Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И





Скачать 297.45 Kb.
НазваниеКуцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И
страница1/2
Дата публикации13.08.2015
Размер297.45 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Культура > Учебник
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бекасовская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор Бекасовскойсредней

общеобразовательной школы

. ____________________Новикова

_______________дата

Рабочая программа курса:

«Мировая художественная культура» 10 - 11 кл.

(базовый уровень)

34 часа, 1ч. в нед.

Учебник «Мировая художественная культура» для 10, 11 кл.

Автор Г.И.Данилова.

Составитель: Курохтина М.А,

учитель истории высшей категории

Пояснительная записка к рабочей программе

по МХК для 10 класса.

Данная рабочая программа составлена на основе Государственной примерной программы по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации в соответствии с ФГОС. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2011 – 2012 учебный год.

Программа ориентирована на изучение мировой художественной культуры в объеме 34 часов, из расчёта 1 часа в неделю.
УМК:
  1. Куцман Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Изучение МХК в 10 классе преследует за собой следующие цели и задачи:

    • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

    • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

    • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

    • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

    • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Требование к уровню подготовки учащихся:

По окончанию курса МХК в 10 классе, учащиеся должны знать / понимать:

- шедевры мирового искусства;

- роль человека в художественной культуре;

- знать о многообразии культур;

- основные этапы развития русской (национальной) культуры;

- классификацию искусств;

- виды искусств.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание предмета.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Месопотамия

Месопотамскийзиккурат — жилище бога. ЗиккуратыЭттеменигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.

Древний Египет

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.

Древняя Индия

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.

Древняя Америка

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

Крито-микенская культура

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

Древняя Греция

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.

Древний Рим

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.

Раннехристианское искусство

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Византия и Древняя Русь

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Святой Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Святой Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Святой Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.

Западная Европа

Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Новое искусство — Арснова

Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Аре нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арснова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арснова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Святого Бавона в Генте.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО

И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Китай

Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.

Япония Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

Ближний Восток

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение в Италии

Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Батиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дельФьоре. Приют не-винных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцыделлаСеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

Северное Возрождение

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. РоссоФьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС.



Дата

Корр

Тема урока

Домашнее задание

1

1-6.09




Первые художники Земли

Подготовить м/м презентации о первых художниках Земли.

2, 3

8-13.09

15-20.09




Архитектура страны фараонов.

Выписать из учебника основные понятия по теме. Выучить их.

4, 5

22-27.09




Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Подготовить доклады на предоставленные темы.

6

29-4.10




Художественная культура Междуречья.

Закончить работу с учебником. Подготовить сообщения на выбранную тему.

7

13-18.10




Искусство доколумбовой Америки.

Подготовиться к итоговой работе по разделу.

8

20-25.10




Эгейское искусство.

Прочитать в учебнике об особенностях вазописи Эгейского искусства. Сделать заметки в тетрадь.

9

27-1.11




Золотой век Афин.

Подготовить выступление о выдающихся скульпторах Древней Эллады.

10

3-8.11




Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

Прочитать в учебнике и подготовить устный рассказ о скульптурах эллинизма.

11

10-15.1124-29.11




Архитектура императорского Рима.

Доделать работу, начатую на уроке.

12

1-6.12




Изобразительное искусство Римской империи.

Прочитать в учебнике об особенностях римского скульптурного портрета. Сделать заметки в тетрадь.

13

8-13.12




Театральное и музыкальное искусство античности.

Прочитать дополнительный материал в учебнике.

14

15-20.12




Мир византийской культуры.

Подготовить доклад об искусстве иконописи в византийской культуре.

15, 16

22-27.12




Архитектурный облик Древней Руси.

Прочитать об особенностях архитектуры Древней Руси. (учебник 29-31.12+ доп.материал).

17

12-17.01




Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Прочитать в учебнике дополнительный материал.

18

19-24.01




Архитектура западноевропейского средневековья.

Ответить на вопросы, записанные в тетради на уроке.

19

26-31.01




Изобразительное искусство средних веков.

Подготовиться к семинару.

20

2-7.02




Театральное искусство и музыка средних веков.

Прочитать в учебнике о достижениях музыкальной культуры.

21

9-14.02




Индия – «страна чудес».

Подготовить доклад на тему «Искусство индийского танца».

22

16-21.02




Художественная культура Китая.

Подготовиться к семинару. Распределить темы.

23

2-7.03




Искусство страны восходящего солнца (Япония).

Прочитать в учебнике про скульптуры цэцкэ.

24

9-14.03




Художественная культура ислама.

Дать оценку музыкальной культуре ислама. (сочинение-миниатюра)

25

16-21.03




Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Подготовиться к семинару.

26

23-28.03




Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Прочитать в учебнике про живопись Раннего Возрождения.

27, 28

30-11.04




Золотой век возрождения.

Подготовить проекты на предложенную тему.

29, 30

20-2.05




Возрождение в Венеции.

Прочитать дополнительный материал (учебник + доп.литература)

31, 32

4-16.05




Северное Возрождение.

Написать сочинение на предложенную тему.

Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».

33, 34

18-30.05




Музыка и театр эпохи Возрождения.

Подготовить сообщения об итальянской комедии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 11 класс

Программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

2. Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ      от 25.08.2008 г. № 1244-р);

5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

    По учебному плану школы на 2013-2014 учебный год на изучение МХК в 11 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

     Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

      Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

     

     В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII в.в», «Художественная культура  XIX - XX века».

     Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24декабря 2010г. № 2080  утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов.  Издательством «Дрофа» сформирован  учебно-методический комплекс, в который входит  программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.

 

Образовательные цели и задачи курса

      Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  1. освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  2. овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  3. использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  4. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  5. формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  6. осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  7. постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  8. освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  9. знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  10. интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса

  1. помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  2. способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  3. подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  4. развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  5. создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

     Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

     В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  1. основные виды и жанры искусства;

  2. изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  3. шедевры мировой художественной культуры;

  4. особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  1. узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  2. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  3. пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  4. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выбора путей своего культурного развития;

  2. организации личного и коллективного досуга;

  3. выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  4. самостоятельного художественного творчества.

Содержание курса

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Барокко

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра. Площадь Навона. Мост Святого Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Святого Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни БаттистаГаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменсван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». АрканджелоКорелли. Concertogrosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

Классицизм «Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII —

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Рококо

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Неоклассицизм, ампир

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Романтизм

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон ЭвереттМиллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «BeataBeatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Реализм

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».

Модерн

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Святого Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навсикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Модернизм

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля ЭдуараЛе Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда ГарриевичаШнитке. Реквием.

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».

Постмодернизм Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «ХасидскийДюшан».

Список  цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

 Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Учебники:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.

Учебно-методический комплекс

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура»11 класс. Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconКуцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И
...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconКуцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И
Рабочая программа разработана в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по мировой...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconКуцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре...
...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПоурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс
«Поурочные разработки к учебнику Россия в XX веке» разработаны на основе практической работы в общеобразовательных учреждениях различного...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. М. Кучменко Биология поурочные планы 9 класс по учебнику Мамонтов С. Г. Захаров В. Б и. Б. Агафонова. Н. И. Сонин «Биология: Общие...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconМетодические рекомендации для учителя. М.: "Баласс", 2000 Русский...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Б. Кабалевского 2006 года издания и основан на использовании пособия Музыка. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Музыкальное...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Б. Кабалевского 2006 года издания и основан на использовании пособия Музыка. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Музыкальное...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир. 1 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казаковой / авт сост. Г. А. Сафронова. Изд....
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир. 3 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова, Л. А. Царевой /...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconУчебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2009. Русский язык 3 класс....
Новикова Лариса Александровна, учитель начальных классов мкоу синявская сош таловский район Воронежская область
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, О. В. Бурского, А. С. Раутиана...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир. 4 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина / авт сост. Н. В. Лободина. Изд. 2-е,...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир. 2 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт сост. Н. В. Кийко,...
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconМетодическое пособие по учебнику А. А. Плешакова,Т. В. Казачек, Волгоград...
Инструкция в компьютерном классе для заведующего кабинетом и учителя информатики; Техника безопасности в компьютерном классе
Куцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение грамоте. Письмо (поурочные планы 1 класс перспективная начальная школа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск