Скачать 414.56 Kb.
|
кызылский педагогический институт кафедра философии Утверждено на заседании УМС КПИ Утверждено на заседании кафедры Протокол №___от ___________ 2014г. Протокол № 10 от 25 июня 2014г. И.о.директора КПИ ______________ Зав. кафедрой _______________ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ГСЭ.Р2 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Направление подготовки 040101.65 Социальная работа Форма обучения Очная СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Аннотация ……………………………………………………………………………………………….. 3 Выписка из учебного плана дисциплины …………………………………………………………………………….…………………..4 Пояснительная записка …………………………………………………………………………….…………………..6 Цели и задачи дисциплины .……………………………………………………………………………………….……….6 Требования к уровню освоения содержания дисциплины ………………………………………………………………………………………………...7 Разделы дисциплины ……………………………………………………………………………..………………… 9 Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………………………………………………………………………….16 Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов ……………………………………………………………………………………………….16 Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов …………………………………………………………………………………………….…18 Методические материалы для преподавателя ………………………………………………………………………………...……………..21 Тестовые задания ………………………………………………………………….…………………………....22 Аннотация УМКД предназначен для 5 курса, 1 группы ГСЭ.Р2. Курс «Культурология» изучается студентами на 5 курсе на 9 семестре. Изучение этой дисциплины именно на 5 курсе обусловлено тем, что его освоение нацелено на формирование общей культуры личности студентов, на выполнение требований к профессиональной подготовке выпускника. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины построен с учетом требований к обязательному минимуму содержания образовательной подготовки специалиста в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки от 25 января 2010 года, № 71. 040101.65 Социальная работа. Выписка из учебного плана, 2010г. 040101.65 Социальная работа
Утверждено на заседании кафедры . Протокол № 10 от 25 июня 2014г. Зав. кафедрой _____ Фельдман В.Р. Рабочая учебная программа дисциплины ГСЭ.Р2 «Культурология» 040101.65 Социальная работа Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кызыл – 2014г. Пояснительная записка Настоящая программа базового курса "Культурология" адресована студентам, обучающимся по специальности: ГСЭ.Р2 «Культурология» 040101.65 Социальная работа. Курс "Культурология" предполагает необходимость выделения трех, внутренне связанных между собой, разделов: теоретического, исторического и социологического. а) Теоретический раздел предполагает изучение основных категорий культурологии: феномен культуры, морфология, субъект культуры, язык и символ культуры, культурные традиции, ценности и нормы; рассмотрение многообразных подходов к определению культуры, ее функции в обществе, законы ее развития; знакомство с основными достижениями культурологической мысли середины XIX-ХХ вв. (основные школы и концепции культурологии); включает характеристику основных особенностей народной, элитарной и массовой культуры. б) Исторический раздел: в пределах возможного наиболее развернутый, призван дать краткую характеристику основных кvльтурно-исторических типов: культуру первобытного общества - Древнего Востока - античности - средневековой Европы - эпохи Возрождения - ХIХ века. Значительная часть раздела отведена истории культуры России, в которую вошли вопросы об особенностях историко-кутьтурного процесса в России, его внутренне детерминированной самостоятельности. Русская культура изучается как многослойное структурное образование (народная культура, языческая культура, православная культура, элитарная (дворянская) культура, советская культура и т.д.). Достаточное внимание уделяется историческим достижениям русской национальной культуры. в) Социологический раздел посвящен характеристике современной социо-культурной ситуации. Цели и задачи дисциплины Цель учебной дисциплины – сформировать у студентов представление о культурологии как специфической области знания; дать представление о многообразии культур, их типологии; познакомить студентов с ментальными и структурно-функциональными особенностями культуры, основными способами межкультурного взаимодействия; основными парадигмами, теоретическими направлениями и проблемами культурологи. Изучить культурное наследие человечества, ярких представителей и теоретиков культуры, роли материальной и духовной культуры в развитие обществ Задачи курса: Рассмотрения с позиции системного подхода процессов взаимодействия природы – человека – общества – культуры; изучение существующих культурологических направлений, концепций и школ; изучение основных этапов истории культуры, в том числе культуры России; рассмотрение с позиций экологии культуры проблемы жизнедеятельности человека в настоящее время; формирование системного, панорамного мышления, дальнейшее развитие абстрактно-логического, ассоциативного и художественно-эмоцианального мышления, влияющего на развитие творческих способностей студентов, их общетеоретическую подготовку; дальнейшее воспитание духовно-нравственной основы личности студента. В процессе обучения на основе данной программы студенты должны изучить культуру как форму и способ существования человека, глубже осознать общие закономерности развития культуры (материальной и духовной), осмыслить сопричастность к мировому культурному процессу, к проблемам культуры России. Образовательные технологии: В преподавании учебной дисциплины используются следующие интерактивные формы обучения: 1) Анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ; 2) Дискуссия. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Программа является элементом учебно-методического комплекса, составлена на основе действующего образовательного стандарта и учитывает специфику обучения по направлению 040101.65 Социальная работа и в самостоятельной подготовке и усвоении необходимого материала по культурологии. Студент, прослушавший курс культурологии, должен знать: Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки. Место культурологии в методологической иерархии социальных наук. Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук. Основные подходы к определению культуры. Основные сферы культурной деятельности общества. Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности. Специфику античной культурной "картины мира". Всемирно-историческую роль античной культуры. Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотношение "официальной" и "неофициальной" культур. Роль городов и городского образа жизни в средневековой культуре. Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России. Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения. Специфику художественной культуры Ренессанса. Основные направления религиозной мысли и религиозного сознания эпохи Реформации. Социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры. Рационализм, механицизм и просветительство в культуре Запада XVII-XVIII вв. Художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма. Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв. Понятия элитарной и массовой культуры ХХ в. Сущность понятия "постмодерн" как характеристики культуры второй половины ХХ в. Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной принадлежности России. Значение понятий "раскол", "катастрофизм", применительно к развитию русской культуры. Роль Русской Православной церкви в истории культуры России. Специфику русской интеллигенции. Сущность и исновные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX-XX вв. Социокультурную сущность революции 1917 г. Основные черты советской культуры. Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов ХХ в. Как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности. Разделы (темы) дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Студенты должны знать: Понятие культура; её сущность и функции; Цели и задачи науки «Культурология», её методы и взаимосвязь с другими науками. Содержание темы: Понятие «культура». Сущность культуры, её структура. Культура как система. Культурология – как наука о культуре. Истоки культурологи. Модуль I. Теория и история культуры. Введение. Тема 1 . Человек как творец и творение культуры. Студенты должны знать: Роль человека как субъекта и объекта культуры; Содержание темы: Культура как смысловой мир человека, способ его творческой реализации. Человек как творец и творение культуры. Культура как деятельность и мера развития человека. Социальные функции культуры (познавательная, информационная, коммуникативная, эстетическая). Тема 2. Типология культур. Формы и разновидности культуры Студенты должны знать: Подходы к типологии культур. Отличительные признаки национальной, народной, элитарной, массовой культуры; Содержание темы: Типология культуры. Формы культуры по носителю: мировая, национальная, элитарная, народная – их ценности. Иметь понятие о субкультуре и контркультуре; Возникновение, становление и ценности массовой культуры. Материальная и духовная культура и ей роль в развитии общества. Тема 3. Виды культуры, тенденции развития Студенты должны знать: Особенности развития и разновидности молодежной культуры. Содержание темы: Культура Запада и Востока. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре – разновидностях национальной культуры. Крайние проявления национальных культур: национализм, экстремизм, терроризм. Массовая и элитарная культура. Тенденции в развитии молодежной субкультуры, средства ее выражения. Тема 4. История культурологической мысли. Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей культурологической мысли, основное содержание их концепций. Содержание темы: Понятие «культура» в античности. «Возделывание», совершенствование души. Философское осмысление понятия «культура» (И.Кант, Ф. Шеллинг, Г.Гегель). «Абсолютная ценность культуры». Начало предметного изучения культуры. Работы В. Гумбольда, Э.Тейлора, Л.Моргана. Взаимосвязь языка и культуры. Формирование самостоятельной науки культурологи в ХХ веке (Л.Уайт). Тема 5. Основные культурологические школы. Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей культурологической мысли, основное содержание их концепций. Содержание темы: Основные культурологические школы. Общественно-историческая школа (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Данилевский). Всемирно-историческое развитие – это движение от локальных культурных общностей к единой человеческой культуре. Натуралистическая школа (З.Фрейд, К.Юнг, Б. Малиновский). Акцент на биологической обусловленности. Культурные архетипы. Культура – «ответ» на элементарные биологические потребности человека. Социологическая школа (В. Парето, П. Сорокин, А.Вебер, Т. Парсонс). Символическая школа (Э. Кассирер, К. Леви-Строс). Язык, наука, искусство, религия, мифы – суть символического круга, в котором живет и страдает человек. Цивилизованные человек живет условностями, отделяющими его от реальной жизни. Тема 6. Связь общесоциальных процессов с развитием культуры. Студенты должны знать: Процессы исторического развития Содержание темы: Культурные архетипы. Культура – «ответ» на элементарные биологические потребности человека. Связь общесоциальных процессов с развитием культуры. Процессы исторического развития А. Вебера: социальные, цивилизационные, культурные. Культура как важнейший регулятор общества. Тема 7. Русская культурологическая мысль в первой половине XIX века Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей отечественной культурологической мысли, основное содержание их концепций. Содержание темы: Отличительные особенности становления отечественной культурологи, ее этапы. Влияние творчества великих русских писателей поэтов на духовную культуру России. П.Я.Чаадаев. Характеристика России, народа и культуры. Н.Я. Данилевский. Тема 8. Русская культурологическая мысль во второй половине XIX века Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей отечественной культурологической мысли, основное содержание их концепций. Содержание темы. Концепция культурно-исторических типов. Феномен и будущее славянской культуры.Вл.С. Соловьев. Теория «всеединства» Тема 10. Культурологическая мысль России ХХ века. Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей отечественной культурологической мысли, основное содержание их концепций. Содержание темы: Культурологическая мысль России ХХ века. Проблемы развития отечественной культурологи в советское время. Место России в мировой культуре. Дух, личность, свобода, творчество в работах Н.А.Бердяева. С.Л. Франк, Л.И. Шестов и другие представители русской эмиграции о мировой и отечественной культуре. А.Ф. Лосев. Влияние античности на развитие европейской и русской культуры. Концепция «пассионарности» Л.Н. Гумилева. Работы Ю.М. Лотмана о русской культуре, С.С. Аверинцева. «Теория культурного единства человечества» Д.С.Лихачева. Тема 11. Культурологическая мысль современной России. Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей отечественной культурологической мысли, основное содержание их концепций. Содержание темы: Культурологическая мысль современной России. Работы П.С.Гуревича, В.И. Добрыниной, Г.С. Кнабе, С.Л. Мамонтова и др. Модуль II. Искусство, наука, религия – основные сферы культуры Тема 12. Искусство – важнейший вид духовной культуры. Студенты должны знать: Главные составляющие духовной культуры, основные виды искусства, его современную классификацию, художественные эпохи, направления, течения и стили. Студенты должны уметь: Понимать роль культуры в формировании внутреннего мира человека, различать произведения искусства (к какой художественной эпохе, направлению, течению, стилю они относятся). Содержание темы. Художественная культура, ее основные компоненты. Происхождение искусства. Виды искусства. Эстетическое сознание и художественный вкус, их историческое развитие и взаимосвязь. Функции искусства в обществе: познавательная, оценочная, знаково-коммуникативная, созидательная, социально-организационная. Тема 13 Произведения искусства как характеристика времени и выражение внутреннего мира творца. Студенты должны знать: основные виды искусства, его современную классификацию Содержание темы: Мир художественных образов и реальное бытие личности. Творческая мастерская художника. Современная классификация искусства. Изобразительное искусство, музыкальное, синтетическое, «техническое», декоративно-прикладное и др. Тема 14 Направление, течение и стиль в искусстве Студенты должны знать: современную классификацию, художественные эпохи, направления, течения и стили. Содержание темы: Направление, течение и стиль в искусстве. Романский и готический стиль. Возрождение. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Натурализм. Тема 15. Искусство ХХ века Студенты должны знать: современную классификацию, художественные эпохи, направления, течения и стили Содержание темы: Искусство ХХ века. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модернизм. Футуризм. Сюрреализм. Дадаизм. Абстракционизм. Новейшие течения – концептуальное искусство, минимальное искусство, гиперреализм, поп-арт, боди-арт и др. Тема16. Наука как компонент культуры. Студенты должны знать: Структуру и основные функции науки; различать специфику научного знания ярких представителей науки. Содержание темы: Понятие науки. Наука как специфическая сфера человеческой деятельности, как производство обобщенного, объективного знания. Функции науки в обществе. Причины возникновения науки, условия её развития. Основные этапы. Новое знание как результат научной деятельности. Общее и особенное в научном и художественном творчестве. Проблема истинного знания. Наблюдение и эксперимент в научном поиске, их применение в различных подсистемах науки: естественной, гуманитарной, технической. Тема 17. Научные школы, их роль в социокультурном прогрессе. Студенты должны знать: Структуру и основные функции науки; различать специфику научного знания ярких представителей науки. Содержание темы: Связь теоретического и практического способов освоения мира. Формирование научных традиций. Научные школы, их роль в социокультурном прогрессе. Фундаментальные и прикладные науки. Универсализм личности. Научно-техническая революция. Необходимость социально-гуманитарной ориентации современной науки и техники. Наука и искусство. Тема 18. Культура и религия. Студенты должны знать: Основателей и содержание мировых религий, взаимосвязь между морально-нравственными нормами и религиозными заповедями. Содержание темы: Религия как феномен человеческой культуры. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Филосовско-религиозные учения: теизм, деизм, пантеизм. Атеизм. Национально-государственные религии: синтоизм, индуизм, иудаизм. Конфуцианство как религия. Тема 19. Мировые религии, их возникновение. Студенты должны знать: Мировые религии, их возникновение. Содержание темы: Буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.), ислам (VII в.) Будда и буддизм. Учение о карме и сансаре. Небытие (нирвана) кК избавление от страданий. Карма – закон возмездия. «Четыре благородные истина Будды» Христианство. Принцип воздающей справедливости. Человек как носитель «образа и подобия Бога». Проблема историчности Христа (гипотезы, предположения) Триединство Бога в христианстве. Происхождение и состав Библии. Христианский обряды и таинства: крещение, причастие, отпевание усопшего. Христианские праздники. Направление христианства – католицизм, православие, протестантизм. Основные догматические и обрядовые различия церквей. Расков в русской церкви. Земное происхождение ислама. Мусульманское вероучение. Коран. Обряды в исламе. Мусульманские праздники и посты. Религия и искусство. Основные направления религиозного искусства. Эстетические чувства и религиозные переживания. Шедевры религиозного искусства. Государство и религия. Правовые и нравственные нормы, религиозные отношения в обществе. Модуль III. Социология культуры Тема 20. Закономерности развития мировой культуры на стыке веков и тысячелетий. Студенты должны знать: Основные тенденции, закономерности и проблемы развития культуры ХХ в. Содержание темы: Мировая культура в ХХ веке. Социально-духовная роль культуры на путях к ненасильственному, безъядерному миру. Глобальные проблемы и экология культуры. Культура и средства массовой информации. Массовое сознание и «массовая культура». Культура и образование. Задачи и противоречия гуманизации и гуманитаризации образования. Культура и семья. Роль семьи в формировании общечеловеческий ценностей, в воспитании духовного, творческого человека ХХI века. Культура и мораль современного человека. Профессиональная мораль. Тема 21. Культура в природном и социальном пространстве Студенты должны знать: Взаимосвязь культуры и природы. Культуры и общества. Социальные институты культуры. Содержание темы. Культура и природа. Культура природопользования. Культурное вмешательство в природу человека. Общество и культура. Духовная культура общества. Культура социальной сферы жизнедеятельности общества. Социальные институты культуры. Культура и личность. Вопросы саморазвития, самовоспитания, самореализации. Тема 22. Человек в современной культуре. Студенты должны знать: Основные тенденции развития современной культуры. Глобализация и проблема культурной самоидентичности. Содержание темы. Основные тенденции развития современной культуры. Культурная модернизация. Глобализация и проблема культурной самоидентичности. Культура и глобальные проблемы современности. Интеллигенция в модернизирующемся обществе. Постмодерн как феномен культуры ХХ века. Элементы разработанной программы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта в части требований к уровню подготовки выпускника и минимума содержания и выделены в нижеприводимой тематике занятий. |
Учебно-методический комплекс дисциплины кызылский педагогический институт кафедра философии «Религиоведение» входит в федеральный компонент гсэ. Р2, относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического... | «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра... Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания... ... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для... Программа и учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом впо | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология» Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины информатика Специальность... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык Специальность... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Соотношение религии,... Место спецкурса в учебном процессе: специальная дисциплина, рассчитанная завершить подготовку бакалавра по программе концентрации... | ||
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «социология»... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория государства и права Высшего профессионального образования «московский налоговый институт» Кафедра Правовых и социальных дисциплин | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс по Философии Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских... |