Скачать 352.13 Kb.
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Данное исследование посвящено проблемам, связанным с адаптацией африканских граждан в Советском Союзе и в России с 1960 по 2003 годы. Актуальность темы исследования определяется целым рядом факторов. В XXI веке человечество входит в новую фазу развития международных отношений. Этот этап характеризуется всесторонним расширением и углублением глобального экономического, политического и культурного сотрудничества, интенсификацией процессов интернационализации и глобализации. Изучение проблем иностранных граждан и содействие их решению оказывает большое влияние на международные отношения. С распадом Советского Союза нарушилась система связей между нашей страной и странами Африки, коренные изменения произошли во взгляде советских граждан на окружающий мир, иностранцев, африканцев в частности. Проблема приспособления к новым политическим, экономическим и социальным условиям в России стоит не только перед африканскими гражданами, приехавшими сюда учиться, работать или по иным причинам, эта проблема не менее остро стоит для самих россиян. Цели и задачи исследования. Настоящее исследование ставит целью выработку основных направлений в изучении проблем, связанных с адаптацией различных категорий африканских граждан в России, анализ механизма взаимодействия российских и африканских граждан и на территории Российской Федерации, а также выявление факторов, влияющих на работу этого механизма. Задача исследования – постараться описать способы адаптации африканцев, приезжавших в разное время в нашу страну. Африканская диаспора становится индикатором внутрироссийских проблем и то, как африканцы пытаются решать собственные проблемы приспособления к российской действительности, может «поводом для размышлений» для россиян. Исходя из указанной цели, в исследовании поставлены следующие задачи:
Хронологические рамки исследования охватывают важный отрезок в социальной, экономической, политической истории как России, так и большинства африканских стран. За почти полвека (1960-2003 гг.) коренным образом изменился политический курс России. Перестал существовать Советский Союз, который был политическим и идеологическим ориентиром для многих африканских стран, посылавших своих студентов на учебу в страну социализма и равноправия. Деловые и экономические интересы стали преобладать над идеологическими. Изменился контингент африканских граждан, появились легальные и нелегальные иммигранты, благополучная африканская элита. За этот период взаимоотношения между жителями Советского Союза/России и гражданами африканских стран прошли через самые разные стадии: от экзотического притяжения к опасению перед нежелательными связями с иностранцами, от патерналистской опеки «меньших братьев» до зависти, вызванной недоступностью материальных благ, которыми обладали африканцы, затем - обвинения африканцев во всевозможных бедствиях России и подъема движения скинхэдов. Географические рамки исследования включают в себя обзор проблем адаптации африканцев в крупнейших городах Российской Федерации – Москве, Петербурге и их областях, а также в Екатеринбурге, Белгороде, Иваново. Особое внимание уделено деятельности африканцев на Украине. Отдельная глава посвящена анализу проблем адаптации африканцев в Великобритании (в частности, в Лондоне), с привлечением материала по континентальной Европе, а также материалов интервью, проведенных автором в Сомалийской Демократической Республике. Методологическая основа диссертации. Учитывая комплексность исследования (на грани социологии, социальной антропологии, этнопсихологии, истории и культурологии) диссертантом применялись различные методы исследования. Сравнительный метод. Возможность проведения исследования в нескольких странах (Россия, Великобритания, Сомали) позволила провести сравнения процесса адаптации в различных экономических, политических, исторических условиях, а также проследить развитие отдельных сторон процесса, с целью выявления степени влияния принимающего этноса и важности исторических предпосылок. Полевой метод. Будучи членом сомалийской общины Москвы и уже около 10 лет тесно работая с африканскими студентами в Москве, я получила возможность лично от них узнать о мотивации их поведения в различных ситуациях, «увидеть» особенности и «обычности» русского этноса. Мне представилась возможность увидеть и описать жизнь африканцев в условиях «благополучной» диаспоры (полевое исследование в Великобритании), в естественной среде (полевое исследование среди выпускников советских/российских учебных заведений в Сомали). Таким образом, через призму увиденного собственными глазами я постаралась описать адаптационные процессы, проходящие у африканцев в России, в среде моей родной культуры, что также дает некоторые преимущества при проведении исследования. За более чем 8 лет мною было опрошено около 200 африканцев, находящихся в России и около 100 – за ее пределами (Великобритания, Сомали). Большинство проведенных интервью являлись глубокими1 и длились несколько дней, а то и несколько лет (так называемый лонгитюдный метод). Это позволяло, прежде всего, проследить эволюцию респондента и его реакцию на одни и те же явления на значительном отрезке его жизни и исключить стрессовые реакции. В процессе работы я постаралась учесть и тот факт, что исследование адаптации этноса за пределами территории его исторического проживания без ознакомления с его поведением на родине представляется малопрезентативным. Во время полевого исследования в Сомали я провела ряд интервью с выпускниками российских учебных заведений по той же схеме, что и среди сомалийских студентов в России. Выводы и наблюдения подробно описаны в соответствующих главах. Применялась методика проведения ненаправленных интервью, в которых инициатива принадлежала самому респонденту (чаще – обсуждение моих выступлений на конференциях с участием африканцев, статей, посвященных жизни африканской диаспоры). Использовалась методика проведения нарративного интервью, в котором я лишь направляла свободный рассказ, повествование о жизни самого африканца. Интересные результаты получены во время проведения групповых интервью, когда своей целью я ставила вызвать дискуссию в группе (предварительное обсуждение с африканцами моих статей и докладов, чтобы учесть их замечания). Закрытый опросный лист (варианты ответов предусмотрены) не применялся ни разу. Принцип историзма позволяет рассмотреть феномен диаспоры африканцев в контексте истории страны-донора и страны-реципиента, а также региональной и всемирной истории, проследить динамику и оценить перспективы. Использование метода системного анализа позволяет рассматривать африканскую диаспору как социальный феномен, как единое целое. Метод структурного анализа позволяет выявлять общее и особенное в компонентах столиц и периферии. Применение структурно-функционального подхода, в рамках которого любое явление рассматривается как статичное и может структурироваться до бесконечности, рассматривает диаспору как совокупность отдельных личностей. Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражения в коллективном труде «Московская Африка» (в соавторстве с А.Б. Давидсоном), выступлениях на международных и межвузовских конференциях, проходивших в Москве, двух докладах на ежемесячных африканских семинарах в Институте стран Азии и Африки при МГУ, а также дискуссиях в африканских землячествах и организациях, как в Москве, так и в Лондоне и в Харгейсе (Сомали). Практическая ценность данного исследования состоит в привлечении современного научного аппарата для поиска практического решения проблем, возникающих у африканцев в процессе адаптации к российским условиям. Сравнительный анализ России и Великобритании, и также «взгляд изнутри» африканской общины позволяет предусмотреть некоторые трудности (с российской и африканской сторон) и конфликтные ситуации и внести соответствующие пожелания в иммиграционную политику и законодательство РФ. Данное исследование наиболее ценно фактологической базой, на основании которой представляется возможным обеспечить своевременную информативность африканцев о российских особенностях в целом и в частности, а также распространить знания об Африке и африканцах в России. Некоторые положения диссертации могут быть использованы в качестве рекомендаций для создания центров адаптации для африканцев в России, а также деятельности африканских и международных объединений на территории Российской Федерации. Научная новизна данной диссертации заключается в привлечении к исследованию материалов интервью, проведенных автором с африканскими гражданами в Российской Федерации, Великобритании и Сомали; материалов, предоставленных работниками африканских организаций в этих странах. Источники. Комплексность проблематики исследования вызвала необходимость обращения к разнообразным типам источников и литературы, разнообразным как по тематике, жанру, так и по степени достоверности. При анализе процесса адаптации африканцев в России после 1991 года появляются ссылки на интернет-опросы, «моментальные» консультации с коллегами по всему миру посредством электронной почты, ссылки на статьи из электронных газет и журналов, разнообразная информация, полученная из интернет-сайтов организаций и персональных электронных страниц. Для удобства анализа источников выделю восемь основных групп:
В первую группу вошли официальные документы российских и международных организаций о правовом положении иностранных, в том числе африканских граждан. При анализе проблем, связанных с нахождением различных категорий африканских граждан на территории Российской Федерации, особую роль сыграли отчеты и сообщения правоохранительных органов. Информационной базой о проблемах африканских студентов и способах их решений на уровне министерств и администрации учебных заведений2 послужили материалы, опубликованные издательскими органами учебных заведений (например, в газете РУДН «Дружба», белгородской газете «Один мир» и т.п.), отчеты руководителей институтов и университетов, факультетов и учебных центров. О проблемах африканских студентов также свидетельствуют уставы студенческих организаций (Ассоциации африканских студентов, Ассоциации иностранных студентов, отдельных землячеств и т.п.), о проблемах африканских иммигрантов – отчеты и доклады ООН и ее представительств на территории Российской Федерации (Управления Верховного Комиссара по делам беженцев, Международной организации по миграции и др.), российских и международных правозащитных организаций («Мемориал», публикации «Хельсинской группы»). В исследовании использовались материалы (предоставленные лично автору, а также опубликованные в московской прессе) организации, занимающейся проблемами детей от смешанных браков в России «Метис». В целом о проблемах африканцев и предлагаемых путях их решения в Российской Федерации свидетельствуют программы (уставы и программные заявления) организаций АФОР (АФриканская ОРганизация) и Африканское Единство. В исследовании были использованы материалы (уставы, информация о деятельности, расписания занятий, полученные от руководителей, и т.п.) некоторых африканских организаций и центров Великобритании.3 Ко второй группе источников относятся разработки учебных центров, связанные с обучением иностранных граждан в Советском Союзе и России. В основном, это рекомендации по преподаванию иностранным учащимся того или иного предмета, предназначенные для общего или для служебного пользования4. В советское время методические разработки были нацелены на формирование «правильного» отношения иностранцев к советским гражданам и советской действительности, в настоящее время (с 2000 года) начинают появляться методические разработки, нацеленные на формирование толерантности в процессе обучения русскому языку иностранных студентов.5 Часть методических разработок была нацелена на воспитание не иностранных студентов, а их советских преподавателей.6 Третья группа представлена статистическими данными, полученными из опубликованных сведений Бюро переписи населения (в Российской Федерации и в Великобритании), администрации учебных заведений, организаций, ведущих учет миграционного потока, информации, представленной посольствами африканских стран в Москве. Четвертую группу составляют воспоминания и наблюдения африканцев и иностранцев в целом, проходивших обучение в Советском Союзе, и значительно меньше – в молодой Российской Федерации. Некоторые воспоминания опубликованы их же авторами (причем за пределами нашей страны и не на русском языке)7, другие – даны со ссылками на интервью в газетах и брошюрах (как отечественных, так и зарубежных)8. Воспоминания, опубликованные на русском языке, чаще носили пропагандистский и безликий характер.9 Некоторыми воспоминаниями поделились бывшие студенты советских/российских ВУЗов во время проведения мною полевых исследований в Москве и других городах РФ, Лондоне и Сомали. Эти воспоминания в очень эмоциональной форме отражали настроения эпохи холодной войны, противостояние капиталистического и социалистического лагерей, воскрешали забытые реалии того время (песни И. Кобзона, А. Пугачевой, номера автобусных маршрутов, прежние названий станций метрополитена). Более поздние интервью отличались меньшей эмоциональностью и отражали особенности переходного периода от Советского Союза к России. В пятую группу источников входят сообщения средств массовой информации. Советская пресса (газеты и журналы) представлена следующими изданиями:
Российская пресса представлена следующими изданиями:
Пресса Великобритании представлена:
Шестую группу составили опубликованные архивные материалы – прежде всего документы (постановления, служебные записки, рекомендации), касающиеся пребывания африканских студентов в Советском Союзе. Наиболее интересные из них помещены в Приложении. Привлекались материалы из личного архива (записи бесед и анкет) автора, собираемого на протяжении 8 лет. Отдельную, седьмую группу составляют афиши, флайеры, листовки, рекламные объявления об открытии африканских салонов, магазинов, культурных, образовательных и религиозных центров. Восьмую группу источников составляют дискуссии - в различных африканских центрах в Великобритании они носили скорее характер бесед по обмену опытом, в российских же иммиграционных и других центрах, занимающихся проблемами африканцев, меня много расспрашивали о британском опыте их коллег и проводили параллели с деятельностью своих организаций. Сюда же входят дискуссии, проходившие во время конференций и встреч различного уровня (от мероприятий в посольствах африканских стран до дружеских встреч со студентами-африканцами и выпускниками). К этой же группе источников я отношу видеозаписи телевизионных программ, видеозаписи различных мероприятий, показанные мне во время интервью и т.п.)12 и аудиоматериалы (продукты музыкальной деятельности африканской диаспоры у нас в стране и за рубежом). |
Дипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу» Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования | Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке? Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования | ||
Исследования (основные критерии) Актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении | Список используемых источников 43 Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями | ||
Актуальность работы Выбор темы исследования и актуальность работы... «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | I. общая характеристика работы актуальность темы исследования Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому | ||
Общая характеристика работы Актуальность исследования Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими... | Темы рефератов по возрастной психологии для студентов 1 курса спецотделения Введение: смысл введение- в чем актуальность темы (соц запрос, научная актуальность- решение проблемы позволяет уточнить механизмы... | ||
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) Актуальность темы исследования определяется необходимостью решения в теоретическом и практическом плане задачи проектирования развития... | «Роль женщины в современном мире» Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Взаимодействие между органами власти и сми Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Актуальность проблемы и темы исследования. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития... | Общая характеристика работы актуальность темы исследования Российской Федерации (далее упк рф). В 2002 г заключено и ратифицировано Соглашение между данными государствами по вопросам юрисдикции... | ||
Учебно-методические указания для бакалавров, выполняющих письменные работы Первый этап начинается с выбора темы, который может проходить как самостоятельно, так и с участием преподавателя (руководителя темы).... | Реферат на тему: «Многоликая мандолина» Актуальность темы. В настоящее время проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую... |