Скачать 226.15 Kb.
|
МОУ Великосельская средняя общеобразовательная школа Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. В.А. Сухомлинский. 1. Введение. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Духовно-нравственное воспитание на основе традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Огромный интерес педагогов и организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты. Одной из причин также является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х годов в России и за рубежом на фоне политических споров о дальнейших путях развития России. В центре внимания оказываются проблемы сохранения традиций, а также знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. При изучении данного курса нельзя недооценить причины общекультурного и коммуникативного характера, обусловленные расширением связей с другими народами, их традициями и культурой. Комплексно-целевая программа направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей. Программа «Русь. Россия. Родина моя!» позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Мониторинг развития воспитательной системы школы показал, что у многих обучающихся недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу школы, сделав акцент на духовно-нравственное воспитание. Целевая программа духовно-нравственного воспитания «Русь. Россия. Родина моя!» призвана систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. 2. Концептуальный подход. Системообразующая идея: Использование культурно-исторического наследия быта, традиций, обычаев, нравов села Великого, возможностей местного краеведческого материала, позитивного примера лучших выпускников школы для формирования вечных человеческих ценностей, глубинных нравственных качеств, духовной культуры учащихся, формирование патриотизма и гражданственности. Великое село – это старейшее село, богатое историческими и культурными традициями, природным интеллектом. Духовное воспитание в школе будет успешным, если мы задействуем весь потенциал культурно-исторических ценностей, которые накоплены в нашем селе столетиями. 3. Общие цели и задачи Цель программы: развитие гуманитарной культуры школьников; воспитание уважения к традициям жителей села; сохранение и преумножение культурного достояния малой родины. Задачи программы: 1. Способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны. 2. Прививать любовь к малой родине через знакомства с жизнью и бытом, праздниками и обычаями великоселов. 3. Побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранения ее уникальности. 4. Способствовать выработке устойчивого интереса к изучению истории родного края, гордости за своих соотечественников, создававших и оберегавших культурное и природное наследие. 5. Формировать чувство патриотизма и гражданственности, расширять свою связь с окружающим миром и находить своё место в нем. 4. Принципы: - гуманизации (он предполагает воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье); - индивидуализации (он предполагает определение индивидуальной траектории, духовно-нравственного развития каждого ученика, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей); - природосообразности (он предполагает учет закономерностей природного развития детей, укрепления их физического и психического здоровья); - культуросообразности (он предполагает организацию жизни детей в контексте культуры, истории, природы, ноосфере как основе духовного развития); - развития (он предполагает знание и учет особенностей развития детей различных возрастных групп, особенностей развития конкретного ребенка). 5. Механизм реализации программы: Логика программы выстроена в соответствии с возрастными особенностями личностного роста школьников. Так в школе первой ступени делается упор на развитие у ребят любознательности, доверия, чуткости; укрепление чувства уверенности в себе и понимания других; формирование у них милосердия, сочувствия, любви к Родине. Учащиеся ожидают от учителя понимания и защиты. Основные потребности школьников в этот период – быть успешным учеником, соответствовать роли школьника. В деятельности учителей 5-7 классов приоритетно создание ситуаций успеха, свободы и самостоятельности ребят. Для них привлекательны разнообразие и эмоциональность, создающие возможность самоутверждения. Главными задачами самовоспитания учащихся 8-9 классов являются развитие самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства. Образ «Я» в третьей ступени складывается путем укрепления у школьника представлений о себе как о взрослом человеке, отказа от доминирования, причинения вреда и насилия, развития способности поставить себя на место другого. В это время важно, с одной стороны, сформировать у учащихся умение принимать другого таким, каков он есть, а с другой стороны – способствовать их позитивной социализации. В осуществлении программы участвуют Великосельский музей, Великосельская библиотека, социум в целом, педагоги, совет старшеклассников, школьные детские кружковые объединения. Формы работы с педагогами в процессе реализации программы:
Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы:
Формы работы с родителями обучающихся в процессе реализации программы:
6. Прогнозируемые результаты реализации программы. В результате осуществления программы у школьников должны: * сформироваться патриотическое и гражданское сознание и самосознание; * повыситься уровень знаний об отечественной истории и культуре; * появиться опыт нравственного поведения, милосердия, сострадания. Предполагается, что программа будет способствовать позитивной социализации выпускников школы. Внеурочная и внеклассная работа по краеведению Внеурочные формы работы, в том числе и по краеведению, отличаются от уроков тем, что: - у них нет жесткой регламентации времени; внеурочные занятия могут быть кратковременными, меньше урока, а могут быть и более длительными; -участие в них детей носит добровольный характер, определяется их интересами; - они предполагают большую вариативность проблематики и форм занятий, свободу учителя в их выборе. Весь материал разбит на циклы, с определенными задачами. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Отбирался тот материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Тематический цикл «Я» Задачи:
Знания, умения, навыки: 1) уметь видеть прекрасное вокруг себя в жизни, в природе, в произведениях живописей, литературы, музыки. 2) знать и применять на практике правила вежливого человека 3) уметь понять состояние и чувства другого человека
Тематический цикл «Моя семья, мой дом» Задачи:
Знания, умения, навыки: 1) любить, уважать и почитать своих родителей, старшее поколение и всех членов своей семьи. 2) знать и соблюдать семейные традиции. 3) знать названия, значение и традиции главных православных праздников.
Тематический цикл «Моё село Великое» Задачи:
Знания, умения, навыки: 1) знать историю родного края; его прошлого; знаменитых земляков; прославивших свою малую родину. 2) знать особенности церковного искусства, устройство церковного храма, церковного богослужения; 3) знать православную этику, правила поведения в храмах; 4) знать историю своей родной улицы; памятников старины, уважительно относиться к жителям.
Тематический цикл «Мой край» Задачи:
Знания, умения, навыки: 1) знать название городов нашей области, входящих в маршрут «Золотое кольцо» 2) знать и уважительно относиться к жителям села, гордиться прославленными земляками; 3) знать историю Великосельского Кремля, его связь со знаменитой Полтавской битвой.
Тематический цикл «Моё Отечество» Задачи: 1) формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа; 2) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; 3) приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; 4) творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; 5) формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и создании культуры Отечества. Знания, умения, навыки: 1) знать символы российского государства; 2) уметь с уважением и достоинством относиться к каждому члену общества; 3) знать названия древнейших городов России, их вклад в историю Отечества; 4) знать название самых почитаемых икон русского народа и объяснить их ценность, духовность, веру; 5) приучать школьника к творческому участию в жизни России, в сохранении природы и создании культуры Отечества
ОСНОВНАЯ ШКОЛА (5-9 КЛАССЫ). Задачи курса: Тематический цикл «Я» 1. Формирование культуры общения 2. Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека 3. Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств 4. Творческое развитие 5. Формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, создании культуры Отечества Знания, умения, навыки по окончании курса: Тематический цикл «Семья и дом» 1. Ознакомление с духовно – нравственными основами православной семьи 2. Пробуждение интереса к истории и традициям семьи 3. Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи и рода Знания, умения, навыки по окончании курса: 1. Знать традиции православной семьи; Тематический цикл «Моё село» 1. Ознакомление с православными традициями родного села 2. Воспитание уважения к истории своей малой родины 3. Пробуждение желания занять активную позицию в возрождении села Знания, умения, навыки по окончании курса: Знать основные даты православного календаря; Знать основы храмового искусства; Тематический цикл «Мой край» 1. Приобщение к художественно – эстетическим традициям родного края 2. Формирование мотивации к изучению истории культуры родного края 3. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа Знания, умения, навыки по окончании курса: Тематический цикл «Моё Отечество» 1. Воспитание патриотизма на примере выдающихся представителей, как Отечества, так и Православной Церкви 2. Формирование целостного восприятия мира 3. Оказание помощи молодёжи и успешной социализации в отечественную культуру 4. Воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда Знания, умения, навыки по окончании курса: Знать историю и традиции православия; Знать жизнь монастырей; Знать выдающихся представителей православия и земли Русской; Уметь ориентироваться в современном мире 5. Основное содержание 1) Формирование у учащихся вечных человеческих ценностей, глубинных нравственно-волевых качеств (встречи со старожилами и сбор старинных вещей с их помощью; встречи с интересными людьми) 2) Развитие духовной культуры человека (сбор фольклорного материала; работа с краеведческой литературой; работа с документами и экспонатами Великосельского музея, экскурсионные поездки по городам «Золотого кольца» России) 3) Формирование духовно-нравственной культуры с помощью искусства (изготовление льняных изделий и их украшение различными видами вышивок; вязание крючком; плетение макраме; создание великосельского костюма по специальным лекалам XIX века; изготовление различных деревянных изделий и предметов быта (мебель, посуда, кухонная утварь)) 4) Формирование гражданских патриотических качеств личности (экскурсии с интерактивными элементами в музей и в «Великосельскую светелку» («Сватовство», «Великосельская Ярмарка», «Выставка плодов и овощей» и другие традиционные праздники) с целью знакомства с бытом и промыслами великосёлов; создание и защита проекта «Великосельская светелка» в электронном варианте) 5) Формирование основ экологической культуры (интереса к окружающей природе через дизайн школьной территории, создание комплекса «Великосельская светелка и приусадебное хозяйство». 5 класс
6 класс
8 класс
9 класс
|
Урок путешествие «Это ты, моя Русь державная, моя Родина православная!» При входе в класс каждый ученик берет листочек с загадкой, отгадав которую, он садится за тот стол, где написан ответ. Загадки | Отчет о проведенных открытых урока посвящённых 20 –летию Конституции... Урок -путешествие ««Русь, Россия. Родина моя…», «Здоровые дети в здоровой семье» | ||
Россия Родина моя Путешествие по православным святыням зуевской земли проводит Шацких Роман выпускник гбоу сош с. Зуевка | Родина моя – бескрайняя Россия “ c оставитель: педагог дополнительного... Цель: изучение истории становления и смыслового значения основных государственных символов РФ (гимн, герб, флаг) | ||
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» «Россия – наша Родина» | Содержание программы предмета «Музыка» 3 класс. «Россия Родина моя» 5 ч. № Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец,... | ||
Тема: Моя страна! Моя Россия! Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области | Урок игра «Счастливый случай» Тема: «Край мой гордость моя!» Слово «Родина» слово святое, дорогое и близкое сердцу каждого человека, так как Родина вмещает в себя много понятий и значений. Очень... | ||
Закономерности и этапы исторического процесса Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха... | Закономерности и этапы исторического процесса Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха... | ||
Закономерности и этапы исторического процесса Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха... | Закономерности и этапы исторического процесса Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха... | ||
Сочинения учащихся Я вижу белоснежные облака. Под моими ногами тихо перешептывается ковыль, и ветерок играет со мной, нежно касаясь кончиков пальцев.... | «Россия наша Родина» Но не только это является отличительной чертой России – наша Родина очень красива с её бескрайними полями, лесами, реками и озёрами.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «я» важна для каждого. Но это «я» зависит от того в какой культуре мы живем и воспитываемся. Мое «я» это русское «я». А это значит... | С чего начинается Родина? Расширить понятие «Родина». Формировать умение объяснять значение понятий: «Родина», «Отечество» |