УДК 316:379.8
Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков
Смирнова К.М., научный руководитель
Кандидат философских наук Андреева А.В.
Сибирский федеральный университет
Воспитание патриотизма – одна из главных общественных функций. На протяжении веков задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения оставалась актуальной. В современных условиях педагогика находится на этапе нового осмысления многих положений, долгие годы предназначавшихся для основы процесса воспитания патриотизма у подростков. Отказавшись от моноидеологии, тоталитаризма, по-новому переписав историю России, разрушив ценности советской школы, современная педагогика оказалась в глубоком кризисе. Пришло понимание того, что решить проблему формирования патриотизма у молодежи обновленной России старыми средствами невозможно. Именно поэтому поиск новых средств воспитания патриотизма у подростков становится все более важной задачей.
Актуальность данной работы состоит в том, что она позволит рассмотреть не только традиции в понимании и формировании патриотизма, но и современные социокультурные технологии, позволяющие с помощью различных средств и методов совершенствовать процесс патриотического воспитания подрастающего поколения.
Проанализируем основные точки зрения на исследуемую проблему. Рассмотрим толкование понятия «патриотизм» в различных источниках. Владимир Даль объяснял понятие "патриотизм" как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь также трактует «патриотизм» как «любовь к родине». Под патриотическим воспитанием в настоящее время понимается постепенное и упорное формирование у учащихся любви к своей Родине посредством образовательно-просветительских, обучающих технологий, а также технологий создания и развития культурных ценностей, технологий изучения, сохранения и воспитания культурных ценностей в современной среде. Патриотизм - одна из ведущих черт всесторонне развитой личности. Школьники должны осознавать этот немаловажный факт и вырабатывать чувство гордости за своё Отечество, уважение к старшему поколению, его великим открытиям и свершениям и достойным минувшим дням в истории страны.
Чтобы добраться до сути патриотизма, нужно обратиться к теоритической традиции, которая складывалась на протяжении веков. Так, Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. Со временем понимание любови к Отечеству, как высшей ценности, рассматривается в трудах следующих мыслителей: Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте и др.
«Повесть временных лет» и проповеди Сергия Радонежского содержат в себе общую идею патриотизма, основанную на объединении русских земель для борьбы с общим врагом. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов.
Многие мыслители и педагоги прошлого, выявляя роль патриотизма в процессе личностного становления человека, отмечали их многостороннее формирующее влияние. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм есть не только важная задача воспитания, но и могучая педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла».
Детство и юность – самое лучшее время для воспитания положительных качеств, а также для развития чувства любви к Родине. Именно поэтому патриотическое воспитание подростков всегда являлось одной из ведущих задач школы. Воспитывать патриотизм сегодня, значит, обеспечивать благоприятное будущее завтра.
Исходя из вышесказанного, можно определить цель данной работы следующим образом: выявить качественный уровень использования социокультурных технологий в деле патриотического воспитания в современном образовании.
Цель определила следующие задачи:
Рассмотреть понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;
Изучить традиции патриотического воспитания;
Рассмотреть основные современные технологии, способствующие патриотическому воспитанию;
Сделать выводы.
Изучив научную литературу, можно вывести ряд определений, отражающих подходы к пониманию сущности «патриотического воспитания», сложившихся в ХХ веке:
идея патриотического воспитания подрастающего поколения заключается в необходимости выполнения социального заказа государства и общества на воспитание патриотично направленной личности;
патриотическое воспитание - это целенаправленная, последовательная педагогическая деятельность семьи, государственно-общественных институтов, физических и юридических лиц по развитию и формированию у детей и молодежи чувств, представлений и понятий, стремлений, поступков и действий, выражающих любовь, близость, преданность, готовность служить и защищать свою Родину, ее народы у детей и молодежи;
система патриотического воспитания - комплекс взаимосвязанных компонентов (цели, субъекты, деятельность, отношения, среда, управление), обеспечивающих достижение цели патриотического воспитания;
патриотическое воспитание тесно взаимодействует с воспитанием гражданственности как чувства неразрывной связи с народом, сознания ответственности за безопасность и процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса.
Проведя анализ научной литературы, изучив взгляды различных учёных на понятие «патриотизма» и «патриотического воспитания», можно сформулировать понятие «патриотического воспитания», на которое мы будем опираться в ходе данного исследования: патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность различных институтов (семьи, школы) по развитию и формированию чувств любви к Родине, к земле, где родился, гордости за исторические свершения народа, готовности подчинить свои личные интересы интересам страны, верно служить ей и защищать ее.
Проанализировав все изученные понятия, сформулируем своё, которым будем пользоваться далее в нашем исследовании. Итак, технология - специально организованная деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов. Социокультурная технология - системно-ориентированные виды педагогической и творческой деятельности в сфере культуры, образования и досуга, а также средства, формы и методы социально-культурной деятельности, с помощью которых достигаются планируемые результаты.
Применяемые в патриотическом воспитании технологии формируют гордость за сопричастность прошлого поколения к истории всей страны, активную жизненную позицию, развивают творческие способности личности, способность к самореализации в пространстве российского государства. А также помогают ребятам осознать высшие ценности и идеалы, понять права и свободы человека и гражданина, но прежде всего данные технологии влияют на воспитание патриотизма и любви к Родине.
Рассмотрев понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание», мы пришли к выводу: эти духовно – нравственные категории во все времена волновали как учёных, философов, педагогов, писателей, так и рядовых граждан, для которых патриотизм – это, прежде всего, любовь к родине, позволяющая сформировать всесторонне развитую личность. Патриотическое воспитание – целенаправленная педагогическая деятельность по развитию и формированию чувства любви, преданности Родине и готовность служить ей. Оно имеет огромный смысл для каждого гражданина и зависит от исторического содержания и наполнения данных понятий. Многие учёные с давних времён занимались развитием гражданского, а потом и гражданско-патриотического воспитания. И поэтому само явление патриотического воспитания несёт в себе традиции и обычаи, складывавшиеся с годами.
В современной педагогике применяются различные технологии, способствующие патриотическому воспитанию, в том числе: культуроохранные, рекреативные, спортивно – оздоровительные, игровые и др. Все они направлены на формирование активной жизненной позиции, чувства гордости и сопричастности к Родине. Благодаря развитию технологий и методов, усваивается ещё больше ценностей, у подростков возникает ещё больше идеалов, они знакомятся с эстетическими и художественными культурами. Технологии влияют также на развитие свойств личности ребёнка – ума, воли, любви к Родине.
Таким образом, патриотическое воспитание целенаправленно воздействует на личность подростка и ведёт к возникновению у него патриотического сознания, патриотического поведения и отношения. Сам процесс патриотического воспитания представляет собой процесс осознания учащимся своего общественного значения, и признания этого со стороны общества (моя семья – часть истории, я – часть моей семьи – как оговаривалось нами во второй главе нашей работы).
Патриотическое воспитание является целенаправленным процессом, представляющим единую систему по самосовершенствованию личности подрастающего поколения, систему этического и эстетического обучения и самообразования.
Список литературы Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - № 4 – С. 23.
Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 2001. - с. 90- 91.
Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991. – С.55.
Военная психология и педагогика: Учеб. пособие/под общ. ред. ген.-полк. В.Ф. Кулакова. - М.: Совершенство, 1998. - 340 с.
|