Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верейская средняя общеобразовательная школа №1 Утверждаю
Директор МБОУ Верейской
средней общеобразовательной школы №1
_____________С.Д. Осипова
«____»________________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре для 7 класса
(Базовый уровень)
Составитель Барчей Олеся Вячеславовна,
учитель МХК
I Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.» Программа выбрана с учетом интересов и потребностей обучающихся и их родителей, направлена на реализацию целей и задач школы по обучению и воспитанию обучающихся 2 ступени.
В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год
(1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета МХК Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся.
Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся. Требования к результатам обучения и воспитания:
Личностные:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач в их применении на практике;
самостоятельная оценка достигнутых результатов.
По предмету:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;
понимание условностей языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;
умение видеть свои ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся
В результате изучения курса МХК в 7 классе обучающиеся должны
знать/понимать:
- общие и различные черты мировой художественной культуры,
- образы и сюжеты шедевров национального искусства разных стран,
- происхождение объектов культуры, традиций, обрядов разных стран;
уметь:
- проводить параллели между похожими сюжетами и образами разных народов,
- определять национальную принадлежность памятников культуры,
- находить нравственный смысл и культурное значение этих объектов,
- изобразить в меру своих способностей главные атрибуты объектов и субъектов культуры.
II. Содержание учебного материала
МИР И ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ 34 часа
Раздел
программы
| Содержание ФКГОС
| Кол-во часов
| I. Мир и Человек в художественных образах
| 1.Божественный идеал в религиях мира.
| Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.
Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях.
Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства.
Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).
| 1
| 2.Святые и святость.
| Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества.
Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».
Образ святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Мантенья, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественных трактовках образа (по выбору).
Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Святые Борис и Глеб», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание.
| 1
| 3.Герои и защитники Отечества.
| Понимание защиты Отечества как священного долга и обязанности. Народный идеал защитника Родины и его художественное воплощение.
Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.
Скульптура Донателло «Святой Георгий». Храбрый воин, облаченный в рыцарские доспехи. Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина.
«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем древнерусского искусства. Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности композиционного и колористического решения картины. Икона «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике.
Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.
Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» —- основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.
Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма — защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов.
«Идеи стойкости, мужества, отваги» в живописном триптихе П. Д. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Образ Александра Невского — центральная часть общей композиции. Готовность героя отстоять рубежи родной земли. Особенности композиционного и колористического решения картины.
| 1
| 4.Идеал благородного рыцарства.
| Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху Средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их непременное участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя дамы сердца.
Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде», величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию. Подвиг во имя французского короля Карла Великого.
| 1
| 5.Священный идеал материнства.
| История искусства — вдохновенный гимн женщине-матери.
Культ Мадонны в западноевропейском искусстве Средних веков и Возрождения.Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.
Картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.
«Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна» как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Естественное сочетание простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. Особенности композиционного и колористического решения картины.
Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.
Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в образе Богоматери.
Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса (по выбору). Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи.
Новое звучание темы материнства в творчестве К. С. Петрова-Водкина. Картина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Облик человека нового времени, характерные приметы революционного Петрограда. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери — выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Общечеловеческое звучание картины, глубина философских обобщений художника.
Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности композиционного и колористического решения произведения.
| 1
| 6.Лики женской красоты в русской живописи классицизма.
| Щедевры русского женского портрета — сокровенная исповедь души, искренний диалог со зрителем.
Женские образы Ф. С. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Е. Новосильцевой» > «Портрет В. И. Суровцевой» — лучшие творения художника (по выбору). Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых. Внимание художника к отображению внутреннего мира героини, тонкий лиризм и точность психологической характеристики. Особенности художественной манеры: цветовая гамма, рисунок, фон и детали.Образы романтической мечтательности, благородства и красоты в портретах О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Черты парадного и камерного портрета в картине Брюллова «Всадница». Романтическое повествование о безмятежных радостях жизни и красоте мира, цельность и красочность композиции.Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой, их одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.Портреты В. А. Тропинина как воплощение подлинной женской красоты, «Кружевница» — шедевр портретного искусства художника. Гармоничность образа, особенности композиции, характерные детали и их смысл, свето-теневая передача иллюзорности пространства.Трагическая судьба женщины в русской живописи второй половины XIX в. Картина П. А. Федотова «Вдовушка». Возвышенно идеальные и земные черты одинокой скорбящей женской души.
| 1
| 7.Человек в мире природы.
| Человек на Земле. Земля как дар Человеку и источник его вдохновения.
Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох.Пантеистическое отношение человека к природе в эпоху Возрождения. Человек — активный творец и преобразователь природы, согласие и гармония с ней. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека. Изменение представлений человека о природе в XVII в. Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, управляющая миром.
Расширение представлений человека о природе в XVIII в. Человек как часть природы, жизнь по законам опыта и разума (А. Поуп. Поэма «Опыт о человеке»).
Особенность взаимоотношений человека и природы в наше время. Проблема защиты окружающей среды в произведениях современного искусства.
| 1
| 8.Времена года.
| Смена времен года, запечатленная средствами разных искусств. Философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни.
Весна как символ обновления жизни природы и человека. Картины весеннего пробуждения природы в музыке к балету «Весна священная» И. Ф. Стравинского. Театральные декорации Н. К. Рериха («Поцелуй Земле»: тема пробуждения природы).Картины знойного лета в творчестве И. И. Шишкина («Рожь») и золотой осени в произведениях И. И. Левитана («Золотая осень»).
Музыкальные картины годичного круговорота тепла и холода, расцвета и увядания природы в фортепианном цикле «Времена года» П. И. Чайковского. «Осенняя песня» — элегический портрет осени.Мотивы и образы зимней природы в скрипичных концертах А. Вивальди «Времена года» и картине «Охотники на снегу» П. Брейгеля Старшего.
| 1
| 9.Человек в художественной летописи мира.
| Эволюция взаимоотношений человека и общества. Нравственные ценности и идеалы человека в определенные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства.Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи.Личность государственная и общественная в эпоху Римской империи. Римский скульптурный портрет как художественное воплощение прославленных личностей: императоров и полководцев, выдающихся общественных деятелей и достойных граждан. (Портрет императора Филиппа Аравитянина, конная статуя Марка Аврелия, голова Юлия Цезаря — по выбору).Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства.
Портрет как зеркальное отражение души человека. «Портрет мальчика» Пинтуриккьо — возвышенный поэтический образ, сочетающий богатство внешней и внутренней сущности юноши. X. Гольбейн Младший «Портрет Георга Гиссе» (по выбору).
Человек и новая картина мира в искусстве XVII—XVIII вв. Теснейшая связь человека с окружающей средой.
Интерес к изображению социального превосходства верхушки общества (Ф. Халс «Портрет молодого человека с перчаткой в руке») и повседневной жизни простого человека из народной среды (Л. Ленен «Семейство молочницы»).Поиски героической, общественно значимой личности в искусстве XVIII в. (Неизвестный художник «Портрет М. В. Ломоносова»).
Романтическая мечта о свободной личности и ее конфликт с обществом. Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств (И. К. Айвазовский «Прощание А. С. Пушкина с морем»).Человек в искусстве XX столетия. Роль Человека и невиданные достижения прогресса и цивилизации. Человек перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем, бегство в мир абстрактных грез и иллюзий. Э. Мунк «Крик»
| 1
| II. Художественная культура народов мира
| 10.Художественные символы народов мира.
| Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития цивилизации.
Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине.
Сакура — художественный символ Японии, его отражение в произведениях живописи и поэтическом творчестве. Береза как художественный символ России, его отражение в произведениях устного народного творчества, обрядах и праздниках русского народа.
| 1
| 11.Единство и многообразие культур.
| Культура народов мира — общее достояние человечества. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Возможность человека познать свое прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.
Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов.
Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других народов и наций).
| 1
| 12.Героический эпос народов мира.
| Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческим прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.
Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений.
Шедевры народного эпоса: «Сказание о Гильгамеше» (шумерский эпос), «Махабхарата» (Индия), «Беовульф» (Англия), «Песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Старшая Эдда» (Исландия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Калевала» (карело-финский эпос). Обзор (по выбору).
Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном племени богатырей, живших в древние времена и боровшихся с чудовищами, великанами и драконами. Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Обзор (по выбору).
Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.
Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре. Эпическая песенная симфония А. П. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).
Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. М. Васнецов, М. А. Врубель, И. Я. Билибин, Н. К. Рерих, К. А. Коровин, Е. А. Кибрик и К. А. Васильев). Обзор (по выбору).
| 1
| |