Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине





НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
страница1/6
Дата публикации08.09.2013
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Спорт > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
Автор-составитель:

Волкова Светлана Геннадьевна ст. преподаватель
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы эргономики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт). Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ. Протокол №4 от 01.07.2011.

СОДЕРЖАНИЕ


Рабочая учебная программа по дисциплине ……………………………….

4

Конспект лекций по дисциплине ……………………………………………

8

Методические указания студентам ………………………………………….

43

Методические указания преподавателям ……………………………………

44

Вопросы к зачету………………………………………………………………

45




1.1 Цели и задачи ДИСЦИПЛИНы

Приобретение студентами знаний в области учета функциональных возможностей и особенностей человека в трудовых процессах с целью создания таких условий, методов и организации трудовой деятельности, которые делают труд человека наиболее производительным и вместе с тем способствуют его всестороннему духовному и физическому развитию, обеспечивают комфорт и безопасность работающему, сохраняют его здоровье и работоспособность. Изучение и учет человеческого фактора при проектировании и эксплуатации систем «человек – машина – окружающая среда» (СЧМ), предназначенных для управления про­цессами перевозок на железнодорожном транспорте.

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен:

иметь представление об основных направлениях совершенствования эффективности СЧМ и методов повышения безопасности, производительности труда и улучшения условий для развития личности человека в процессе труда;

знать эргономические требования к проектированию СЧМ в целом, их специфику в условиях управляющей деятельности на железнодорожном транспорте; эргономические требования к каждому компоненту СЧМ: человеку-оператору (ограничения, свойственные человеческому организму, которые должны быть согласованы с характеристиками технических средств и параметрами производственной среды), техническим средствам, рабочим местам, производственной среде; эргономические основы эксплуатации СЧМ, направленные на создание условий, при которых обеспечивается сохранение здоровья оператора, максимальная производительность его труда; эргономические показатели эффективности и надежности функционирования СЧМ; методы повышения надежности СЧМ, в том числе АСУ на железно­дорожном транспорте; тенденциями развития эргономики.

уметь использовать методы эргономики при разработке и внедрении в производство эргономических принципов и рекомендаций; перечень эргономических требований к техническим средствам и рабочим местам организаторов процесса перевозок; технико-экономические расчеты при разработке эргономических мероприятий, направленных на совершенствование транспортных СЧМ, в том числе и АСУЖТ.

1.3. Содержание разделов и темы дисциплины

Раздел 1. Объект, предмет, цели и задачи эргономики

1.1 Объективные причины возникновения и история развития эргономики как научной дисциплины. Тенденции развития эргономики в нашей стране и за рубежом. Объект эргономики. Понятие о системах «Человек – машина – производственная среда» (СЧМ). Предмет исследования эргономики. Понятие об эргономичности. Критерии и количественные показатели эргономичности. Междисциплинарные связи эргономики.

1.2 Цели эргономических исследований. Основные задачи эргономики. Основные направления эргономических исследований на железнодорожном транспорте.

ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ
Всего часов – 49

Лекционные занятия – 36 часов

Практические (семинарские) занятия – 0 часов

Самостоятельная и индивидуальная работа – 13 часа

Зачет (количество) - 1
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Примерный объем в часах


№ п/п

Раздел дисциплины и тема

Количество часов

1

РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ




2

Тема 1. Объект, предмет, цели и задачи эргономики

4

3

Тема 2. Методы эргономики

4

4

РАЗДЕЛ 2. Цели, задачи и основные направления эргономических исследований




5

Тема 3.Причины возникновения и история развития эргономики

4

6

Тема 4. Инженерно психологический и психофизиологический методы эргономики

4

7

Тема 5. Деятельность и труд в эргономики

4

8

Тема 6. Содержание деятельности

6

9

РАЗДЕЛ 3. Тяжесть труда и функциональное состояние рабочего человека




10

Тема 7. Функциональное состояние человека

6

11

Тема 8. Специфика функциональных состояний работников железнодорожного транспорта

4




Итого:

36



ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Примерный объем в часах

п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Тема 1. Законы эргономики

2

2

Тема 2. Производственная среда

2

3

Тема 3. Органы управления

6

4

Тема 4. Профессиональный отбор

3




ИТОГО

13



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1.9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:

1. Эргономика на железнодорожном транспорте: Учебное пособие Г.М. Грошев М.В. Иванов, И.Ю. Романова и др..; Под ред.Г.М. Грошева, М.В. Иванова-м.: ГОУ «Учебно- метадический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009-390 с.
1.10 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое и дополнительное информационное обеспечение для освоения дисциплины не требуется (компьютеры, программы и т.п.). Вся достаточная информация начитывается студентам на аудиторных занятиях и расположена на сайте университета.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1

Объективные причины возникновения эргономики

Эргономика (от греческого ergon – работа, nomos - закон) как наука возникла несколько десятилетий назад, а ее зарождение относится к тому периоду развития человечества, когда люди научились сознательно изготовлять орудия труда, придавая им удобную для работы форму. Впервые термин “ ЭРГОНОМИКА” предложил польский естествоиспытатель Войтех Ястшембовский в 1857 году, когда опубликовал работу “ Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе”. Эта книга представляет собой теоретическое исследование, в котором предпринята попытка построить модель деятельности человека, базирующуюся на законах естествознания.

Выделяют несколько причин возникновения эргономики.

Во-первых, в конце ХIХ века началось активное образование крупного капиталистического производства: на смену сложному человеческому труду приходит простой машинный труд, т.е. человек выполняет вспомогательные операции для обслуживания машины. Ф.Тейлор (1856-1915) одним из первых начал исследование простого машинного труда. Он обосновал необходимость разделения трудовых функций работников на элементарные операции и стандартизированные движения. Рабочий рассматривался как элемент технологической системы производства, но не во взаимосвязи с элементами в системе “человек-машина”. Реализуется концепция инженерного проектирования методов работы.

Во-вторых, в конце ХIХ и начале ХХ века начинает уделяться большое внимание к условиям работы. В Англии, Германии, США и других развитых странах организуются специальные гигиенические и физиологические лаборатории и институты, изучающие влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей его производственной среды. На основе результатов исследований трудовой деятельности человека возникает ряд дисциплин (биомеханика, психология, физиология труда и др.), которые решают задачу, как приспособить человека к машине, т.е. выявляются те особенности человека, которые следует учитывать при создании машины, чтобы он мог обслуживать её. Академиком Бехтиревым В. М. в 1921 году на первой Всероссийской инициативной конференции предлагается новый подход к организации труда: максимальная производительность при максимальной сохранности здоровья и гарантии всестороннего развития личности. Советским психологом В. Н. Мясищевым было предложено создать новую научную дисциплину – эргологию ( учение о работе человека). До этого ни одна дисциплина не изучала трудовую деятельность человека в целом. Необходимость обработки большого числа сложных , а иногда и противоречивых требований , создание оптимальных условий труда, научный подход к изучению являются важнейшими предпосылками к возникновению этой научной дисциплины. И хотя эргология в те годы так и не оформилась в самостоятельное научное направление, были определены её цели и задачи, намечены основные её проблемы и организационные формы исследований, выполнены первые прикладные работы.

Третей причиной послужил стремительный рывок прогресса в 40 годах ХХ века - начало II Мировой войны. В срочном порядке создавались новые виды военной техники и оружия, которые, поступая на вооружение армии, предъявляли к обслуживающему персоналу требования, превосходящие психофизиологические возможности человека. Поэтому первоочередной стала проблема приспособить “ работу к человеку”, т.е. спроектировать такое оборудование, которое бы учитывало границы человеческих возможностей

В 1949 году в Англии группой ученых было дано название новой научной дисциплине - эргономика. Ими было организованно Эргономическое исследовательское общество, которое занималось междисциплинарными исследованиями, направленных на выявление оптимальных условий деятельности человека

Четвертой объективной причиной возникновения эргономики послужила научно-техническая революция, которая произвела коренные, качественные изменения в производительных силах как целостной системе, включающей три основных компонента-средства труда, предмет труда и целесообразную деятельность человека. Изменения происходят непосредственно в сфере трудовой деятельности. Характер и содержание труда меняется: снижается объем физических нагрузок, работа приобретает характер преимущественно умственной деятельности. Повышаются требования к квалификации кадров, увеличивается доля высокоспециализированных специалистов в обслуживании автоматической техники и технологии. За человеком остаются функции наблюдения и контроля.
Объект, предмет и задачи эргономики
Эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах “человек- техника- окружающая среда”, с целью обеспечения её эффективности , безопасности и комфорта.

Объект исследования эргономики - система “человек-машина-окружающая среда”, или кратко система “ человек-машина” (СЧМ). Эти СЧМ – физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие человека как главное, решающее звено.

Предмет эргономики - конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Цели эргономики

1. Повышение эффективности СЧМ, под которым понимают особенность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством (достижение достаточной производительности с минимальными затратами энергии, материалов и без потерь, являющихся результатом ошибок). Достигается путем изначального проектирования относительно безошибочно действующих СЧМ – создания эргономически совершенной техники, подготовки хорошо обученных кадров.

2. Обеспечение безопасности труда: неучитывание человеческого фактора при эргономическом проектирование оборудования может привести к опасным действиям человека – оператора, из–за невозможности правильного и своевременного выполнения операций (по вине подобных просчетов происходит: 75% авиационных катастроф; 80% дорожных происшествий; 90% аварий на железнодорожном транспорте).

3. Обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда, которое может быть достигнуто грамотным распределением функций между человеком и машиной.

В конце ХIХ века русский инженер И. И. Рихтер выпустил серию статей в журнале “Железнодорожное дело” под общим названием “Железнодорожная психология”, где уже в то время поднимал чисто психологические вопросы безопасности и безошибочности работы железнодорожного персонала: “Почему в железнодорожном деле, где безопасность в основном зависит от человека, внимание уделяется главным образом технике, а психологический аспект оттесняется на задний план?”. Этот вопрос актуален и в сегодняшние дни. Он рассматривал влияние индивидуальных качеств работников и их руководителей, взаимоотношений в коллективе, качество инструкций и т.д. на безопасность движения. По его мнению бывают два вида опасностей:

1 – нормальные, т.е. запрограммированные в данной деятельности;

2 – чрезвычайные, т.е. возникающие неожиданно: непредусмотренная поломка техники, ошибка оператора и т.д..

Начало ХХ века ознаменовало появлением новых, более скоростных видов транспорта (автомобильного и авиационного), расширением железнодорожного движения в городах (трамваи). Это дало толчок к развитию прикладной области психологии –психотехники, в частности психологии безопасности труда. Объект внимания – водительский труд. Создатель психотехники американский ученый Г. Мюнстерберг разработал специальную инструментальную методику предназначенную для оценки способностей к водительскому труду. Важнейшие качества: хорошее распределение внимания, быстрая ориентировка в сложившейся дорожной ситуации, способность предвидеть её развитие. Немецкий инженер Трамм дополнил: хорошее зрение и слух, высокая суставная чувствительность, хорошая память, способность противодействовать усталости, способность к работе с техникой. В итоге, отбирая по вышеуказанным показателям, число дорожных происшествий за 2 года уменьшилось более чем в 2 раза. Далее добавили : ловкость, экономное расходование сил, способность замечать опасные ситуации.

Несколько обособленно велись исследования безопасности летного труда. Выяснилось, что в 50% (в 229 из 460) случаях аварии, причиной явились ошибки летного состава, допущенные из – за плохого согласования техники с практической деятельностью.

Человеку свойственны некоторые ограничения, которые конструктору необходимо принимать во внимание.

Требования человека к технике находят своё выражение в такой целостной эргономической характеристике системы “человек – машина”, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени её (техники) соответствия физическим, биологическим психологическим свойствам человека.

Эргономичность формируется на ряде свойств:

  • управляемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом.;

  • обслуживаемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению её в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени ;

  • освояемость: характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и высококачественному овладению её техническим и управляющим персоналом ;

  • обитаемость: эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным с точки зрения жизнедеятельности работающего человека параметрам среды, а также обеспечивающее уменьшение или ликвидацию вредных последствий её воздействия на окружающую среду.

Основные критерии эргономичности – показатели использования живого труда человека:

1 – производительность труда: затраты времени на выполнение человеком единицы труда;

2 – качество труда: точность и безошибочность выполнения единицы труда;

3 – тяжесть (напряженность ) труда: степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье и работоспособность человека.

Количественные показатели эргономичности технических средств оценивают:

  • Управляемость – среднее время занятости человека выполнением определенной единицы труда;

  • производительность труда или норма времени на единицу труда;

  • вероятность выполнения человеком определенной единицы труда с заданным качеством или процентом брака по его вине;

  • интегральный показатель работоспособности или тяжести труда человека в заданных условиях использования техники.

  • Обслуживаемость – среднее оперативное время занятости человека подготовкой техники к применению;

  • среднее оперативное время занятости человека восстановлением (ремонтом ) техники.

  • Освояемость – среднее календарное время профессиональной подготовки человека;

  • уровень квалификации технического персонала, необходимый для технического обслуживания техники; .
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессионального цикла и является обязательной для изучения
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности и является...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент профессионального цикла дисциплин специальности и является обязательной для изучения. Данный...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Экономика и управление на предприятии Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специальности...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих социально-гуманитарных дисциплин специальности и является обязательной для...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Менеджмент организации. Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих дисциплин специальности и...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «Менеджмент». Перечень качеств личности
Учебная практика оформляется в тетради или на листах формата А4 в соответствии с заданиями
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций задание на...
Промышленная теплоэнергетика. Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности
Опорный конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине iconУчебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки стоматология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск