Социология





НазваниеСоциология
страница1/6
Дата публикации22.02.2015
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3   4   5   6
Санкт- Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права

====================================================


СОЦИОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по всем специальностям

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011

ББК 60.5

     С 69 Социология: учебно-методический комплекс / авт.-сост.
И.С. Урсу. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 68 с.
Утвержден на заседании кафедры философии,

протокол № 1 от 25.08.2011 г.
Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 1 от 7.09.2011 г.

Рецензент

доктор философских наук, профессор

А. В. Воронцов

Ответственная за выпуск

Н. А. Фролова

Компьютерные работы

С. М. Ланькова

© И.С. Урсу, 2011

© СПб ИВЭСЭП, 2011


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Программа учебного курса «Социология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, учитывает особенности и профиль вуза, поэтому она рекомендуется для всех специальностей ИВЭСЭП.

Цель программы — дать широкие теоретико-методологические и эмпирические знания, раскрыть фундаментальные проблемы социологии, связанные с пониманием закономерностей развития и функционирования социальной системы и ее основных институтов. Социологическое знание и видение общественной жизни во всех ее сложных проявлениях является необходимым компонентом системы высшего образования и составной частью общекультурной подготовки современного специалиста.

Программа курса состоит из пяти разделов. В первом разделе «Предмет социологии. Основные этапы становления и развития социологической науки» рассматриваются предмет и метод социологии, ее структура, функции и место в общей системе социогуманитарных наук; категориальная система социологической науки, даются представления о характере и видах социальных законов, а также раскрываются основные исторические этапы развития социологической науки.

Второй раздел «Основы системного подхода к анализу общества и теории общественного развития» посвящен анализу системного подхода общества, пониманию развития и функционирования основных подсистем общества, его институтов и организаций. Особое внимание уделяется теориям общественно-исторического развития, формационному и цивилизационному исследованию всемирной истории. В ряде тем излагаются теории социальной стратификации и мобильности, причины неравенства в обще стве, а также тенденции социального расслоения и мобильности российского общества.

Третий раздел «Личность и культура в социальной системе» посвящен концептуальному анализу социологических теорий личности и их исходных понятий: позиция, статус, ролевые ожидания и т.д. Акцентируется внимание на проблемах типологизации личности и понимании процессов ее социализации в современном мире, а также дается развернутое представление социологического подхода к исследованию культуры.

В четвертом разделе «Специальные социологические теории» анализируются различные подсистемы и социальные институты в области экономики и политики, организации и управления. Рассматриваются вопросы, относящиеся к сфере социологии познания, науки и образования и адаптация соответствующих социальных институтов как к реалиям современной России. В качестве самостоятельных тем курса общей социология выделены социология молодежи и свободного времени, социология семейно-брачных отношений. Программа призвана отразить целостную картину стоящих перед обществом социально-экономических, политических и культурных задач и возможные варианты их научного решения в рамках социологической науки.

Пятый раздел «Теория, методология, методика и практика проведения социологических исследований» посвящен прикладному аспекту социологической науки. Он дает представление о программе социологического исследования, ее построении и задачах, связанных с получением достоверной социальной информации и ее применении в решении практических проблем общественной жизни.

Виды занятий и методики обучения

Формой теоретических занятий являются лекции, которые читаются по потокам. Общий объём лекционного курса в процессе очного обучения составляет в зависимости от специальности – 26-28 часов, очно-заочного – 14 часов, заочного – 8. В процессе лекций

используется компьютерный мультимедийный проектор, а также видеомагнитофон. На один час занятий готовится около 5 слайдов, один фрагмент видеофильма, время показа которого – не более пяти- семи минут. Слайды целесообразно по возможности готовить с последовательно наращиваемой информацией.

Формой практических занятий являются семинары, которые проводятся по учебным группам. Общий объем времени, выделяемой на семинары в процессе очного обучения в зависимости от специальности составляет 8-18 часов, очно-заочного- 4-8 часов заочного – 2 часа. На двухчасовые семинары выносится для обсуждения не более 3-х учебных вопросов. Часть учебного времени семинара отводится на проведение занятия в компьютерном классе, в котором осуществляется фронтальный контроль усвоения студентами учебного материала посредством компьютеризованных контрольных тестов. Семинары, как правило, проводятся в форме заслушивания доклада по теме семинара и его обсуждения в виде сообщений в свободной форме. Часть семинаров могут проводиться в виде ролевых игр в форме прессконференций, судебных заседаний, парламентских дебатов – по выбору преподавателя в зависимости от численности учебной группы и степени подготовленности студентов.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в ходе учебных занятий, а также во внеаудиторное время. Нормативный объем внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине установлен в зависимости от специальности для очного обучения в количестве 24-48 часов, для очно-заочного 42-92 часа, для заочного – 50-96 часов. Преподаватель оказывает индивидуальную помощь студентам в организации самостоятельной работы в интересах повышения её эффективности. Литература для самостоятельного изучения определяется из расчёта приблизительно 10 страниц текста на один час работы. Объём учебной литературы может варьироваться в зависимости от степени подготовленности студентов. В ходе лекций преподаватели ориентирует студентов на наиболее оптимальные варианты подготовки к семинарским занятиям. По просьбе студентов, перед семинарами, а также перед итоговым контрольным занятием поводятся индивидуальные и специальные групповые консультации.

Формы контроля

В ходе преподавания учебной дисциплины ведущий преподаватель осуществляет оперативный и итоговый контроль над усвоением студентами учебной программы. Оперативный контроль осуществляется на всех видах занятий. В ходе лекций – в виде вопросов к студентам по содержанию прошедших тем в контексте текущего изучаемого учебного материала. В ходе семинаров, во-первых, в форме фронтального опроса по основному содержанию пройденных тем посредством письменных летучек по отдельным аспектом изучаемой программы, рассчитанных на 10 минут учебного времени, либо посредством компьютерного или письменного тестирования с помощью формализованных тестов, во-вторых, в виде оценки преподавателем качества работы студентов (выступлений, вопросов к выступающим, дополнений) на протяжении всего семинара. Студенты, имеющие задолженности по семинарам в виде неудовлетворительных оценок по результатам тестирования, к экзамену не допускаются

Для студентов заочного обучения, кроме того, предусмотрен рубежный контроль в форме оценки контрольной работы, выполненной студентами согласно установленной кафедрой тематики. Студенты–заочники, работа которых оценена «неудовлетворительно», равно не представившие контрольные работы, не допускаются к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

Итоговый контроль проводится по завершению изучения всей дисциплины в форме экзамена. В процессе экзамена преподаватель сочетает метод заслушивания ответа студента на поставленные в билетах вопросы, ответов на уточняющие вопросы, задаваемые преподавателем, с элементами дискуссии по спорным проблемам. При определении оценки знаний студента возможен учет текущего контроля его успеваемости, работы в студенческом научном обществе, выступлений на научных конференциях.

Оценка на экзамене является итоговой по курсу и вносится в приложение к диплому. Студенты, не сдавшие экзамен, подвергаются экзаменационному испытанию повторно. В случае неудовлетворительной оценки знаний может быть поставлен вопрос об отчислении из института за неуспеваемость.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение социологии осуществляется с использованием классических форм учебных занятий: лекций, семинаров, контрольных занятий, самостоятельной работы во внеаудиторной обстановке.

Лекция является ведущей формой учебных занятий. Лекция предназначена для изложения преподавателем систематизированных основ научных знаний по дисциплине, аналитической информации о дискуссионных проблемах, состоянии и перспективах развития социологической науки. На лекции, как правило, поднимаются наиболее сложные, узловые вопросы учебной дисциплины.

Максимальный эффект лекция дает тогда, когда студент заранее готовится к лекционному занятию: знакомится с проблемами лекции по учебнику или по программе дисциплины. Рекомендуется просматривать записи предыдущего учебного занятия, исходя из логического единства тем учебной дисциплины.

В ходе лекции студенту целесообразно:

  1. Стремиться не к дословной записи излагаемого преподавателем учебного материала, а к осмыслению услышанного и записи своими словами основных фактов, мыслей лектора; вырабатывать навыки тезисного изложения и написания учебного материала, вести записи «своими словами», вместе с тем, не допуская искажения или подмены смысла научных выражений. Определения, на которые обращает внимание преподаватель либо словами, либо интонацией, следует записывать четко, дословно. Как правило, такие определения преподаватель повторяет несколько раз или дает под запись.

  2. Оставлять в тетради для конспекта лекций широкие поля, либо вести записи на одной странице. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем можно было бы вносить необходимые дополнения в содержание лекции из различных источников: монографий, учебных пособий, периодики и др.

  3. Писать название темы, учебные вопросы лекции на новой странице тетради, чтобы легко можно было найти необходимый учебный материал.

  4. Начинать каждую новую мысль, новый фрагмент лекции с красной строки; заголовки и подзаголовки, важнейшие положения, на которые обращает внимание преподаватель, а также определения выделять: буквами большего размера, чернилами другого цвета, либо подчеркивать .

  5. Нумеровать Встречающиеся в лекции перечисления цифрами: 1, 2, 3 …, или буквами: а, б, в… . Перечисления лучше записывать столбцом. Такая запись придает конспекту большую наглядность и способствует лучшему запоминанию учебного материала.

  6. Выработать удобную и понятную для себя систему сокращений и условных обозначений. Это экономит время, позволяет записывать материал каждой лекции почти дословно, дает возможность сконцентрировать внимание на содержании излагаемого материала, а не на механическом процессе конспектирования.

По окончанию лекции целесообразно дорабатывать ее конспект во время самостоятельной работы в тот же день, в крайнем случае, не позднее, чем спустя 2-3 дня после ее прослушивания. Это важно потому, что еще не забыт учебный материал лекции, студент находится под ее впечатлением, как правило, ясно помнит указания преподавателя, хорошо осознает, что ему непонятно из материала лекции.

Семинар, в переводе с латинского языка, означает, буквально, «рассадник знаний». Этот вид учебных занятий проводится по наиболее сложным вопросам учебной программы с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знание той или иной темы учебной дисциплины, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и устного изложения учебного материала. В отличие от лекции – на семинаре главную роль играет студент. Семинар – наиболее подходящее место для дискуссий по мировоззренческим вопросам, формирования гражданской и профессиональной позиции, выработки навыков публичного общения в форме диалога .Важная функция семинара – контрольная. Преподаватель определяет степень усвоения учебного материала студентами.

Наибольший успех на семинаре сопутствует студентам, проявляющим активность в процессе этого занятия. Среди ее форм – выступления, дополнения, исправления неточностей, ошибок в выступлениях других студентов, вопросы к выступающим.

Наиболее целесообразная стратегия самостоятельной подготовки студента к семинару заключается в том, чтобы на первом этапе усвоить содержание всех вопросов семинара, обращая внимания на узловые проблемы, выделенные преподавателем в ходе лекции либо консультации к семинару. Для этого необходимо, как минимум, прочитать конспект лекции и учебник, либо учебное пособие. Следующий этап подготовки заключается в выборе вопроса для более глубокого изучения с использованием дополнительной литературы. По этому вопросу студент станет главным специалистом на семинаре.

Ценность выступления студента на семинаре возрастёт, если в ходе работы над литературой он сопоставит разные точки зрения на ту или иную проблему.

После изучения и обобщения информации, которую содержат источники и литература, составляется развёрнутый или краткий план выступления. Окончательный вариант плана выступления в идеале желательно иметь не только на бумаге, но и в голове, излагая на занятии подготовленный вопрос в свободной форме, наизусть, что поможет лучшему закреплению учебного материала, станет хорошей тренировкой уверенности в своих силах. При необходимости не возбраняется «подглядывать» в план на листке бумаги, чтобы не ошибиться в цифрах, точнее передать содержание цитат, не забыть какой-то важный сюжет темы выступления.

В ходе работы на семинаре от студента требуется постоянный самоконтроль. Его первым объектом должно быть время, отведённое преподавателем на выступление. Не следует злоупотреблять временем. Достоинством оратора является стремление к лаконичности, но не в ущерб аргументированности и содержательности выступления.

Слушая выступления на семинаре или реплики в ходе дискуссии, важно научиться уважать мнение собеседника, не перебивать его, давая возможность полностью высказать свою точку зрения.

На семинары часто выносятся доклады, которые открывают обсуждение учебных вопросов. Доклад – это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Он отличается от выступлений большим объемом времени – 20-25 минут (выступления, как правило, ограничены 10-12 минутами). Доклад также посвящен более широкому кругу вопросов, чем выступление. Он задает общий тон и направление дискуссии на семинаре.

Типичная ошибка докладчиков в том, что они излагают содержание проблем доклада языком книг и журналов, который трудно воспринимается на слух. Устная и письменная речь строятся по-разному. Наиболее удобная для слухового восприятия фраза содержит 5-9 смысловых единиц, произносимых на одном вздохе. Это соответствует объему оперативной памяти человека. В первые 5 секунд доклада слова, произнесённые студентом, удерживаются в памяти его аудитории как звучание. Целесообразно поэтому за 5 секунд сформировать завершённую фразу. Это обеспечивает её осмысление слушателями до поступления нового объёма информации.

Другая типичная ошибка докладчиков состоит в том, что им не удаётся выдержать время, отведённое на доклад. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо, накануне семинара прочитать доклад, выяснив, сколько времени потребуется на его чтение. Для удобства желательно прямо на страницах доклада провести расчёт времени, отмечая, сколько ориентировочно его уйдёт на чтение 2, 4 страниц и т.д.

Завершение работы над докладом предполагает выделение в его тексте главных мыслей, аргументов, фактов с помощью абзацев, подчёркиванием, использованием различных знаков, чтобы смысловые образы доклада приобрели и зрительную наглядность, облегчающую работу с текстом в ходе выступления.

Самостоятельная работа с книгой

В наше время книга существует в двух формах: традиционной и электронной. В Интернете существуют целые библиотеки, располагающие десятками тысяч электронных текстов. Сегодня в обществе преобладает мнение, что печатная книга и её компьютерный текст дополняют друг друга. Используя электронный вариант книги значительно быстрее подготовить на его базе реферат, контрольную работу, подогнать текст своей работы под требуемый учебным заданием объём. Печатные книги гораздо легче и удобнее читать.

Работая с книгой, студенты сталкиваются с рядом проблем. Одна из них – какая книга лучше. Целесообразно в первую очередь обратиться к литературе, рекомендованной преподавателем. Целесообразно прочитать аннотацию к книге на ее страницах, в которой указано, кому и для каких целей она может быть полезна.

Другая проблема – как эффективно усвоить материал книги. Качество усвоения учебного материала существенно зависят от манера прочтения книги. Можно выделить пять основных приёмов работы с литературой:

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой, оценки её ценности. Он предполагает ознакомление с аннотацией, предисловием, оглавлением, заключением книги, поиск по оглавлению наиболее важных мыслей и выводов автора произведения.

Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Этот метод используется, как правило, после предварительного просмотра книги, при её вторичном чтении.

Сканирование представляет быстрый просмотр книги с целью поиска фамилии, факта, оценки и др.

Углублённое чтение предполагает обращение внимания на детали содержания текста, его анализ и оценку. Скорость подобного вида чтения составляет ориентировочно до 7-10 страниц в час. Она может быть и выше, если читатель уже обладает определённым знанием по теме книги или статьи.

Углубленное чтение литературы предполагает:

1. Стремление к пониманию прочитанного. Без понимания смысла информации её очень трудно запомнить.

2. Обдумывание изложенной в книге информации. Тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

3. Мысленное выделение ключевых слов, идей раздробление содержания текста на логические блоки, составление плана прочитанного. Если студент имеет дело с личной книгой, то ключевые слова и мысли можно подчеркнуть карандашом.

4. Составление конспекта изученного материала. Если статья или раздел книги по объёму небольшой, то целесообразно приступить к конспектированию, прочитав их полностью. В других случаях желательно прочитать 7-10 страниц.

Подготовка к экзамену

На экзамене определяется качество и объём усвоенных студентами знаний. Подготовка к экзамену – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех.

Залогом успешной сдачи экзамена является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение года. Накануне и в период экзаменационной сессии необходима и целенаправленная подготовка к экзамену.

Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Подготовку к экзамену желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины. Этим документом разрешено пользоваться на экзамене.

Готовясь к экзамену, лучше всего сочетать повторение по примерным контрольным вопросам с параллельным повторением по программе учебной дисциплины.

Если в распоряжении студента есть несколько дней на подготовку к экзамену, то целесообразно определить график прохождения вопросов из расчета, чтобы осталось время на повторение наиболее трудных.

Требования к знаниям студентов на экзамене по социологии определены государственным образовательным стандартом к уровню знаний и знанию конкретных дидактических единиц, программой учебной дисциплины, основу которой и составляют положения госстандарта.


III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п


Разделы и наименование темы


Количество аудиторных часов






лек­ции


семи­нары


все­го


Раздел I. Предмет социологии. Основные этапы становления и развития социологической науки

1

Предмет социологии, структуры и функций

2

-

2

2

Социальные и теоретические предпосылки возникно­вения социологии как науки

1

-

1

3

Классический период в развитии социологии второй половины XIX - начала XX века

3

-

3

4

История русской социологии

3

-

3

5

Социология второй половины XX столетия

1

-

1


Раздел II. Основы системного подхода к анализу общества и теории общественного развития

6

Социальное взаимодействие как основы социальных явлений, социальных процессов и социальных обра­зований

1




1

7

Социальные институты и организации

1

-

1

8

Общество как социальная система

2

-

2

9

Теория общественно-исторического развития

1

-

1

10

Социальная структура общества и ее динамика

2

-

2


Раздел III. Личность и культура в социальной системе

11

Социология личности

2

-

2

12

Культура как система

1

-

1

13

Социокультурные основы хозяйственной деятельности

1

-

1


Раздел IV. Специальные социологические теории

14

Социология труда, индустриальная и экономическая социология

1

-

1

15

Политическая социология

-

1

1

16

Социология образования и воспитания

1

-

1

17

Социология религии

-

0,5

0,5

18

Социология досуга

-

0,5

0,5

19

Социология молодежи

-

1

1

20

Социология семьи

1

-

1


Раздел V. Теория, методология и методика проведения выборочных социологических исследований

21

Выборочное исследование - разновидность социологи­ческого исследования

1

-

1

22

Программа выборочного социологического исследова­ния

2

-

2

23

Методы социологическогоого исследования

1

3

4




Итого

28

6

34



IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Т е м а 1. Предмет социологии, структура и функции

Цель и задачи курса «Социология», его роль и значение в социогуманитарной подготовке кадров системы высшего образования.

Эволюция представлений о предмете социологии в истории социологической мысли. Понятие «социальное» в структуре социологического знания и его интегративная роль в понимании предмета социологии. Социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития в контексте современного определения социологической науки. Структура социологии. Общесоциологическая теория, социальные и отраслевые социологические теории, прикладная социология, процессы их взаимодействия и дифференциации. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности. Функции социологии: познавательная, методологическая, управленческая, прогностическая, социотехнологическая и др. Идеология и проблема объективности социологии как науки. Социология в системе социогуманитарных наук: социология и философия, социология и история, социология и право и т. д.

Т е м а 2. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки

Роль историко-социологического знания в формировании социологии. Своеобразие развития социологического знания и проблемы его периодизации.

Социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии. Сен-Симон и его проект науки об обществе. О. Конт как основатель науки «социология». Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки в концепции О. Конта.

Т е м а 3. Классический период в развитии социологии второй половины ХIХ — начала ХХ вв.

Социологическое наследие О. Конта и формирование биолого-эволюционной (органической) школы в социологии. Восприятие позитивизма О. Конта в Англии и его синтез с английскими традициями эмпиризма, утилитаризма и политического либерализма. Д.С. Милль и Г. Спенсер. Эволюционизм как предшественник системных концепций понимания общественной жизни. Социальный дарвинизм и расово-антропологическое направление в социологии. Роль позитивистской методологии в формировании теории и практики социологических исследований.

Психологическая школа в социологии (Г. Тард, Г. Лебон) как реакция на «биологизм» и ее роль в исследовании массовых социально-психологических феноменов человеческого поведения. Психологический эволюционизм в англо-американской социологии. «Психосоциальные силы» Л.Уорда, «сознание рода» Ф. Гидденгса, теория «зеркального Я» Ч. Кули т. п.

Э. Дюркгейм и его принципы создания социологии. Теоретические источники дюркгеймовской социологии. Разработка социологической методологии и обоснование социологии как эмпирической науки. Учение Э. Дюркгейма о социальной дезорганизации и об отклоняющемся поведении (аномии). Значение социологического наследия Э. Дюркгейма и его вклад в развитие общей социологии и отдельных отраслей социологического знания.

Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер и поиски новых путей развития социологии. Опыт теоретико-методологической систематизации социологии Ф. Теннисом:

а) чистая (теоретическая) социология как система понятий и идеально типических конструкций;

б) прикладная социология;

в) эмпирическая социология, или социография. Учение Ф. Тенниса о дихотомии «общество — общность» и последующее развитие западной социологии. Г. Зиммель и немецкая теоретическая социология между неокантианством и философией жизни. Формализация социологической теории как попытка преодоления противоположности наметившихся социологических альтернатив.

М. Вебер. Теоретические источники веберовской социологии. Понятие социального действия и его структура. Идеальный тип как инструмент социологического исследования. Метод «понимания» и его связь с концепцией социального действия. Теория господства (политическая социология) М. Вебера. Эволюция веберовской концепции социологии и «веберовский ренессанс» в современной социологии.

К. Маркс и Ф. Энгельс - основоположники материалистической теории общества. Основные принципы и методологические установки марксистского анализа общественных процессов и их связь с социально-политической теорией социализма. Становление и эволюция марксистской социологии в Западной Европе и России.

Т е м а 4. История русской социологии

Социальные предпосылки и теоретические истоки возникновения социологической мысли в России. Позитивизм в русской социологии и формирование профессиональной социологии. Общая характеристика различных школ и направлений: Л. Мечников, Е. Де Роберти, П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев и др.

Социологические и политологические концепции представителей русской школы правоведов: Л. Петражицкий, Б. Кистяковский, И. Ильин, П. Новгородцев, Б. Чичерин. Формирование русской школы социологии права.

Социологические концепции М.Ковалевского и П. Сорокина, их роль в формировании русской и мировой социологической мысли.

Марксизм в русской социологии: леворадикальное направление (Г. Плеханов, В. Засулич, В. Ленин) и «легальный марксизм» (П. Струве, М. Туган-Барановский), теоретико-методологическое единство и различие. Социология и политическая борьба в России; наука и «идеологизмы» в социологическом познании.

Т е м а 5. Социология второй половины ХХ столетия

Институционализация и профессионализация социологии; формирование прикладной социологии и ее связь с потребностями общественной жизни. Неопозитивизм в социологии и разработка формально-логического аппарата моделей социальной реальности и экспериментально-эмпирических принципов социологического познания. Социально-стабилизационные функции прикладной социологии и основные направления прикладных исследований.

Взаимосвязь и взаимодействие американской и европейской социологических школ. Роль П. Сорокина в их интеграции.

Структурный функционализм в социологии: Т. Парсонс, Р. Мертон.

Теория аномии Р. Мертона и ее методологическая роль в исследовании

социальной дезорганизации общества. Функциональная теория конфликтат Козера. Неофункционализм: теория коммуникативного действия Хабермаса, неофункционалистская концепция Дж. Александера.

Феноменологическое направление социологии: «понимающая социология» А. Щюца, этнометодология Г. Гарфинкеля и др.
Раздел П. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ

ОБЩЕСТВА И ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Те м а 6. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений, социальных процессов и социальных образований

Социальное действие и социальное взаимодействие в социологии. Характер и виды социального взаимодействия. Взаимодействия индивидов и групп как один из центральных предметов исследования социологии.

Социальные общности и социальные группы. Виды социальных групп и их структура. Проблемы классификации и выделения видов групп. Большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные группы. Целевые группы и системный характер групповой деятельности. Референтные группы и проблемы группового конформизма.

Динамические процессы групповой жизни. Социометрическая концепция д. Морено. Теория групповой динамики К. Левина: их методологические возможности в исследовании различных социальных проблем.

Те м а 7. Социальные институты и организации

Содержание понятия «социальный институт». Институционализация общества как средство обеспечения связи между элементами социальной системы и их упорядочения. Типы институтов по их социально-функциональной роли: институты, регулирующие поведение; институты воспитания и образования; институты, обеспечивающие обмен и распределение товаров и услуг; институты, обеспечивающие сохранение стабильности и единства общества (власть, политика); институты, регулирующие деятельность в сфере духовного производства и потребления (культура). Правовые институты в системе социального контроля. Социальные институты и социальный контроль, формальные и неформальные социальные институты. «Деинституционализация» и проблемы дезорганизации социальных структур и норм поведения в обществе.

Понятие и основные признаки организации. Организация как социальное явление, ее место в социальной структуре общества и функции. Типология организаций: трудовые, политические, формальные и неформальные и т. д. Роль социологических исследований в повышении эффективности функционирования социальных организаций.

Те м а 8. Общество как социальная система

Понятие «система» в современной науке и общие положения системного подхода: элементы, структура, системные свойства. Замкнутые и незамкнутые системы. Иерархия систем и их взаимодействие. Социологические традиции исследования общества как системы. Понятийный аппарат, описывающий строение, функционирование и развитие социальной системы.

Понятие общества в истории социологической мысли. Многоаспектность теоретического исследования общества.

Относительная самостоятельность, самодетерминация, автономность развития и функционирования основных подсистем общества: экономической, социальной, политической, духовной. Разнообразие социальных «подсистем» и их функциональная специализация. Развитие общества в направлении «адаптивной способности». Роль и значение понятий: «социальная общность», «социальный институт», «социальная организация», «личность», «культура» в системном анализе общества и проведении прикладных социологических исследований.

Те м а 9. Теории общественно-исторического развития

Типы обществ и проблемы периодизации социально-исторического развития. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество: критерии выделения и характерные черты. Теории модернизации и всемирно-исторический процесс. Историческая логика модернизации и роль «рационализма» и «индивидуализма» в становлении западного (капиталистического) общества. Границы и пределы применимости концептуальных схем теории модернизации в понимании современного мира.

Социологический анализ проблем модернизации российского общества. Россия между «постиндустриализмом» и «русской идеей».

Социологические концепции социальной революции. Роль и место социальной революции в марксистской и современной социологии. Конфликт и социальные изменения. Теории конфликта и их познавательная роль в исследовании проблем современного общества.

Формационный и цивилизованный подходы к анализу всемирно-исторического развития: различия, взаимосвязь и теоретико-методологические возможности понимания реалий современного мира.

Прогностическая функция социологии и познания перспектив развития человеческой цивилизации. Анализ концепций социально-политических прогнозов и «моделей мира».

Т е м а 10. Социальная структура общества и ее динамика

Общественное разделение труда и социальная структура. Представление о структуре общества как о совокупности социальных общностей, занимающих различное положение в социальной системе. Элементы социальной структуры: классы, слои, этнические общности, семья, трудовые коллективы, маргинальные социальные группы и другие социальные образования.

Теория социальной стратификации: понятие стратификации, проблема неравенства, признаки стратификации социальных слоев и групп. Одномерный и многомерный подход к анализу социальной стратификации. Концепции стратификации. Социальная мобильность и ее формы. Общие принципы вертикальной мобильности. Интенсивность вертикальной мобильности как фактор социального развития общества и изменения его социальной структуры. Каналы вертикальной мобильности в современном обществе и воспроизводство социальных структур. Роль социологической информации в управлении социальной мобильностью и прогнозирования характера общественного развития.

Тенденции социальной мобильности и социальной дифференциации российского общества в современных условиях.

Раздел ПI. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Т е м а 11. Социология личности

«Человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность» как социологические понятия. Ролевая теория личности, ее интерпретация и терминология; позиция, статус, ролевые ожидания, роль, санкции. Ролевые конфликты и способы их разрешения.

Методологическое значение теории личности в исследовании процессов общественной жизни. Проблемы типологизации личности: Э. Фромм, Д. Рисмен, Т. Адорно о типах социального характера. Социокультурные условия формирования личности в условиях современного российского общества.

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация. Первичные, социализирующие группы и их роль в развитии личности. Непрерывность процесса социализации личности. Отклоняющееся поведение как форма несогласия с существующими социально-политическими и правовыми устоями, нормами и ценностями.

Концепция отклоняющегося поведения как специальная социологическая теория в рамках структурного функционализма Р. Мертона: социальный конформизм, инновационное поведение, ритуализм и ретритизм. Взаимосвязь социальной структуры и аномии. Преступность как глобальная проблема современности. Российское общество и теоретико-методологические проблемы социологических исследований в области

отклоняющегося поведения.

Т е м а 12. Культура как система

Определение понятия «культура» и его методологическая роль в социогуманитарных науках. Специфика социологического подхода к культу ре. «Социальная система» (общество) и «система культуры» как две взаимосвязанные подсистемы. Уровни социологического анализа культуры. Институты и организации культуры: наука, искусство, религия, образование, право и т. д. Культура как совокупность основополагающих ценностей, идей, норм, символов и значений и их роль в объяснении человеческого поведения и социальной системы. Механизмы создания, передачи и освоения норм и ценностей культуры в различных социальных общностях. Культура и проблема социализации подрастающего поколения и формирование субкультур. Культурные конфликты в современном обществе. Россия в контексте мирового культурного процесса и проблемы духовного возрождения российского общества.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Социология iconПрограмма собеседования по направлению 040100. 68 Социология Программа...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру Гуманитарного института чгу по магистерской...
Социология iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Социология iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Социология iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Социология iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Социология iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Социология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Социология iconЛитература
Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,...
Социология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Социология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Социология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Социология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск