Скачать 440.35 Kb.
|
Автор-составитель: Годяева Анна Евгеньевна, ст. преподаватель Учебно-методический комплекс по дисциплине Математическое моделирование транспортных процессов составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ. Протокол №4 от 01.07.2011. Содержание
1.ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Математическое моделирование транспортных процессов» имеет цель формирования у студентов теоретических и практических знаний математического аппарата, необходимого для исследования сложных процессов технологии работы железных дорог, их особенностей в условиях различных типов неопределенности и принятия решений на основе метода математического моделирования. Изучаемая дисциплина развивает логическое мышление, повышает общий уровень фундаментальной и профессиональной подготовленности специалиста, его инженерно- техническую культуру. 2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучив дисциплину «Математическое моделирование транспортных процессов», студент должен: 2.1.Знать и уметь использовать при исследовании технологии работы железных дорог математические понятия и методы теории вероятностей и математической статистики, основ использования операций и принятия решений, линейного, нелинейного и динамического программирования, сетевого планирования и управления, теории массового обслуживания, математического моделирования транспортных процессов. 2.2.Иметь опыт и навыки построения вероятностных моделей, интерпретации полученных формальных результатов, применения метода математического моделирования для совершенствования организации, управления и планирования перевозочного процесса, повышения его эффективности. 2.3.Иметь представление:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Форма обучения - очная Курс - 2
4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Теория вероятностей. Случайные величины и законы их распределения. Элементы теории информации. 1.1.Понятия и определения. Частота и вероятность события, их свойства. Основные теоремы теории вероятностей: теорема сложения вероятностей, теорема умножения вероятностей. 1.2.Повторение испытаний. Формула Бернулли. Наивероятнейшее число наступления событий при повторении испытаний. 1.3.Общая характеристика случайных величин и законов их распределения. Функция распределения и ее свойства. Плотность распределения и ее свойства. Числовые характеристики случайной величины: математическое ожидание, мода, медиана, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Моменты случайной величины. 1.4.Закон больших чисел. 1.5.Законы распределения случайных дискретных величин: биноминальное распределение, распределение Пуассона, полиноминальное распределение, гипергеометрическое распределение, распределение Паскаля. 1.6.Законы распределения случайных непрерывных величин: нормальное распределение, равномерное распределение, показательное распределение, распределение Эрланга. 1.7.Элементы теории информации. Основные понятия. Энтропия и информация. Кодирование сообщений. Пропускная способность линий связи. Раздел 2. Основы математической статистики. Математическая обработка результатов наблюдений. 2.1.Обработка статистических данных. Частота, относительная частота, плотность относительной частоты. Статистический ряд. Статистическое распределение. Гистограмма и кривая распределения. 2.2.Критерии согласия: критерий согласия Пирсона χ², критерий согласия А.Н.Колмогорова. 2.3.Корреляционный анализ. 2.4.Методы определения параметров эмпирической формулы: метод выбранных точек, метод средних, метод наименьших квадратов. Метод Чебышева. Интерполирование и метод выравнивания. Раздел 3. Основы исследования операций и теории принятия решений. 3.1.Основные этапы операционного исследования. Постанова задачи. Построение математической модели. Нахождение решения. Проверка и корректировка модели. 3.2.Типичные классы задач: управление запасами, распределение ресурсов, ремонт и замена оборудования, массовое обслуживание, упорядочение, сетевое планирование и управление, выбор маршрута. 3.3.Принципы принятия решений в задачах исследования операций. Элементы процесса принятия решений и классификация задач. Принятие решений в условиях риска. Принятие решений в условиях неопределенности. Критерий Вальда. Критерий Гурвица. Критерий Лапласа. Критерий Сэвиджа. 3.4.Разработка математических моделей в задачах исследования операций. Классификация моделей. Принципы построения моделей. 3.5.Имитационное моделирование систем организационного управления. Основные этапы процесса имитации. Проверка модели. Стратегическое и тактическое планирование. Экспериментирование и анализ чувствительности. 3.6.Деловые игры как модели. Раздел 4. Линейное, нелинейное и динамическое программирование. 4.1.Основные понятия. Математическая модель задачи линейного программирования. Симплексный метод. 4.2.Транспортная задача. Математическая модель закрытой и открытой задачи. Матрица перевозок. Теорема о ранге матрицы перевозок. Методы построения опорного плана. 4.3.Цикл. Пересчет опорного плана по циклу. Метод потенциалов. Косвенные и истинные тарифы. Критерий оптимальности. 4.4.Целочисленная линейная оптимизация. Постановка задачи. Метод Гомори. Метод ветвей и границ решения задачи. 4.5.Потоки в сетях. Постановка и алгоритм решения задачио максимальном потоке. Теорема Форда- Фалкерсона. Алгоритм Форда нахождения максимального потока. 4.6.Задача о потоке минимальной стоимости. Постановка задачи. Задача о кратчайшем маршруте. Алгоритм Басакера –Гоуэна нахождения оптимального потока. 4.7.Нелинейное программирование. Постановка задачи и особенности ее решения. Графическое решение задачи. Метод множителей Лагранжа. 4.8.Динамическое программирование. Многошаговые процессы в динамических задачах. Принцип оптимальности и рекуррентные соотношения. Вычислительная схема. Планирование производственной программы. Раздел 5. Сетевое планирование и управление. Управление запасами. 5.1.Общие понятия сетевого планирования и управления. Сетевой график и его элементы. Правила построения и параметры сетевого графика, их расчет. Увязка сетевых графиков с наличными ресурсами. 5.2.Понятие о вероятностных моделях сетевого планирования. Построение линейной диаграммы. 5.3.Анализ и совершенствование станционной технологии с использованием сетевых графиков. Обслуживание подъездных путей на железнодорожных станциях. 5.4.Общие положения по управлению запасами. Периодическое и релаксационное управление запасами. Постоянный и обязательно удовлетворяющийся спрос. Случайный спрос. Раздел 6. Теория массового обслуживания. 6.1.Основные понятия. Потоки событий. Классификация систем массового обслуживания (СМО) и их характеристики. 6.2.Одноканальная СМО с отказами. 6.3.Многоканальная СМО с отказами. 6.4.Одноканальная СМО с ожиданием. 6.5.Многоканальная СМО с ожиданием. 6.6.ЗАМКНУТЫЕ СМО. Раздел 7. Математическое моделирование транспортных процессов. 7.1.Определение и назначение моделирования. Классификация моделей. Классификация математических моделей. 7.2.Этапы построения математической модели. 7.3.Структурные модели. Способы построения, примеры. 7.4.Моделирование в условиях неопределенности. Причины появления неопределенностей и их виды. Моделирование в условиях неопределенности, описываемой с помощью теории нечетких множеств. Моделирование в условиях стохастической неопределенности. Моделирование Марковских случайных процессов. 7.5.Аналитические и статистические модели. Достоверность результатов моделирования. Необходимое число реализаций модели. 7.6.Случайные события и случайные величины с заданным законом распределения в работе станции. Моделирование случайных величин, распределенных по закону Эрланга, по нормальному закону, по произвольному закону. 7.7.Моделирование состава поезда. 7.8.Взаимосвязь технологических показателей и параметров технического оснащения станций. Модель взаимодействия между поступлением и расформированием поездов. 7.9.Процесс накопления вагонов в сортировочном парке. Математическое моделирование процесса накопления. 7.10.Вероятностный анализ вагонопотоков в работе железнодорожных узлов. Учет колебаний вагонопотоков при составлении оптимального варианта плана формирования поездов. 7.11.Общая схема моделирования перевозочного процесса на плановый период. 7.12.Эксплуатационные расчеты с применением теории информации. 4.3. Контрольная работа В процессе изучения дисциплины «Математические модели технологии работы железных дорог» в соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу и сдают по ней зачет. 5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 5.1.Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
|
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессионального цикла и является обязательной для изучения | Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности и является... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент профессионального цикла дисциплин специальности и является обязательной для изучения. Данный... | Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Экономика и управление на предприятии Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специальности... | Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих социально-гуманитарных дисциплин специальности и является обязательной для... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Менеджмент организации. Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и... | Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих дисциплин специальности и... | ||
Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент». Перечень качеств личности Учебная практика оформляется в тетради или на листах формата А4 в соответствии с заданиями | Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций задание на... Промышленная теплоэнергетика. Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной... | ||
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности Опорный конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности | Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи... Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями... | Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки стоматология |