1. Цели и задачи дисциплины
Цель и задачи дисциплины. Её место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС).
Цель дисциплины: знакомство с основами управления общественным мнением и механизмом его формирования, формирование у студентов соответствующих знаний об этом процессе;
Задачи дисциплины:
Получить знания о механизмах управления общественным мнением;
Сформировать научный кругозор, позволяющий адекватно воспринимать окружающий мир, общество, глубинные причины и тенденции его развития.
Получить знания о механизмах формирования общественного мнения.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Студент должен знать: основные элементы содержания понятия «общественное мнение»; основные способы управления общественным мнением; роль различных социальных факторов в процессе управления общественным мнением.
| Студент должен уметь: проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий (ПК-11); реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности (ПК-12); умением осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия (ПК-14); использовать методику и технику проведения маркетинговых кабинетных и внекабинетных исследований рынка, организации опросов потребителей с целью выявления их лояльности к товару и фирме, с целью выявления конкурентных преимуществ и недостатков фирмы и организации (ПК-15);.
| Студент должен иметь представление: о современных технологиях профессиональной деятельности, о механизмах проведения ситуационного анализа, принципах ведения переговоров, о работе с рекламными и PR-текстами на родном и иностранных языках.
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Культурология
Политология
Социология массовых коммуникаций
Социальные технологии работы с молодежью
Формирование социально-активной позиции молодежи
| Организация творчества, досуга и оздоровления молодежи
Имиджелогия
Современный менеджмент
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый)
(под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
|
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы». 2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, Раздел, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Очная форма обучения
|
|
|
| Лекции
|
| 1-2
| 4
| Тема 1 . Коммуникационный менеджмент: основные понятия
История коммуникационного менеджмента. Социальные коммуникации
| М,П,Д,ПБ
| 3-4
| 4
| Тема 2. Коммуникация как процесс
Коммуникационные барьеры и проблема их преодоления
| М,П,Д,ПБ
| 5-6
| 24
| Тема 3. Коммуникация в организациях
Коммуникационное пространство и его характеристики. Коммуникационная политика организаций. Коммуникации в управленческой деятельности.
| М,П,Д,ПБ
| 7-8
| 4
| Тема 4 Качество власти в коммуникативном контексте
Руководитель предприятия в системе коммуникационного менеджмента. Коммуникационный менеджмент и внутренняя среда организации.
|
| 9-10
| 4
| Тема 5 Межличностная коммуникация в организации
Сбор, анализ и обработка управленческой информации. Деловая коммуникационная деятельность и общение. Коммуникационный менеджмент и внешняя среда организации.
| М,П,Д,ПБ
| 11-12
| 4
| Тема 6 Менеджмент новостей, «спин-технология».
| М,П,Д,ПБ
| 13-14
| 4
| Тема 7 Мотивационный ресурс коммуникационного менеджмента
| М,П,Д,ПБ
| 15-16
| 4
| Тема 8. Неэкономические способы мотивации в коммуникационном менеджменте
| М,П,Д,ПБ
| 17-18
| 4
| Тема 9 Коммуникационный менеджмент в международной деятельности
| М,П,Д,ПБ
|
|
|
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
| 1-2
| 4
| Тема 1. Коммуникационный менеджмент в разных сферах социальной жизни
|
| 3-4
| 4
| Тема 2 Коммуникационный менеджмент в сфере образования
| М,П,Д,ПБ
| 5-6
| 6
| Тема 3 Коммуникационный менеджмент в политической сфере
| М,П,Д,ПБ
| 7-8
| 4
| Тема 4 Коммуникационный менеджмент в социальной жизни
|
| 9-10
| 4
| Тема 5 Формирование корпоративной культуры
| М,П,Д,ПБ
| 11-12
| 6
| Тема 6 Взаимодействие со СМИ
| М,П,Д,ПБ
| 13-14
| 4
| Тема 7 Особенности управления в многонациональных коллективах.
| М,П,Д,ПБ
| 15-16
| 4
| Тема 8 PR и коммуникационный менеджмент
|
| 17-18
|
|
| М,П,Д,ПБ
|
2.2. Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. Час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
|
1-36
|
54
54
| На самостоятельную подготовку вынесены следующие разделы и соответствующие им вопросы: 1. Основные функции общественных отношений
2. Управление связями с общественностью на предприятии (организации).
3. Предмет, структура общественных отношений.
4. Презентации, их цели и особенности проведения.
5. Конференции, их виды и правила подготовки.
6. Основы взаимоотношений с прессой при организации связей с общественностью.
7. Пресс-конференции, их назначение и подготовка к проведению.
8. Роль и возможности электронных средств массовой информации при осуществлении связей с общественностью.
9. Необходимость защиты конфиденциальной информации при установлении связей с общественностью.
10. Ответственность за нарушение правил защиты конфиденциальной информации, ее незаконное получение и использование.
11. Основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях и в организациях.
12. Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью.
13. Специфика управления коммуникациями в условиях кризиса.
14. Направления PR-деятельности в установлении внутриотраслевых. предпринимателей.
15. Организация избирательных кампаний.
16. Налоговые льготы для предприятий, занимающихся благотворительной деятельностью.
17. Направления благотворительной деятельности.
18. Значение благотворительности во внешнеэкономической деятельности.
19. Цели службы по связям с общественностью в выборных кампаниях.
20. Правовое обеспечение выборов.
21. Правила общения с избирателями.
22. Черный PR.
23. Специфика PR в предвыборной кампании.
24. Предвыборная работа с электоратом.
25. Современные способы цензуры.
26. PR в органах власти.
27. Работа специалиста по PR с чиновниками.
28. Пресс-служба в органах власти. Подготовка и защита рефератов по следующей тематике:
Управление связями с общественностью корпорации.
Основные правила установления и поддержания связей с общественностью.
Пресс-конференции, их назначение и подготовка к проведению.
Роль и возможности электронных средств массовой информации при осуществлении связей с общественностью.
Сущность и основные цели рекламы.
Необходимость защиты конфиденциальной информации при установлении связей с общественностью.
Источники и методы получения информации о конкурентах при установлении связей с общественностью.
Обеспечение внутрифирменных служб информационной безопасности при осуществлении связей с общественностью.
Специфика управления коммуникациями в условиях кризиса.
Формирование корпоративной этики.
Значение благотворительности во внешнеэкономической деятельности.
Направления благотворительной деятельности.
Цели службы по связям с общественностью в выборных кампаниях.
Организация рекламной кампании.
Яркая идея, воплощенная в слогане.
Сравнение эффективности предвыборных действий.
Административные способы ограничения свободы слова.
Типы средств массовой информации и их влияние на общественное мнение.
Работа специалиста по PR с чиновниками.
Система связей власти с общественностью.
Понятие общественного мнения и его основные разновидности.
Структура и функции общественного мнения.
Предмет теории общественного мнения.
Проблемы и методы изучения общественного мнения.
Использование общественного мнения.
Формирование общественного мнения.
Профессиональные ассоциации и стандарты. Службы PR, консультации и агентства PR.
Перспективы развития практики PR.
| Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
(Методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинги, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных и творческих лабораторий, культурных центров, молодежных и общественных организаций, комитетов по молодежной политике и др.).
№
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| При подготовке докладов, рефератов, групповой работы на семинаре студенты используют информационные ресурсы и базы данных Internet, электронный каталог библиотеки.
Использование базы данных тестовых заданий для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов.
| 2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Студенты могут использовать электронный каталог библиотеки ауд. 352, 355. Отдельные темы курса могут читаться с использованием мультимедийных лекций.
| 3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| При разработке программы курса, в процессе проведения лекционных и семинарских занятий используются учебно-методические разработки ведущих гуманитарных и творческих вузов страны с грифом УМО.
| 4.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Данный метод обучения используется применительно ко всем темам курса, поскольку.
| 5.
| Применение активных методов обучения, на основе знаний и опыта.
| Вынесение проблемных вопросов на рассмотрение в группе в форме организованной дискуссии; рассмотрение реальных ситуаций, связанных с вопросами молодежной политики.
| 6.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Организация работы в малых группах по решению выбранной проблемы (одной для всех) с презентацией результатов коллективно выбранного решения; или презентация групповых работ по результатам исследования деятельности различных молодежных организаций. В первом случае, студенты предлагают различные методы решения одной проблемы и в процессе групповой дискуссии оценивают реалистичность предложенного варианта. Второй метод обучения нацелен на развитие исследовательских качеств студента, умение самостоятельно добывать информацию, проводить комплексный анализ, делать выводы и предлагать решения.
| 7.
| Компьютерные симуляции
| Использование компьютерных симуляций позволяет внести наглядность в процесс обучения. В частности, компьютерная симуляция различных типов молодежных субкультур позволяет раскрыть студентам суть происходящих в обществе процессов и способствует лучшему усвоению материала.
| 8.
| Другие
| Для наилучшего усвоения материала и самоконтроля знаний студенты самостоятельно разрабатывают социальные проекты, направленные на повышение интеллектуального, культурного и духовного уровня молодежи.
|
|