Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год





Скачать 277.36 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год
страница1/3
Дата публикации30.03.2015
Размер277.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пижмаринская средняя общеобразовательная школа Балтасинского муниципального района Республики Татарстан


Обсуждено на заседании

ШМО учителей эстетического цикла

Протокол №1 от 28.08.11

_____________________

Руководитель ШМО

Г.М.Шигапова

Согласовано:

зам. дир. по УР

_____________

Р.Р. Закирова

Утверждено:

_______________

Директор школы

Т. В.Рахматуллин



Рабочая программа

по учебному курсу «Мировая художественная

культура, 10 класс»

на 2009 – 2010 учебный год
35 часов (1 час в неделю)

Учитель: Шигапова Г.М. высшая квалификационная категория

д.Пижмар, 2011

Пояснительная записка.
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Цель курса – формирование представлений о художественной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса, освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…). Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века», « Культурные традиции родного края», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

Данный курс является базовым и изучается в 10 классе в течение 1 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Уметь:

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

    Результаты обучения

    Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

    В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры

    формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (35асов)



Художественная культура первобытного мира (3часа). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Художественная культура Древнего мира (14часов). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Художественная культура Средних веков (10часов). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Художественная культура Дальнего и БлижнегоБлижнего Востока в средние века (4 часа). Индия- страна чудес. Художественная культура Китая. Искусство страны Восходящего солнца. Художественная культура ислама.

Культурные традиции родного края (4часа). Художественная культура Булгарского государства. Своеобразие развития казанско-татарской культуры 15-16 веков. Татарское народное искусство дореволюционного периода. Развитие татарского театра в начале ХХ века. Просветительная деятельность театра.



Литература:


  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

  3. Детская энциклопедия. Ежемесячный познавательный журнал.Москва.ЗАО «Аргументы и факты».

  4. Аббас Шавали. Весь Египет. Москва.WEICME BOKS. 2001.

  5. Л,А. Харисова. Ислам и духовно-нравственное воспитание школьников.Казань.РИЦ «Школа».


Календарно-тематическое планирование

по мировой художественной культуре в 10 классе.



Кол-во часов

Дата

Тема урока

Примечания

  1. Художественная культура первобытного мира.

1

1

4.09

Миф – основа ранних представлений о мире. Древние образы и символы.




2

1

11.09

Славянские земледельческие обряды. Фольклор – как отражение первичного мира.




3

1

18.09

Зарождение искусства. Образность архитектурных первоэлементов.




  1. Художественная культура Древнего Мира.

4

1

25.09

Особенности художественной культуры в Месопотамии.




5

1

2.10

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.




6

1

9.10

Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости.




7

1

16.10

Индуистский храм – мистический аналог тела жертвы и священной горы. Роль скульптуры декора.




8

1

23.10

Буддистские культовые сооружения – символ космоса и божественного присутствия.




9

1

30.10

Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.




10

1

13.11

Крито – микенская архитектура и декор как отражение мифа.




11

1

20.11

Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов.




12

1

4.12

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.




13

1

11.12

Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.




14




18.12

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм.




15

1

25.12

Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи.




16

1

15.01

Планировка римского дома. Фреска и мозаика основные средства декора. Скульптурный портрет.




17

1

22.01

Типы христианских храмов. Мозаичный декор. Христианская символика.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа Якушевой Любови Ивановны по учебному курсу «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. Программы курса. 10 – 11 классы», М. Дрофа. 2011 г и Положения о рабочей программе...
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая учебная программа По учебному курсу «Мировая художественная культура» 8-9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа учитывает требования федерального государственного...
Рабочая программа составлена на основе программы курса: Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный...
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа по курсу «Мировая художественная культура»
...
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа на 2013-2014 учебный год Ф. И. О. учителя
Программа: Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. Программа курса: 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный издательский центр...
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 10 класс» /М.; Дрофа, 2010г. Учебник «Мировая художественная культура: от истоков...
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа по курсу мировая художественная культура Для учащихся
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 10-11-х классах социально-гуманитароного и универсального профиля....
Рабочая программа по учебному курсу «Мировая художественная культура, 10 класс» на 2009 2010 учебный год iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск