МУЗЫКА Образовательная программа «Начальная школа XXI века»
1-4 классы. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана в соответствии со стандартами второго поколения, программой «Музыка» - концепция «Начальная школа XXI века» авторы: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр (Сборник программ четырехлетней начальной школы под руководством Н.Ф.Виноградовой; Москва, «Вентана-Граф» 2011г.), примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»). При создании программы учитывались потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Основой отбора содержания учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б. Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. Таблица тематического распределения количества часов.
№
| Разделы, темы
| Количество часов
| Примерная программа
| Рабочая программа
| 1кл.
| 2кл.
| 3кл.
| 4кл.
| 1.
| Музыка в жизни человека (30ч.)
-Истоки возникновения музыки
-Язык музыки
-Всеобщее в жизни и в музыке
-Музыкальное общение без границ
-Искусство слышать музыку
|
8
6
8
2
9
| 36
9
8
8
2
9
|
9
8
-
-
-
|
-
-
8
-
-
|
-
-
-
-
-
|
-
-
-
2
9
| 2.
| Основные закономерности музыкального искусства (60ч.)
-Содержание и формы бытования музыки
-Музыка – искусство интонируемого смысла
-«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа
-Развитие как становление художественной формы
-Истоки русского классического романса
-Композиторская музыка для церкви
-Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре
-Музыка мира сквозь «призму» русской классики
|
16 10 10 6 6 2 6
4
| 60 16 10 10 6 6 2 6
4
|
16 - - - - - -
-
|
- 10 10 6 - - -
-
|
- - - - 6 2 6
-
|
- - - - - - -
4
| 3.
| Музыкальная картина мира(30ч.)
- Характерные черты русской музыки
-Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности
-Многоцветие музыкальной картины мира
-Музыка мира сквозь «призму» русских классиков
-Музыкальное общение без границ
|
8 12
7 4 8
| 39 8 12
7 4 8
|
- -
- - -
|
- -
- - -
|
8 12
- - -
|
- -
7 4 8
| 4.
| Резерв (18ч.)
| 3
| 3
| -
| -
| -
| -
|
| Всего: 138ч.
| 138
| 138
| 33
| 34
| 34
| 34
|
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа по музыке разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Основные задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
Освоение музыкальных произведений и знания о музыке.
Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.
Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка»
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся:
- реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;
- становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане Гимназии № 36 на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часа, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
•формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
•приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
•развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
•развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Основное содержание обучения.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Предусматривается резерв свободного учебного времени — 15 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв даёт возможность наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В 1 классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени. Содержание курса (138 часов)
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Основные виды учебной деятельности.
Слушание музыки.
Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение.
Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование.
Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение.
Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений.
Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. Планируемые результаты по учебному предмету
Результатами изучения музыки в начальной школе являются: овладение начальными представлениями об основах музыкальной культуры, о роли музыки в жизни человека; применение знаний и умений в творческой деятельности.
В слушании музыки:
- различать музыку, различную по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности;
- иметь представление об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
В пении:
- исполнять различные по характеру музыкальные произведения;
- использовать вокально-хоровые умения и навыки для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
В инструментальном музицировании:
- играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах;
- передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.
В музыкально-пластическом движении:
- иметь общее представление о пластических средствах выразительности;
- выражать образное содержание музыки через пластику;
- коллективно создавать музыкально-пластических композиции, танцевальные импровизации.
В драматизации музыкальных произведений:
- инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов;
- выражать образное содержание музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
|