Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation





Скачать 191.56 Kb.
НазваниеModernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation
Дата публикации12.07.2013
Размер191.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Финансы > Документы
MODERNIZATION OF NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM – AS THE FACTOR OF MAINTENANCE OF SOCIAL AND ECONOMIC SAFETY OF THE NATION

Hamidullina Gulnara R.

Kazan Federal University, gulnarah@list.ru

Modernization of educational system, financing of educational system, is standard-legal maintenance of development of educational system, the social importance, quality of formation, the educational credit, independent establishments, federal university
МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ – КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ

Хамидуллина Гульнара Рафкатовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет, gulnarah@list.ru

Модернизация образовательной системы, финансирование образовательной системы, нормативно-правовое обеспечение развития образовательной системы, социальная значимость, качество образования, образовательный кредит, автономные учреждения, федеральный университет
В последние годы проблемы образования не только вышли на передовые позиции реформирования, но и стали предметом активного обсуждения. Участвуют в нем работники системы образования, органов управления образованием разных уровней, учащиеся, родители, политики. Связано это с тем, что так или иначе проблемы образования касаются едва ли не всего населения страны. Основной причиной такого положения практически все называют, в первую очередь, недостаточное финансирование образования, дружно предлагая властям на всех уровнях увеличить расходы на образование. Одновременно со стороны контрольных органов неоднократно раздаются заявления о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделяемых на образование. В свою очередь финансовые органы указывают на наличие остатков неизрасходованных средств на счетах образовательных учреждений, что воспринимается как перефинансирование. Таким образом, проблема сводится не столько к увеличению расходов на образование, сколько к совершенствованию организационно-экономического механизма деятельности образовательных учреждений, а так же к качеству системы расходования, использования выделенных средств и к качеству имеющегося внешнего и почти нефункционирующего внутреннего контроля использования бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений.

Россия, всегда отличающаяся развитой системой образования и высоким образовательным уровнем населения, сегодня столкнулась с проблемой слабой адаптированности к рынку. Современные требования к высокому уровню образования и квалификации работников на рынке труда ставят соответствующие задачи перед рынком образовательных услуг. Для того чтобы адекватно вписаться в действующие экономические условия необходима модернизация институциональной организации системы образования в целом и по ее отдельным уровням. И дело не только в соответствии менеджменту качества в системе образования, которая увеличила бюрократический документооборот в образовательном учреждении, увеличила долю административной надстройки, а в реальных направлениях развития качества образовательного и научного процессов в системе образования.

Анализ научных источников дает основание утверждать, что само понятие «образование» рассматривается как многомерное социальное явление, отрасль нематериального производства и объект экономических отношений. Кроме того, образование обладает потенциалом, с помощью которого общество формирует человека как гражданина. Социальная значимость образования неоспорима.

Одной из центральных задач образования как социального явления является формирование, воспитание человека как субъекта жизнедеятельности, а сама система образования определяется как институциональная система деятельности, связанная с приобщением подрастающего поколения к знаниям, опосредующим проблемные ситуации, через которые общество прошло в своем развитии. Образование играет важную роль в социальной адаптации личности. В научных источниках отмечается, что образование является социальным способом обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, который возник вместе с появлением общества и развивается одновременно с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Необходимо отметить, что образование — один из важнейших факторов национальной безопасности. Оно связывает деятельность государства с деятельностью его граждан через уровень подготовленности к непрерывному процессу формирования нового поколения, через семью как первичную ячейку общества, педагогов, социальное окружение.

Задача образования как национального фактора безопасности — спрогнозировать основы развития социума, в котором придется жить новому поколению, и подготовить его к жизни в ней.

Систему образования можно рассмотреть как процесс, отображающий «преобразование» человека в человека образованного, т.е. получившего некие знания, умения и навыки (рис. 1).

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Управление (условия осуществления)

Механизмы (ресурсы)

Человек

Человек образованный

Рис. 1. Процесс функционирования системы образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные, общеобразовательные; профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специального образования; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительного образования детей и др.

