Скачать 205.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Кафедра дошкольного образования и логопедии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.00 ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ для образовательной программы направления 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Логопедия») Аннотация Дисциплина «Театрализованная деятельность в ДОУ» осваивается студентами профиля «Логопедия» по дневной форме обучения - в 1 семестре. Содержание УМК строится с учетом знаний, приобретаемых одновременно при усвоении курсов по общей психологии и педагогике. В системе профессиональной подготовки курс по театрализованной деятельности обеспечивает формирование у студентов представления о театрально-игровой деятельности дошкольников и возможностях ее использования в работе логопеда. В логическом плане этот курс связан с такими дисциплинами, как общая психология и педагогика, которые формируют у студентов обобщенные представления об особенностях психического развития человека и закономерностях обучения и воспитания. Раскрывая специфику театрализованной деятельности детей, данный курс является конкретизацией тех основных положений, которые обсуждаются в рамках общей психологии и педагогики. В содержательно-методическом аспекте эта дисциплина связана с такими спецкурсами по выбору, как «Дидактические игры в работе логопеда», «Полифункциональность народной игрушки», с «Педагогической практикой в ДОУ для детей с нарушениями речи». Среди учебных дисциплин (модулей) и практик, для успешного освоения которых изучение данной дисциплины (модуля) целесообразно как предшествующее, можно отметить такие, как: «Методика развития речи дошкольников (спец.)», «Технология формирования произносительной стороны речи», «Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании», «Технология формирования интонационной стороны речи», «Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с нарушениями речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» и др.
Составные компоненты комплекса: рабочая программа для студентов очной формы обучения; материалы для организации самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения, включая темы рефератов, курсовых работ, примерные планы самостоятельной работы студентов, примерная тематика лекционных и практических (семинарских) занятий; материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций, а также итоговой аттестации в виде зачета (контрольные вопросы к итоговому зачету) . УМК составлен в соответствии с ГОС ВПО 2010г. по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Логопедия»). МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ декан факультета/ директор института «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) театрализованная деятельность в доу (указывается наименование дисциплины (модуля) в соответствии с рабочим учебным планом) Трудоемкость (в зачетных единицах): 4 зачетных ед. Направление подготовки: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки (магистерская программа): Логопедия Квалификация (степень) выпускника: бакалавр 1. Цели дисциплины Целью дисциплины является формирование у студентов представления о театрально-игровой деятельности как разновидности художественно-речевой деятельности дошкольников и возможностях ее использования в работе логопеда. Задачи курса:
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы Курс относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в состав вариативной части третьего блока, т.е. дисциплин по выбору студента. Данная дисциплина предлагается студентам первого курса и рассчитана на воспитание интереса к логопедической профессии, на расширение представлений студентов о различных образовательных технологиях и методиках, которые могут быть реализованы в логопедической практике. В логическом плане этот курс связан с такими дисциплинами, как общая психология и педагогика, которые формируют у студентов обобщенные представления об особенностях психического развития человека и закономерностях обучения и воспитания. Раскрывая специфику театрализованной деятельности детей, данный курс является конкретизацией тех основных положений, которые обсуждаются в рамках общей психологии и педагогики. В содержательно-методическом аспекте эта дисциплина связана с такими спецкурсами по выбору, как «Дидактические игры в работе логопеда», «Полифункциональность народной игрушки», с «Педагогической практикой в ДОУ для детей с нарушениями речи». Среди учебных дисциплин (модулей) и практик, для успешного освоения которых изучение данной дисциплины (модуля) целесообразно как предшествующее, можно отметить такие, как: «Методика развития речи дошкольников (спец.)», «Технология формирования произносительной стороны речи», «Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании», «Технология формирования интонационной стороны речи», «Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с нарушениями речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» и др. 3. Требования к уровню освоения программы Студент должен знать: осознавать связь театрально-игровой и художественно-речевой деятельности детей (функции, художественно-эстетическую направленность, влияние на всестороннее развитие ребенка, формирование имитационных, речевых, творческих и других способностей); уметь: учитывать особенности театрально-игровой деятельности детей (ее специфику, виды, этапы подготовки педагога и детей к театрализации, методику реализации, создание предметно-развивающей среды); уметь устанавливать межпредметные связи между данным спецкурсом и другими дисциплинами профессиональной подготовки; владеть: освоить технологию и методику театрально-игровой деятельности; овладеть умением использовать полученные знания в образовательной практике (подготавливать сценарный материал, создавать предметную среду для театрализации, планировать этапы подготовки и реализации театрализованных игр; активно включаться в театрализацию детей, анализировать результаты театрализованной игры дошкольников и т.д.). 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___4____ зачетных единицы и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля)
5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Художественно-речевая деятельность дошкольников как особый вид детской деятельности. Определение, функции, художественно-эстетическая направленность, влияние на всестороннее развитие ребенка и формирование его способностей (имитационных, речевых, творческих и др.). Содержание и структура деятельности. Раздел 2. Театрально-игровая деятельность детей как разновидность художественно-речевой деятельности: значение, функции, особенности. Значение, функции, особенности театрально-игровой деятельности детей как разновидности художественно-речевой деятельности. Раздел 3. Классификация театрализованных игр для детей и их виды. Описание классификаций Л.С. Фурминой и Л.В. Артемовой и их признаков; характеристика отдельных видов театра для детей. Обзор литературы. Подготовка партфолио. Раздел 4. Этапы театрализованной деятельности, подготовка педагога и детей к театрализованной игре. Этап подготовки сценарного материала, репетиционный этап; подготовка предметно-развивающей среды (атрибуты, декорации, афиша, программа спектакля, пригласительные билеты), постановка спектакля. Подготовка материалов партфолио. Раздел 5. Использование различных видов театра в возрастных группах ДОУ. Заполнение таблицы, в которой отражена образовательная модель реализации разных видов театра для детей в соответствии с их возрастом. Задания по таблице. Раздел 6. Методика обучения в разных возрастных группах. Методика обучения в разных возрастных группах (начиная с первой младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой): задачи, методы и приемы обучения, перечень художественных произведений для театрализации, средства обучения детей. Подготовка методических материалов партфолио. Раздел 7. Методика формирования двигательной активности и пальцевой моторики. Развитие двигательных умений и навыков и пальцевой моторики как основа освоения техники кукловождения или драматизации. Анализ методов и приемов, направленных на развитие общей двигательной активности и пальцевой моторики детей. Комплексы двигательной и пальчиковой гимнастики. Подготовка материалов партфолио. Раздел 8. Методика обучения детей технике речи и ее выразительности. Работа над артикуляцией, слуховым вниманием и фонематическим слухом, речевым дыханием детей. Развитие звуковой и интонационной выразительности речи. Работа над качествами голоса (силой, высотой, тембром, звучностью). Нормализация темпа и ритма речи. Работа над словесным и логическим ударением, орфоэпической правильностью речи. Овладение особенностями диалога и монолога, поэтической речи. Подготовка материалов партфолио. Раздел 9. Практическая деятельность студентов. Разработка сценариев и постановка студентами спектаклей для детей. Их анализ. Презентация и защита материалов партфолио. 5.2. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Основная рекомендуемая литература:
6.2. Дополнительная литература: 1 Агранович, З.Е. Овладение техникой речи в дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика. - 2003.- №5.- С.13-17. 2 Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. Пособие / Е.С. Алмазова; под общей ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005 . - 192 с. 3 Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с. 4 Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артёмова. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с. 5 Караманенко, Т. Н. Кукольный театр дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М. : Просвещение, 1982. – 191 с. 6 Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 208 с. 7 Куцакова, Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1. – С. 42-46; № 2. – С. 32-46. 8 Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / Д. Маханёва. – М. : Сфера, 2001. – 128 с. 9 Медведева, Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. - 2000.- №1. - С.53-60. 10 Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко. - М.: Академия, 2001. - 246 с. 11 Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М. : АРКТИ, 2000. – 48 с. 12 Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2000. – 128 с. 13 Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2001. – 160 с. 14 Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности: методическое пособие / под ред. О. И. Киселевой. – Томск : Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. – 92 с. 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины 1. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – М., 2000. – Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 7.1. Методические рекомендации для преподавателя Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 7.2. Методические рекомендации для студентов 7.2.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
7.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1Театрализация как разновидность художественно-речевой деятельности в детском саду. Её роль в развитии речи дошкольника. 2Фольклор как средство развития театрализованной деятельности дошкольников. 3Особенности игр-драматизаций детей дошкольного возраста. 4Особенности режиссерских игр в дошкольном возрасте. 5Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для организации театрализованных игр детей. 6Методика организации театрализованных игр в группах младшего возраста. 7Методика организации театрализованной деятельности детей в средней группе. 8Методика проведения театрализации в старшем дошкольном возрасте. 9Методика формирования двигательной активности и пальцевой моторики как основа кукловождения и драматизации. 10Методика развития техники речи дошкольников в условиях театрализации. 11Методика развития выразительности речи дошкольников в условиях театрализации. 12Виды театра в дошкольном образовательном учреждении. 7.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена: канд.филол.наук, доцентом кафедры ДОиЛ Киселевой О.И. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры __________ протокол № __ от ____________ 20__ года. Зав. кафедрой ______________ Файзуллаева Е.Д. (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией _________ факультета/ института протокол № __ от ____________ 20__ года. Председатель методической комиссии __________________ Яркина Т.Н. (подпись) |