Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 123.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер123.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Шкотова Л.Т.

МОУ гимназия № 3, г. Сургут
Роль подвижных игр в развитии гибкости
у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Актуальность проблемы и темы исследования. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости.
В младшем школьном возрасте большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие их в разнообразную работу, в том числе и в процесс развития физических качеств.

Особенностью школьной программы по физическому воспитанию для младшего школьного возраста является то, что в ней используются подвижные игры, преимущественно развивающие такие физические качества и способности детей как:

    • координационные (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия; ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве);

    • кондиционные (скоростные, скоростно-силовые, выносливости). Поэтому необходимо разработать систему средств и методов, с помощью которой возможно, с учетом сенситивных периодов применить специализированные подвижные игры. Не секрет, что многие игры в значительной мере используются как развлекательные упражнения.

Развитию гибкости посредством игр уделяется недостаточное внимание. Это определило тему исследования «Роль подвижных игр в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры».

Цель исследования. Исследовать применение соревновательно-игрового метода на занятиях физической культуры для развития гибкости.

Объект исследования. Процесс физического воспитания учащихся младших классов.

Предмет исследования. Определение роли подвижных игр в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Гипотеза. Опираясь на результаты анализа и обобщение литературных данных, было сделано предположение что:

    • такое физическое качество как «гибкость» можно развивать игровым методом;

    • физическое качество «гибкость» можно развивать соревновательным методом;

    • подвижными играми возможно обеспечить быстрый прирост показателей гибкости у учащихся младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему развития физического качества «гибкость» в теории физического воспитания.

  2. Обосновать применения игрового метода в процессе развития физического качества гибкость учащимся младшего школьного возраста.

  3. Экспериментально проверить эффективность применения игрового метода для развития физического качества гибкость у учащихся младшего школьного возраста.

Методы исследования:

    • теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

    • педагогические наблюдения;

    • хронометрирование;

    • тестирование физического развития;

    • тестирование физического качества гибкость;

    • педагогический эксперимент;

    • методы математической статистики;

    • педагогический эксперимент.

На базе школы-гимназии № 3 г. Сургута был проведен педагогический эксперимент для определения эффективности подвижных игр, развивающих гибкость у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

По результатам обследования учащихся в начальной школе была отобрана группа школьников, из числа которых сформировали экспериментальную (23 чел.) и контрольную (23 чел.) группы. Проведено тестирование:

  1. Наклон туловища вперед в положение сед на полу.

Оборудование: измерительная доска.

Процедура тестирования: испытываемый садится на пол, упираясь ногами в стенку, наклоняет туловище вперед – вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние от груди.

  1. Поднимания рук вверх в положении лежа на животе.

Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья.

Процедура тестирования: испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой.

Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи.

  1. Разведения ног в стороны.

Процедура тестирования: испытуемый стремится как можно шире развести ноги

в стороны. Измеряется расстояние от вершены угла, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость

Тестирование проводилось в стандартных условиях для обеих групп: в одну неделю на одинаковых секторах, с использованием одних и тех же измерительных приборов.

Участники экспериментальной группы занимались физической культурой на уроках с применением подвижных игр, направленных на развитие гибкости, и участвовали во всех мероприятиях, проводимых школой.

Контрольная группа учащихся также участвовала во всех физкультурно-массовых мероприятиях,
но по стандартному плану урока физической культуры, что позволило нам объективно оценить эффект наших учебно-тренировочных программ.

На рис. 1 представлена пульсовая стоимость занятия при развитии гибкости у учащихся с использованием подвижных игр. На нем вы видите, что нагрузка соответствует общим принятым требованиям.
Пульсовая стоимость



Рис. 1. ЧСС при развитии гибкости в основной части урока

Подвижные игры, развивающие гибкость у школьников относятся к играм умеренной интенсивности – ЧСС достигает 130-140 уд/мин. Это говорит о возможности применения игр в основной части урока.

Результаты промежуточного этапа педагогического эксперимента в контрольных и в экспериментальных группах показали на допущенные недостатки в методике подбора игр.

Были внесены коррективы в методику развития гибкости при применении соревновательно-игровых методов.
Таблица 2

Подвижные игры для развития физических качеств в начальной школе



п/п


Название игры

Физические качества

быстрота

корд. движения

сила

гибкость

1.

Построй мост

-

+

-

+

2.

Мяч над головой

-

+

-

+

3.

Перекати поле

+

+

-

+

4.

Волна




+

+

+

5.

Желобок




+




+

6.

Кто быстрее

+

+

-

-

7.

Скороходы

+




+

-

8.

Быстро по местам

+

+

-

-

9.

Космонавты

+

+

-

-

10.

Совушка

-

+

-

-

11.

Отгадай чей голосок

-

+

-

-

12.

Кто подходил

-

+

-

-

13.

Мяч на полу

+

+

-

-

14.

Тяга кольца







+

+

15

Эстафеты с лазанием и перелазанием

+

+

+

+

16.

Комбинированная эстафета с набивным мячом

+

+

+

+

17.

Передача набивного мяча

+

-

-

+

18.

Гребцы

+

+

-

+

19.

Передача мяча согнувшись и прогнувшись

+

-

-

+

20.

Деревянный человечек

+

+

-

+


Результаты показывают, что в экспериментальной группе у мальчиков и девочек достоверные изменения в лучшую сторону произошли в тестах «Наклон вперед» и «Поднимание рук». В контрольной группе у мальчиков и девочек достоверное положительное различие произошло лишь в тесте «Наклон вперед».
Результаты тестирования мальчиков экспериментальной группы



Результаты тестирования мальчиков контрольной группы



Результаты тестирования девочек экспериментальной группы



Результаты тестирования девочек контрольной группы



При анализе сравнительных данных необходимо отметить, что хотя достоверного различия между группами мальчиков и девочек не произошло, средние показатели экспериментальной группы в тестах «Наклон вперед» и «Поднимание рук» улучшались более значимо по сравнению с контрольной группой.










Данный эксперимент обнаружил и доказал факт, что применение упражнений и игр, развивающих подвижность в отдельных суставах у мальчиков и девочек 10 лет, не приводит к автоматическому распространению положительного эффекта на другие суставы. Анализ сравнительных данных явно показал, что, если не применять упражнения на повышение подвижности в тазобедренных суставах во фронтальной плоскости, то это приводит к ухудшению динамики показателей, например, в экспериментальных группах так и произошло с достоверным снижением в показателях подвижности в них (уровень значимости а < 0,01 –
у мальчиков и а < 0,004 – у девочек), а в контрольной группе девочек – такая же картина только в плечевых суставах (а < 0,001).

Вывод:

  1. Анализ научно-методической литературы выявил возможность эффективного использования игр в педагогическом процессе.

  2. Применение игровых средств носит в большинстве случаев бессистемный эмпирический характер, не связанный со структурой и содержанием формируемых умений, в то время как образовательные и воспитательные возможности игр, их продуктивность значительно возрастает при объединении их в целенаправленную систему.

  3. Сущность игрового метода на уроках физической культуры заключается в планомерном использовании игровых средств, направленных на формирование знаний, умений и навыков, а также развитие физического качества гибкость учащихся младшего школьного возраста.

  4. Подвижные игры, развивающие гибкость у школьников, относятся к играм умеренной интенсивности – ЧСС достигает 130-140 уд⁄мин. Это говорит о возможности применения игр в основной части урока.

  5. Для практического применения учителями подвижных игр, преимущественно развивающих физическое качество гибкость, был составлен список игр, которые можно использовать в начальной школе.

  6. Применение игрового метода в экспериментальной группе существенно показало степень развития гибкости.

  7. Сравнение средне групповых результатов, отражающих уровень развития гибкости учащихся 3-х классов в контрольных и экспериментальных группах, позволило установить, что по абсолютному большинству преимущество осталось за экспериментальной группой.



По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск