Скачать 265.92 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СВОРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Направление подготовки 035700 - ЛИНГВИСТИКА Профиль подготовки Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составиетль: к.и.н., доцент Горохова Анна Владимировна Кафедра «Методики преподавания иностранных языков». Программа «Современные образовательные технологии» предназначена для студентов 3 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену. Рецензент: заведующая кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков Лёвина Т.В. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины "Современные образовательные технологии" являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Современные образовательные технологии» относится к профессиональному циклу дисциплин. Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Современные образовательные технологии», является образование, социальная сфера, культура. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: – обучение, – воспитание, – развитие, – просвещение. Профильной для данной дисциплины является педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; – организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области; – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. в области культурно-просветительской деятельности: – изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-росветительской деятельности; – организация культурного пространства; – разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; – популяризация художественных знаний в широких слоях общества. – обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы. Для освоения дисциплины «Современные образовательные технологии» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения "Информационных технологий в лингвистике", «Педагогической антропологии», «Методике преподавания иностранного языка». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Практикум по профессиональной педагогической коммуникации», «Методика преподавания иностранного языка», прохождения педагогической практики, подготовки компетентного и высококвалифицированного специалиста. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате дисциплины "Современные образовательные технологии " . Общекультурные компетенции (ОК): обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3); осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5); владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7); Профессиональные компетенции (ПК): умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38); владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39); владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41); обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные тенденции развития профессионального образования и приоритетные направления реформирования российской системы образования; типологии современных образовательных технологий; концептуальные положения, содержание и особенности методики современных инновационных технологий обучения. уметь: разрабатывать сценарии занятий с использованием различных современных образовательных технологий ; использовать современные образовательные технологии; ориентироваться в основных тенденциях развития профессионального образования и приоритетных направлених реформирования российской системы образования. владеть: соответствующим понятийным аппаратом дисциплины; навыком проведения учебных занятий исходя из особенностей использования определенной технологии. 4. Структура и содержание дисциплины "Современные образовательные технологии" Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Очно-заочная форма обучения (4 года для лиц, имеющих ВПО)
Содержание дисциплины. Общие положения современных инновационных технологий обучения. Постановка проблемы. В поисках единого метода. Отличие образовательной технологии от сфер материально-технической деятельности. Различные подходы к определению сущности образовательных технологий. Признаки и критерии образовательных технологий. Понятия, определения образовательных технологий. Воспроизводимость, целенаправленность, системность образовательных технологий. Технология поддерживающего (традиционного) обучения. Инновационные психолого-педагогические технологии в трудах отечественных и зарубежных исследований. Новая область научного знания – педагогическая инноватика. Инновационная проблематика в работах зарубежных (Э.Роджерс, М.Барер, В.Браун, К.Пэвитт, У.Уолкер и др.) и отечественных авторов (Н.И.Лапина, А.И.Пригожина, Б.В.Сазонова, В.С. Толстого, Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.Е. Кондратенкова, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, А.В. Хуторского, В.А. Ситарова, Я.А.Пономарева, В.А.Сластенина, Г.С.Сухобской, Л.М.Фридмана, А.И.Щербакова А.А.Арламова, М.С.Бургина, В.И.Журавлева, В.И.Загвязинского, А.Николса, Н.Р.Юсуфбековой А.А.Арламова, М.С.Бургина, В.И.Журавлева, В.И.Загвязинского, А.Николса, Н.Р.Юсуфбековой и др.). Теоретико-методологические основы инноваций в педагогике. Соотношение понятий: «инновация», «новшество», «нововведение», «новое в педагогике», «педагогическая инноватика», «инновационная деятельность», «инновационный процесс». Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности в трудах Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.Е. Кондратенкова, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, Я.А.Пономарева, В.А.Сластенина, Г.С.Сухобской, Л.М.Фридмана, А.И.Щербакова и др. Критерии оценки нового в дидактике, специфика инновационного цикла (К.Ангеловски, Н.В.Горбунова, М.В.Кларин, В.Я.Ляудис, М.М.Поташник, С.Д.Поляков и др). Общие особенности педагогических инновационных явлений: существование новшеств как идеальных продуктов деятельности, относительная растянутость инновационных процессов во времени, размытость границ существования педагогического феномена нововведений, целостный характер целей инноваций, существенная зависимость нововведенческих процессов от социально-педагогической ситуации, сложность определения результатов инноваций (А.А.Арламов, М.С.Бургин, В.И.Журавлева, В.И.Загвязинский, А.Николс, Н.Р.Юсуфбекова). Классификация современных образовательных технологий. Классификации новизны в педагогике: новизна абсолютная (принципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов), относительная новизна (местная, частная, условная), псевдоновизна (оригинальничание, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе), изобретательские мелочи. Классификации педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы)); по масштабу вносимых изменений (локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных), системные (полная реконструкция системы как целого)); по масштабу использования (единичные и диффузные); по источнику возникновения - (внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы)). Виды нововведений в зависимости от специфики и места использования (технологические, методические, организационные, управленческие, экономические, социальные). Типология педагогических нововведений А.В. Хуторского: по отношению к структурным элементам образовательных систем (нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов), по отношению к личностному становлению субъектов образования (в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей), по области педагогического применения (в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием), по типам взаимодействия участников педагогического процесса (в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении), по функциональным возможностям (нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование)), по способам осуществления (плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные), по масштабности распространения (в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне), по социально-педагогической значимости (в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов), по объёму новаторских мероприятий (локальные, массовые, глобальные), по степени предполагаемых преобразований (корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные). Инновационные процессы в образовании. Возникновение нововведений в образовании. Новшество в образовании как общественная проблема. Развитие инноваций. Различные подходы к определению сущности понятий: новшество новизна, инновация, инновационная деятельность в современных образовательных технологиях. Технология проблемного обучения. Технология проблемно- модульного обучения. Технология образовательного диагностирования. Алгоритм образовательного диагностирования. Технология организации обучения в форме педагогических Мастерских. Специфические черты образовательного прогнозирования. Объекты образовательного прогнозирования. Функции образовательного прогнозирования. Принципы педагогического прогнозирования. Процессуальный аспект образовательного прогнозирования. Технология прогнозирования условий формирования образовательных технологий и инноваций. Технология проектного обучения. Инновационные дидактические технологии в дистанционном обучении: консультационная модель (отличительной чертой является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра), модель корреспонденции (в основе лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами по почте или каким-то другим способом, без личного контакта), модель регулируемого самообучения (основной характеристикой является большая самостоятельность студента - большая свобода выбора времени и места учебы, количества времени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзамена). Модель «кейс»-технологии. Модель корреспондентского обучения. Радиотелевизионная модель обучения. Модель сетевого обучения. Компьютерные обучающие системы. Организационные формы дистанционного обучения: лекции (для их записи используются аудио- и видеокассеты, CD-ROM-диски, новейшие информационные технологии (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности)), семинары дистанционного обучения (проводятся с помощью видеоконференций), лабораторные работы в дистанционном обучении (использование мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования), тъюториалы. 5. Образовательные технологии Классические технологии: информационные и обзорные лекции, семинары беседы, тренинги. Технологии проблемного обучения: проблемная лекция. Игровые технологии: деловые и ролевые игры. Технологии проектного обучения: исследовательские, творческие и информационные проекты. Интерактивные технологии: лекции «обратной связи», семинары-дискуссии, семинары-дебаты. Информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекции-визуализации, практические занятия-презентации. Учебная работа студентов организуется на основе комплексных методических рекомендаций, включающих планы семинарских занятий, перечни вопросов для самостоятельной подготовки с рекомендуемой научной литературой, рекомендации по подготовке рефератов и учебно-исследовательских проектов, описание основных типов контрольных мероприятий. Их выполнение обеспечивается открытым доступом к университетскому библиотечному фонду (учебники, практические пособия и атласы по дисциплине), фондам научных библиотек (РГБ, ГПИБ, Библиотека иностранной литературы и др.) и сети Интернет. Часть дисциплины обеспечена материалами кафедральной электронной библиотеки. Одной из важнейших составных частей работы студентов при изучении дисциплины «Современные образовательные технологии» являются рефераты, темы которых формулируются учащимися самостоятельно, но с ориентацией на проблематику курса. Другой формой контроля за процессом освоения содержания дисциплины являются задания и вопросы для самостоятельной работы студентов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Тематика рефератов, заданий для самоконтроля.
Задания и вопросы для самостоятельной работы
6.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Современные образовательные технологии» предполагает, в первую очередь, работу с основной и дополнительной литературой, а также работу с текстами первоисточников. Результатами этой работы становятся выступления на семинарских занятиях, участие в обсуждении тем курса, подготовка докладов, выполнение письменных работ, а именно, контрольных работ, рефератов. 6.2. Методические рекомендации по написанию рефератов. Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера. Рекомендуемый объем реферата – 8-10 страниц (без библиографического списка литературы). В структуре реферата должны быть представлены: титульный лист, оглавление, введение с указанием цели и задач работы, реферативный раздел с обязательной рубрикацией, заключение и выводы, список литературы. Следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы, который должен быть оформлен по ГОСТу. Студент может выбрать один из двух возможных вариантов подготовки реферата. Первый вариант предполагает реферирование одной из предложенных ниже монографий. Второй вариант предполагает подготовку теоретического обзора по одной из предложенных ниже тем. Реферат должен быть представлен в сроки, предусмотренные учебным графиком. Примерный перечень вопросов к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины "Современные образовательные технологии" а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины "Современные образовательные технологии" Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска (с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационных материалов), экран (на штативе или навесной), оверхэд, демонстрационный планшет с набором блокнотов для него и фломастеров. Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет. Кроме того, для информационно-ресурсного обеспечения практических занятий необходим доступ к сканеру, копировальному аппарату и принтеру. Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – университетскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители. В зависимости от избранной методики проведения практических занятий могут быть использованы видеофильмы и комплекты слайдов, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины. |
Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий утверждаю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания... | Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий утверждаю Стилистика» предназначена для студентов 3-4 курса по направлению подготовки «Лингвистика». В программе представлен тематический план... | ||
Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий утверждаю Программа «История языка» предназначена для студентов 2 и 3 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных... | Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Современные... | ||
Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий «Лингвистика» и изучающих английский язык программе представлены тематический план изучения дисциплины вопросы для подготовки к экзамену,... | Факультет лингвистики и инновационных социальных технологий «Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы... | ||
Факультет лингвистики и инновационых социальных технологий «Лингвистика» и изучающих английский язык программе представлены тематический план изучения дисциплины, вопросы для подготовки к... | Ноу впо институт государственного управления, права и инновационных... Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности | ||
Факультет «Информационных систем и инновационных технологий в управлении» «утверждаю» ... | Фгбоу впо «ргутиС» Факультет сервисных технологий Кафедра технологий... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технологий в сервисе и туризме | ||
Факультет информационный технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | ||
Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | «московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | ||
Отделение инновационных арт-технологий основные сведения об отделении Отделение инновационных арт-технологий (инарт) имеет три ступени обучения. Каждая ступень длится 3 года | Учебно-методический комплекс по модулю «астрономия» (б кв ) Факультет... ... |