Научный





Скачать 93.45 Kb.
НазваниеНаучный
Дата публикации16.03.2015
Размер93.45 Kb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Культура > Тезисы
Тезисы к работе «Страницы жизни и творчества Мусы Джалиля в тюрьме Моабит»

Автор работы Юсупова Наталья

Школа МОУ «СОШ № 87», 9 «Б» класс

Научный руководитель Савельева Роза Алексеевна-

учитель русского языка и литературы,

категория первая

Если кровь за родину лилась,

Ты в народе не умрёшь, джигит.

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Это стихотворение, в котором каждое предложение – афоризм, написал мужественный солдат и поэт, узник Моабитской тюрьмы Муса Джалиль.

С жизнью и творчеством этого великого поэта татарского народа я столкнулась только в этом году.

Помню, начала читать - и не могла оторваться. Стихи поэта привлекли меня своей необыкновенной искренностью. Ничего не придумано, не сочинено. Сама жизнь воплотилась в его правдивых , потрясающих душу произведениях. Их нельзя было читать без скорби. Со страниц «песен» вставал образ человека, стойкого, мужественного, целеустремленного, для которого смыслом жизни стала борьба.

Когда поделилась своими впечатлениями о поэте со сверстниками, оказалось, что об этом героическом человеке почти никто из них не знает.

Всё дальше от нас уходит Великая Отечественная война. Это от имени поколения послевоенных лет поэт Степан Щипачев писал:

Под ногами шар земной

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

А сегодня о той великой битве мы вспоминаем в лучшем случае в День защитника Отечества и в День Победы. Это, я думаю, несправедливо.

Знакомство с трагической судьбой великого татарского поэта Мусы Джалиля и побудило у меня желание исследовать его жизнь и творчество и доказать, что жизнь его, яркая и неповторимая, достойна того, чтобы о ней знали и помнили, а стихи, ставшие бессмертными, читали. В наше время очень важно воспитание и формирование личности гражданина-патриота Родины. Молодое поколение должно знать своих героев - тех, кто боролся и геройски отдавал свои жизни, мотивы проявления ими мужества и героизма.

Цель работы- исследовать страницы жизни и творчества Мусы Джалиля в тюрьме Моабит.

Задачи:

- познакомиться с книгой «Моабитская тетрадь»;

- изучить биографию поэта и теоретический материал

- разработать методику решения проблемы и провести исследование;

- сделать выводы и определить их практическую значимость.
Методики исследования:

- составление плана работы;

- рецензирование имеющихся по изучаемой проблеме сведений;

- выявление тематики стихотворений и их идейно- тематического анализа;

- оформление результатов исследования в форме письменного доклада и компьютерной презентации.
Выполняя завет самого Джалиля :

Как волшебный клубок из сказки,

Песни - на всем моем пути…

Идите по следу до самой последней,

Коль захотите меня найти! –

шаг за шагом, страницу за страницей исследовала я биографию Мусы Джалиля.

В этом мне помогли многочисленные воспоминания о поэте его родных, друзей, собратьев по перу.

Муса Мустафович Джалиль (Залилов) родился 15 февраля 1906 в татарском селе Мустафино Оренбургской губернии.

С первых дней Великой Отечественной войны Муса Джалиль, горячая и деятельная натура, рвется в бой. Он должен быть там, где решается судьба его родины. При первом удобном случае Джалиль уезжает на Волховский фронт. Поэт сражается на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо.

Летом 1942 года во время одной попыток вырваться из вражеского кольца Джалиль попадает в руки врага

В конце 1942 года, получив сокрушительный удар под Сталинградом, немецкое командование принимает решение формировать из военнопленных национальностей легионы, чтобы отправить их на фронт против советских войск.

Стремление быть полезным родине и жгучая ненависть к фашистам приводят поэта к мысли о создании подпольной организации военнопленных. Джалиль и его соратники делают всё для того, чтобы сорвать преступные планы гитлеровцев, поэтому им пришлось принять на себя клеймо предателя.

Труды джалиловцев не пропали даром! Уже первый батальон, сформированный гитлеровцами, восстал и перешёл на сторону Советской Армии. Однако джалиловцев арестуют по доносу предателя! Джалиль и его боевые друзья были брошены в Моабитскую тюрьму, где подверглись нечеловеческим пыткам. Но не сломился духом Муса, не прекратил борьбы! Теперь у него осталось единственное оружие - слово.

Раздобыв немного пишущей бумаги Муса сшил блокноты и, как только прекратились допросы, у него установился своеобразный творческий распорядок дня.

Вынужденный экономить каждый клочок бумаги, поэт записывал в свои Моабитские тетради только то, что до конца выношено, выстрадано.

В мае 1945 года советские войска , штурмовавшие Берлин, ворвались во двор тюрьмы Моабит. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусор. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги — со знакомыми русскими буквами вот что там было написано.

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского
поэта-патриота. Вскоре пос
ле окончания войны, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта — два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений.

По единодушному признанию критики, стихи, созданные в Моабитской тюрьме,- не просто человеческий документ, но и самая высокая поэзия и наивысшее достижение татарской поэзии периода Отечественной войны.

На самом деле, какое богатство внутреннего, духовного мира у поэта! Кажется: у каждого стихотворения есть лицо, ум и сердце. Например, стихотворение «Мои песни» потрясает глубиной чувств. Словно рвущиеся из сердца слова поэта -

Җыр өйрәтте мине хөр яшәргә

Һәм үләргә кыю ир булып.

Гомрем минем моңлы бер җыр иде,

Үлемем дә яңрар җыр булып.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит –

можно поставить эпиграфом ко всему моабитскому циклу.

По многим стихам видно, как нелегко приходилось Джалилю. Он не был уверен в том, что Родина узнает правду о мотивах его поступков, не знал, вырвутся ли на волю его стихи. А вдруг фашистам удастся оболгать его, и на Родине о нем будут думать как о предателе?

Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Изменник он! Родину предал», -

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если любят меня.

Я взял автомат и пошел воевать,

В бой за тебя и за родину-мать.

Тебе изменить? И отчизне своей?

Да что же останется в жизни моей?

(«Не верь»)

Изучая творчество Мусы Джалиля в тюрьме Моабит, я провела работу по выявлению тематики моабитских стихотворений. И вот что у меня получилось. Я выявила шесть тем:

  1. тема любви к Родине, к жизни, к народу

  2. тема варварства фашизма

  3. тема любви

  4. тема детства

  5. тема дружбы

  6. послевоенные стихи

Первой теме посвящено около 30 стихотворений. Из стихотворения « Прости, Родина!» мы узнаём о трагических обстоятельствах, приведших поэта в фашистский концлагерь. Лирический герой просит Родину простить его за то, что он остался в живых и не смог « умереть, как подобает орлу»:

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

Не зря в стихотворении возникает образ орла, раненого в сердце. Орел – всегда символ свободы, силы, могущества, и его образ придаёт переживаниям героя трагизм и величие:

Поверь мне, родина, был орлом я,

Горела во мне орлиная страсть!

Уж я и крылья сложил, готовый

Камнем в бездну смерти упасть.

Более двадцати стихотворений посвящено теме варварства фашизма В стихотворении «Варварство» показана сцена бесчеловечной расправы фашистских палачей над мирными жителями. Фашисты торжествуют, упиваясь своей жестокостью

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей

И хриплыми смеялись голосами.

Сама природа негодует против такого святотатства! При виде невинных жертв – детей и матерей в ярости рыдает мать- земля. Мы видим, с какой силой и наглядностью Муса Джалиль выразил мысль о том, что фашизм и жизнь не совместимы!

Большое место в моабитском цикле занимают произведения о любви. Более двадцати стихотворений посвятил он этому нежному чувству. Это стихи, посвященные жене Амине: «Платочек», «Не верь» ,«Любимой»... Последнее стихотворение очень созвучно со стихотворением Константина Симонова «Жди меня»: связь с домом, уверенность, что тебя ждут и любят, даёт лирическому герою силы

Следующая тема – тема детства. Муса Джалиль очень любил детей и всегда оставался для них другом. Тяжело переживал Муса разлуку со своей дочкой Чулпан! Незадолго до смерти создаёт стихотворение «Цветы», в котором звучит вера в торжество добра и света над тёмными силами . Он просит лишь об одном - не забывать о пролитой крови отцов ради их спасения. Когда писал это стихотворение, думал, и о своей дочери Чулпан, о её судьбе.

Самые сокровенные, самые «неотвязные» мысли о чести, о верности, о силе человеческого духа поверяет поэт своим друзьям-соратникам по подполью. А стихотворение « Утешение», ходило из камеры в камеру

Друг, не печалься, этот день взойдёт,

Должны надежды наши сбыться,

Увидим мы казанский кремль, когда

Падёт германская темница.

Джалиль был для всех образцом мужества. « Мы должны быть сильнее смерти», - говорил он своим друзьям.

Читаешь моабитские стихи и удивляешься тому, что они написаны смертником. Из ста двадцати пяти стихотворений шестьдесят семь написаны после вынесения ему смертного приговора. Поэтому в «Моабитской тетради» можно выделить цикл послевоенных стихотворений. В стихотворениях «После войны», «Уходи, горе», «Мечта», и других поэт пишет о том, как уставшие от крови и смерти люди восстанавливают разрушенное войной, «лечат» измученную землю. Все стихи этого цикла устремлены в будущее.

О чём бы он ни писал в моабитских застенках – о мужестве и трусости, о разлуке и верности, о смысле жизни и о борьбе, в каждой строчке бьётся живое сердце поэта

Нельзя не сказать ещё об одном: Муса Джалиль до конца оставался верным сыном своего народа. Выросший на традициях и обычаях своего народа, Муса прибегает к сказкам, легендам, песням, поэтическим сказаниям татарского народа..

Например, в стихотворении «Рубашка» павший на поле боя джигит воскресает, когда на него надевают рубашку, сшитую руками его любимой. Конечно, это сказка, но в ней таится глубокий смысл: сила большой любви преодолевает даже смерть.

В духе татарских народных сказок написана известная баллада «Праздник матери», которая заканчивается словами, прославляющими женщину-мать:

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чьё имя – Мать.

25 августа 1944 года Муса Джалиль и двенадцать его соратников были казнены. Поэт умер, как и предсказывал, с улыбкой на устах, мужественно:


Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придёт мой час – умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Да, всё дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Но не становится историей! Не становится, благодаря таким ярким свидетельствам, как «Моабитская тетрадь» Джалиля, потому что произведения такой поразительной и потрясающей силы останавливают время, заставляют ещё и ещё раз переживать и мучиться вместе с теми, кто сумел принять страдание « за Россию, за народ и за все на свете».

Я преклоняюсь перед подвигом Мусы Джалиля. Для меня он как непокоренная гитлеровцами крепость. В ходе проведенного исследования я пришла к выводу, что Муса Джалиль своей жизнью и смертью подтвердил слова, написанные им в канун отъезда на фронт: «Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать». И он не умер! Он вернулся к нам – вернулся своими стихами, мыслями, надеждами!

Таких людей нельзя победить. Убить можно, а победить нельзя. У Мусы Джалиля нет даты смерти. Есть только дата рождения. И живет он вечно - в памяти народной.

Муса Джалиль, вступивший в смертельное противоборство с фашизмом и вышедший из него победителем, стал символом несгибаемой стойкости и беспримерного мужества.

«Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету»!(см. приложение 9) Эти слова Горького по праву можно отнести и к Мусе Джалилю.

Практическая значимость моей работы состоит, что ее материал можно использовать на занятиях краеведческого кружка, при проведении военно-патриотических месячников и классных часов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научный iconЭтнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа
Научный Е. Г. Царева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии
Научный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научный факт, научный метод, методы биологических наук: описательный, сравнительный, исторический, эксперименталь-ный
Научный iconА. А. Арефьева Научный
Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники...
Научный iconНаучный доклад: «о целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции»
Научный совет по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию
Научный icon9 класс, задания
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconНазвание мероприятия
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconДействующие лица: мирослав
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconГеография 8 класс 2 полугодие
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconОсновные понятия финансового поведения населения
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconКонфликтный потенциал межэтнических отношений на Северном Кавказе
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconКонторольная работа по географии в 10 классе за 2 триместр. Вар. 1
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconD. Полигиния вера в единую божественную силу A. Монотеизм
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconПоложение о проведении конкурса научно-технического творчества
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconРабочая группа 1 Мультикультурные общества – вызовы и решения 16 апреля 14. 00 – 16. 15
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconВ. Ф. Путько утвержден решением регионального Совета по вопросам регламент
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Научный iconModernization of national educational system – as the factor of maintenance...
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск