Скачать 184.39 Kb.
|
ГОУ СПО «Омский государственный колледж торговли, экономики и сервиса» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 2006 ББК 74.5 Ж94 Методические рекомендации по проведению конкурсов профессионального мастерства для мастеров производственного обучения. – Омск, ОГКТЭиС, 2006 – 20с. В методических рекомендациях рассмотрены вопросы организации, условий проведения конкурсов профессионального мастерства. Удачным дополнением являются материалы конкурса по теме: «Приготовление и оформление тортов». Эти рекомендации особо ценны для начинающих мастеров производственного обучения. Составитель: Л.К. Жучкова, мастер производственного обучения ОГКТЭиС. Рецензент: З.И. Закутаева, директор ООО кафе «Престиж». © ОГКТЭиС, 2006 Оглавление
Введение В связи с ростом требований работодателя к квалификации и качеству подготовки рабочих и специалистов, ужесточением конкуренции на рынке труда, появляются новые требования и направления к изменениям внешней среды, влияющей на состояние профессионального образования. Складываются новые условия между учебными заведениями профессионального образования, предприятиями, объединениями работодателей, профессиональными союзами, службами занятости, появляются социальные партнеры в сфере профессионального образования. Развитие информационных технологий, технологические изменения, меняющаяся организация труда требуют от студентов более широких умений и компетенций, чем раньше. Причем в настоящее время растет востребованность умений, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Повышается роль коммуникативных и социальных умений работать в команде, принимать решения. В этой связи профессиональное обучение приобретает особую значимость, как для отдельной личности, так и для работодателя и общества в целом. Содержание производственного обучения неразрывно связано с содержанием и формами труда, научно-технологическими и технико-экономическими факторами современного производства, особое внимание при обучении студентов необходимо обратить на следующие вопросы:
Одним из показателей мониторинга качества профессионального образования могут быть постоянно проводимые совместно с социальными партнерами конкурсы профессионального мастерства по всем темам. Основные цели конкурсов профессионального мастерства Конкурс призван способствовать выявлению, распространению и внедрению в учебном процессе рациональных приемов и методов труда и на этой основе совершенствованию организации и содержания обучения при подготовке квалифицированных рабочих, повышению значимости. В условиях рыночной экономики возрастает значимость профессионального мастерства студентов и мастеров. Одной из форм повышения уровня профессионализма в системе начального и среднего профессионального образования являются педагогические конкурсы. Основная цель подобных конкурсов – это выявление талантливых и творческих личностей, как среди мастеров, так и среди студентов. В процессе подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства у их участников ликвидируются некоторые пробелы в знаниях, вырабатывается умение решать проблемные задачи. Конкурс профессионального мастерства – соревнование студентов учреждений профессионального образования на лучшее овладение профессией. Система конкурсов профессионального мастерства обычно включает внутриучебные, региональные и общероссийские конкурсы. Конкурс – соревнование для выявления лучших. Второе значение конкурса – отбор ограниченного количества студентов из общего числа претендующих. Задания на конкурсах обычно включают вопросы письменных ответов по материалу специальных предметов и практическое выполнение типичных производственных работ по профессии (специальности). Основными критериями оценки результатов выполнения конкурсных заданий являются: качество выполненных работ; уровень теоретической подготовки; применение рациональных приемов и методов труда; степень производственной самостоятельности студентов; рациональность организации труда и рабочего места; соблюдений техники безопасности при выполнении конкурсного задания. Основной целью этих конкурсов является выявление талантливых, творческих личностей, способных к активному пополнению своих знаний, сочетающих личные и общественные интересы, обладающих умениями умственной деятельности, общения, поведения, самооценки. При проведении конкурсов должны учитываться следующие основные характеристики видов деятельности и умений:
Организация и проведение конкурсов При проведении конкурсов можно использовать следующий алгоритм. На подготовительном этапе:
На этапе оргкомитета и рабочей группы:
Конкурс проводится в два этапа:
Первый этап конкурса проводится среди группы (подгруппы). Второй этап конкурса проводится в колледже. В конкурсе принимают участие все студенты. Мастер разрабатывает и осуществляет план мероприятий по проведению конкурса, конкурсных заданий (см. Приложение). Проведение организации работы по подготовке рабочих мест для выполнения практических и теоретических конкурсных заданий в соответствии с требованиями охраны труда, технологической документации. Проведение жеребьевки, по результатам которой участники получают номер, записываемый без фамилии в ведомости оценок выполнения практического и теоретического заданий. Определение системы оценок конкурсных работ с учетом введения стандартов нового поколения, оформления общей ведомости, выполнения конкурсных заданий. Подведение итогов и выявление победителей и призеров конкурса. Мастер, проводивший конкурс, обеспечивает подготовку материально-технического оснащения технической и технологической документации, создает безопасные условия труда, организует бытовое, культурное обслуживание участников конкурса. Оценку профессионального мастерства и подведение итогов осуществляет жюри. В состав жюри входят руководители базовых предприятий, мастера-кондитеры, технологи предприятия общественного питания, представители колледжа. На жюри конкурса возлагается оценка практических работ, выполненных участниками конкурса, уровня их теоретической подготовки в пределах, установленных конкурсными заданиями и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Члены жюри контролируют правильность выполнения трудовых приемов, технологических процессов, время выполнения задания, соблюдение норм и правил охраны труда. Условия проведения конкурсов Конкурс включает в себя проверку теоретических знаний и выполнение практического задания. Содержание и сложность теоретического и практического заданий должны соответствовать образовательным программам по профессии кондитер. Конкурсные задания должны отбираться с учетом их практической целесообразности. В теоретическое задание включаются вопросы по методике производственного обучения. На выполнение теоретического задания отводится 10-15 минут. Оценка теоретических знаний проводится по бальной системе. На основании результатов письменных работ (тестов) количество баллов за теоретическое задание составляет 25-30% от общего количества баллов. Для выполнения практического задания всем участникам конкурса по жребию предоставляются равноценные рабочие места. На выполнение практического задания отводится не более 3 часов. Основными критериями результатов практического задания являются качество выполнения задания, соблюдение технических и технологических требований, выполнение трудовых приемов и операций, норм времени (выработки), применение рациональных приемов и методов труда, соблюдение правил безопасности труда. Каждый элемент задания оценивается в баллах в зависимости от его значимости и сложности. Максимальное количество баллов за практическое задание составляет 70-75% от общего количества баллов. При несоблюдении условий конкурса, грубых нарушениях технологии выполнения работы, правил безопасности труда участник конкурса по решению оргкомитета отстраняется от дальнейшего выполнения задания. Контроль за соблюдением участниками конкурса безопасных условий труда, норм и правил охраны труда возлагается на администрацию колледжа по месту проведения конкурса и членов жюри. Определение результатов конкурса и поощрение победителей Победители конкурса определяются по лучшим показателям (баллам) выполнения конкурсных заданий. Каждый член жюри заполняет ведомость оценок выполнения теоретического и практического заданий и выводит суммарный балл. Результат заносится в итоговую ведомость оценок. При равенстве установленных для данного конкурса показателей (баллов) у двух лиц, предпочтение жюри отдается участнику, имеющему лучшую оценку выполнения практического задания. Итоги конкурса оформляются актом. К акту прилагаются ведомости оценок выполнения теоретического и практического заданий и итоговая ведомость оценок. Победители конкурса, занявшие первые три места награждаются грамотами и ценными подарками, а остальные участники конкурса грамотами. Участникам конкурса, показавшим высокие результаты в решении отдельных задач (при выполнении конкурсных заданий), устанавливаются дополнительные поощрения. Итоги конкурса доводятся до сведения всех студентов нашего учебного заведения и выпускается газета с фотографиями. Заключение Современная жизнь требует от любого специалиста не только высокой профессиональной квалификации, но и применения самого широкого спектра способностей, развития и реализации неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств личности. Для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к творческому труду, необходимо развивать творческие способности у молодежи с ранних лет обучения. Кондитерское искусство совершенствуется с каждым годом, о чем свидетельствует постоянное увеличение ассортимента «сладкой продукции». Задача мастера п/о помочь студентам разобраться с «тайнами» его профессии, научить чувствовать пропорциональность продуктов – значит постигнуть профессию. Конкурс призван способствовать выявлению, распространению и внедрению в учебный процесс рациональных приемов и методов труда. И на этой основе совершенствованию организации и содержания обучения при подготовке квалификационных рабочих, повышению значимости. В многочисленных исследованиях отмечается, что развитие творческих способностей студентов требует особого внимания и специального педагогического воздействия, а также создания особой творческой атмосферы обучения. Это зависит как от профессиональной компетентности мастера, так и от его умения выявлять индивидуальные способности, интересы и потребности каждого студента, направляя их на решение нестандартных задач, на творческий поиск новых решений. Процесс технического творчества студентов невозможен без поиска новых технических решений, без элементов изобретательства и именно эти моменты привлекают студентов к участию в различных конкурсах и выставках технического творчества. Библиографический список
Приложение 1 ГОУ СПО «Омский государственный колледж торговли, экономики и сервиса» ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОВЕДЕНИЕ профессионального конкурса в группе К50 по теме: «Приготовление и оформление тортов» Профессия: повар, кондитер Специальность: кондитер Место проведения: кондитерская фирма «Новинка» Дата проведения: 18.04.2003 Время проведения: 1200 Мастер п/о: Л.К. Жучкова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В конкурс включены «фирменные» торты базового предприятия кондитерской фирмы «Новинка». Конкурс дает возможность сформировать профессиональные навыки и умения, закрепить, расширить и конкретизировать полученные знания на теоретических уроках и базовых предприятиях общественного питания. Студенты покажут свои профессиональные навыки, которые необходимы выпускникам на рынке труда. Конкурс призывает студентов к тому, чтобы, имея традиционный полуфабрикат тортов, они смогли создать оригинальную художественную композицию, проявляя свое творчество, художественный вкус, самостоятельность в работе. Тема: «Приготовление и оформление тортов» Студент должен знать: основные процессы приготовления тортов, их классификацию, размеры, форму, условия и сроки хранения. Виды художественного оформления. Студент должен уметь: организовать рабочее место в соответствии с требованиями техники безопасности для приготовления тортов. Вести технологический режим приготовления тортов. Украшать изделия кремом, помадой, желе, посыпками, марципаном, мастикой, шоколадом. Цели конкурса: образовательная: проверить степень овладения профессиональными навыками и умениями студентов в приготовлении и оформлении тортов. Закрепить и обобщить навыки и умения студентов по приготовлению и оформлению разнообразных видов тортов. развивающая: развить профессиональные умения студентов при оформлении тортов. Развить мыслительную деятельность студентов, самостоятельность, эстетический вкус и навыки художественного оформления тортов. Развить умение использовать полученные знания в практической работе. воспитательная: воспитать у студентов чувство ответственности за выполненную работу, любовь к избранной профессии путем обеспечения культуры производства, соблюдением личной гигиены и рациональных приёмов работы. Сформировать у студентов представления о роли кондитера в современном производстве. Материально-техническое оснащение конкурса:
Межпредметная связь:
гл.1 тема «Механическое оборудование», «Тепловая обработка»; гл.4 тема «Охрана труда и техника безопасности».
гл.6 тема «Организация рабочего места кондитера в кремовом цехе»
гл. 9 тема «Кондитерские изделия».
Раздел 3 «Основы гигиены и санитарии».
гл.12 тема: « Основы лепки и рисования».
гл.8 тема «Приготовление тортов». Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков и их применение. Вид занятия: урок-конкурс. Ход профессионального конкурса: I. Организационный момент.
II. Вводный инструктаж. 1. - сообщение темы конкурса Вступительное слово мастера о целях и задачах конкурса, его мотивация.
Председатель: Энинг Наталья Валерьевна, зам. директора кондитерской фирмы «Новинка»; Члены жюри: Лисотова М.В. – инженер-технолог; Наумова Е.Е. – зам. директора по УПР; Могдолева А.А. – старший мастер.
Ш. Текущий инструктаж.
Учитывается:
IУ. Анализ и подведение итогов конкурса
Мастер п/о Л.К. Жучкова Тесты 1 уровня
3. Какова влажность сиропа для промочки?
5. Влажность сливочно-маслянного крема?
6. В какой крем по рецептуре не входят яйца?
7. Какой крем наиболее устойчив при отделке?
8. Срок хранения изделий из сливочно-масляного крема.
9. Что служит разрыхлением в бисквитном тесте?
10. Какие свойства придает крахмал бисквитному полуфабрикату?
11. Температура и время выпечки бисквита в формах?
12. Почему бисквит оседает при выпечке?
13. Как определить готовность бисквита при выпечке?
14. Почему бисквит плотный, небольшого объема?
15. Что происходит в бисквитном тесте при выпечке?
Эталоны ответов теста 1 – 2 2 – 1 3 – 2 4 – 2 5 – 2 6 – 3 7 – 1 8 – 2 9 – 2 10 – 2 11 – 2 12 – 2 13 – 2-3 14 – 1-2 15 – 3 |
Положение о проведении конкурса профессионального мастерства мастеров производственного обучения О проведении конкурса профессионального мастерства мастеров производственного обучения «Мастер года» | Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для... Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования, разрабатывающих... | ||
Кандакова Н. А., заместитель директора по научно-методической работе... Методические рекомендации для обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения /Составитель В. В. Мешков. – Государственное... | Методические рекомендации Методическая разработка предназначена для преподавателей и мастеров производственного обучения связанных с подготовкой водителей... | ||
Области Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой... | Устная реклама Устная реклама товара: Учебно-методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных... | ||
«Герои Татарстана на Курской дуге» и стала Методическая работа – это систематическая, коллективная, индивидуальная деятельность преподавателей и мастеров производственного... | Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося Ставрополь 2012 Методические рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы начального и среднего профессионального... | ||
Методические рекомендации по проведению конкурсов на замещение вакантных... Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов кадровых служб органов государственной власти Новосибирской... | Конкурсное обозрение ... | ||
3 Мастерам п\о принимать участие в научных конференциях колледжа и области Пцк мастеров производственного обучения работает по теме: «Формирование профессиональных компетенций мастеров п/о как один из методов... | «Формирование профессиональных интересов учащихся в процессе производственного обучения» В формировании производственного интереса решающая роль принадлежит производственному обучению, сочетающему в себе воспитание профессионального... | ||
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05 Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного... | ||
Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий |