ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Мамонтов С.Г. Захаров В.Б И.Б.Агафонова. Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» 9 класс. Программа является логическим продолжением курсов 5-8 классов. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. При изучении курса прослеживаются меж предметные связи с химией, физикой, географией, историей, экологией. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выполняются лабораторные работы, также предусмотрены опыты по полеводству, проводимые на пришкольно - опытном участке в летнее время, где обучающиеся не только подкрепляют свои теоретические знания, но и развивают практическую деятельность, приобщаются к научно-исследовательской работе.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю):
Лабораторные работы – 5
Контрольные срезы –3
Контрольная работа -1
Резервное время – 4 часа.
Форма итоговой аттестации – контрольная работа
Учебно-методический комплект:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11
классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
2.М.М. Кучменко Биология поурочные планы 9 класс по учебнику Мамонтов С.Г. Захаров В.Б И.Б.Агафонова,. Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» Волгоград Учитель 2006г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Мамонтов С.Г. Захаров В.Б И.Б.Агафонова. Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» 9 класс: учеб. Для общеобразовательных заведений. – М, Дрофа, 2010.
и тетради с печатной основой Сонин Н.И. , С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров Биология. Общие закономерности 9 класс М.: Дрофа, 2012. Дополнительная литература:
Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
6. Рабочая тетрадь к учебнику Мамонтов С.Г. Захаров В.Б И.Б.Агафонова. Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» 9 класс М: Дрофа – 2010г.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы, за счет резервного времени.
увеличено количество часов на раздел «Эволюция живого мира на земле»: добавлено 2 часа на обобщение и систематизацию знаний, ввиду сложности тем раздела.
увеличено количество часов на раздел «Структурная организация живых организмов»: добавлен 1 час, для более углубленного изучения раздела.
увеличено количество часов на раздел «Размножение и индивидуальное развитие организмов»: добавлен 1 час, для более углубленного изучения раздела.
увеличено количество часов на раздел «Наследственность и изменчивость организмов»: добавлен 1 час, для более углубленного изучения раздела.
убавлено количество часов на раздел «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»: 1 час убавлен для добавления в раздел «Наследственность и изменчивость организмов».
Изучение направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма; биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов; интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами; биологических экспериментов; работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения: к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для: обеспечения безопасности своей жизни; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей;
соблюдение правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактика заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Учебно-тематический план
№
|
Разделы
| Количество часов
| В том числе
| лабораторных работ
| 1.
| Эволюция живого мира на Земле
| 26
| 2
| 2.
| Структурная организация живых организмов
| 11
| 1
| 3.
| Размножение и индивидуальное развитие организмов
| 6
|
| 4.
| Наследственность и изменчивость организмов
| 15
| 2
| 5.
| Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
| 10
|
|
| Итого:
| 68
| 5
| |