Скачать 123.86 Kb.
|
Шкотова Л.Т. МОУ гимназия № 3, г. Сургут Роль подвижных игр в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры Актуальность проблемы и темы исследования. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости. В младшем школьном возрасте большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие их в разнообразную работу, в том числе и в процесс развития физических качеств. Особенностью школьной программы по физическому воспитанию для младшего школьного возраста является то, что в ней используются подвижные игры, преимущественно развивающие такие физические качества и способности детей как:
Развитию гибкости посредством игр уделяется недостаточное внимание. Это определило тему исследования «Роль подвижных игр в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры». Цель исследования. Исследовать применение соревновательно-игрового метода на занятиях физической культуры для развития гибкости. Объект исследования. Процесс физического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования. Определение роли подвижных игр в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Гипотеза. Опираясь на результаты анализа и обобщение литературных данных, было сделано предположение что:
Задачи исследования:
Методы исследования:
На базе школы-гимназии № 3 г. Сургута был проведен педагогический эксперимент для определения эффективности подвижных игр, развивающих гибкость у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. По результатам обследования учащихся в начальной школе была отобрана группа школьников, из числа которых сформировали экспериментальную (23 чел.) и контрольную (23 чел.) группы. Проведено тестирование:
Оборудование: измерительная доска. Процедура тестирования: испытываемый садится на пол, упираясь ногами в стенку, наклоняет туловище вперед – вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние от груди.
Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья. Процедура тестирования: испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой. Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи.
Процедура тестирования: испытуемый стремится как можно шире развести ноги в стороны. Измеряется расстояние от вершены угла, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость Тестирование проводилось в стандартных условиях для обеих групп: в одну неделю на одинаковых секторах, с использованием одних и тех же измерительных приборов. Участники экспериментальной группы занимались физической культурой на уроках с применением подвижных игр, направленных на развитие гибкости, и участвовали во всех мероприятиях, проводимых школой. Контрольная группа учащихся также участвовала во всех физкультурно-массовых мероприятиях, но по стандартному плану урока физической культуры, что позволило нам объективно оценить эффект наших учебно-тренировочных программ. На рис. 1 представлена пульсовая стоимость занятия при развитии гибкости у учащихся с использованием подвижных игр. На нем вы видите, что нагрузка соответствует общим принятым требованиям. Пульсовая стоимость Рис. 1. ЧСС при развитии гибкости в основной части урока Подвижные игры, развивающие гибкость у школьников относятся к играм умеренной интенсивности – ЧСС достигает 130-140 уд/мин. Это говорит о возможности применения игр в основной части урока. Результаты промежуточного этапа педагогического эксперимента в контрольных и в экспериментальных группах показали на допущенные недостатки в методике подбора игр. Были внесены коррективы в методику развития гибкости при применении соревновательно-игровых методов. Таблица 2 Подвижные игры для развития физических качеств в начальной школе
Результаты показывают, что в экспериментальной группе у мальчиков и девочек достоверные изменения в лучшую сторону произошли в тестах «Наклон вперед» и «Поднимание рук». В контрольной группе у мальчиков и девочек достоверное положительное различие произошло лишь в тесте «Наклон вперед». Результаты тестирования мальчиков экспериментальной группы Результаты тестирования мальчиков контрольной группы Результаты тестирования девочек экспериментальной группы Результаты тестирования девочек контрольной группы При анализе сравнительных данных необходимо отметить, что хотя достоверного различия между группами мальчиков и девочек не произошло, средние показатели экспериментальной группы в тестах «Наклон вперед» и «Поднимание рук» улучшались более значимо по сравнению с контрольной группой. Данный эксперимент обнаружил и доказал факт, что применение упражнений и игр, развивающих подвижность в отдельных суставах у мальчиков и девочек 10 лет, не приводит к автоматическому распространению положительного эффекта на другие суставы. Анализ сравнительных данных явно показал, что, если не применять упражнения на повышение подвижности в тазобедренных суставах во фронтальной плоскости, то это приводит к ухудшению динамики показателей, например, в экспериментальных группах так и произошло с достоверным снижением в показателях подвижности в них (уровень значимости а < 0,01 – у мальчиков и а < 0,004 – у девочек), а в контрольной группе девочек – такая же картина только в плечевых суставах (а < 0,001). Вывод:
По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ |