Скачать 243.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГНИТОГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ На правах рукописи РАХИМОВ Равиль ГалимовичБАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (Этноорганологическое исследование) Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусствоДиссертацияна соискание ученой степени доктора искусствоведения Научный консультант доктор искусствоведения, профессор Шаймухаметова Л.Н. Магнитогорск2006СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ Тема и ее актуальность Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним "башœорт" и своеобразное музыкальное искусство. Географическое местоположение на границе Европы и Азии, толерантность к смежным этносам, представляющим культурные традиции Запада и Востока, отсутствие отягчающих предметов быта – неизбежный атрибут полукочевого образа жизни, определили оригинальность башкирской музыки, в том числе и игру на множестве народных инструментов, конвергентных, дошедших из глубины веков, и адаптированных. Своеобразие башкирской инструментальной культуры привлекало внимание российских ученых еще с 1776 года [79]. С этого времени регулярно появляются научные, популярные и художественные публикации, описывающие музыкальную жизнь башкирского народа. В музейных экспозициях, начиная с 1867 года, стали демонстрироваться предметы культурного быта башкир [448], как одного из древнейших представителей тюркоязычных народов Южного Урала и Среднего Поволжья, включавших и некоторые музыкальные инструменты. Профессиональные композиторы неоднократно обращались к интонационным оборотам башкирских песен и инструментальных наигрышей [20-21]. 1897 год ознаменован первым подробным исследованием [309], фиксирующим своеобразие инструментальной культуры, которую по степени значимости автор ставил выше вокальной, а в начале ХХ века была опубликована первая монография [306], где параллельно с исторической этнографией анализировался досуговый башкирский этноинструментарий. В 1928 году башкирский курай прозвучал на лучших сценических площадках Франции, после чего в ряде западно-европейских этноорганологических исследований в научный оборот было введено понятие «Vertical flute, similar Bashkir Kuray» («Вертикальная флейта, подобная башкирскому кураю»). В 1939 году в процессе комплексного исследования башкирской культуры были сделаны первые фонографические записи инструментальных наигрышей [178]. Вторая половина ХХ века и рубеж двух тысячелетий отмечены регулярным исследованием башкирской музыкальной культуры. Публикуются документальные материалы по итогам комплексных и специализированных фольклорных экспедиций [33; 148; 294; 354; 396-398 и др.], закладывающие основу для будущих работ, анализирующих связь устного музыкального творчества башкирского этноса с письменным, народного музыкального инструмента с академическим, национальной музыкальной культуры с интернациональной, а также становления профессиональной академической культуры [320]. Несмотря на значительные достижения в области исследования национальной этноорганологии большая часть работ по национальной этноорганологии опиралась на исследования исполнительских возможностей досуговой группы инструментария, в основном, аэрофона «курай» [522], а изучение национальной этнофонии основывалось на анализе жанровых разновидностей мелодики и, чаще всего, «озон-кюй» (башк. «о¦он к³й» – долгий напев, протяжный мотив) – яркого образца монодийной башкирской музыки [542]. В стороне от науки оставались десятки музыкальных орудий, представляющих собой иллюстрацию духовной и материальной культуры многих социально-демографических слоев башкирского этноса. Знакомство с музыковедческой литературой, посвященной башкирской органофонии, показывает, что и в настоящее время очень мало внимания уделяется изучению фактуры инструментальных наигрышей. До настоящего времени большая часть работ была ориентирована на констатацию фактов, историческую справочность, а также другие материалы, которые при всей положительности обращения часто представляли собой музейную статичность. По этой причине башкирская этноорганология до последнего времени основывалась на одностороннем тезисе, согласно которому национальное инструментальное исполнительство – сольное с одноголосной фактурой, где только фрагментарно и в виде исключения можно было выделить некоторые «зачаточные формы многоголосия…» [220, т.1, ст.368]. Только в 1991 году было сделано первое обобщение сведений о башкирском музыкальном инструментарии [511], а первая попытка изучения фактурной организации башкирской инструментальной музыки была предпринята в 1994 году [538]. Отмеченные пробелы национального музыкознания в какой-то мере заполняет представленное диссертационное исследование, в основе которого лежит этноорганологический подход к башкирской инструментальной культуре. Здесь в полной мере раскрывается многоплановость и актуальность проблемы, так как башкирское музыкальное искусство существует в тесном взаимодействии не только с родственными монодийными культурами ряда народов Поволжья и Урала, но и с традиционно многоголосными. Отмеченная связь наглядно прослеживается как в конструктивно-материальной сфере однотипных инструментов, различающихся только по региональным названиям, так и в репертуарно-интонационной сфере наигрышей, имеющей много общих точек соприкосновения. К тому же, народная техника игры на любом музыкальном орудии всегда имела взаимообогащающий контакт со светским музыкальным образованием и, что особенно актуально в последнее десятилетие, с массовой музыкальной субкультурой. Заимствование подходящих элементов с их последующей адаптацией – наиболее характерный тип башкирского этноинструментализма – имело влияние не только на технику исполнительства, но и на мелодико-ритмическую и даже своеобразную гармоническую фактурную организацию инструментальных наигрышей. В процессе обработки эмпирического материала, представляющего собой расшифровки инструментальных наигрышей, записанных автором в различных районах Башкирии, выявились особенности функционирования национальной монодии. Так, несмотря на отказ многих исследователей в признании национальной ансамблевой игры на инструментах, удалось документально зафиксировать традиционность бесконфликтного параллельного бытования массового коллективного музицирования с индивидуальным. Отмечено также, что сама фактура инструментальных наигрышей при общих признаках монодийного склада не только в ансамблевых, но и в сольных видах музицирования, содержала не только латентные артикуляционно-ритмические, но и очевидные элементы «однолинейного многоголосия» (термин С.П.Галицкой [73]). Изучение описанных явлений привело к следующему выводу: многоголосные элементы в народных инструментальных наигрышах имеют своеобразную систему организации, во многом объяснимую спецификой национальной исполнительской культуры, инспирированной конструкцией досуговых и функциональных музыкальных орудий. Исследование показало также, что фактурная организация инструментальной монодии развивалась не только эволюционным путем от простого к сложному, но и фиксировала перманентную динамику башкирской музыкальной культуры, захватывающую разнообразие стилей различных исторических эпох, которые отразились и сохранились в виде характерного «перевода» на башкирский музыкальный язык. Кроме обращения к особенностям национальной органологии, исследование актуально по причине отсутствия обобщающей монографии, способной представить системно классифицированную башкирскую инструментальную культуру во всей ее многогранности и движении, что включало бы в себя как предметные, так и интеллектуальные результаты музыкальной деятельности башкирского этноса. В представленном диссертационном исследовании автор на основании многолетней исследовательской, педагогической, концертно-исполнительской и административной деятельности делает попытку показать место башкирской инструментальной культуры в современном обществе. Исходя из этого, был выявлен объект исследования – музыкальная инструментальная культура как значительная часть материальных и духовных ценностей башкирского народа. |
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование Охватывает широкие слои материальных и духовных видов деятельности башкирского народа и имеет, кроме своеобразной, стабильной внутренней... | Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура»... Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения... | ||
Программа кружка «Народная кукла» Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать... | Методические указания для студентов: Специальность 071500. 62 «Народная... Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | ||
«Народная культура (традиции, искусства, ремесла) в жизни народов современной России» Тема: «Народная культура (традиции, искусства, ремесла)в жизни народов современной России» | Утверждено Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | ||
Требования к собеседованию в магистратуру 071500 Народная художественная... Собеседование в магистратуру включает ряд вопросов разного характера: теоретические вопросы в области культуры и искусства; профессиональные... | Факультет философии Программа дисциплины Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | ||
Тематика контрольных работ по курсу «Мировая и национальная культура» Религиозная, светская и народная культуры средневекового западноевропейского государства | Основная образовательная программа высшего профессионального образования,... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая по направлению подготовки 071500. 62 Народная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Народная художественная культура» Направление/ специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | Требования нормоконтроля к выпускной квалификационной работе по специальности... Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | ||
Программа развития муниципального общеобразовательного бюджетного... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Башкирская гимназия им. Ш. Бабича с. Зилаир» | Исследование цветовой гаммы исследование естественного освещения... Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами | ||
Мероприятия Семинар – практикум «Организация проекта «Народная культура Карелии на этапах ее становления». Постановка целей и задач, обозначение... | Методические материалы по курсу. Темы практических занятий: Особенности... Работа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» |