Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное





Скачать 397.67 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное
страница1/4
Дата публикации01.10.2013
Размер397.67 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


СОГЛАСОВАНО

Директор Юридического института

__________________/ И.В. Шишко/

« » 2008 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина ГСЭ.Р.1 Культурология
Укрупненная группа 040000 Социальные науки
Направление 040100.62 Социальная работа
Институт Гуманитарный
Кафедра Культурологии
Красноярск

2008

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки» направления 040100.62 «Социальная работа»

Программу составили:

профессор кафедры культурологи Копцева Н.П. ____________

( подпись)

старший преподаватель кафедры культурологи Бахова Н.А. ____________

( подпись)
ассистент кафедры культурологи Сертакова Е.А.____________

( подпись)
Учебная программа согласована с кафедрой теории и методики социальной работы

Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________

(подпись)
Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ Юридического института

«07» февраля 2008 г. протокол № 4

Председатель НМСИ Басалаева С.П. _____________

(подпись)
Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: __________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 200__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой _________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:
Директор ______________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Учебная дисциплина «Культурология» является одной из базовых общепрофессиональных дисциплин блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.

Учебный курс «Культурология» состоит из четырех разделов: 1) структура и состав современного культурологического знания; 2) основные категории и понятия современной культурологии; 3) типология культур; 4) актуальные проблемы современной культурологии.

Цель данного курса – формирование современного научного мировоззрения и воспитание духовной культуры выпускников на основе самых лучших достижений мировой и отечественной культурологической мысли.

Учебный курс «Культурология» предлагает студентам знание о месте культуры в социуме, её сущности и происхождении, структуре и составе культурологического знания, знакомит слушателей с историей культурологической мысли (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения), категориальным аппаратом данной области знания, раскрывает существо проблем современной культурологии, влияние на сферы общественно-политической жизни.

Учебная дисциплина «Культурология», ориентирующая на овладение интеллектуальными гуманитарными технологиями, призвана через активное включение индивида в общекультурную среду в качестве необходимой части культурного пространства, способствовать формированию мировоззренческой позиции, всесторонне развитой личности студента для осуществления научной, профессиональной деятельности. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, направлены на воспитание духовной составляющей, что необходимо и востребовано не только в будущей профессиональной деятельности, но также в личностном и социальном общении.

Учебная дисциплина «Культурология» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, её изучение базируется на знании истории философских учений, мировой и отечественной истории, истории искусства, истории религии, социологии, антропологии, политологии.

Основные дидактические единицы: структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурологические основы социальной работы.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины формируются на основе изложения требований к формированию соответствующих знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

В результате изучения учебой дисциплины «Культурология» студент должен:

знать: историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки; место культурологии в методологической иерархии социальных наук; знать подходы исторической типологии культуры; знать современные концепции культурологической мысли.

уметь: уметь использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной и социальной деятельности, профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении; выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; способность к социально - культурной адаптации; уметь критически переосмысливать свой социальный опыт.


1.3 Межпредметная связь
Перечень основных дисциплин и их разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

1. Философия.

Темы: предмет философии. Место и роль философии в культуре. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

2. Мировая и отечественная история.

Темы: типы цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; цивилизация древней Руси; место Средневековья во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских землях; проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе; складывание Московского государства; Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации; Россия в ХУ-ХУП вв. ХУШ век в европейской и северо-американской истории; проблема перехода в "царство разума" особенности российской модернизации в ХУШ в.; духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в Х1Х веке; пути развития России; Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России; место ХХ в. во всемирно-историческом процессе; новый уровень исторического синтеза; глобальная история; менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе, России и в других регионах мира.

3. История религии.

Темы: религия как феномен культуры. Ранние формы религиозной культуры. История индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. История иудаизма. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии. История ислама и специфика исламской культуры. История православия и православной культуры Византии и России. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм в мировых религиях. Культура межконфессионального диалога в ХХ веке.

4. История науки.

Темы: предпосылки возникновения науки; генезис и основания науки Нового времени; наука в XX веке; структура, форма, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности; наука как социальный институт; специализация научного знания и проблемы его синтеза; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы науки.

5. Политология.

Темы: Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

6. Социология.

Темы: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных

единиц

(часов)


Семестр



Общая трудоемкость дисциплины

68 ч.

2

Аудиторные занятия:

34 ч.

2

лекции

34 ч

2

семинарские занятия (СЗ)

-

-

Самостоятельная работа:

34 ч.




изучение теоретического курса (ТО)

28 ч.

-

реферат

-

-

другие виды самостоятельной работы (творческая работа)

6 ч.

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

2



3. Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Раздел дисциплины

Лекции

(часы)

Самостоятельная

работа

(часы)

Раздел 1. Структура и состав современного культурологического знания.

8 ч.

8 ч.

1

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры.

2 ч.

2 ч.

2

Социология культуры, культурная антропология

2 ч.

2 ч.

3

Культурология и история культуры

2 ч.

2 ч.

4

Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований

2 ч.

2 ч.

Раздел 2. Основные категории и понятия современной культурологии.

8 ч.

8 ч.

5

Культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры

2 ч.

2 ч.

6

Язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации

2 ч.

2 ч.

7

Культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира

2 ч.

2 ч.

8

Социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация

2 ч.

1 ч.

Раздел 3. Типология культур.

8 ч.

8 ч.

9

Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культуры.

2 ч.

2 ч.

10

Восточные и западные типы культур.

2 ч.

2 ч.

11

Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры

2 ч.

2 ч.

12

Место и роль России в мировой культуре.

2 ч.

2 ч.

Раздел 4. Актуальные проблемы современной культурологии.


10 ч.

10 ч.

13

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

1 ч.

1 ч.

14

Культура и природа.

1 ч.

1 ч.

15

Культура и общество.

2 ч.

2 ч.

16

Культура и глобальные проблемы современности.

2 ч.

1 ч.

17

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

2 ч.

1 ч.

18

Культурологические основы социальной работы

2 ч.

2 ч.

Всего:

34

34



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Раздел 1. Теория культуры. – 8 часов лекционной работы и 8 часов самостоятельной работы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Охватывает все основное содержание программного материала
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное
Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию РФ федеральное государственное...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
...
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное
Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302...
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
«Теория и практика благотворительной помощи университетам. Зарубежный опыт», выполняемому в рамках «Программы развития сфу на 2007–2010...
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconФедеральное агентство по образованию информационное сообщение об...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск