Скачать 178.63 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан факультета ФКиС ______________ О.В. Смирнов «____» ____________ 2012 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДС.00.04.1 Лечебная физическая культура при заболеваниях внутренних органов и нервной системы022505 – «Лечебная физическая культура» 1. Цели и задачи дисциплины. Цели дисциплины: ознакомить студентов, обучающиеся по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) по специализации – лечебная физическая культура, основам методики применения физических упражнений с лечебной целью при заболеваниях внутренних органов и нервной системы, научить механизмам лечебного действия физических упражнений. Задачи дисциплины лечебной физической культуры при заболеваниях внутренних органов и нервной системы является: - расширить медицинские знания будущих специалистов по адаптивной физической культуре; - воспитать у них чувства ответственности за здоровье занимающихся и потребность работать в контакте с медицинскими работниками.
При изучении раздела "Лечебная физическая культура при заболеваниях внутренних органов и нервной системы " особое внимание должно быть направлено на овладение основами методики применения физических упражнений с лечебной целью при заболеваниях внутренних органов и нервной системы, усвоения механизмов лечебного действия физических упражнений. Практические занятия по лечебной физкультуре должны проводиться в лечебных учреждениях, а также в спортивных залах по самостоятельно составленным конспектам. Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий, экзамена.
А) для очной формы обучения
Б) для заочной формы обучения
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий: а) для студентов очной формы обучения
б) для студентов заочной формы обучения
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно сосудистой системы. Лечебная физическая культура при атеросклерозе, ишемической болезни сердца, стенокардии, инфаркте миокарда, гипертонической и гипотонической болезни: двигательные режимы, задачи и средства ЛФК, показания и противопоказания к ЛФК, особенности методики ЛФК в различные стадии болезни. 2. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме, хроническом бронхите, плеврите, пневмонии, туберкулезе легких, эмфиземе легких: задачи и средства ЛФК, показания и противопоказания к ЛФК, методика ЛФК в зависимости от двигательных режимов. 3. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения. Лечебная физическая культура при хронических гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, болезнях кишечника (колите, энтероколите), при опущении органов брюшной полости, желчекаменной болезни, дискинезии желчевыводящих путей, хроническом холецистите: задачи и средства ЛФК, показания к ЛФК, методики ЛФК в различные периоды и двигательные режимы. 4. Лечебная физическая культура при нарушениях обмена веществ. Лечебная физическая культура при ожирении, сахарном диабете, подагре: задачи и средства ЛФК, показания к ЛФК, особенность методики ЛФК. 5. Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы. Лечебная физическая культура при неврите, полиневрите, радикулите: задачи и средства ЛФК, показания к ЛФК, особенность методики ЛФК. 6. Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах центральной нервной системы. Лечебная физическая культура при сосудистых поражений головного мозга (инсультах), неврозе, повреждениях позвоночника и спинного мозга: задачи и средства ЛФК, показания к ЛФК, методика ЛФК при спастических и вялых параличах в различные периоды заболеваний ЦНС. 5. Лабораторный практикум не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1 Рекомендуемая литература а) основная литература 1. Калюжнова, И. А. Лечебная физкультура [Текст]/И. А. Калюжнова, О. В. Перепелова.-Изд. 2-е.-Ростов-на-Дону:Феникс,2009.-349 с.:табл., ил.-(Будь здоров!) .- 2. Калюжнова, И. А.. Лечебная физкультура [Текст]/И. А. Калюжнова, О. В. Перепелова.-Изд. 3-е.-Ростов-на-Дону:Феникс,2010.-349 с.:табл., ил.-(Будь здоров!) .- б) дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Программы, учебники, методические наглядные пособия, материалы для самостоятельных работ, мультимедийные материалы.
Лаборатория физической реабилитации; тонометры, фонендоскопы, спирометры, ростомеры, весы медицинские, динамометры ручные и становые, секундомеры, неврологические молотки.
8.1 Методические рекомендации преподавателю При изучении дисциплины «Лечебная физкультура при заболеваниях внутренних органов и нервной системы» следует исходить из того, что она является одним из основополагающих разделов физической реабилитации и предполагает не только теоретическую, но и практическую подготовку (см. приложение № 1) 8.2 Методические указания для студентов (см. приложение № 2) 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Не предусмотрено. 8.2.3. Перечень вопросов экзамену «ЛФК при заболеваниях внутренних органов и нервной системы».
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Программу составил: Д.м.н., профессор кафедры АФК ФФКиС ТГПУ ________________ И.И.Диамант Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры Адаптивной физической культуры факультета физической культуры и спорта ТГПУ протокол № 1 от «» августа 2012г. Заведующий кафедрой АФК д.м.н., профессор _______________________ И.И.Диамант Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ Председатель методической комиссии факультета физической культуры и спорта ТГПУ ____________________ Л. П. Канакова Согласовано: Декан ФФКиС _______________________ О.В. Смирнов Приложение 1 Методические рекомендации преподавателю 1. Методические рекомендации преподавателю по чтению лекций. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения и практической демонстрации отдельных упражнений и комплексов. Необходимо использовать на лекционных занятиях мультимедийную установку с компьютером для демонстрации комплексов лечебной физкультуры в виде слайдов, видеороликов и анимации. Для проверки уровня освоения лекционного материала рекомендуется включать лекционный материал в перечень вопросов для компьютерного тестирования. 2. Методические рекомендации преподавателю по проведению семинарских и лабораторных занятий. Семинарские и лабораторные занятия рекомендуется проводить в начале в спортивном зале, где студенты на себе должны отработать все тонкости проведения занятий лечебной физкультурой при конкретных заболеваниях. Затем подключать студентов в помощь действующим инструкторам и методистам ЛФК для проведения физических упражнений с больными на базе лечебных учреждений города. Важным аспектом практической подготовки по дисциплине является овладение студентами техникой проведения функциональных проб для контроля эффективности занятий лечебной физкультурой. Особое внимание следует уделять практической отработке вопросов связанных с техникой безопасности и навыкам страховки при проведении студентами занятий с больными людьми. 3. Методические рекомендации преподавателю по формированию вопросов для текущей аттестации и экзамена. В текущую аттестацию следует включать вопросы, позволяющие оценить практические навыки студента, которые он должен сформировать в ходе освоения дисциплины. В билеты для текущей аттестации следует включать два вида вопросов: - демонстрация техники проведения функциональных проб для оценки адекватности и эффективности занятий лечебной физкультурой при конкретном заболевании; - демонстрация комплексов лечебной физкультуры при конкретном заболевании. В экзаменационные билеты следует включать вопросы теоретического характера: характеристика заболеваний, обоснование использования лечебной физкультуры при различных болезнях, методические подходы к подбору физических упражнений и т.п. Приложение 2 Методические указания для студентов 1. Методические указания для студентов по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям. Целью проведения семинарских и лабораторных занятий является практическое закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, отработка практических навыков по технике проведения функциональных проб, физических упражнений и методов страховки больных на занятиях по лечебной физкультуре. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с соблюдением техники безопасности. Семинар и лабораторные занятия обычно включают теоретическую и практическую части. В первой – проводится устное повторение пройденного материала, а также разбираются вопросы связанные и текущей отработкой практических навыков по лечебной физкультуре. Далее следует практическая работа по освоению техники функциональных проб и физических упражнений на себе или на больных. В конце занятия проводится рефлексия по полученным каждым студентом в ходе урока результатам. При подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, студентам необходимо повторить пройденный материал, а также подготовить соответствующую одежду и обувь в зависимости от места проведения занятия. Необходим строгий самоконтроль за своим здоровьем, особенно когда занятия проводятся с больными, так как при плохом самочувствии нередко возможно нарушение техники безопасности и как следствие причинение вреда здоровью пациентов. Программу составил: д.м.н., профессор кафедры АФК ФФКиС ТГПУ ________________И.И.Диамант Заведующий кафедрой АФК д.м.н., профессор _______________________ И.И.Диамант |
Программа дисциплины дс. 00. 04. 2 Лечебная физическая культура в... Общей задачей дисциплины лечебной физической культуры в травматологии и ортопедии являются | Программа дисциплины дс. 00. 04. 2 Лечебная физическая культура в... Общей задачей дисциплины лечебной физической культуры в травматологии и ортопедии являются | ||
Рабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура и массаж Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» является частью цикла (раздела) базовая (профессиональная) часть фгос впо по направлению... | Учебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование... Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование... Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии.... | Рабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины лечебная физическая культура... Ок осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального... | В. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | ||
Темы семинарских занятий по курсу История международного спортивного и олимпийского движения Профили подготовки: Физическая реабилитация, Адаптивная двигательная рекреация, Адаптивное физическое воспитание, Лечебная физическая... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии» Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" | ||
Проекта «Лечебная физическая культура (лфк) как средство профилактики профессиональных заболеваний будущих строителей» | Рабочая программа учебной дисциплины «лечебная физическая культура и массаж» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «лечебная физическая культура и массаж» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | Информационная справка «лфк при заболеваниях органов пищеварения и нарушениях обмена веществ» для студентов института туризма, рекреации, реабилитации и... | ||
«лфк при инфаркте миокарда» «лфк при заболеваниях сердечно-сосудистой системы» для студентов института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса 4 курса, обучающихся... | Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) |