: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В





Скачать 71.23 Kb.
Название: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В
Дата публикации29.06.2015
Размер71.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
УДК 316:379.8

Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков

Смирнова К.М., научный руководитель

Кандидат философских наук Андреева А.В.

Сибирский федеральный университет

Воспитание патриотизма – одна из главных общественных функций. На протяжении веков задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения оставалась актуальной. В современных условиях педагогика находится на этапе нового осмысления многих положений, долгие годы предназначавшихся для основы процесса воспитания патриотизма у подростков. Отказавшись от моноидеологии, тоталитаризма, по-новому переписав историю России, разрушив ценности советской школы, современная педагогика оказалась в глубоком кризисе. Пришло понимание того, что решить проблему формирования патриотизма у молодежи обновленной России старыми средствами невозможно. Именно поэтому поиск новых средств воспитания патриотизма у подростков становится все более важной задачей.

Актуальность данной работы состоит в том, что она позволит рассмотреть не только традиции в понимании и формировании патриотизма, но и современные социокультурные технологии, позволяющие с помощью различных средств и методов совершенствовать процесс патриотического воспитания подрастающего поколения.

Проанализируем основные точки зрения на исследуемую проблему. Рассмотрим толкование понятия «патриотизм» в различных источниках. Владимир Даль объяснял понятие "патриотизм" как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь также трактует «патриотизм» как «любовь к родине». Под патриотическим воспитанием в настоящее время понимается постепенное и упорное формирование у учащихся любви к своей Родине посредством образовательно-просветительских, обучающих технологий, а также технологий создания и развития культурных ценностей, технологий изучения, сохранения и воспитания культурных ценностей в современной среде. Патриотизм - одна из ведущих черт всесторонне развитой личности. Школьники должны осознавать этот немаловажный факт и вырабатывать чувство гордости за своё Отечество, уважение к старшему поколению, его великим открытиям и свершениям и достойным минувшим дням в истории страны.

Чтобы добраться до сути патриотизма, нужно обратиться к теоритической традиции, которая складывалась на протяжении веков. Так, Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. Со временем понимание любови к Отечеству, как высшей ценности, рассматривается в трудах следующих мыслителей: Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте и др.

«Повесть временных лет» и проповеди Сергия Радонежского содержат в себе общую идею патриотизма, основанную на объединении русских земель для борьбы с общим врагом. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов.

Многие мыслители и педагоги прошлого, выявляя роль патриотизма в процессе личностного становления человека, отмечали их многостороннее формирующее влияние. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм есть не только важная задача воспитания, но и могучая педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла».

Детство и юность – самое лучшее время для воспитания положительных качеств, а также для развития чувства любви к Родине. Именно поэтому патриотическое воспитание подростков всегда являлось одной из ведущих задач школы. Воспитывать патриотизм сегодня, значит, обеспечивать благоприятное будущее завтра.

Исходя из вышесказанного, можно определить цель данной работы следующим образом: выявить качественный уровень использования социокультурных технологий в деле патриотического воспитания в современном образовании.

Цель определила следующие задачи:

  • Рассмотреть понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;

  • Изучить традиции патриотического воспитания;

  • Рассмотреть основные современные технологии, способствующие патриотическому воспитанию;

  • Сделать выводы.

Изучив научную литературу, можно вывести ряд определений, отражающих подходы к пониманию сущности «патриотического воспитания», сложившихся в ХХ веке:

  • идея патриотического воспитания подрастающего поколения заключается в необходимости выполнения социального заказа государства и общества на воспитание патриотично направленной личности;

  • патриотическое воспитание - это целенаправленная, последовательная педагогическая деятельность семьи, государственно-общественных институтов, физических и юридических лиц по развитию и формированию у детей и молодежи чувств, представлений и понятий, стремлений, поступков и действий, выражающих любовь, близость, преданность, готовность служить и защищать свою Родину, ее народы у детей и молодежи;

  • система патриотического воспитания - комплекс взаимосвязанных компонентов (цели, субъекты, деятельность, отношения, среда, управление), обеспечивающих достижение цели патриотического воспитания;

  • патриотическое воспитание тесно взаимодействует с воспитанием гражданственности как чувства неразрывной связи с народом, сознания ответственности за безопасность и процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса.

Проведя анализ научной литературы, изучив взгляды различных учёных на понятие «патриотизма» и «патриотического воспитания», можно сформулировать понятие «патриотического воспитания», на которое мы будем опираться в ходе данного исследования: патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность различных институтов (семьи, школы) по развитию и формированию чувств любви к Родине, к земле, где родился, гордости за исторические свершения народа, готовности подчинить свои личные интересы интересам страны, верно служить ей и защищать ее.

Проанализировав все изученные понятия, сформулируем своё, которым будем пользоваться далее в нашем исследовании. Итак, технология - специально организованная деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов. Социокультурная технология - системно-ориентированные виды педагогической и творческой деятельности в сфере культуры, образования и досуга, а также средства, формы и методы социально-культурной деятельности, с помощью которых достигаются планируемые результаты.

Применяемые в патриотическом воспитании технологии формируют гордость за сопричастность прошлого поколения к истории всей страны, активную жизненную позицию, развивают творческие способности личности, способность к самореализации в пространстве российского государства. А также помогают ребятам осознать высшие ценности и идеалы, понять права и свободы человека и гражданина, но прежде всего данные технологии влияют на воспитание патриотизма и любви к Родине.

Рассмотрев понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание», мы пришли к выводу: эти духовно – нравственные категории во все времена волновали как учёных, философов, педагогов, писателей, так и рядовых граждан, для которых патриотизм – это, прежде всего, любовь к родине, позволяющая сформировать всесторонне развитую личность. Патриотическое воспитание – целенаправленная педагогическая деятельность по развитию и формированию чувства любви, преданности Родине и готовность служить ей. Оно имеет огромный смысл для каждого гражданина и зависит от исторического содержания и наполнения данных понятий. Многие учёные с давних времён занимались развитием гражданского, а потом и гражданско-патриотического воспитания. И поэтому само явление патриотического воспитания несёт в себе традиции и обычаи, складывавшиеся с годами.

В современной педагогике применяются различные технологии, способствующие патриотическому воспитанию, в том числе: культуроохранные, рекреативные, спортивно – оздоровительные, игровые и др. Все они направлены на формирование активной жизненной позиции, чувства гордости и сопричастности к Родине. Благодаря развитию технологий и методов, усваивается ещё больше ценностей, у подростков возникает ещё больше идеалов, они знакомятся с эстетическими и художественными культурами. Технологии влияют также на развитие свойств личности ребёнка – ума, воли, любви к Родине.

Таким образом, патриотическое воспитание целенаправленно воздействует на личность подростка и ведёт к возникновению у него патриотического сознания, патриотического поведения и отношения. Сам процесс патриотического воспитания представляет собой процесс осознания учащимся своего общественного значения, и признания этого со стороны общества (моя семья – часть истории, я – часть моей семьи – как оговаривалось нами во второй главе нашей работы).

Патриотическое воспитание является целенаправленным процессом, представляющим единую систему по самосовершенствованию личности подрастающего поколения, систему этического и эстетического обучения и самообразования.

Список литературы


    1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.

    2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - № 4 – С. 23.

    3. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 2001. - с. 90- 91.

    4. Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991. – С.55.

    5. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие/под общ. ред. ген.-полк. В.Ф. Кулакова. - М.: Совершенство, 1998. - 340 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconРоль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconАвторитарный стиль коммуникации в институциональном академическом...
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconГригорий сковорода сочинения в двух томах том 1
Член-корреспондент ан усср в. И. Шинкарук (председатель) Доктор философских наук В. Е. Евграфов доктор философских наук В. Е. Евдокименко...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconСимволическое опосредствование ориентировки подростков в конфликтной...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconВлияние электромагнитного излучения на здоровье человека макласова...
Министерства здравоохранения Российской Федерациии их реализация на период 2012-2017 г г
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В icon«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности
Авторы-составители: кандидат философских наук Григорьев Д. А., кандидат экономических наук, доцент Далисова Н. А
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рост. Научный руководитель площадки кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-географических дисциплин Башкирского...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconНазарова К. П. Статья: «Внедрение технологии развития субъектности...
Автор: Жигунова Г. В кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научный руководитель -семёнова Г. Ю. –зав лаб. Исмо рао, кандидат педагогических наук
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconПрограмма дисциплины Отечественная история для направления 080200...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconСлободин В. П., к и. н. Белое движение в годы гражданской войны в...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconФгбоу впо «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В icon«Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков Смирнова К. М., научный руководитель Кандидат философских наук Андреева А. В iconIsbn 978-5-89118-479-4 А. А. Ветров, В. И. Пересыпкин
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск