Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине





НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
страница1/9
Дата публикации20.09.2013
Размер1.06 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Автор-составитель:

Ветюгова И.П., к.филол н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине Культурология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт). Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих социально-гуманитарных дисциплин специальности и является обязательной для изучения. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ. Протокол №4 от 01.07.2011.

Содержание



Рабочая учебная программа по дисциплине ………………………………..

4

Конспект лекций по дисциплине …………………………………………….

12

Методические указания для студентов ………………………………………

63

Методические указания для преподавателей ……………………………….

64

Вопросы к зачету по дисциплине……………………………….....................

65



Цели и задачи дисциплины
Культурология в структуре дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов направлена на подготовку молодежи к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества. Курс «Культурологии» должен способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур.

Основной целью изучения курса « Культурология» является расширение знаний студентов об истории мировой, отечественной и современной культуры, ее влияние на духовную жизнь общества.

Курс ставит своей задачей дать студентам систему знаний о феномене культуры, научное представление о показателях и критериях развития культуры личности. Сформировать умение оценивать жизнедеятельность людей и плоды их творчества с позиции гуманизма, выработать потребность в развитии своих творческих способностей и постоянном повышении культурного уровня, приобщить специалистов железнодорожного транспорта к различным видам социокультурного творчества.

Задача курса показать, на лучших образцах художественного творчества, основные этапы в развитии всемирной литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и кино.

В результате изучения дисциплины студенты должны ЗНАТЬ:

Содержание и характерные особенности основных этапов истории мировой культуры;

Основные закономерности развития истории мировой культуры;

Основные типы культур, культурно-исторические центры и регионы;

Основные культурные традиции работников железнодорожного транспорта.

УМЕТЬ:

Понимать культурные коды и язык искусства;

Самостоятельно совершенствовать базовые знания по актуальным прикладным проблемам культуры и искусства;

Применять в практической деятельности нормы этикета работникам железнодорожного транспорта.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ с основными культурологическими теориями и концепциями современной отечественной и зарубежной науки.

Полученные знания, навыки и умения раскрывают перед студентами наиболее важные закономерности процесса развития культуры, помогут овладеть языком искусства, определят пути к совершенствованию, повысят качество подготовки специалистов.

Особенностью практической направленности курса является ее ярко выраженная направленность на индивидуализацию в процессе всего обучения в вузе.

Теоретические научные основы дисциплины составляют труды видных отечественных и зарубежных культурологов, а также памятники мировой и отечественной культуры.

Программа курса построена по историко-методологическому принципу, во взаимосвязи с другими общественными науками ( философии, истории, социологии, политологии, психологии и педагогики и др.)

Основной материал содержится в цикле ретроспективных лекций и практических занятий.

Большая часть отводится на изучение теоретического материала, а также на непосредственное посещение музеев, выставочных залов, просмотра спектаклей, кинофильмов, электронных средств информации, чтение художественной литературы.

На лекционных и практических занятиях используется дидактический материал: слайды, диапозитивы, а также кадропланы, кино и фотоматериалы, аудио и видеозаписи, образцы художественных произведений
Содержание дисциплины

Раздел 1. Теория культуры

Тема 1. Предмет и научный статус культурологии.

 Теоретико-понятийное определение культуры. Полисемантичность понятия культуры. Подходы к изучению культуры (деятельностный, аксиологический, этнологический, психологический, исторический, философский, социологический и др).

История развития культурологического знания:

  • возникновение идеи культуры в философской и исторической мысли Античности;

  • представления о культуре в эпоху европейского Средневековья;

  • гуманистическое понимание культуры;

  • разработка теорий культуры в эпоху Просвещения;

  • культурологические идеи в трудах европейских ученых конца ХУ111-первой половины Х1Х вв.;

  • трактовка культуры в трудах западных мыслителей второй половины Х1Х века;

  • западная культурологическая наука в ХХ веке;

  • исследование проблемы культуры в трудах российских мыслителей конца Х1Х – первой половины ХХ века;

  • теоретические основы современной отечественной культурологии.

Предметное поле и задачи культурологических исследований. Методологические основы изучения культуры.
Тема 2. Природа и сущность культуры. Структура культуры. Культура и цивилизация

 Морфология культуры. Понятие субъекта и объекта культуры. Уровни связи субъекта культуры с окружением. Функции культуры (адаптационная, познавательная или аккумулирующая, коммуникативная, трансляционная, организационно-регулятивная, гуманистическая). 

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» (отождествление, противопоставление, взаимопроникновение). Основные подходы к изучению культур и цивилизаций (линейный, циклический, географический). Принципы типологизации культуры (формационный, цивилизационный, культурно-исторический, регионально-территориальный, этнонациональный, религиозный, по отношению к природе и др.).
Тема 3. Культурная типология. Историческая типология культур

Тип, типологизация культуры. Основания типологизации. Типологические системы.

Раздел 2. История культуры .

Тема 4. Древний мир. Мир античной культуры. Миф как форма культуры

 Границы географической зоны Древнего Востока. Традиции изучения восточных культур (европоцентризм, концепции циклического развития цивилизаций). Восток как социокультурный феномен.

Античность как тип культуры. Этапы развития культуры Древней Греции (крито-микенский, гомеровский, архаический, классический, эллинистический). Аполлоническое и дионисийское начала в культуре Древней Греции. Греческий полис как социально-политический организм. Представление о личности и гражданине. Миф как форма познания мира. Древнегреческая мифология и религия. Художественная культура. Античная философия как вызов мифологическому сознанию. Этапы развития культуры Древнего Рима. Возникновение и ранний период христианства. Античное воспитание и образование. «Artes Liberales». Научные знания.
Тема 5. Культура Западной Европы в средние века.

 Средневековый тип культуры. Этапы развития средневековой культуры (раннее, зрелое, позднее средневековье). Материальная культура и специфика социальной иерархии в феодальном обществе. Система ценностей средневекового человека. Место и роль католической церкви в средневековом обществе. Влияние христианства на художественную культуру. Соотношение светского и религиозного начал в культуре. Романский стиль и готика как отражение мировосприятия средневекового человека. Рыцарская культура: реальность и идеал. Куртуазная культура. Городская культура средневековья. Понятие «техническая революция» средневековья. Система образования. Первые европейские университеты. Жанры средневековой литературы. Образ средневековой культуры в книгах представителей «Школы Анналов».
Тема 6. Культура эпохи Возрождения.

Экономические, социально-политические и мировоззренческие предпосылки возникновения европейского Ренессанса. Характеристика понятия «Возрождение». Гуманизм как идейная основа культуры Возрождения. Этапы развития итальянской культуры эпохи Возрождения (проторенессанс, раннее, высокое, позднее Возрождение). Титаны Возрождения. Кризис культуры Возрождения в Италии. Маньеризм.

Истоки и особенности Северного Возрождения. Художественный мир Северного Возрождения. Реформация. Отличительные черты протестантизма как нового течения христианства.

Литература Ренессанса. Идеи гуманизма в творчестве выдающихся мыслителей, поэтов и писателей (Франческо Петрарака, Джованни Боккаччо, Ленардо Бруни, Лоренцо Валла, Джовании Пико делла Мирандола, Никколо Макиавелли, Томмазо Камапанелла, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень и др.). Западноевропейский театр эпохи Ренессанса. Великие Географические открытия.
.Тема 7. Западноевропейская культура Нового времени

Нововременная культурная парадигма и ее реализация в социокультурном развитии . Менталитет ХVII–XVIII вв. Протестантизм и его влияние на культуру Западной Европы. Формирование новой картины мира. Основные стили и направления в художественной системе. Логика стилевого развития пластических и временных искусств. Барокко, рококо, классицизм.
Тема 8. Европейская культура XIX – начала XX вв.

Мировоззренческие основания культуры. Эволюция традиционной европейской системы ценностей. Стиль модерн в архитектуре и изобразительном искусстве стран Европы. Национальные особенности стиля модерн («Югендштиль», «Сецессион», Либерти, Тиффани, русский модерн, Органическая архитектура). Формирование нового образа культуры. Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века. Преемственность по отношению к модернистским тенденциям в культуре. Постмодернизм как выражение мировоззрения современной эпохи. Эклектическая интеграция искусства и науки, философии, религии. Синтетическое отражение мира.
Тема 8. Культура и глобальные проблемы современности.

Основные тенденции развития современной культуры.. Культура и глобальные проблемы современности.
Раздел 3. Теория и история отечественной культуры

Тема 8. Тип русской культуры

Самобытность русской культуры как научная проблема. Особенности геополитического положения России. Проблема генезиса русской культуры Взаимодействие восточного и западного начал в русской культуре.. Роль православного христианства в формировании русской культуры. Периодизация истории русской культуры. Понятие дискретности русской истории (культурно-исторические парадигмы в развитии российской цивилизации). Система ценностей и нравственных ориентаций, идеал человека в русской культуре. Самобытность русского типа ментальности.


ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ

Всего часов – 72

Лекционные занятия – 18 часов

Практические (семинарские) занятия – 18 часов

Контрольные работы (количество) – 0

Самостоятельная работа – 36 часов

Зачет (количество) – 1
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Примерный объем в часах

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Предмет и научный статус культурологии

2

2

Сущность культуры. Культура и цивилизация

2

3

Тип, типология, типологизация культур

2

4

Мир античной культуры

2

5

Западноевропейская средневековая культура

2

6

Культура эпохи Возрождения

2

7

Нововременная культурная парадигма и ее реализация в социокультурном развитии

2

8

Европейская культура XIX-XX вв.

2

9

Особенности русской культуры

2

Итого

18


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Примерный объем в часах

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Теоретические основы отечественной культурологии

4

2

Культура Древнего мира

4

3

Образ Средневековой культуры в трудах представителей «Школы Анналов»

4

4

Литература Ренессанса

4

5

Пластические и временные искусства культуры Нового времени

4

6

Стиль модерн в архитектуре и изобразительном искусстве стран Европы

4

7

Основные тенденции развития современной культуры.

4

8

Культура и глобальные проблемы современности

4

9

Идеал человека в русской культуре (на материале художественной культуры)

4

Итого

36


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессионального цикла и является обязательной для изучения
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности и является...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент профессионального цикла дисциплин специальности и является обязательной для изучения. Данный...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения....
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Экономика и управление на предприятии Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специальности...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Менеджмент организации. Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих дисциплин специальности и...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «Менеджмент». Перечень качеств личности
Учебная практика оформляется в тетради или на листах формата А4 в соответствии с заданиями
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций задание на...
Промышленная теплоэнергетика. Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности
Опорный конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки стоматология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск