МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»
_________________________________________________________________________________________________________________________
663333, Красноярский край, г. Норильск, район Талнах, улица Энтузиастов, 5
факс: (3919) 44-18-81; e-mail: moy331@mail. ru Рассмотрено на МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол №____от________20___г. Руководитель Директор МБОУ «СОШ №33»
Руководитель МО: Научно-методического совета ________________Л. В. Лукина
«_______»________________20___г. _____________О. Н. Матюто ____________________20___г.
_________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Ступень(уровень) общего образования: 2 (основное)
Класс: 5АБ
Учебный год: 2013-2014
Учитель: Гумерова Наталия Вячеславовна
Количество часов в неделю: 1
Г. Норильск, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Краевой компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, Законом края от 25 июня 2004 года № 11-2071 «О краевом компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае».
Календарно- тематическое планирование по данному компоненту составлено на основе примерной программы (приложение к письму агентства образования Администрации Красноярского края от 29.09.2006 г. № 7422.) по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» 5-7 классы, с учётом годовой нагрузки - 0,5 часа в каждом классе.(По учебному плану МБОУ СОШ № 33 1 час в две недели)
Основной целью установления является формирование у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально- экономических и культурных достижений и традиций края
1. Цели и задачи:
Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края, их традициям и быту
Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства Красноярского края
Воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала
Овладение практическими умениями и навыками понимания и оценки художественных произведений.
Наряду с общепринятыми методиками обучения особое внимание уделяется активизации самостоятельной деятельности учащихся в процессе поисковой работы по сбору материалов, участие в экскурсиях, диспутах, творческих конкурсах.
2. Нормативные правовые документы:
Закон «Об образовании» РФ
Закон края от 20 декабря 2005 года N 17-4256 "Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае".
Базисный учебный план 2004 года.
Устав МБОУ «СОШ№33».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
Учебный план МБОУ «СОШ №33» на 2013-14 уч. год.
3. Сведения о программе:
Программа по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.
4. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (общее, по разделам):
Общее количество учебных часов на полный курс по ХККК 34 часов по 0.5 часа в неделю. По учебному плану школы 1 час в 2 недели.
Разделы:
В программу для 5 класса по учебному предмету включены следующие разделы: «Историческое развитие видов искусств Красноярского края: архитектуры, изобразительного искусства», «Театральное искусство», «Музеи края»
Формы и методы, технологии обучения:
Формы: урок, лекция, групповые занятия.
Методы: устное изложение материала, дискуссии, игры, самостоятельные работы и практические работы в группах фронтальные беседы.
Технологии (элементы): технологии сотрудничества, личностно ориентированного и дифференцированного обучения, проблемного обучения, коллективного, игрового и группового обучения 6. Содержание разделов, тем:
Тема 1. Введение. Виды искусств, исторически развивающихся в крае: архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр. Основные виды изобразительного искусства в истории художественной культуры края: живопись, графика, скульптура, ДПИ. Сущность, особенности каждого вида, исторический обзор их развития в крае. Значительные достижения.
Тема 2. Деревянное зодчество в крае. Культовая и жилая архитектура. Остроги. Сибирский двор.
Тема 3. Отражение русских и национальных традиций в орнаментальном декоре.
Тема 4. Живопись как наиболее распространенный вид изобразительного искусства. Исторические особенности развития (икона, лубок, картина).
Тема 5. В.И.Суриков и его роль в истории художественной культуры края.
Тема 6. Основные стили и направления в истории живописи: реалистическая живопись, понятие «сибирского стиля», постмодернизм.
Тема 7. Жанр пейзажа как наиболее развитая в крае разновидность живописного искусства. Исторический жанр в творчестве Д.И.Каратанова, А.П.Лекаренко
Тема 8. Театр как особый вид сценического искусства. Синтез литературного, изобразительного, архитектурного, музыкального, хореографического творчества в создании спектакля. Виды и жанры театрального искусства в крае (театры,:драматический, оперы и балета, музыкальной комедии).
Тема 9. История становления сценического искусства. Старейшие театры в крае. Красноярский драматический театр им.А.С.Пушкина – колыбель театрального искусства края. Минусинский драматический театр. Театры в городах края.
Тема 10. Краевой театр кукол – театр первых сценических уроков. ТЮЗ – театр о молодежи и для молодежи. Своеобразие его эстетики. Театр в нашей школе и классе.
Тема 11. Исторический обзор развития музыкальной культуры края. особенности музыкального фольклора коренных народов региона.
Тема 12. Знакомство с художественными мемориальными музеями края. Первый художественный музей на территории края – музей-усадьба В.И.Сурикова. Музей художника Б.Я.Ряузова как достижение постсоветской отечественной культуры. 7. Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся:
Знать/понимать
Освоение знаний и понимания истории возникновения и развития культуры на территории Красноярского края, связи с культурой других стран;
знать ведущие краеведческие музеи Красноярского края;
Приобретение знаний о художественных традициях и быте народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
Приобретение знаний об особенности развития промыслов и ремесел народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
Овладение умениями выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира.
Использование традиций изобразительного искусства народов, проживающих на территории Красноярского края, в собственной творческой деятельности.
Использование свойств природных материалов, распространенных в Красноярском крае, в творческих работах.
Уметь
умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность;
развитие способности к самооценке своей учебно-познавательной деятельности;
готовность использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;
развитие воображения и эстетического вкуса, кругозора, фантазии, чувства гармонии.
Развитие способности
к творческому решению учебных и практических задач; к самостоятельному выполнению различных творческих работ;
Приобщение к участию в проектной деятельности.
овладение умениями использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.
Овладение умениями совместной, в том числе, творческой деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Развитие способности оценки своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
8. Основная и дополнительная учебная литература, пособия, дидактические материалы:
1. Макаров Н.П., Баташев М.С. «История и культура народов Приенисейского края» - Красноярск, СФУ, 2007
2. Раицкая Г.В., Левченко Г.С., Савченко М.В. Быт и декоративно-прикладное искусство народностей Красноярского края», Красноярск, 2006 г.
3. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. – М., Просвещение, 1983 г.
4. Этноатлас Красноярского края, Красноярск, Platina, 2008 г.
5. Календарь «Семья народов», Красноярск, Platina, 2009 г.
Тематический план
Художественная культура Красноярского края
5 класс 2013-2014гг.
№п/п
| Изучаемая тема
| Кол-во часов
| Дата
| Корректировка
| Дата по факту
| Виды, форма контроля
|
|
|
| 5 А
| 5 Б
|
|
|
|
| 1
| Введение
| 1
| 11.09
| 04.09
|
|
|
|
|
| Особенности развития искусства в Красноярском крае
|
|
|
|
|
| 2
| Особенности развития жанра пейзажа в Красноярском крае. Эпический пейзаж. Т.В.Ряннель «Горные кедры», «Рождение Енисея». Суровые краски Севера в пейзажах Б.Я.Ряузова
| 1
| 25.09
| 18.09
|
|
|
| Сообщение
| 3
| Исторический жанр в творчестве В.И.Сурикова. Реальные прототипы в картинах художника.
| 1
| 09.10
| 02.10
|
|
|
| Конспект
| 4
| Сибирские характеры как образы разных времён. Образная характеристика сибиряка-современника в творчестве В.И.Сурикова.
| 1
| 23.10
| 16.10
|
|
|
| Эссе
| 5
| Натюрморт как средство самовыражения художника. Этнографические мотивы в композициях В.И.Сурикова, Д.И.Каратанова, А.П.Лекаренко,.
| 1
| 13.11
| 30.10
|
|
|
|
| 6
| Живопись и графика
| 1
| 27.11
| 19.11
|
|
|
|
| 7
| Графические произведения художников 80-90 годов ХХ в.
| 1
| 11.12
| 04.12
|
|
|
|
| 8
| Скульптура монументальная: памятники выдающимся людям и событиям. Памятник политическим ссыльным «Кандальный путь»
| 1
| 25.12
| 18.12
|
|
|
| Приготовить сообщения о скульптуре г.Норильска.
| 9
| Обобщающий урок по пройденному материалу
| 1
| 15.01
| 22.01
|
|
|
|
|
| «Архитектура»
|
|
|
|
|
| 10
| Своеобразие архитектуры городов Красноярского края. Енисейск – музей под открытым небом
| 1
| 29.01
| 05.02
|
|
|
|
| 11
| Каменная архитектура. Архитекторы Красноярского края.
| 1
| 12.02
| 19.02
|
|
|
| сообщение
| 12
| Реставрация. Историко – этнографический музей – заповедник с. Шушенское
| 1
| 26.02
| 05.03
|
|
|
|
| 13
| Музей в Норильске
| 1
| 19.03
| 26.03
|
|
|
| Реферат
| 14
| Обобщающий урок по пройденному материалу
| 1
| 02.04
| 09.04
|
|
|
| Проверочная работа
|
| Декоративно – прикладное искусство
|
|
|
|
|
| 15
| Введение. Общее представление о традициях и быте народов Красноярского края
| 1
| 16.04
| 23.04
|
|
|
|
| 16
| Эпический пейзаж. Т.В.Ряннель «Горные кедры», «Рождение Енисея» Общее представление о традиционных видах народных промыслов, ремесел, декоративно – прикладного искусства и культуры народов Красноярского края, в том числе коренных
| 1
| 30.04
| 07.05
|
|
|
| Презентация
| 17
| Основы сибирского деревянного зодчества, роспись и резьба по дереву, изготовление деревянной утвари и посуды. Обобщающий урок. Викторина
| 1
| 14.05
| 21.05
|
|
|
| презентация
|
| Итого: 17 часов
|
|
|
|
|
|
|
| |