На данный момент в России приняты концептуальные документы, определяющие основные принципы развития и обновления российского образования, что говорит об устойчивой тенденции системного развития российского образования и приоритетности сферы образования в развитии нашего государства. Эти положения закреплены в следующих документах:

  • Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г.;

  • Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.081996г. № 125-ФЗ (ред. от 13.07.07 г.);

  • Закон РФ от 10.07.1992г. №3266 – 1 (ред. от 21.07.2007г) «Об образовании»;

  • Национальная доктрина образования в РФ от 4 октября 2000г. №751;

  • Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002г. №393 «О концепции модернизации российского образования до 2010 года;

  • Федеральный закон от 10 апреля 2000г. №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (с изменениями от 26 июля 2007г) и т.д.

Более того, подтверждением обновления законодательства об образовании являются многочисленные постановления и распоряжения, как на федеральном, так на региональном уровне. Сегодня в образовании свыше 500 нормативных документов, действуют и федеральные законы, и подзаконные акты, и всевозможные указы. За последние годы в Закон «Об образовании» было внесено около двух десятков изменений и дополнений по различным аспектам развития образовательной системы России.

Необходимо отметить, что очень важным шагом в становлении правового пространства, определяющего порядок функционирования системы образования в условиях рыночной экономики было принятие закона Российской Федерации «Об образовании“. Положения Закона были и остаются предметом дискуссий и анализа, по результатам которых в него вносятся изменения и дополнения.13 января 1996г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также претерпела существенные изменения.

Закон «Об образовании» с точки зрения экономики важен следующими своими положениями:

  • в практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других;

  • был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения;

  • установлены пределы компетенции по уровням управления образованием и определен круг функций и задач, реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне;

  • Закон в значительной мере уравнял государственные и негосударственные образовательные учреждения в возможностях осуществления образовательной деятельности, закрепив и некоторые существенные отличия: негосударственным образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право получать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такая возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  • государственные и муниципальные образовательные учреждения получили право осуществлять приносящую доходы деятельность, причем не только в сфере образования и науки, но и по другим направлениям;

  • определены экономические отношения в сфере образования: введено понятие «непредпринимательской деятельности» в сфере образования, определено содержание автономии образовательного учреждения, отношения собственности в системе образования, обозначена необходимость налоговых льгот для образовательных учреждений. Стоит обратить внимание на использование термина «обозначение необходимости налоговых льгот», данный момент весьма важен для реализации государственных гарантий в сфере образования.

Несмотря на все меры, принимаемые для обеспечения доступности образования, множество проблем остается нерешенными. Для нашей страны характерна и до сих пор не преодолена тенденция, основывающаяся на остаточном подходе к проблемам образования, что определяет замедление общественного развития. Достаточно сказать, что ныне предусматриваемые государственным бюджетом ассигнования на высшее образование не составляют и трети от его реальных потребностей, а при разработке проекта федерального бюджета до сих пор в отношении образования действует остаточный принцип.

Правительством Российской Федерации от 23 августа 2007 года принято Постановление № 534 о проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления государственных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Целью эксперимента является повышение доступности высшего профессионального образования, усиления социальной направленности, в том числе для граждан из малообеспеченных семей, что является одним из инструментов адресной социальной поддержки.

Статьей 41 Закона РФ «Об образовании», статьей 28 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено бюджетное финансирование образовательной деятельности вузов на основе подушевых нормативов.

Формой такого подушевого нормативного бюджетного финансирования вузов является финансирование с использованием ГИФО.

ГИФО - документ, полученный гражданином в порядке, установленном законом, иными нормативными правовыми актами, согласно которому государство обязуется предоставить учебному заведению бюджетные средства на обучение в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Финансирование вузов с использованием ГИФО является дифференцированным нормативным финансированием образовательной деятельности вузов. Тем не менее, анализ итогов эксперимента по финансированию отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием ГИФО, проводившегося в 2002-2004 гг., позволил сделать ряд выводов. При использовании данного метода в условиях функционирования образовательных учреждений в организационно-правовой форме бюджетных организаций:

  • повышается риск утраты государством возможности целенаправленно регулировать рынок образовательных услуг, а следовательно, структуру подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и структуру занятости;

  • снижается эффективность использования средств бюджета, так как средства выделяются всем гражданам, даже обучающимся с доплатой, и используются на финансирование подготовки кадров по специальностям, которые не являются необходимыми для государства, экономики страны, как в настоящее время, так и на перспективу;

  • отсутствует возможность обеспечить реальность, достоверность и обоснованность показателей бюджета в части расходов на финансирование профессионального образования, становится невозможным вести прогнозирование этих расходов на перспективу;

  • ГИФО, являясь дифференцированным бюджетным нормативом финансирования вузов, но дифференцируются в зависимости от итогов сдачи ЕГЭ, а стоимость обучения в вузе, от этого не зависит, она одинакова для всех студентов, зачисленных в вуз на бесплатных началах; размер норматива не учитывает ни реальные рыночные цены, ни средние расходы бюджета на подготовку кадров с профессиональным образованием, поэтому ГИФО не покрывают реальные затраты на подготовку студентов, обучающихся на бесплатных началах;

  • сохранение сметного порядка планирования и финансирования образовательных учреждений.

Таким образом, основная цель эксперимента, сформулированная в Постановлении Правительства РФ от 14.01.2002 г. № 6, предполагающая обеспечение эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, на развитие конкуренции между образовательными учреждениями и стимулирование качества образования, не была реализована.

Существует проблема с качеством обучения. Реализация данного направления осуществляется через Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №17- ФЗ «О введении единого государственного экзамена» (далее ЕГЭ). Закон предусматривает совмещение процедуры итогов аттестации школы и вступительных испытаний в образовательное учреждение высшего и среднего профессионального образования.

Отношение к единому государственному экзамену, как показателю качества образования далеко не однозначное. Так критики ЕГЭ, утверждают, что введение такой системы оценки знаний, приведет к «учебному процессу, направленному на вкладывание в голову ребенка стандартных ответов, тренировку памяти способности к схематичным действиям, а не на развитие творческого потенциала и тяги к самостоятельному мышлению».[3] Еще одной проблемой введение ЕГЭ является концентрация учителей на достижение высоких результатов по отдельным дисциплинам, в ущерб общеобразовательного процесса, что, по сути, опять ведет к коммерциализации образования, так как качественное образование ученик вынужден будет получать за пределами школы. Таким образом, использование единого государственного экзамена как показателя оценки качества образования имеет некоторую условность и требует совершенствования.

Приём в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования осуществляется по результатам ЕГЭ, а в отдельных образовательных учреждениях, обучающих по направлениям подготовки, требующим от абитуриентов определённых творческих, психологических и физических способностей и наклонностей, а также работающих по образовательным программам особой сложности, могут быть наряду с результатами ЕГЭ установлены и дополнительные требования к приёму.

В рамках данного направления Министерство образования и науки работает над включённым в план законопроектной деятельности Правительства проектом федерального закона о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (установление административной ответственности за нарушение законодательства в области образования).

Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Поэтому помимо получения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

  • разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

  • проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

  • использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» был утвержден Порядок и критерии конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, определяющие высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством; интеграцию образования, науки и инновационной деятельности; формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.

Реализация в рамках национального проекта развития «инновационного образования» должна вести к качественному изменению уровня образования, научных разработок и эффективности их внедрения.

Одно из направлений законопроектной деятельности в области образования связано с расширением участия в развитии профессионального образования работодателей. К этому направлению можно отнести принятый в первом чтении Государственной думой Федерального Собрания законопроект о расширении прав работодателей, которым предусматривается предоставление объединениям работодателей права участвовать в разработке среднесрочного прогноза и мониторинге потребностей экономики в профессиональных кадрах; предоставление работодателями информации о состоянии и подготовке профессиональных кадров и рынке труда федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых отнесены вопросы профессионального образования. Также законопроектом к компетенции Правительства отнесено установление порядка участия общероссийских межотраслевых объединений работодателей в решении вопросов, связанных с подготовкой профессиональных кадров.

На структурные изменения системы образования направлены федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» (в редакции от 13.07.2007г) об установлении уровней высшего профессионального образования и законопроект об изменении понятия структуры государственного образовательного стандарта. Совет Федерации 17 октября 2007 г. одобрил закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части установления уровней высшего профессионального образования). Этим законом предусматривается введение двухуровневой системы высшего образования, где первым уровнем будет бакалавриат (обучение в течение 3-4 лет по небольшому числу базовых направлений), и второй уровень - магистратура (срок обучения - 1-2 года на базе бакалавриата), или непрерывная подготовка - специалиста не менее пяти лет соответственно.

Все вышесказанное подтверждает, что без серьезной законодательной базы, нацеленной на динамичное развитие отечественного образования, не удастся осуществить в этой сфере радикальных позитивных изменений. Новые, неординарные подходы, но с сохранением лучших традиций, должны стать основными механизмами, обеспечивающими интенсивное развитие отечественной системы образования.

Реорганизацию образовательных учреждении обеспечивает закон от 03.11.2006 n 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" ( Об автономных учреждениях с изменениями на 6 ноября 2011 года). В ходе функционирования автономных образовательных учреждении раскрываются преимущественные стороны данной организационной системы, а также возникает необходимость внесения изменений в нормативно-правовую базу их деятельности.

Следует обратить внимание на то, что в рамках проекта модернизации российского образования были созданы федеральные университеты. Они уникальны по своему статусу: это центры классического, фундаментального обучения и одновременно инновационной активности.

Эти щедро финансируемые из госбюджета учебные заведения создавались путем объединения крупнейших вузов региона. Одна из главных целей работы ФУ — развитие системы высшего профессионального образования и укрепления ее связей с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Федеральные вузы — автономные учреждения: они могут самостоятельно распоряжаться своими доходами и распределять средства. Закон также предоставляет университетам свободу в выборе образовательной программы.

ФУ созданы для проведения фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, взаимодействия с Российской академией наук и активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки.

В целях ФУ — не только привлечь к сотрудничеству зарубежных специалистов, но и наладить работу социальных лифтов для молодежи региона. В концепции развития ФУ это называется «обеспечением доступа к качественному профессиональному образованию населения отдаленных территорий». В прошлом вынужденные покидать малую родину и уезжать в Москву или Петербург, абитуриенты с разных концов страны теперь могут получать глубокое, полноценное образование у себя в регионе. Более того, с помощью федеральных университетов можно добиться «обратного перетока» талантливых студентов из столицы, которые ехали бы учиться, а затем оставались работать в регионах, имеющих наилучшие перспективы развития.

Делая вывод, можно сказать, что образование — фактор национальной безопасности, трансформирующий все стороны жизни общества, формирующий его будущее.

Для реализации данной парадигмы необходимо:

  1. При составлении программы национальной безопасности основным приоритетом ее выполнения считать эволюционную программу модернизации и развития образования, основанную на нормативно-правовом регулировании и прогнозировании развития общества на одно поколение вперед.

  2. Сформировать целостную систему взаимодействия управленческих структур и общественных организаций с четким распределением функциональных обязанностей по формированию непрерывного образования (учебно-воспитательного процесса) личности в едином образовательном пространстве общества. (Нормативно-конвенциальное управление).

  3. Переход на уровне государства от остаточного принципа финансирования образования к достаточному нормативно-подушевому финансированию, создание накопительного страхования системы образования.

  4. Формирование системообразующей структуры учебно-образовательных учреждений для непрерывного образования личности ребенка — от задатков до профессиональных способностей с дальнейшим повышением уровня отраслевой квалификации и профессионального мастерства.

  5. Внедрить в педагогическую практику формирование сквозной психолого-педагогической характеристики непрерывного развития личности на основе взаимодействия семьи и педагогического коллектива, общественности.

  6. Вернуть семье статус основной социальной ячейки общества, которая способна изменить демографическую ситуацию в обществе, подготовить совместно со школой необходимый интеллектуально-профессиональный мотив у ребенка к реализации его природных задатков.

  7. Направить усилия на коренное улучшение образовательного процесса в сельской малокомплектной школе исходя из региональных социально-экономических и демографических особенностей функционирования.

  8. Разработать новый кодекс взаимодействия семьи — школы — ученика.

  9. Считать перспективным направлением совершенствования образования применение в школе новых комплексных систем, сетевых (телекоммуникационных) технологий, элементов дистанционного обучения, внедрение новых информационных технологий в практику учебного процесса.

  10. В выполнении государственного стандарта образования иметь одну общепринятую пролонгированную методологию общеобразовательных предметных курсов с опорой на региональный компонент.

  11. Подготовку отраслевых специалистов в средних профессиональных и высших учебных подразделениях проводить с опорой на государственный заказ и заказ хозяйствующих субъектов с созданием единой маркетинговой системы, формирующей рынок интеллектуального труда.

  12. Утверждение высшей школы важнейшим ресурсом научного обоснования реализации государственных и региональных программ модернизации и развития образования.

  13. Считать важнейшим фактором национального развития образования создание системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, административных работников образования всех уровней, проекцию их категорий по аттестации на реестр государственных служащих.

  14. В основу непрерывного гражданского воспитания личности положить: понятие гражданского патриотизма (с элементами глобального патриотизма); формирование законопослушного гражданина, уважающего государственную символику и сознательно участвующего в общественно значимых ритуалах, обрядах, отражающих эталонные нормы государственной национальной культуры.

  15. Отдельной строкой в общеобразовательных предметных циклах выделить экологическое образование учащихся как основу формирования здорового общества. “Здоровье человека — гармоническое общение его с природой и социальной средой”.

  16. Сохранение и обогащение духовного развития воспитанника на идеалах, унаследованных из истории национальной и мировой культуры, базирующихся на национальных и общечеловеческих ценностях, гуманизме и толерантности.

  17. Программу модернизации образования необходимо адаптировать на имеющийся и развивающийся общественно-политический, социально-экономический уровень в государстве и мировом сообществе, что даст возможность снизить опасность использования обезличенных моделей образования, а следовательно, и нежизнеспособных программ национальной безопасности.


Литература

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  2. И. Дмитренко, В.Н. Сергеев Стандартизации и сегрегация как необходимые условия коммерческого успеха. //. www.ay.cjntr.info/press4.html

  3. Хамидуллина Г.Р., И.В. Миргалеева , Н.Н. Жилина Совершенствование финансирования деятельности образовательных учреждений (монография), Казань: Познание, 2008.

  4. Хамидуллина Г.Р., И.В. Миргалеева, Л.В. Гусарова , Н.Н. Жилина Автономные учреждения: особенности функционирования и финансирования (монография), Казань: Познание, 2008.

  5. Хамидуллина Г.Р., В.В. Хоменко и др. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности и устойчивого общественного развития (монография), Казань, ТГГПУ, 2008 г

  6. Хамидуллина Г.Р., Е.И. Дашина Актуальные вопросы управления финансированием образования (монография), Казань, изд., «Экспресс- формат», 2008г.

  7. Хамидуллина Г.Р., М.П. Сергеев, А.А. Цветкова Воспроизводство человеческого капитала в условиях экономически- экологической безопасности. (монография), Казань: ТГГПУ, 2008 г.

  8. Хамидуллина Г.Р., Л.В. Гусарова Автономные учреждения: особенности бухгалтерского учета, аудита, анализа (учебное пособие). Москва: Бух. учет. 2009.

  9. Хамидуллина Г.Р., А.М. Галимов, Л.Ф. Гафиуллина Направления инновационного развития региональной экономики через модернизацию профессионального образования (монография), Казань: ТГГПУ, 2009.

  10. Хамидуллина Г.Р., И.В. Миргалеева, Н.Н. Жилина Вопросы финансирования образовательных учреждений (монография), Москва.: Бухгалтерский учет. 2009 г.

  11. Хамидуллина Г.Р. , А.В. Тимирясова, Л.Ф. Гафиуллина Модернизация профессионального образования в системе экономического развития региона (монография), Казань: Познание, 2009

  12. Хамидуллина Г.Р., А.В. Тимирясова, Л.Ф. Гафиуллина Направления формирования высшего профессионального образования (монография), Казань: Познание, 2009.

  13. Хамидуллина Г.Р. (общ. ред)А.В. Тимирясова, Р.И. Хикматов и др. Формирование стратегии развития кластерных систем региона (монография)_ Казань: Познание, 2009

  14. Хамидуллина Г.Р. , Н.Н. Жилина,А.В. Тимирясова Актуальные аспекты модернизации организационно-финансового механизма системы образования Республики Татарстан (монография), Казань: Познание, 2010.

  15. Хамидуллина Г.Р. , А.В. Тимирясова Кредит на образование в России: проблемы и перспективы(монография), Казань: Познание, 2010.

  16. Хамидуллина Г.Р., И.С. Газизов, Р.И.Зинурова, В.В.Хоменко и др. Профессиональное образование в XXI веке: региональный ответ на вызовы модернизации (монография), Казань, КГТУ, 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconAbric J. Ci. Central system, peripheral system: their functions and...
С. Consumers' environmental behavior. Generalized, Sector-Based, or Compensatory. Environment and behavior, Vol. 31. №1, January....
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconS n gavrov modernization in the name empire social and cultural aspects...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconOccupational safety standards system. Loading and unloading works. General safety requirements
Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconDesigning social and educational practices for children from dysfunctional...
Кибирев Андрей Александрович – директор Центра социального воспитания Хабаровского краевого института развития образования (г. Хабаровск)....
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconУрока по английскому языку по теме «Educational system in the usa»
Цель: формирование коммуникативно-познавательной компетенции средствами интерактивных технологий
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconХризотиловый асбест мифы и реальность
Национального института исследований и безопасности труда, Франция (National Research and Safety Institute France). По ее данным,...
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconХризотиловый асбест мифы и реальность
Национального института исследований и безопасности труда, Франция (National Research and Safety Institute France). По ее данным,...
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconThere is no national science just as there is no national multiplication...
А. Kozhevnikova, Assoc. Prof of the Department of English for Humanities (Samara State University), Member of Board of Experts for...
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Информационные системы управления...
Производственное предприятие. Производственная компания. Eis (Enterprise information system) и mis (Management information system)...
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconTaxes аге а compulsory financial contribution bу а person оr body...
Тhе major principles of а tax system are that it should Ье equitable and reasonab1e. Then the incentive to avoid and evade tax woиld...
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconConcept, maintenance and principles of optimization of taxation in...
Понятие, содержание и принципы оптимизации налогообложения в российской федерации
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconПрограмма дисциплины «Nation Building and State Formation»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconRecreational resources of Primorski Krai, prirodoorientirovannogo...
Рекреационные ресурсы Приморского края, как фактор развития природоориентированного туризма
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation icon7 Social Evolution: Alternatives and Variations (Introduction)*

Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconСправочник разработан в рамках конкурса «Педагогические инициативы...
Данный справочник разработан в рамках конкурса «Педагогические инициативы – 2012» средствами Learning Content Development System...
Modernization of national educational system – as the factor of maintenance of social and economic safety of the nation iconThe system of schooling in Great Britain



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск