Рабочая программа по музыке для 1 класса Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания и основан на использовании пособия Музыка. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр / автор.- сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2005. -159 с. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебного комплекса:
Критская С.Д. и др. Музыка 1 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2001.
Усачев В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2002.
Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2004.
Цель обучения музыке:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высоко-художественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
Овладение способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (пение, слушание, игра на элементарных музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение, импровизация);
Освоение эмоционально-целлостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную специфику учащихся. Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает ____1____ час базисного учебного плана в первых классах. В соответствии с этим реализуется типовая программа по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского в объеме 33 часов. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по музыке и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в первых классах. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса музыки. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о музыке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления фактов и явлений в музыке. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков. На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными музыкальными знаниями.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся __1___ класса (базовый уровень) В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Тематическое планирование (33ч) Название разделов программы:
Как можно услышать музыку; - 9 часов
Звучащий образ Родины; - 7 часов
Что может музыка; - 9 часов
Как можно услышать музыку – 8 часов
Календарно-тематическое планирование
1-я четверть
№
| Тема урока
| Музыкальный материал
| Тип урока
| Информационная компетенция
| Разучивание песен
| Вид деятельности учащихся
| 1/1
| «Как можно услышать музыку». Введение в проблему рождения музыки. Цель: помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?
| Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор».
| Занимательное занятие
| Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека.
| « Переходный переход»
| Групповая, индивидуальная
| 1/2
| Что значит «слышать музыку»? Цель: помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д.
| Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».
| Занимательное занятие
| Уметь переживать, мыслить, чувствовать слушая музыку
| Пире лайăх вĕренме Музыка В. Воробьева, слова И. Ивника.
| Групповая, индивидуальная
| 1/3
| Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Цель: выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.
| Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…». Выявление музыкальных интонаций из речевой праосновы
| Занимательное занятие
| Выявление музыкальных инто-наций из речевой праосновы
| Сăпка юрри /Колыбельная/. Чувашская народная песня. Обработка Ф. Павлова.
| Групповая, индивидуальная
| 1/4
| Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек. Цель: развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.
| Загадки,скороговорки, заклички. «Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой.
| Занимательное занятие
| Музыкант, творец, без которого музыка вообще существовать не может. Способность к размышлению об истоках происхождения музыки.
| «Неприятность эту мы переживем»
| Групповая, индивидуальная
| 1/5
| Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток. Цель: развитие образно – игрового видения; слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.
| Хороводы, заклички, прибаутки. «Арина грибы мариновала» Муз. В. Усачевой. «По-за городу гуляет»
| Занимательное занятие
| Роль человека, значение его способности музыкой воспроизводить явления окружающего мира.
| «Неприятность эту мы переживем»
| Групповая, индивидуальная
| 1/6
| В мире сказочных мелодий русских композиторов. Цель: введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный процесс.
| А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачёк».
| Занимательное занятие
| Умение выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).
| Урожай собирай
| Групповая, индивидуальная
| 1/7
| Играем в сказку. Цель: развитие образно – игрового восприятия музыки
| Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской
| Занимательное занятие
| Правильно определять характер героев, обыгрывать героев, опираясь на образную природу музыки
| «Бескозырка белая»
| Групповая, индивидуальная
| 1/8
| Идем в поход. Цель: Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения
| .Б.Кабалевский «Кавалерийская» А.Филиппенко, cтихи В.Кукловской, перевод Т.Волгиной «Мы на луг ходили…»; Е.Тиличеева, сл. А.Кузнецовой «Деревца»; З.Левина, сл. Л.Некрасовой «Белочки», муз. Гр.Фрида, сл. А.Бродского «Ветер».
| Занимательное занятие
| Научить различать характер музыки
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 1/9
| Музыкальные краски осени. Цель: помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.
| .Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой).
| Занимательное занятие
| Научить импровизировать
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 2-я четверть
2/1
| Звучащий образ Родины Цель: познакомить с символами нашей Родины.
| П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России».
| Урок-игра
| Находить интонации для характеристики слов и выражений.
| В лесу родилась елочка
| Групповая, индивидуальная
| 2/2
| Былина, былинность как художественное явление. Цель: проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.
| «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна».
| Урок-игра
| Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/3
| «…дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ». Цель: дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.
| Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора.
| Урок-сказка
| Cтановление марша
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/4
| Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. Цель: вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.
| Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой».
| Беседа
| Умение определять характер героев и их настроение.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/5
| Поход в музыкальный зоопарк. Цель: проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.
| К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).
| Урок-театр
| Осознание того , что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/6
| Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. Цель: показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства.
| П.И.Чайковский « Детский альбом».
| Урок-театр
| Знакомство с распорядком дня детишек , которые жили в ХIХ веке.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/7
| И шелест к шороху спешит (бумажная симфония). Цель: развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицированнии
| «Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова.
| Урок-театр
| Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям.
| Новогодние песни
|
| 3-я четверть.
3/1
| 14.01
|
| Что может музыка? Цель: помочь детям почуствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.
| П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).
| Лекция
| Определять многообразие отражения мира в многообразии жанров.
| «Солнечная капель»
| Групповая, индивидуальная
| 3/2
| 21.01
|
| Зима в музыке. Цель: помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».
| А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз».
| Беседа
| Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы.
| Песенка мамонтенка
| Групповая, индивидуальная
| 3/3
| 28.01
|
| Музыка и движение Цель: показать способность музыки передавать движение.
| Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».
| Комбинирова
нный
| Осознать способность музыки передавать движения.
| Бравые солдаты
| Групповая, индивидуальная
| 3/4
| 4.02
|
| Где живут ноты. Цель: познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом
| Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».
| Урок-сказка
| Знать ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо)
| Песенка для мам
| Групповая, индивидуальная
| 3/5
| 11.02
|
| Музыка передаёт характер сказочных героев. Цель: показать способность музыки описывать характер сказочных героев
| В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».
| Урок-сказка
| Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 3/6
| 18.02
|
| Музы не молчали. Цель: показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.
| «Вспомним ,братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1).
| Урок-сказка
| Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей.
| «Мир похож на цветной луг»
| Групповая, индивидуальная
| 3/7
| 25.02
|
| Русские обряды – масленица. Цель: показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке
| «Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни.
| Ознакомление
| Почуствовать обновление природы и выражения этого состояния в музыке.
| «Блины»
| Групповая, индивидуальная
| 3/8
| 04.03
|
| Природа просыпается. Весна в музыке. Цель: показать способность музыки изображать просыпающуюся природу
| Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап».
| Урок-игра
| Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.
| «Мир похож на цветной луг»
| Групповая, индивидуальная
| 3/9
| 11.03
|
| Музыка и стихи о маме. Цель: сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.
| .Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс».
| Беседа
| Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 4-я четверть.
4/1
| 8.04
|
| Как можно « услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет). Цель: способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.
| C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»).
| Урок-театр
| Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения
| Улыбка.
| Групповая, индивидуальная
| 4/2
| 15.04
|
| В детском музыкальном театре (опера). Цель: познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.
| C.Прокофьев. Опера «Великан».
| Урок-театр
| Усвоение правил поведения в оперном театре.
| Улыбка.
| Групповая, индивидуальная
| 4/3
| 22.04
|
| Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония). Цель: помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.
| И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья».
| Урок-театр
| Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр
| Голубой вагон
| Групповая, индивидуальная
| 4/4
| 29.04
|
| Русские народные инструменты. Цель: познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).
| Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).
| Ознакомление
| Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.
| Голубой вагон
| Групповая, индивидуальная
| 4/5
| 6.05
|
| На концерте. Цель: познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».
| .Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».
| Урок-театр
| Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.
| Песенка друзей
| Групповая, индивидуальная
| 4/6
| 13.05
|
| Музыкальная прогулка по выставке. Цель: способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.
| М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт».
| Урок-игра
| Усвоение понятий музыкальность, мелодия
| Песенка друзей
| Групповая, индивидуальная
| 4/7
| 20.05
|
| Легко ли стать музыкантом? Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).
| И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».
| Беседа
| Главный критерий - артистизм
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 4/8
| 27.05
|
| Что значит услышать музыку? Цель: обобщение темы года.
| Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор».
| Беседа
| Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| |