Скачать 368.8 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева» Кафедра технологии и технических дисциплин. Программа дисциплины «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно -прикладного творчества» (специальность 050502.65 - технология и предпринимательство) Программу составила Ст. преподаватель Л.В. Пилипец Утверждена ___________________ Тобольск - 2008 Пояснительная записка Данная программа предназначена для студентов 5 курса специальности 050502.65 – «Технология и предпринимательство», изучающих дисциплину «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества» в течение двух семестров в количестве 210 часов. Программа составлена в соответствии со следующим стандартом дисциплины «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества» Определение понятия творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Способы развития творческих способностей человека. Этапы решения творческих задач. Системный подход к решению задач. Выбор целей в поисковой деятельности. Интуитивные и рациональные методы поиска решений. Роль противоречий в развитии. Понятие о теории решения изобретательских задач. Понятие о функционально-стоимостном анализе. Защита интеллектуальной собственности. Организация творческой деятельности детей и подростков в системе дополнительного образования. Понятие о дизайне. Основы эргономики. Моделирование и конструирование. Проблема снижения утомляемости человека. Основы цветоведения и композиции в дизайне. Потребительские показатели качества промышленных изделий. Влияние на формообразование изделий стилей и моды. Художественное моделирование изделий. Декоративно-прикладное творчество В учебной программе предлагается изучение данного курса со следующим распределением часов на 9 и 10 семестры: 8 часов лекций, 16 часов лабораторных занятий, 8 практических занятий. По окончании занятий проводится экзамен. Рекомендуется занятия проводить с использованием мультимедийного проектора и других технических средств. Для контроля полученных знаний в течение учебного времени студентам предлагается выполнить проекты по одному из видов творческих работ, написание реферата по выбранной тематике. Основная цель курса «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного искусства» − обучение студентов методике развития у учащихся творческого мышления, овладение ими современными методами творческой деятельности, формирование научных убеждений и исследовательских умений. Основные задачи курса: ознакомить студентов с основами конструирования, моделирования, дизайна, композиции, цветоведения, эргономики, декоративно - прикладного искусства, что должно способствовать профессиональному становлению будущих учителей технологии и предпринимательства и помочь им развить у учащихся творческих умений и навыков. В структуре курса выделяются четыре разделав: 1) Творческая деятельность; 2) Методы решения творческих задач; 3)Основы дизайна; 4) Декоративно-прикладное искусство. Преподавание данной учебной дисциплины направлено на обучение студентов моделированию и конструированию, основам декоративно-прикладного искусства. Изучение курса ориентировано на приобретение практических навыков по осуществлению руководства развитием творческих способностей у школьников. Предусмотрена самостоятельная работа студентов, включающая работу с дополнительной литературой, написание реферата по выбранной теме, выполнение проекта. В целях расширенного знакомства с изучаемой дисциплиной студентам рекомендовано помимо учебной литературы, изучение исследований учёных, занимающихся соответствующей проблематикой. Общее количество аудиторных часов соответствует учебному плану. По курсу «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно- прикладного искусства» студенты выполняют реферат, выполняют проект, сдают зачет и экзамен в соответствии с требованиями стандарта и учебного плана по специальности. Курс «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно- прикладного искусства» рассчитан на 2 семестра, имеет рубежный контроль в форме зачета и итоговый контроль в форме экзамена. Программа курса «Основы творческо – конструкторской деятельности разработана применительно к учебному плану специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки учителя, призванного осуществлять трудовую и профессиональную подготовку учащихся общеобразовательных школ и ПТУ по федеральным и региональным учебным программам образовательной области «Технология». Учебный курс «Основы творческо – конструкторской деятельности» относится к дисциплинам предметной подготовки учителя технологии и предпринимательства. Он связан с технологическими (технология конструкционных материалов; различные станки и инструменты; моделирование и конструирование швейных изделий; основы теории проектирования современной одежды), общетехническими (начертательная геометрия; черчение; сопротивление материалов; теория машин и механизмов), общенаучными (физика; математика), эстетическими (декоративно – прикладное творчество; техническая эстетика и дизайн), учебными дисциплинами профессиональной подготовки учителя. В нем также затрагиваются отдельные вопросы творчества как феномена общественно полезной деятельности по преобразованию человеком окружающего природного и предметного мира, раскрывается сущность творческо – конструкторского процесса, его этапы, задачи, образовательный и воспитательный потенциал творческой проектно – конструкторской деятельности учащихся, роль учителя в развитии у них навыков самостоятельного творчества, конструкторско – технологических, эстетических, организационных и контроля – оценки знаний и умений, формирования технологической, экологической и проективной культуры. I. Цели и задачи дисциплины Цели учебной дисциплины «Основы творческо – конструкторской деятельности» вытекают из общих задач вышеназванных учебных предметов профессиональной подготовки учителя технологии предпринимательства, рассчитаны на формирование творческой личности педагога, специалиста высокой квалификации и педагогической культуры, адаптированного к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Исходя из этого основной целью учебного процесса является: • Углубление технологического образования будущего учителя на основе раскрытия интегративной сущности учебного предмета, выраженной в монизме политехнических, общественно – научных областей знаний. • Формирование у студентов научно – теоретических понятий познавательно – преобразующей деятельности человека, лежащей в основе творческого процесса конструирования и создания социально значимых материальных ценностей из различных материалов. • Теоретическое и практическое овладение студентами общими основами культуры творческо – конструкторской деятельности (проективной, терминологической, конструкторско – технологической, экономической, эстетической, экологической, рефлексивной), опытом собственной творческой деятельности. • Обеспечение образования студентов основам дизайна. • Использование традиций народного костюма в художественном творчестве. Обучение студентов реализации в процессе теоретического и практического изучения дисциплины собственных творческих идей, проектов или создания аналогов в соответствии с широкой тематикой творческо – конструкторской деятельности (от ретроспективных образцов декоративно – прикладного, технического искусства до изделий, соответствующих требованиям современного дизайн, научно – технического прогресса, произведений новаторского декоративного – прикладного искусства), изготовление дидактического материала для организации учебного процесса ( в ходе педагогических практик). • Раскрытие образовательного и воспитательного потенциала обучения учащихся творческо – конструкторской деятельности в различных формах трудовой и профессиональной подготовки в образовательной области «Технология». Задачи учебной дисциплины «Основы творческо – конструкторской деятельности». Структура и содержание учебной программы раскрывает общие научно – концептуальные и частные образовательные и воспитательные задачи профессионального становления специалиста в различных формах учебно – познавательной деятельности. К их числу относятся: • раскрытие сущности и структуры творческо – конструкторской деятельности как вида общественно – полезной деятельности по преобразованию окружающей природной и предметной среды, созданию социально значимых материальных ценностей; • формирование понятия о творчестве, как феномене общественно – исторической практики, раскрытие его сущности, задач, нравственных последствий на современном этапе; • вооружение студентов знаниями особенностей творчества в зависимости от социальных задач (включая учебные), возраста и функции участников творческого процесса; • создание педагогических условий для овладения студентами знаниями определения и сущности конструирования его направлениями, задачами, этапами конструкторской деятельности; • обеспечение овладением будущих педагогов знаниями политехнических, естественно – научных, общественно – научных, педагогических аспектов творческо - конструкторского процесса и их интеграцию в нем; • раскрытие студентам структуры и содержания конструкторско – творческой деятельности в различных формах учебно – воспитательного процесса и деятельности учащихся; • обеспечение будущим педагогам возможности теоретического и практического овладения основами проектной, терминологической, конструкторской, технологической, экономической, эстетической, экологической и рефлексивной культуры на базе интеграции естественных наук и опыта собственной конструкторско – творческой деятельности; • создание оптимальных условий для овладения знаниями и умениями экономического обоснования и экономической оценки процесса и объекта конструкторско – творческой деятельности; • вооружение студентов знаниями сущности, задач технологической последовательности этапов проектно – творческой деятельности, ее взаимосвязи с конструкторским процессом; • включение студентов в направленную самостоятельную творческую деятельность - в процессе индивидуального углубленного изучения тем учебной дисциплины за счет непосредственного участия в проектной деятельности, процессе конструкторского, декоративно – прикладного творчества; • осуществление практического обучение будущих педагогов ведению технологического процесса моделирования, конструирования, изготовления и художественной отделки изделий из металла, древесины (юноши), ткани и других швейных материалов (девушки); • формирование у студентов знаний и умений основ дизайна; • обучение студентов практическому использованию в творческо – конструкторской деятельности народных художественных традиций; • формирование у студентов понятия об особенностях бытовой и производственной направленности объектов творческо – конструкторской деятельности и ее реализации с учащимися разных возрастных групп; • раскрытие студентам образовательного и воспитательного потенциала творческо – конструкторской деятельности, ее роли в обучении школьников по федеральным и региональным программам образовательной области «Технология» В программе учебного курса «Основы творческо – конструкторской деятельности» заложена ориентация на школу. Программа составлена с учетом будущей профессионально – педагогической деятельности учителя технологии. С этой целью в учебной программе курса предусмотрена подготовка студентов (юношей) по направлению «Технологический труд» включающему технологии ручной и механизированной (в том числе художественной) обработки металла, древесины, других конструкционных материалов, обладающих жесткой фактурой, а также подготовка девушек по направлению «Обслуживающий труд», предусматривающему обучение девочек технологии обработки ткани, других швейных, а также волокнистых материалов, обладающих высокой пластичностью, декоративностью, способностью к изменению текстуры, структуры образованию новой фактуры за счет вышивок, плетения, вязания. Творческо – конструкторская деятельность студентов по вышеназванным направлениям включает следующие основные структурные компоненты: • История и морфология творческой деятельности. • Основы народного декоративного – прикладного творчества. • Эстетика и дизайн. • Декоративно – прикладное творчество в образовательной области «Технология». • Техническое творчество. • Творческие проекты. Объем и содержание учебного материала позволяют студентам овладеть теоретическими основами и технологией различных видов эстетической, творческой, предметно – преобразующей деятельности, обеспечивают непосредственное включение будущих педагогов в творческий процесс по созданию авторских образцов декоративно – прикладного, дидактического, технического конструирования и моделирования, дидактического материала для школы. II. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины Будущий учитель технологии и предпринимательства должен владеть знаниями: • Природы и общественно – ценностной сущности творчества; • Истории и морфологии народного художественного и современного дизайнерского и технического творчества; • Особенностей творческой деятельности в зависимости от социальных задач и функций участников творческого процесса (включая учащихся, студентов); • Сущности понятий «проектирование», «моделирование», «конструирование», «форма», «техническое творчество», «декоративно – прикладное творчество», «техническое моделирование и конструирование», а также направлений, задач, этапов конструкторской деятельности; • интегративной сущности творческо – конструкторского процесса; • способов и реализации творческо - конструкторской деятельности на интегративной основе естественно – научных, политических, эстетических, экологических знаний и умений; • личностно – ценностной, нравственной основы творческо - конструкторской деятельности; • структуры, содержания, особенностей творческо - конструкторской деятельности в сфере дизайна, технического творчества, декоративно – прикладного творчества, при выполнении индивидуальных, групповых, коллективных, авторских проектов; • принципов, методов, технологической последовательности, технического моделирования и конструирования; • объектов технического моделирования и конструирования; • архитектурно – художественных закономерностей формообразования промышленных объектов и технических моделей; • классификации моделей; • принципов дизайна и их реализации в творческо – конструкторском процессе; • особенностей организации творческо - конструкторской деятельности в ходе академических занятий, уроков, кружковой, внеклассной, внешкольной работы.; • специальной терминологии по проектированию, конструированию, технологии изготовления и художественной отделки изделий из древесины, металла, ткани, меха, волокнистых и других материалов; • свойств материалов применяемых в декоративно – прикладном, техническом и других видах предметного творчества; • технологии обработки природных, искусственных, синтетических, комбинированных конструкционных материалов; • особенностей использования в модельеро – конструкторской, декоративно – прикладной технологической деятельности природных форм, материалов, образцов; • оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых в моделировании и декорирование изделий из конструкционных материалов, обладающих различными пластическими и технологическими свойствами; • планирования и соблюдения технологической последовательности моделирования, конструирования изготовления художественной отделки и контроля качества изделия из природных и других конструкционных материалов; • системы композиционных закономерностей и особенностей ее реализации в декоративно – прикладном искусстве, дизайне, техническом творчестве; • технологии использования природных изобразительных свойств обрабатываемого материала при составлении художественных композиций для изделий из металла, древесины, пластика, комбинированных, в том числе, природных материалов (соломки, гальки, кости, чешую цветов, семян и т.д.), а также ткани, меха, кожи, нитей, шнуров и других волокнистых материалов; • особенностей использования народных традиций формирования и декорирования изделий из дерева, металла, ткани, волокнистых и других материалов; • технологии декорирования простой и сложной плоскостей, объемных форм с монолитной, каркасной и оболочной структурой; • графических и изобразительных методов построения орнаментальных мотивов и сюжетных композиций на плоскости, технологических средств достижения их художественной выразительности и изделия в целом в зависимости от материала и объекта творческого процесса. • сущности, задач, содержания, этапов проектно – творческой деятельности; • элементов экономического обоснования и оценки стоимости процесса и объема творческо – конструкторской деятельности или реализации целого проекта; • научной организации труда, личной санитарии, гигиены, безопасных условий и приемов изготовления изделий в ходе творческо – конструкторской деятельности; • особенностей бытовой, производственной направленности объектов творческо – конструкторской деятельности и ее реализации в условиях школы; • образовательного и воспитательного потенциала творческо - конструкторской деятельности, реализуемой в процессе трудового обучения школьников по федеральным и региональным программам образовательной области «Технология»; Будущий учитель технологии и предпринимательства должен владеть умениями: • раскрыть социальную сущность, структуру и задачи творческо - конструкторской деятельности как вида общественно – полезной деятельности по преобразованию природной среды; • дать определение понятию «творчество», охарактеризовать общественно – ценностную значимость, задачи, виды, нравственные, социально – экономические, экологические, образовательные и воспитательные аспекты творчества на современном этапе; • объяснить сущность и дать определение понятиям «проектирование», «моделирование», «конструирование», «форма», «техническое творчество», «декоративно – прикладное творчество», «техническое моделирование и конструирование» и др.; • дать характеристику направлениям, задачам, этапам конструкторской деятельности; • раскрыть интегративную сущность, научные личностно – ценностные, нравственные , основы творческо – конструкторского процесса; • охарактеризовать структуру, содержание особенностей творческо - конструкторской деятельности в сфере дизайна, технического творчества, декоративно – прикладного искусства, при выполнении индивидуальных, групповых и коллективных авторских проектов; • изложить принципы дизайна и путей их реализации в творческо–конструкторской деятельности; • в общих чертах объяснить особенности организации творческо-конструкторской деятельности в ходе академических занятий, кружковой, внеклассной, внешкольной работы; • использовать специальную терминологию по проектированию, конструированию, технологии изготовления и художественной отделки изделий из древесины, металла, ткани, меха, волокнистых и других материалов; • различать и производить отбор материалов для декоративно – прикладного творчества, технического моделирования и конструирования, изготовления объектов дизайна, выполнения проектов; • объяснить и применять на практике принципы, методы технического моделирования и конструирования; • соблюдать технологическую последовательность методов технического моделирования и конструирования, архитектурно – художественных закономерностей формообразования • владеть приемами рационального использования природных форм, материалов, образцов в процессе их конструкторско–технологического преобразования; • владеть эффективными приемами и методами использования инструментов, приспособлений, оборудования в моделировании, конструировании, технологии изготовления и декорирования изделий из древесины, металла, ткани, кожи и д.р.; • планировать технологический процес создания изделий из различных природных и других конструкционных материалов, разработки схем технологической последовательности моделирования, конструирования, изготовление художественной отделки объектов творческо-конструкторской деятельности, разработки инструкционно–технологических карт; • моделировать, конструировать, изготавливать, декорировать, изделия из различных природных и других конструкционных материалов; • осуществлять контроль, самоконтроль самооценки качества выполнения конструкторско–технологических операций и изделия в целом; • объяснять сущность и использовать систему композиционных закономерностей в декоративно – прикладном, техническом творчестве, сфере дизайнерского моделирования и конструирования; • технологического использования природных изобразительных средств обрабатываемого материала (цвета, фактуры, текстуры, декора) при составлении художественных композиций из металла, древесины, пластика, комбинированных, в т.ч. природных материалов (соломки, гальки, чешуи, семян, цветов и др.), а также ткани, меха, кожи, нитей, шнуров и т.д.; • использовать народные традиции формообразования, декоративной обработки изделий из дерева, металла, ткани, волокнистых и других материалов; • самостоятельно моделировать, конструировать, изготавливать дидактический материал для педагогических практик в школе. III. Объем дисциплины и виды учебной работы
IV. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
|
Областной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина» Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов... | О проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного... В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности... | ||
О проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного... В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности... | Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» | ||
История и теория декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история и теория декоративно-прикладного творчества» | Основы декоративно-прикладного искусства Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е.... | ||
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего.... | 1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного... Виды вышивки, применяемой при создании изделий декоративно-прикладного творчества | ||
Положение о Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества... Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной... | Практикум по декоративно-прикладному творчеству Направление подготовки Народные традиции изготовления изделий в техниках декоративно-прикладного творчества | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного... Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация внеурочной деятельности учащихся на занятиях кружка «Декоративно-прикладного творчества» | ||
Курсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества» «Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история и теория декоративно-прикладного творчества» | ||
Конкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг» Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся... | Творческий час по теме Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация |