Скачать 215.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП. Ф. 05 В ВЕДЕНИЕ В ГАРМОНИЮ И ПОЛИФОНИЮ (ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ) 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса — помочь студентам овладеть основными музыковедческими понятиями, необходимыми в обучении и для практической деятельности будущих учителей музыки.Основная задача курса - дать представление о возникновении и развитии основных выразительных средств в музыке (мелодия, ритм, лад, фактура и т.д.), об исторической перспективе развития многоголосия. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины По окончании изучения курса студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины Содержание дисциплины по ГОС Музыка как вид искусства: содержательные аспекты. Место музыки в кругу искусств: общее и специфическое. Роль музыки в жизни общества и личности. Вокальная и инструментальная музыка. Система музыкальных жанров. Музыка в современных синтетических жанрах искусства. Художественный образ в музыке. Интонационная природа и система средств музыкальной выразительности. Музыкальный ритм, его значение и письменная фиксация; элементы музыкального синтаксиса. Мелодия — ладовые и линеарные свойства. Фактура — типы и виды. Функции в музыке. Гармония и полифония как тип изложения, выразительные и конструктивные средства музыки. Классические музыкальные формы. Голос, хор, их разновидности. Виды оркестров; музыкальные инструменты. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Введение в музыкознание. Музыка как вид искусства Музыкознание и музыкальная деятельность. Четыре главных вида музыкальной деятельности: сочинение музыки, исполнение и восприятие музыки, преподавание. Музыкознание в кругу гуманитарных наук: связь музыкознания с познанием мира человека (сознания, подсознания), с его историей и культурой (искусствоведение, фольклористика, музыкальная этнография, музыкальная эстетика, музыкальная психология, музыкальная семиотика). Музыка в системе искусств. Искусства однородные и синтетические, зрительные и слуховые, пространственные и временные. Структура музыкознания. Историческое и теоретическое музыкознание. Тема 2. Античная теория музыки и музыкальная эстетика Музыкознание в древности. Значение античной культуры для современности. Музыка и мифология. Музы. Аполлон и Дионис. Аполлоническое и дионисийское начала. Музыкальная теория. Личность и учение Пифагора. Философско-эстетический подход к музыкальному искусству в античности. Труды пифагорейцев: звук и число (численные закономерности, «золотая пропорция»). Музыкальный звук и душа в трудах Платона и Аристотеля (теория этоса), лад как средство воспитания человека. Тема 3. Музыкальный звук и его свойства Музыкальная акустика. Звук как физическое явление. Звуки шумовые и музыкальные. Высота звука. Громкость звука. Длительность звука.Тембр звука. Диапазон. Регистр. Музыкальный строй. Обертоновый ряд. Натуральный строй. Равномерно-темперированный строй. Тема 4. История музыкальной нотации. Нотное письмо Буквенная нотация. Невмы и крюки. Возникновение нотного стана. Происхождение слоговых названий нот. Система музыкальных ключей. Ключи Соль, До, Фа. Некоторые приёмы современной нотации. Тема 5. Ритм. Метр. Размер. Темп Ритм в природе и в искусстве. Понятие ритма в музыке в широком и узком смысле слова. Ритм, метр, размер. Виды размеров. Группировка. Особые виды ритмического деления. Синкопы. Полиритмия, полиметрия. Основные системы организации ритма в процессе исторического развития. Роль ритма в формообразовании. Остинатность. Ритм в музыке XX века. Тема 6. Лад. Классификация ладов Лад как фундаментальная категория музыки. Эволюция ладовых систем. Устои, неустои. Тяготение и разрешение. Гармонические и монодические лады, их отличия. Октавные и неоктавные лады. Классификация монодических ладов по: а) объему звукоряда; б) его структуре (ангемитонные, гемитонные и с ув. 2); в) наклонению. Пентатоника. Стабильные монодические лады (старинные диатонические). Переменный лад. Гармонические лады – мажор и минор. Происхождение гармонического и мелодического мажора и минора. Дважды гармонические лады. Другие ладовые образования, увеличенный лад (целотоновая гамма) и уменьшенный лад (гамма Римского-Корсакова). Полиладовость. Ладовые системы XX века (Яворский, Мессиан). Тема 7. Музыкальный склад и фактура Отличия склада и фактуры. Критерии складов. Монодический, полифонический и гармонический склады. Монодия и ее исторические формы. Отличие монодического склада от монофонической фактуры. Полифония и ее виды. Равнофункциональная и разнофункциональная полифония. Сложный контрапункт. Имитационная полифония. Тема. Характеристики имитации (интервал и расстояние). Виды имитации. Противосложение. Канон. Пропоста и риспоста. Фуга. Тема. Ответ и его виды. Интермедии. Композиция фуги в целом. Фуги простые и сложные (двойные, тройные). Фугато. Фугетта. Гармонический склад. Виды фактуры в нем. Определение аккорда. Классификация аккордов. Приемы фактуры (по Тюлину). Неаккордовые звуки. Смешение складов (полифонно-гармонический). Модуляция склада. История складов и история музыкального мышления (эпохи монодии, эпохи полифонии, эпохи гармонического мышления). Новые явления XX века: сонорно-монодический склад, пуантилизм. Тема 8. Музыкальный синтаксис Естественность членений музыкальной речи. Синтаксис в речи и в музыке. Цезура и ее признаки. Построение. Мотив, фраза, предложение. Период и его типы. Периоды модулирующие и модуляционные. Квадратность и неквадратность. Расширение и дополнение. Периодичность. Пара периодичностей. Суммирование, двойное суммирование. Дробление, двойное дробление. Дробление с замыканием (дробление с суммированием). Тема 9. Гомофонно-гармонический стиль изложения музыкального материала Смысл термина «гармония». Гармония как система. Мажор и минор как основа мелодических тяготений. Основные и переменные функции аккордов. Теория модуляций. Гармония в условиях современного многоголосия. Гармония как отрасль музыкознания Тема 10. Полифонический стиль изложения музыкального материала Общее представление о предмете «полифония». Полифония как наука. Строгий и свободный стиль в полифонии. Контрапунктическая, имитационная и контрастная полифония. Высшая форма развития полифонии - фуга. Её общее строение и разновидности. Русская подголосочная полифония. Тема 11. Мелодия. Её характеристика Определение. Три компонента мелодии (звуковысотность, метроритм, ладовая основа). Звуковысотность – направление движения и интервальный состав. Траектория мелодического движения. Выразительность различных интервалов (кварты, сексты, септимы и др). Интонемы радости, печали, нежности, гнева. Кульминация, типы кульминации. Понятие точки золотого сечения. Мелодия в процессе исторического развития европейской музыки. Роль мелодии в современном музыкальном творчестве. Тема 12. Теоретические аспекты анализа музыкальных произведений Анализ музыкальных форм как наука. Целостный анализ музыкального произведения. Некоторые исторические закономерности формирования типических структур музыкальных произведений. Историческое формирование классических (традиционных) музыкальных форм. Вокальная и инструментальная музыка. Система музыкальных жанров. Жанры народной музыки. Тема 13. Жанр, стиль и род творчества в музыке в свете интонационной теории Музыкальный жанр как наиболее яркое, целостное проявление художественной действительности. Содержание и форма. Музыкальный язык и музыкальный синтаксис как мышление. Анализ тематического становления. Мир искусства и композитор. Стиль в музыке. Проблема рода в музыке (эпос, драма, лирика). Учение об интонации (Асафьев, Яворский). Интерпретация музыки. Музыкально-художественный образ.
6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Компоненты учебно-методического комплекса как основное средство обучения. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие средств звуковоспроизведения (проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, музыкальный центр), фортепиано. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Курс «Введение в гармонию и полифонию (основы теоретического музыкознания), является вводным к курсам «Гармония», «Полифония» и «Анализ музыкальных форм». Это один из важнейших курсов в вузовской программе подготовки педагога-музыканта.В связи с тем, что курс стоит первым в ряду теоретических курсов, многие музыкально-теоретические понятия, основные категории, связанные со спецификой музыкального искусства и музыкальных стилей, даются здесь впервые, что составляет одну из методологических трудностей его изучения. В рамках лекционного курса необходимо четко сформулировать основные пункты плана теоретического материала по той или иной теме, выделить приоритетные понятия и осуществить качественный подбор иллюстративного музыкального материала с целью оптимального усвоения темы и результативности самостоятельной работы студента. По каждой теме предусматривается самостоятельная работа студента. Виды самостоятельной работы студента: освоение теоретического материала по лекционному материалу и рекомендуемой учебно-методической литературе; подготовка некоторых лекционных тем с опережением в качестве сообщения, доклада по рекомендуемой учебно-методической литературе; выполнение упражнений на построение различных элементов музыкального языка в соответствии с темой лекционного занятия; анализ фрагментов музыкальных произведений в соответствии с темой лекционного занятия; подбор примеров из музыкальной литературы в соответствии с темой лекционного занятия. В экзаменационный билет целесообразно включать теоретический вопрос и практическое задание по анализу предложенного музыкального произведения. 8.2. Методические указания для студентов План анализа музыкального произведения (или его фрагмента)
а) по масштабу (квадратный – неквадратный) б) по структуре:
в) по тональному признаку (однотональный – модулирующий, модуляционный – немодуляционный).
Перечень основных понятий Аббревиатура
Примерный перечень вопросов к экзамену
Примерный список произведений для анализа
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030700 (050601.65) «Музыкальное образование». |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... ... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Цель дисциплины- воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Знание видов однородных и смешанных ансамблей и тембровой характеристики инструментов | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |