Скачать 0.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Программа дисциплины ДПП.Ф.13 История зарубежной литературы (ч. 5) 1. Цели и задачи дисциплины «История зарубежной литературы XX века» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения мировой литературы. Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формировании представления о современной зарубежной литературе, ее разнообразных тенденциях и направлениях; изучении мирового литературного процесса в его динамике. Для достижения поставленной цели в рамках курса предполагается решение следующих задач: определение ключевых особенностей мирового литературного процесса в социально-историческом и культурном контексте; характеристика важнейших художественных систем и направлений (модернизм, сюрреализм, дадаизм, неореализм, экспрессионизм, постмодернизм, «антидрама», «новый роман» и т.д.); изучение влияния философии А. Бергсона, З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Деррида на этико-философскую проблематику произведений (Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, Х. Борхес и мн. др.); анализ социальных катаклизмов, определившим проблематику антивоенных, антифашистских произведений, романов-антиутопий (Э. Хемингуэй, Э.-М. Ремарк, Дж. Оруэлл, О. Хаксли и др.); совершенствование навыков анализа художественного текста в соответствии с «кодом» его эстетической направленности 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 1. Владение методологией, историей, основными концепциями описания литературного процесса; 2. Знание истории, общих закономерностей, основных этапов и перспектив развития мировой литературы, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой мысли; 3. Владение сравнительно-историческим методом изучения национальных литератур; 4. Умение анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов; 5. Владение различными приемами интерпретации художественных текстов (художественными, критико-публицистическими и литературоведческими); 6. Профессиональнограмотное и коммуникативноцелесообразное владение русским языком. В результате изучения курса предполагается формирование целостного впечатления об особенностях литературного процесса в зарубежных странах; создание прочного теоретического и методологического основания для изучения межкультурных и межлитературных связей (диалог русской и западноевропейской литературных традиций); закрепление навыков историко-литературного, эстетического анализа художественного произведения, его интерпретации. 3. Объем дисциплины и виды учебных работ
4. Содержание дисциплины 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
5. Лабораторный практикум Не предусмотрен 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература а. Основная литература: Кошечко, А.Н. История зарубежной литературы (ХХ век): Учебно-методический комплекс. Часть 1. Учебно-методическое пособие / А.Н. Кошечко. – Томск: Издательство ТГПУ, 2008. – 135 с. Кошечко, А.Н. История зарубежной литературы (ХХ век): Учебно-методический комплекс. Часть 2. Хрестоматия / А.Н. Кошечко. – Томск: Издательство ТГПУ, 2008. Луков, В. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2008. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века: практикум: учебное пособие для вузов / Б.А. Гиленсон. – М. : Академия, 2006.- 221 с. б. Дополнительная литература: Зарубежная литература ХХ века: Учебник для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высшая школа, 2003. Зарубежная литература ХХ века: учебное пособие для вузов / [В.М. Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.]; под ред. В.М. Толмачева. – М. : Академия, 2003. – 630 с. Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Составление и общая редакция Н.П. Михальской и Л.В. Дудовой. – 3-е изд. – М. : Флинта, Наука, 2003. Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века: учебное пособие для вузов: в 2 ч. / [В.М. Толмачев, А.Ю. Зиновьева, Г.К. Косиков и др.]; под ред. В.М. Толмачева. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия. – Т. 1. - 2008. – 303 с. Михальская, Н.П. История английской литературы: учебник для вузов / Н.П. Михальская – 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века: учебное пособие для вузов / Б.А. Гиленсон. – М. : Академия, 2006. – 475 с. Ишимбаева, Г.Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI – XX веков: Учебное пособие для вузов / Г.Г. Ишимбаева. – М.: «Флинта», 2002. – 260 с. Дудова, Л.В., Михальская, Н.П., Трыков, В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учебное пособие / Л.В. Дудова, Н.П. Михальская, В.П. Трыков. – 4-е изд. – М. : Флинта, 2002. – 236 с. Позднякова, Л.Р. История английской и американской литературы: Пособие для вузов / Л.Р. Позднякова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 318 с. Кубарева, Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века / Н.П. Кубарева. – М., 2002. Гребенникова, Н.С. Зарубежная литература ХХ века / Н.С. Гребенникова. – М.: Московский лицей, 2002. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература ХХ века / Под общ. Ред. Н.С. Павловой. – М. : Олимп, 1998. 6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины 1. Книжный фонд кафедры литературы, библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина, научной библиотеки ТГУ; 2. Художественные тексты по курсу «История зарубежной литературы (XX век», имеющиеся в фонде кафедры и в электронном варианте (CD); 3. Тестовые задания по курсу «История зарубежной литературы (XX век)» – разработчик А.Н. Кошечко. 7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины 1. Видеомагнитофон; 2. CD- и DVD-проигрыватель; 3. Телевизор или видеодвойка; 4. Компьютерный класс; 5. Набор учебных и художественных видеофильмов; 6. Зал для просмотра видео, CD- и DVD-фильмов. Видеотека: «Прощай, оружие». США, 1932. Режиссер: Фрэнк Борзэйдж. В ролях: Хелен Хэйес, Гэри Купер, Адолф Менжу, Мэри Филипс, Джек Ла Ру, Бланш Фридеричи, Мэри Форбс, Гилберт Эмери. «Имя Розы» США, 1995. Режиссер: Том Тыквер. В ролях: Шон Коннери, Кристиан Слейтер и др. «Парфюмер». США, 2006. Режиссер: Том Тыквер. В ролях: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Рэйчел Херд-Вуд и др. «Замок» Россия/Германия/Франция, 1994. Режиссер-постановщик: Алексей Балабанов. В ролях: Николай Стоцкий, Светлана Письмиченко, Виктор Сухоруков, Анвар Либабов, Игорь Шибанов, Андрей Смирнов, Алексей Герман, Ольга Антонова. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Цель дисциплины- воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... ... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Цель курса — помочь студентам овладеть основными музыковедческими понятиями, необходимыми в обучении и для практической деятельности... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа... Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории.... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Поэтому очень важно построить учебный процесс так, чтобы он охватил основные формы скульптуры и позволил студенту в короткий срок... | «Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина | ||
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая... Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественно-педагогического образования. Данная учебная дисциплина имеет... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Знание видов однородных и смешанных ансамблей и тембровой характеристики инструментов | «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра... Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель — знакомство с культурно-историческими обстоятельствами формирования основных этапов развития отечественной литературы, с особенностями... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... |