Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование





НазваниеБашкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование
страница1/6
Дата публикации16.03.2015
Размер0.79 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи

РАХИМОВ Равиль Галимович


БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:

ЭТНООРГАНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Магнитогорск 2006

Работа выполнена на кафедре истории,

теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Магнитогорской государственной консерватории им. М.И.Глинки

Научный консультант:

доктор искусствоведения, профессор

Шаймухаметова Людмила Николаевна







Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор

Щуров Вячеслав Михайлович










доктор искусствоведения, профессор

Калужникова Татьяна Ивановна










доктор искусствоведения, профессор

Закржевская Сабина Артуровна



Ведущая организация:


Северо-Кавказский государственный институт искусств


Защита состоится 11 декабря 2006 г. в ____час. на заседании диссертационного совета ДМ 210.008.01 по присуждению ученых степеней в Магнитогорской государственной консерватории им. М.И.Глинки (455036, Магнитогорск, ул.Грязнова, 22).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Магнитогорской государственной консерватории им. М.И.Глинки.


Автореферат разослан «___»________ 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат искусствоведения, профессор Г.Ф.Глазунова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Тема и ее актуальность
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним "башœорт" и своеобразное музыкальное искусство.

Географическое местоположение на границе Европы и Азии, толерантность к смежным этносам, представляющим культурные традиции Запада и Востока, отсутствие отягчающих предметов быта – неизбежного атрибута полукочевого образа жизни, определили своеобразие башкирской музыки, в том числе и игру на множестве народных инструментов, конвергентных, дошедших из глубины веков, и адаптированных.

Оригинальность башкирской инструментальной культуры издавна привлекала внимание ученых. Начиная с 1799 года (И.Г.Георги), появляются научные, популярные и художественные публикации, описывающие музыкальную жизнь башкирского народа. В музейных экспозициях с 1867 года (В.Ф.Миллер) стали демонстрироваться предметы культурного быта башкир, как одного из древнейших представителей тюркоязычных народов Южного Урала и Среднего Поволжья, включавших и некоторые музыкальные инструменты. Профессиональные композиторы неоднократно обращались к интонационным оборотам башкирских песен и инструментальных наигрышей.

1897 год ознаменован появлением первого подробного исследования, документально фиксирующего своеобразие инструментальной культуры, которую по степени значимости автор ставил выше вокальной (С.Г.Рыбаков). В начале ХХ века была опубликована монография, где параллельно с исторической этнографией анализировался досуговый башкирский этноинструментарий (С.И.Руденко, 1916). В 1928 году башкирский курай прозвучал на лучших сценических площадках Франции (Ю.Исэнбаев), после чего в ряде западно-европейских этноорганологических исследований в научный оборот было введено понятие «Vertical flute, similar Bashkir Kuray» («Вертикальная флейта, подобная башкирскому кураю»). 1939 год отмечен комплексным исследованием башкирской культуры и первыми фонографическими записями инструментальных наигрышей (Л.Н.Лебединский).

Со второй половины ХХ века исследования башкирской музыкальной культуры приобрели регулярный характер. Публикуются документальные материалы по итогам комплексных и специализированных фольклорных экспедиций, закладывающие основу для будущих работ, обобщаются наблюдения по проблемам национального музыковедения, таких, как связь устного музыкального творчества с письменным, национальной музыкальной культуры с интернациональной, а также становления профессиональной академической культуры (Е.Р.Скурко, 2004).

Несмотря на значительные достижения, большая часть работ по национальной этноорганологии опиралась на исследования исполнительских возможностей досуговой группы инструментария, в основном, аэрофона «курай» (Р.Ф.Зелинский, 2006), а изучение национальной этнофонии основывалось на анализе жанровых разновидностей мелодики и, чаще всего, «узун-кюй» (башк. – долгий напев) – яркого образца монодийной башкирской музыки (Р.С.Сулейманов, 2005). В стороне от науки оставались десятки музыкальных орудий, представляющих собой иллюстрации духовной и материальной культуры многих социально-демографических слоев башкирского этноса.

Знакомство с музыковедческой литературой, посвященной башкирской органофонии показало, что в них очень мало внимания уделяется изучению фактуры инструментальных наигрышей. По этой причине башкирская этноорганология до последнего времени основывалась на одностороннем, выдвинутом еще в 1973 году тезисе, согласно которому национальное инструментальное исполнительство рассматривалось как сольное с одноголосной фактурой, где только фрагментарно и в виде исключения можно было выделить некоторые «зачаточные формы многоголосия…» (Я.М.Гиршман).

Только в 1991 году было сделано первое обобщение сведений о башкирском музыкальном инструментарии (Н.В.Ахметжанова), а первая попытка изучения фактурной организации башкирской инструментальной монодии была предпринята в 1994 году (Р.Г.Рахимов).

Отмеченные пробелы национального музыкознания в какой-то мере заполняет настоящее диссертационное исследование, в основе которого лежит этноорганологический подход к башкирской инструментальной культуре.

В процессе обработки эмпирического материала, представляющего собой расшифровки инструментальных наигрышей, записанных автором в различных районах Башкирии, выявились особенности функционирования национальной монодии. Так, несмотря на отказ многих исследователей в признании национальной ансамблевой игры на инструментах, удалось документально зафиксировать традиционность бесконфликтного параллельного бытования массового коллективного музицирования с индивидуальным. Отмечено также, что сама фактура инструментальных наигрышей при общих признаках монодийного склада как в ансамблевых, так и в сольных видах музицирования, содержало не только латентные артикуляционно-ритмические, но и ярко выраженные элементы «однолинейного многоголосия» (термин С.П.Галицкой, 1981).

Изучение описанных явлений привело к следующему выводу: многоголосные элементы в народных инструментальных наигрышах имеют своеобразную систему организации, во многом объяснимую спецификой национальной исполнительской культуры, инспирированной конструкцией досуговых и функциональных музыкальных орудий. Исследование показало также, что фактурная организация инструментальной монодии фиксировала перманентную динамику башкирской музыкальной культуры, захватывающую разнообразие стилей различных исторических эпох, которые отразились и сохранились в виде характерного «перевода» на башкирский музыкальный язык.

Кроме обращения к особенностям национальной органологии, исследование актуально по причине отсутствия обобщающей монографии, способной представить системно классифицированную башкирскую инструментальную культуру во всей ее многогранности и динамике, что включало бы в себя как предметные, так и интеллектуальные результаты музыкальной деятельности башкирского этноса.

В представленном диссертационном исследовании автор на основании многолетней исследовательской, педагогической, концертно-исполнительской и административной деятельности делает попытку показать место башкирской инструментальной культуры в современном обществе.

Исходя из этого, был выявлен объект исследования – музыкальная инструментальная культура как значительная часть материальных и духовных ценностей башкирского народа.

Основным предметом исследования является башкирский музыкальный инструментарий, включающий в себя группу досуговых и прикладных орудий. Доминирующими среди них являются мелодические инструменты, инспирирующие основные этнофонические проявления национальной монодии. Доминанта имеет многовековые традиции и характерную специфику, основные принципы которой проецируются на непрерывно обновляющийся инструментарий, часто с нехарактерной для монодийной культуры гомофонно-гармонической и цифровой MIDI фактурой.

Исследование проводилось на инструментальных вариантах традиционного репертуара, с учетом исполнительской техники, характерной для анализируемого инструмента.

Целью исследования является системная классификация и описание конструкции и художественных возможностей всех известных башкирских музыкальных инструментов, анализ их репертуара как основных элементов комплекса материальных и духовных ценностей башкирского этноса. Оба аспекта рассматриваются в неразрывной связи и перманентной динамике, инспирирующей основные проявления национального инструментального музицирования и его характерные черты в период двух последних десятилетий.

В процессе исследования решались задачи, основными из которых были следующие:

  1. Создание монографии по музыкальной инструментальной культуре башкирского региона Южного Урала, включающей в себя анализ свойств досуговой и прикладной группы музыкальных орудий.

  2. Апробация методики реконструкции и реставрации традиционных музыкальных инструментов, по разным причинам вышедших из обращения.

  3. Исследование основных групп национальной инструментальной музыки, систематизированных по различным уровням фактурной организации.

  4. Характеристика узловых функций, выполняемых этноинструментализмом в башкирской культуре:

    • анализ бытования башкирских народных инструментов в системе традиционной и академической культуры;

    • взаимодействие характерных образцов башкирской инструментальной культуры с MIDI-стандартом цифровых технологий.

Для решения этих задач привлекались экспедиционные записи башкирской инструментальной музыки, собранной автором, начиная с 1983 года, в фольклорных экспедициях по 53 (с 1992 года – 54) административно-территориальным районам Республики Башкортостан. Записано и проанализировано около 1500 инструментальных мелодий и наигрышей, из которых свыше 100 иллюстрируют основные диссертационные тезисы.

Исследование строилось на записях, выполненных в регионах традиционного проживания башкирского населения.

  • Юго-Восток Башкирии (Бурзянский, Абзелиловский, Баймакский районы);

  • Северо-Восток (Мечетлинский, Салаватский, Кигинский районы);

  • Башкирское Зауралье (Белорецкий, Учалинский районы).

В качестве дополнения использовались наигрыши, записанные в районах с локальным проживанием башкир.

Северо-Запад (Илишевский, Чекмагушевский, Дюртюлинский районы);

Север (Белокатайский, Татышлинский, Аскинский районы);

Юго-Запад и Центр (Миякинский, Кушнаренковский, Кармаскалинский, Чишминский, Иглинский и Уфимский районы).

Экспедиции показали хорошо сохранившиеся слои инструментально-исполнительской культуры, имеющие глубокие корни и региональные традиции. Всего в исследовании затрагиваются 48 музыкальных инструментов башкирского народа, многие из которых по ряду причин вышли из применения, но о них сохранились эпизодические, достаточно четкие сведения. Описание 24 из них вводится в научный оборот впервые.

В основном исследовались сольные виды исполнительства, но фиксировались и малоизученные примеры игры однородными и смешанными ансамблями, которых в процессе полевого поиска было зафиксировано 95 единиц. Также удалось выявить некоторые особенности изготовления курая, кубыза, гармоней, разновидностей хордофонов и других национальных инструментов.

В процессе исследования использовались опубликованные и устные сведения о башкирских народных инструментах, прямо или косвенно подтверждающие основные тезисы. Из них наиболее ценный материал, касающийся описания традиционного башкирского инструментария и элементов фактурной организации инструментальных наигрышей, был отмечен в трудах С.Рыбакова, С.Руденко, Л.Лебединского, В.Беляева, Н.Ахметжановой, Г.Ахмадеевой, Р.Зелинского, Х.Ихтисамова, Ф.Камаева, Л.Нагаевой, Р.Сулейманова и других исследованиях. Использовались известные упоминания о музыкальных инструментах и инструментальных наигрышах, которые встречались в работах В.Бартольда, И.Георги, Р.Игнатьева, М.Фоменкова, Г.Сулейманова, Л.Атановой, В.Яковлева, Н.Бояркина и других ученых. Анализировались сказания, легенды и устные сведения башкирского народа, имеющие отношение к исследуемой теме, как опубликованные, так и записанные от фольклорных информаторов. Фиксировались описания инструментального музицирования в художественных произведениях писателей Д.Мамина-Сибиряка, В.Даля, Н.Крашенинникова, З.Биишевой, М.Гафури и других авторов, а также иные сведения, содержащие интересующий нас материал.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconБашкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование)
Охватывает широкие слои материальных и духовных видов деятельности башкирского народа и имеет, кроме своеобразной, стабильной внутренней...
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconРеализация комплексной программы «Народная традиционная культура»...
Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения...
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconПрограмма кружка «Народная кукла»
Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать...
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconМетодические указания для студентов: Специальность 071500. 62 «Народная...
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование icon«Народная культура (традиции, искусства, ремесла) в жизни народов современной России»
Тема: «Народная культура (традиции, искусства, ремесла)в жизни народов современной России»
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconУтверждено
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconТребования к собеседованию в магистратуру 071500 Народная художественная...
Собеседование в магистратуру включает ряд вопросов разного характера: теоретические вопросы в области культуры и искусства; профессиональные...
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconФакультет философии Программа дисциплины
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconТематика контрольных работ по курсу «Мировая и национальная культура»
Религиозная, светская и народная культуры средневекового западноевропейского государства
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования,...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая по направлению подготовки 071500. 62 Народная...
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Народная художественная культура»
Направление/ специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconТребования нормоконтроля к выпускной квалификационной работе по специальности...
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного бюджетного...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Башкирская гимназия им. Ш. Бабича с. Зилаир»
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconМероприятия
Семинар – практикум «Организация проекта «Народная культура Карелии на этапах ее становления». Постановка целей и задач, обозначение...
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование iconМетодические материалы по курсу. Темы практических занятий: Особенности...
Работа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск