекс упражнений для развития гибкости.

При тестировании перед началом выполнения упражнений было отмечено, что гибкость больше развита у детей, чем у взрослых У девочек уровень гибкости был несколько выше, чем у мальчиков.

Участникам был предложен комплекс упражнений из поз йоги (Приложение 1), так как в домашних условиях не достаточного места для выполнения активных упражнений и махов. Просьба к участникам была одна, чтобы они выполняли упражнения один раз в день.

После двухнедельных занятий участники снова выполнили тесты на определение гибкости. Большие результаты увеличения гибкости были отмечены у девочек, немного отставали от них мальчики, а у взрослых тоже было увеличение результатов, но значительно меньше, хотя было отмечено, что у женщин гибкость развивается лучше.

После второго тестирования, участники не выполняли упражнения в течении 3-х недель и при тестировании определили, что результаты гибкости у мужчины вернулись в первоначальное положение, у женщины ещё немного были лучше, чем первоначально. У мальчиков результаты снизились меньше, чем у взрослых, а результаты развития гибкости у девочек сохранялись, как и после занятий упражнениями.

После всех этих экспериментов я пришла к выводу, что способность выполнять движения с большой амплитудой у подростков развита больше, чем у взрослых. Однако сохранять гибкость у подростков и взрослых можно только при регулярных занятиях физическими упражнениями и поблагодарила своих одноклассников и родителей за помощь в моей работе. Благодаря их нему примеру я занимаюсь спортом участвую на школьных и районных и зональных соревнованиях по легкой атлетике и лыжным гонкам. Вместе с родителями участвуем в соревнованиях «Папа, мама и я – спортивная семья». Занимаем призовые места. Физкультура помогает нам жить весело, учиться и работать.


РЕЦЕНЗИЯ

на научно-исследовательскую работу по физической культуре

ученицы 7 класса МОБУ «Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково»

МР Бураевский район Республики Башкортостан
Тема работы «Развитие гибкости.»


  1. Краткая характеристика работы: В данной работе автор тщательно изучил определение гибкости человека. Сравнил возможности развития гибкости у подростков и взрослых проводя эксперимент с определением гибкости. И выяснила, что гибкость лучше развивается у детей.



  1. Актуальность: Гибкость - это одно из главных физических качеств человека. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменению в походке. Недостаточная гибкость может привести к травмированию.



  1. Новизна и практическая значимость проекта: Хорошим дополнением в работе является исследовательская часть. Материал и сконструктированный прибор определения гибкости может быть использован на уроке физической культуры.



  1. Качество обзора и полнота использования источников информации: В работе выполнен обзор шести литературных источников. Обзор выполнен качественно и полно.



  1. Основные результаты: При работе проведена большая работа с тестированием и работа с литературой. Был сконструктирован прибор для определения гибкости и выяснено , что гибкость больше развивается у подростков чем у взрослых.



  1. Оригинальность прилагаемых решений.: В подаче материала присутствуют элементы оригинальности.



  1. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность: Работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения, текст реферата выполнен аккуратно и грамотно.


Рецензент: Шакиров Ансаф Фаварисович – учитель физической культуры высшей категории МОБУ СОШ д. Каинлыково
Дата: 21.01.2009г. Подпись: ………..





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» / Составитель: Прокудина И. В., заместитель директора по учебно-воспитательной...
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconДоклад Муниципального образовательного учреждения «Кыллахская средняя...
Кыллахская средняя общеобразовательная школа функционирует как средняя школа с 1972 года. С 16 января 2010 года школа работает в...
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconОбразовательная программа основного общего и среднего общего образования...
«Ахматовская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики Тип оу: общеобразовательное учреждение Вид...
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гайнетдинова Н. Г./ Мбоу «Нижнеметескинская средняя скинская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразователь...
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconПубличный отчет по итогам работы мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
С 1 августа 2011 года школа имеет статус- муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Нижнекулойская средняя общеобразовательная...
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие быстроты, (между упражнениями на быстроту – упражнения на развитие гибкости)
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconМо красноуфимский округ моу «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconДоклад руководителя муниципального бюджетного общеобразовательного...
«Средняя общеобразовательная школа №19» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconМоу "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1" государственная символика (устный журнал)
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconПубличный отчет о деятельности муниципального общеобразовательного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconПубличный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31»
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconОбразовательная программа основного общего образования муниципального...
«Средняя общеобразовательная школа №5» протокол заседания № от 30 августа 2012 года
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconViii районная научно-практическая конференция фестиваль «Наука. Творчество....
В целях корректировки плановых объёмов программных мероприятий в 2013 г в связи с досрочным выполнением программных мероприятий по...
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconОсновная образовательная программа (начальное общее образование)...
«Средняя общеобразовательная школа №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости icon«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости iconРасписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск