Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика
страница1/8
Дата публикации19.08.2013
Размер0.91 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет/институт



УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/

директор института

«_____»____________200_г.

____________ /_________/

(подпись/ Ф.И.О.)






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
_________________Этика и эстетика________________________________________
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ _050104.65-Безопасность жизнедеятельности____ ___________________________________________________________

(код и наименование специальности/направления в соответствии с лицензией)

Н.В.Клюкина, к.филос.н., доцент каф. философии и политологии МарГУ

Составитель____________________________________________

(должность, Ф. И.О., ученая степень, звание)
Йошкар-Ола

2009


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

________________________________________

________________________________________

(название кафедры)

Протокол №_____

«_____» ____________ 200_г.

Зав. кафедрой ___________/__________/

(подпись/ Ф.И.О.)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

Протокол №_____

«_____» ____________ 200_г.
Председатель УМК ___________/__________/

(подпись/ Ф.И.О.)



Содержание

1.Пояснительная записка

2. Цели и задачи курса

3.Программа курса

4. Распределение часов по темам и видам занятий

5. Тематика лекций

6.Тематическое содержание семинарских занятий

7. Формы организации самостоятельной работы

8. Темы рефератов

9. Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету

10. Учебно-методические материалы по дисциплине «Этика и эстетика»

11. Тесты

I. Пояснительная записка

Чрезвычайная актуальность нравственной проблематики, характерная для настоящего времени, обуславливает интерес ко всем аспектам ее этического исследования. Девальвация моральных ценностей как очевидный сегодня печальный результат развития нашего общества определяет необходимость восстановить прерванные культурные традиции, реализовать приоритет общечеловеческого, что в немалой степени зависит от нашей способности разобраться в специфике исторического становления морали и этической рефлексии. Эта способность (или, по крайней мере, стремление к ее приобретению) должно быть присуще развитой личности, поэтому высшее образование вне изучения нравственного опыта человечества обречено остаться ущербным. Однако, в истории человеческой культуры этические, нравственные проблемы всегда пересекались с эстетическими. Эстетическое отношение к действительности значит, способность обнаружить в мире, в человеке, в произведении искусства и т. д. красоту. Несомненно, сказанное в первую очередь имеет непосредственное отношение к будущим педагогам.

Данная рабочая программа составлена для обучения студентов 1 курса очного отделения факультета психологии и безопасности жизнедеятельности по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Учебный курс «Этика и эстетика» предполагает чтение лекций в объеме 20 часов; проведение семинарских занятий в объеме 18 часов, организацию самостоятельной работы – 39 часов; написание контрольной работы. Следует отметить, что темы лекций и семинаров как правило не совпадают, они дополняют друг друга. В данной рабочей программе предусмотрены формы организации самостоятельной работы, которые также дополняют основной материал, изучаемый на аудиторных занятиях. Приведена примерная тематика контрольных работ, вопросы к зачету, литература, имеющаяся в библиотеке МарГУ и Национальной библиотеке им. С.Г.Чавайна.

Формы контроля: еженедельный по работе на семинаре и лекции; месячный - аттестация по дисциплине; итоговый – написание контрольной работы и зачет. Тестовые материалы, содержащиеся в рабочей программе могут, быть использованы как на семинарах, так и на зачете.

Дидактические единицы, подлежащие изучению: место этики как философской теории морали в системе гуманитарного знания и духовной культуре общества; основные категории и понятия этики; основные исторические этапы развития этики; этика как практическая философия – ценности и нормы нравственной жизни; прикладная этика; профессиональная этика; эстетика как наука; исторические этапы развития эстетики; основные эстетические категории; эстетика как теоретическая история искусства

II. Цели и задачи курса

Целью учебного курса «Этика и эстетика»» является развитие у студентов интереса к мировоззренческим нравственным и эстетическим проблемам, стимулирование потребности к нравственной оценке происходящего в стране, мире, собственной жизни.

Задача учебного курса – введение в проблематику науки этики и науки эстетики. Его основная задача – способствовать, помочь созданию целостного морального мировоззрения у студентов, что предполагает формирование нравственных принципов, идеалов. Эстетический компонент курса призван помочь студентам выработке навыка обнаружения прекрасного и безобразного, высокого и низменного и т.д. в культуре, истории, человеческой жизни.

Освоение курса этики должно содействовать:

- развитию умения формулировать, излагать и аргументировано отстаивать

собственное видение нравственной и эстетической проблематики;

- приобщению к истории нравов разных эпох и народов как элементу

мировой культуры;

- знакомство с основными достижениями мировой художественной

культуры;

- формированию профессиональной культуры общения;

- формированию эстетического вкуса;

- гражданскому становлению личности;

- освоению базовых принципов и норм современного этикета.

Требования к уровню освоения содержания курса: дипломированный специалист в области этики и эстетики должен:

- иметь представление о своеобразии этики и эстетики как, месте этих

наук в культуре, их связи с другими гуманитарными и

естественнонаучными дисциплинами;

- знать содержание основных этических и эстетических учений, понимать

логику смены типов морального сознания и нравственного поведения, а

художественных стилей и школ, обусловленных спецификой цивилизации

и культуры различных регионов в различные исторические периоды;

- иметь представление о высших моральных ценностях, их содержании,

историческом развитии, их значении в процессе становления социума и

личности;

- знать содержание основных эстетических категорий и иметь

представление о логике их трансформации;

- иметь представление о содержании современных форм прикладной

этики: экологической, деловой, профессиональной, этики

гражданственности, этики общения;

- понимать роль эстетического восприятия действительности в

осуществлении профессиональной деятельности;

- понимать роль морали, нравственности и искусства в решении

современных проблем техногенного, информационного общества.

III. Программа курса

Тема 1.Этика, ее предмет и структура

Понятия "этика", "мораль", "нравственность".
Этика как учение о морали и компонент духовной культуры. Место этики в системе философского и

гуманитарного знания: этика как "практическая философия" и теория нравственности. Описательные,

объяснительно-теоретические и нормативно-мировоззренческие задачи этики.
Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная.
Противоречивость нормативно-ценностного содержания этики. Антитезы гедонизма и аскетизма, ригоризма

и эвдемонизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма.
Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики, деонтология как этическое учение

о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура: этика нормативная, ситуативная и профессиональная.

В целях овладения данной темы рекомендуется ознакомиться с конспектом лекции, соответствующими разделами учебника, составить развернутые ответы на поставленные к семинару вопросы, выяснить содержание основных понятий.
Тема 2. История этических учений

Этические учения Древнего Востока. Конфуцианство и даосизм, брахманизм и буддизм о нравственных основах жизни.
Античная этика. Этика Сократа, Аристотеля, Платона. Этические принципы киников и киренаиков. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм о нравственных основах человеческих отношений.
Христианская этика: основные моральные ценности и их роль в формировании духовности личности

Десять заповедей и их общечеловеческое значение.
Этика эпохи Возрождения. Гуманизм как основной принцип этики Ренессанса. Отражение нравственных ценностей эпохи в искусстве и литературе.
Реформация и этика протестантизма. Рациональные принципы и "разумный эгоизм" эпохи Просвещения.
Этический рационализм Нового времени.
Этические принципы немецкой классической философии. Категорический императив Канта. в системе Гегеля. "Новая религия любви" Л. Фейербаха.
Этика постклассической философии.
Социологическое направление в этике. Классово-партийный характер марксистской этики. Приоритет общественного интереса над личным в этике марксизма. Коммунизм как высшая нравственная ценность.
Этические установки "философии жизни". Учение о "воле к жизни" А. Шопенгауэра, концепция "сверхчеловека" Ф. Ницше, философия морали А. Бергсона.
Этические поиски в русской религиозной философии конца ХIХ - начала ХХ в. Этика "всеединства" Вл. Соловьева. Бытие человека в философии Н. Бердяева. Нравственный декаданс русской культуры "серебряного века".
Этические концепции ХХ в.
Научно-рационалистическая линия в этике ХХ в. Этика эмотивизма (Б. Рассел, Р. Карнап). Этика интуитивизма (Дж. Мур). Этика прагматизма (Дж. Дьюи). Этика структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко) и постсруктурализма (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр).
Религиозная линия в этике ХХ в.: традиционные и новационные идеи неотомизма и неопротестантизма.
Антропоцентризм в этике модернизма. Проблема человека - центральная проблема ХХ в.
Этика экзистенциализма. Свобода выбора и ответственность в этике экзистенциализма. Общение и одиночество в философии К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и др.
Этика в зеркале психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм о психологической детерминации поведения личности. Этические установки Э. Фромма.
Этика персонализма (Э. Мунье). Диалогическая этика (М. Бубер).
"Новые" этические ценности ХХ в.: "благоговение перед жизнью" (А. Швейцер), "витальные ориентиры" (Х. Ортега - и - Гассет), "новый гуманизм" (А. Печчеи), "любовь к себе" (Э. Фромм).
Этические представления постмодернизма.

Основные понятия: экзистенциализм, сущность и существование, свобода, интуитивизм, структурализм, постструктурализм, прагматизм, персонализм, неотомизм, неопротестантизм, деконструкция, логоцентризм, права человека, нравственный прогресс, постмодернизм.

В целях овладения данной темы рекомендуется ознакомиться с конспектом лекции, соответствующими разделами учебника, составить развернутые ответы на поставленные к семинару вопросы, выяснить содержание основных понятий.

Тема 3. Возникновение и развитие морали

Происхождение морали. Религиозная, натуралистическая, социологизаторская и культурологическая концепции ее возникновения.
Основные этапы развития морали. Нравы родового строя. Синкретичность первобытного сознания. Обычай, табу - первичные формы моральной регуляции.
Становление морали цивилизованного общества в эпоху античности. Собственность, свобода и рабство как нравственные проблемы и основа индивидуализма. Мораль как совокупность добродетелей.
Христианство и нравственный идеал средневековья. Сословные кодексы морали. Средневековые нравы.
Антропоцентристский характер морали Возрождения.
Бюргерский нравственный образец и его эволюция в Новое время. Взгляды на влияние богатства и бедности на нравственность. Индивидуализм и прагматизм индустриального и постиндустриального общества.
Мораль социалистического общества. Формирование коммунистического нравственного идеала. Судьба нравственных ценностей и идеалов в постсоветском обществе. Моральные коллизии ХХ веке. Глобальные проблемы человечества и роль нравственности в их решении.
Основные закономерности и тенденции развития морали.Сущность морали. Мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира и ценностно-императивное отношение.
Мораль как система нравственных принципов, норм и идеалов. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм, альтруизм, любовь, уважение к личности как высшие нормы духовности. Равнодушие и жестокость как их антиподы.
Структура морали. Взаимосвязь морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Моральное сознание: единство информационно-рационального и чувственно-эмоционального, императивного и ценностного. Нравственные отношения человека к природе, обществу, другому человеку, самому себе как выражение морального сознания. Моральное поведение. Структура морального поступка. Проблема целей и средств, мотива и оценки в человеческом поведении.
Моральные ценности. Жизнь как ценность. Добро, истина, красота, вера, любовь - исходные ценности человечества. Общечеловеческие нравственные ценности. Система высших моральных ценностей как механизм самореализации субъекта. Основные функции морали: гуманизирующая, регулятивная, императивная, коммуникативная, воспитательная. Внешние и внутренние факторы моральной регуляции. Основные закономерности и тенденции развития морали. Основные понятия: мораль, антиномии, универсализм, императивность, свобода, бескорыстие, нравственный поступок, функция, норма, нравственные качества, нравственные принципы, идеалы, ценности.

В целях овладения данной темы рекомендуется ознакомиться с конспектом лекции, соответствующими разделами учебника, составить развернутые ответы на поставленные к семинару вопросы, выяснить содержание основных понятий.

Тема 4. Высшие моральные ценности

Общение как нравственная ценность и способ самовыражения личности. Культура общения: эгоизм и альтруизм, терпимость и нетерпимость, открытость в общении. Проблема одиночества. Человек для Другого: цель или средство? Общение в технизированном мире и виртуальной реальности. Особенности общения в молодежной субкультуре.
Этика интимных ситуаций. Дружба как вершина межличностных отношений. Основные черты, признаки и условия дружбы. Взаимопонимание в дружбе.
Любовь как высшая ценность, как отношение и влечение, как потребность в самоотдаче и обладании. "Искусство любви" (Э. Фромм). Любовь, эротика, секс. Этика семейной жизни.

Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Фатализм и волюнтаризм. Необходимость, моральный закон и свобода личности. Виды и формы свободы. Свобода выбора и выбор свободы. Мера ответственности личности.

Добро и зло как категории различения нравственного и безнравственного. Критерии добра и зла. Особенности и парадоксы добра и зла. Роль зла в активизации добра. Проблема борьбы добра со злом. Этика ненасилия. Страдание и сострадание. Патософия - учение о страдании. Способность к сочувствию и сопереживанию как проявление человеческого в человеке. Милосердие: сущность и формы проявления.

Долг и совесть как контрольные механизмы морального сознания. Долг и обязанность: общее и различное. Иерархия долгов. Проблема оценки морального поведения личности; оценка внутренняя и внешняя. Функции совести и механизм ее действия. Честь и достоинство - субъект-объектные характеристики нравственных качеств личности. Честь как проявление общественного признания достоинств личности. Социальный характер чести. Достоинство как атрибут личности. Сознание и чувство собственного достоинства.

Смысл жизни и счастье как нравственные ориентиры морального сознания. Варианты моделей смысла жизни в истории морали и этических учений. Самореализация личности как смысл жизни. Смысл, осмысление и цель жизни. Счастье как высшее интимное переживание личности. Стремление к счастью и его достижение. "Условия" и "законы" счастья.

Любовь как высшая ценность. Сущность любви и ее особенности. Знание, внимание, уважение и забота как атрибуты любви (Э. Фромм). "Виды" любви, "свойства" любви.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconМетодические указания учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика»

Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика icon1. Цели и задачи дисциплины «Эстетика архитектуры и дизайна»
Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconТюменский государственный университет
Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05. Этика очной и заочной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Эстетика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика iconУчебно-методический комплекс эстетика ландшафта рабочая учебная программа...
Е. Н. Киприна. Эстетика ландшафта. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск