Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование)





Скачать 243.5 Kb.
НазваниеБашкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование)
страница1/2
Дата публикации22.02.2015
Размер243.5 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

На правах рукописи

РАХИМОВ Равиль Галимович




БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

(Этноорганологическое исследование)

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство



Диссертация


на соискание ученой степени доктора искусствоведения

Научный консультант

доктор искусствоведения, профессор

Шаймухаметова Л.Н.

Магнитогорск

2006


СОДЕРЖАНИЕ:


Введение




6

ГЛАВА I.

Традиционный музыкальный инструментализм как материальное и духовное отражение культуры башкирского народа



23

1.1.

Башкиры: этноним и этногенез

23

1.2.

Численность, расселение и антропологический тип

башкирского этноса


31

1.3.

Быт и хозяйствование как основа формирования инструментальной культуры


37

1.4.

Традиционная музыкальная культура

44

1.5.

Башкирский музыкальный этноинструментарий

51

1.6.

Классификация башкирских народных музыкальных инструментов


57

1.7.

Национальный этноинструментарий в системе современного академического образования


65

ГЛАВА II.

Современные башкирские музыкальные инструменты досуговой группы


74

2.1.

Курай в башкирской инструментальной культуре

74

2.2.

Сольное двухголосие «узляу»: национальная специфика исполнительства


86

2.3.

Бурдонно-мелодическое звукообразование на кубызе

95

2.4.

Национальные особенности исполнительства на гармони и баяне


110

2.4.1.

Происхождение названия и генезис звукоизвлечения на гармониках


111

2.4.2.

Башкирская тальянка: разновидности конструкции и репертуара


122

2.4.3.

Принципы фактурообразования в национальном исполнительстве на баяне


133

2.5.

Национальные хордофоны: плекторное и фрикционное исполнительство


141

2.5.1.

Башкирская мандолина: традиционная игра

141

2.5.2.

Национальное музицирование на скрипке

147

ГЛАВА III.

Реконструированные, архаичные и прикладные музыкальные инструменты


153

3.1.

Реконструированные музыкальные инструменты

153

3.1.1.

Работа башкирских мастеров по реконструкции думбыры


154

3.1.1.2.

Восстановление репертуара, исполнительских приемов и конструкции думбыры


165

3.1.2.

Работа по реконструкции фрикционного кыл-кубыза

178

3.1.3.

Реконструкция башкирских гуслей (‰µ¤л¢)

190

3.2.

Архаичные и прикладные башкирские музыкальные инструменты


197

3.2.1.

Группа идиофонов

197

3.2.2.

Группа мембранофонов

206

3.2.3.

Группа хордофонов

213

3.2.4.

Группа аэрофонов

215

ГЛАВА IV.

Фактурная организация башкирских инструментальных наигрышей


240

4.1.

Разработка теории фактурной организации инструментальных наигрышей монодийной традиции в отечественном музыкознании



240

4.2.

Латентное (артикуляционно-ритмическое) многоголосие башкирской инструментальной мелодики



252

4.3.

Бурдонное двухголосие в башкирских инструментальных наигрышах


263

4.4.

Фактура подвижного (остинатного) бурдона

268

4.5.

Национальная специфика гомофонно-гармонической фактуры инструментальных наигрышей


274

4.6.

Применение цифровых технологий в башкирской инструментальной культуре: блоки сэмплов и паттернов



285

ГЛАВА V.

Башкирский этноинструментализм и академическая музыкальная культура: образовательная система, авторская обработка инструментальных наигрышей, цифровые технологии

293

5.1.

Башкирские народные инструменты в образовательной системе


293

5.1.1.

Башкирский этноинструментарий в ведомственных системах специального и общего музыкального образования



294

5.1.1.1.

Специальное музыкальное образование

294

5.1.1.2.

Общее музыкальное образование

297

5.1.2.

Национальная специфика обучения игре на башкирских музыкальных инструментах


300

5.1.2.1.

Обучение игре на курае: взаимодействие устной и письменной традиции


301

5.1.2.1.1.

Основные принципы обучения в традиционной «школе кураистов»


303

5.1.2.1.2.

Курай в системе академического образования

307

5.1.2.2.

Основные принципы обучения игре на кубызе и ударных инструментах


317

5.1.2.3.

Традиционное коллективное музицирование на башкирских народных инструментах


322

5.1.2.3.1.

Игра в ансамбле кураистов

323

5.1.2.3.2.

Игра в смешанном ансамбле синкретической традиции

326

5.2.

Традиционная инструментальная фактура в сочинениях башкирских композиторов для академических народных инструментов



334

5.2.1.

Творческая обработка латентных признаков многоголосия


337

5.2.2.

Оригинальность прочтения этноинструментального бурдонирования


340

5.2.3.

Отражение подвижного (остинатного) бурдона

345

5.2.4.

Разновидности национальной гомофонно-гармонической фактуры: академическое воспроизведение



352

5.3.

Башкирские народные инструменты и цифровые технологии


363

5.3.1.

Обучение игре на башкирских народных инструментах по табулатуре


365

5.3.2.

Компьютерные технологии в системе специального музыкального образования: теория и практика


369

5.3.2.1.

Персональные компьютер на начальной ступени музыкального образования


370

5.3.2.2.

Цифровые технологии в учебной программе музыкального ССУЗа


373

5.3.2.2.1.

Алгоритм компьютерной аранжировки башкирских инструментальных мелодий на примере народного наигрыша «Порт-Артур»



375




Заключение

386




Список литературы

400




Приложения

429



ВВЕДЕНИЕ

Тема и ее актуальность

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним "башœорт" и своеобразное музыкальное искусство.

Географическое местоположение на границе Европы и Азии, толерантность к смежным этносам, представляющим культурные традиции Запада и Востока, отсутствие отягчающих предметов быта – неизбежный атрибут полукочевого образа жизни, определили оригинальность башкирской музыки, в том числе и игру на множестве народных инструментов, конвергентных, дошедших из глубины веков, и адаптированных.

Своеобразие башкирской инструментальной культуры привлекало внимание российских ученых еще с 1776 года [79]. С этого времени регулярно появляются научные, популярные и художественные публикации, описывающие музыкальную жизнь башкирского народа. В музейных экспозициях, начиная с 1867 года, стали демонстрироваться предметы культурного быта башкир [448], как одного из древнейших представителей тюркоязычных народов Южного Урала и Среднего Поволжья, включавших и некоторые музыкальные инструменты. Профессиональные композиторы неоднократно обращались к интонационным оборотам башкирских песен и инструментальных наигрышей [20-21].

1897 год ознаменован первым подробным исследованием [309], фиксирующим своеобразие инструментальной культуры, которую по степени значимости автор ставил выше вокальной, а в начале ХХ века была опубликована первая монография [306], где параллельно с исторической этнографией анализировался досуговый башкирский этноинструментарий. В 1928 году башкирский курай прозвучал на лучших сценических площадках Франции, после чего в ряде западно-европейских этноорганологических исследований в научный оборот было введено понятие «Vertical flute, similar Bashkir Kuray» («Вертикальная флейта, подобная башкирскому кураю»). В 1939 году в процессе комплексного исследования башкирской культуры были сделаны первые фонографические записи инструментальных наигрышей [178].

Вторая половина ХХ века и рубеж двух тысячелетий отмечены регулярным исследованием башкирской музыкальной культуры. Публикуются документальные материалы по итогам комплексных и специализированных фольклорных экспедиций [33; 148; 294; 354; 396-398 и др.], закладывающие основу для будущих работ, анализирующих связь устного музыкального творчества башкирского этноса с письменным, народного музыкального инструмента с академическим, национальной музыкальной культуры с интернациональной, а также становления профессиональной академической культуры [320].

Несмотря на значительные достижения в области исследования национальной этноорганологии большая часть работ по национальной этноорганологии опиралась на исследования исполнительских возможностей досуговой группы инструментария, в основном, аэрофона «курай» [522], а изучение национальной этнофонии основывалось на анализе жанровых разновидностей мелодики и, чаще всего, «озон-кюй» (башк. «о¦он к³й» – долгий напев, протяжный мотив) – яркого образца монодийной башкирской музыки [542]. В стороне от науки оставались десятки музыкальных орудий, представляющих собой иллюстрацию духовной и материальной культуры многих социально-демографических слоев башкирского этноса.

Знакомство с музыковедческой литературой, посвященной башкирской органофонии, показывает, что и в настоящее время очень мало внимания уделяется изучению фактуры инструментальных наигрышей. До настоящего времени большая часть работ была ориентирована на констатацию фактов, историческую справочность, а также другие материалы, которые при всей положительности обращения часто представляли собой музейную статичность. По этой причине башкирская этноорганология до последнего времени основывалась на одностороннем тезисе, согласно которому национальное инструментальное исполнительство – сольное с одноголосной фактурой, где только фрагментарно и в виде исключения можно было выделить некоторые «зачаточные формы многоголосия…» [220, т.1, ст.368].

Только в 1991 году было сделано первое обобщение сведений о башкирском музыкальном инструментарии [511], а первая попытка изучения фактурной организации башкирской инструментальной музыки была предпринята в 1994 году [538]. Отмеченные пробелы национального музыкознания в какой-то мере заполняет представленное диссертационное исследование, в основе которого лежит этноорганологический подход к башкирской инструментальной культуре. Здесь в полной мере раскрывается многоплановость и актуальность проблемы, так как башкирское музыкальное искусство существует в тесном взаимодействии не только с родственными монодийными культурами ряда народов Поволжья и Урала, но и с традиционно многоголосными. Отмеченная связь наглядно прослеживается как в конструктивно-материальной сфере однотипных инструментов, различающихся только по региональным названиям, так и в репертуарно-интонационной сфере наигрышей, имеющей много общих точек соприкосновения. К тому же, народная техника игры на любом музыкальном орудии всегда имела взаимообогащающий контакт со светским музыкальным образованием и, что особенно актуально в последнее десятилетие, с массовой музыкальной субкультурой. Заимствование подходящих элементов с их последующей адаптацией – наиболее характерный тип башкирского этноинструментализма – имело влияние не только на технику исполнительства, но и на мелодико-ритмическую и даже своеобразную гармоническую фактурную организацию инструментальных наигрышей.

В процессе обработки эмпирического материала, представляющего собой расшифровки инструментальных наигрышей, записанных автором в различных районах Башкирии, выявились особенности функционирования национальной монодии. Так, несмотря на отказ многих исследователей в признании национальной ансамблевой игры на инструментах, удалось документально зафиксировать традиционность бесконфликтного параллельного бытования массового коллективного музицирования с индивидуальным. Отмечено также, что сама фактура инструментальных наигрышей при общих признаках монодийного склада не только в ансамблевых, но и в сольных видах музицирования, содержала не только латентные артикуляционно-ритмические, но и очевидные элементы «однолинейного многоголосия» (термин С.П.Галицкой [73]).

Изучение описанных явлений привело к следующему выводу: многоголосные элементы в народных инструментальных наигрышах имеют своеобразную систему организации, во многом объяснимую спецификой национальной исполнительской культуры, инспирированной конструкцией досуговых и функциональных музыкальных орудий. Исследование показало также, что фактурная организация инструментальной монодии развивалась не только эволюционным путем от простого к сложному, но и фиксировала перманентную динамику башкирской музыкальной культуры, захватывающую разнообразие стилей различных исторических эпох, которые отразились и сохранились в виде характерного «перевода» на башкирский музыкальный язык.

Кроме обращения к особенностям национальной органологии, исследование актуально по причине отсутствия обобщающей монографии, способной представить системно классифицированную башкирскую инструментальную культуру во всей ее многогранности и движении, что включало бы в себя как предметные, так и интеллектуальные результаты музыкальной деятельности башкирского этноса.

В представленном диссертационном исследовании автор на основании многолетней исследовательской, педагогической, концертно-исполнительской и административной деятельности делает попытку показать место башкирской инструментальной культуры в современном обществе.

Исходя из этого, был выявлен объект исследования – музыкальная инструментальная культура как значительная часть материальных и духовных ценностей башкирского народа.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconБашкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование
Охватывает широкие слои материальных и духовных видов деятельности башкирского народа и имеет, кроме своеобразной, стабильной внутренней...
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconРеализация комплексной программы «Народная традиционная культура»...
Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения...
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconПрограмма кружка «Народная кукла»
Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать...
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconМетодические указания для студентов: Специальность 071500. 62 «Народная...
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) icon«Народная культура (традиции, искусства, ремесла) в жизни народов современной России»
Тема: «Народная культура (традиции, искусства, ремесла)в жизни народов современной России»
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconУтверждено
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconТребования к собеседованию в магистратуру 071500 Народная художественная...
Собеседование в магистратуру включает ряд вопросов разного характера: теоретические вопросы в области культуры и искусства; профессиональные...
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconФакультет философии Программа дисциплины
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconТематика контрольных работ по курсу «Мировая и национальная культура»
Религиозная, светская и народная культуры средневекового западноевропейского государства
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая по направлению подготовки 071500. 62 Народная...
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Народная художественная культура»
Направление/ специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconТребования нормоконтроля к выпускной квалификационной работе по специальности...
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного бюджетного...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Башкирская гимназия им. Ш. Бабича с. Зилаир»
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconМероприятия
Семинар – практикум «Организация проекта «Народная культура Карелии на этапах ее становления». Постановка целей и задач, обозначение...
Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) iconМетодические материалы по курсу. Темы практических занятий: Особенности...
Работа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск