Скачать 397.67 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» СОГЛАСОВАНО Директор Юридического института__________________/ И.В. Шишко/ « » 2008 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ГСЭ.Р.1 Культурология Укрупненная группа 040000 Социальные науки Направление 040100.62 Социальная работа Институт Гуманитарный Кафедра Культурологии Красноярск 2008 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки» направления 040100.62 «Социальная работа» Программу составили: профессор кафедры культурологи Копцева Н.П. ____________ ( подпись) старший преподаватель кафедры культурологи Бахова Н.А. ____________ ( подпись) ассистент кафедры культурологи Сертакова Е.А.____________ ( подпись) Учебная программа согласована с кафедрой теории и методики социальной работы Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________ (подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ Юридического института «07» февраля 2008 г. протокол № 4 Председатель НМСИ Басалаева С.П. _____________ (подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: __________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 200__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой _________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ______________________________ института (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Учебная дисциплина «Культурология» является одной из базовых общепрофессиональных дисциплин блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения. Учебный курс «Культурология» состоит из четырех разделов: 1) структура и состав современного культурологического знания; 2) основные категории и понятия современной культурологии; 3) типология культур; 4) актуальные проблемы современной культурологии. Цель данного курса – формирование современного научного мировоззрения и воспитание духовной культуры выпускников на основе самых лучших достижений мировой и отечественной культурологической мысли. Учебный курс «Культурология» предлагает студентам знание о месте культуры в социуме, её сущности и происхождении, структуре и составе культурологического знания, знакомит слушателей с историей культурологической мысли (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения), категориальным аппаратом данной области знания, раскрывает существо проблем современной культурологии, влияние на сферы общественно-политической жизни. Учебная дисциплина «Культурология», ориентирующая на овладение интеллектуальными гуманитарными технологиями, призвана через активное включение индивида в общекультурную среду в качестве необходимой части культурного пространства, способствовать формированию мировоззренческой позиции, всесторонне развитой личности студента для осуществления научной, профессиональной деятельности. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, направлены на воспитание духовной составляющей, что необходимо и востребовано не только в будущей профессиональной деятельности, но также в личностном и социальном общении. Учебная дисциплина «Культурология» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, её изучение базируется на знании истории философских учений, мировой и отечественной истории, истории искусства, истории религии, социологии, антропологии, политологии. Основные дидактические единицы: структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурологические основы социальной работы. 1.2 Задачи изучения дисциплины Задачи изучения дисциплины формируются на основе изложения требований к формированию соответствующих знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями ГОС ВПО. В результате изучения учебой дисциплины «Культурология» студент должен: знать: историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки; место культурологии в методологической иерархии социальных наук; знать подходы исторической типологии культуры; знать современные концепции культурологической мысли. уметь: уметь использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной и социальной деятельности, профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении; выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; способность к социально - культурной адаптации; уметь критически переосмысливать свой социальный опыт. 1.3 Межпредметная связь Перечень основных дисциплин и их разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины. 1. Философия. Темы: предмет философии. Место и роль философии в культуре. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 2. Мировая и отечественная история. Темы: типы цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; цивилизация древней Руси; место Средневековья во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских землях; проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе; складывание Московского государства; Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации; Россия в ХУ-ХУП вв. ХУШ век в европейской и северо-американской истории; проблема перехода в "царство разума" особенности российской модернизации в ХУШ в.; духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в Х1Х веке; пути развития России; Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России; место ХХ в. во всемирно-историческом процессе; новый уровень исторического синтеза; глобальная история; менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе, России и в других регионах мира. 3. История религии. Темы: религия как феномен культуры. Ранние формы религиозной культуры. История индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. История иудаизма. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии. История ислама и специфика исламской культуры. История православия и православной культуры Византии и России. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм в мировых религиях. Культура межконфессионального диалога в ХХ веке. 4. История науки. Темы: предпосылки возникновения науки; генезис и основания науки Нового времени; наука в XX веке; структура, форма, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности; наука как социальный институт; специализация научного знания и проблемы его синтеза; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы науки. 5. Политология. Темы: Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. 6. Социология. Темы: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Раздел 1. Теория культуры. – 8 часов лекционной работы и 8 часов самостоятельной работы. |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Охватывает все основное содержание программного материала | ||
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Федеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы... Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал | Федеральное агентство по образованию РФ федеральное государственное... Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... ... | ||
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича | ||
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302... | ||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... «Теория и практика благотворительной помощи университетам. Зарубежный опыт», выполняемому в рамках «Программы развития сфу на 2007–2010... | ||
Федеральное агентство по образованию информационное сообщение об... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... |