Скачать 196.86 Kb.
|
Программа кружка «Умелые ручки» руководитель кружка: Колпакова Ирина Алексеевна г.Сургут 2011 Развитие творческих способностей у ребенка, одно из важнейших звеньев современного образования. В настоящее время от человека требуется умение находить новые, нестандартные решения проблем не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Пояснительная записка Дошкольной возраст – время, когда закладываются основы личности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятие ребенком окружающего мира происходит постоянно легко и непринужденно. Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. По своей сути он близок к производительному труду взрослых, в котором создаются материальные ценности. Перспектива не только созерцать созданные взрослым, но и создавать самому предметы, поделки, очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Художественным ручным трудом ребенок овладевает постепенно. Вначале он осваивает некоторые ручные и орудийные действия с материалом. Затем идет овладение определенными трудовыми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат. И здесь возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольника. Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду в старшем дошкольном возрасте строится с учетом рекомендаций программы «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой и предполагает решить следующие задачи:
Цель программы кружка «Умелые ручки» направлена на формирование и развитие творческого воображения. Актуальность и практическая значимость создания программы обусловлена рядом факторов:
Содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Законодательно нормативное обеспечение программы 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Конституция РФ 3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 4. Закон РФ «Об образовании» 5. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Цель программы — Формирование и развитие творческого воображения. Основные задачи:
Основные принципы программы Данная программа требует соблюдение следующих принципов:
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5 — 7 лет) Цель программы: обучение восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Развитие логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики. Задачи:
К концу года дети должны уметь:
Методы и приемы обучения.
Рассматривание работ.
Виды художественной обработки материалов. из бумаги:
Работа с текстильными материалами: С нитками • Продолжать совершенствовать способности детей в создании художест- венных образов из ниток. Объемное конструирование из бумаги. • Совершенствовать умения и навыки в склеивании готовых элементов. Учить создавать художественные образы из них. Объемное конструирование из бросового материала:
Художественное конструирование из природного материала. • Учить использовать природные материалы для создания человечков, жи- вотных птиц. Уровни освоения программы Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире , замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Слабо принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента, слабо понимает приемы выразительности. Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным и окружающей действительности, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Ребенок создает образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану. Может контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Самостоятельно преобразовывает предметы окружающего мира, используя знания, приобретенные в поисковой деятельности. Создает многофункциональные предметы (конструирует мебель из нескольких коробок). Умело использует в работе многообразие материалов( бумагу, коробочки, разный природный материал, бросовый материал), самостоятельно выбирают материалы и инструменты, комбинируют материалы в соответствии с заданием, учитывают особенности свойств и качеств. Творчески подходят к решению задач, самостоятельно придумывают и осуществляют оригинальные замыслы. Содержание программы Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся 1 раз в неделю длительности по 25- 30 минут по подгруппам. В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам художественной обработки материала. Каждый год предлагаемой «Программы» состоит из 3 блоков.
Приобретение начальных навыков и умений в различных видах художественной обработки материалов.
Использование различных техник, позволяющих выполнять работы зимней тематики, посвященные различным праздникам: Новый год, Рождество, Пасха.
Создание поделок из бросового материала. Они обладают многими полезными для работы качествами: яркой окраской, разнообразием форм, гибкостью, пластичностью, легкостью использования в работе. Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе. Количество занятий по ручному труду по реализуемой программе
Первый год программы кружка «Умелые ручки» Программа рассчитана на детей с 5 до 6 лет Цель первого года программы: формирование обобщенных способов конструирования для самостоятельного и творческого использования. Задачи: 1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественный об раз. 2. Развивать стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. 3. Учить изготовлять поделки из коробочек путем различных сочетаний и соединений. 4. Способствовать овладению техникой работы ножницами. К концу года дети должны уметь: 1. Склеивать готовые элементы и соединять их в образы. 2. Преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях. 3. Наматывать и завязывать намотку и разрезать петли.
Методы и приемы обучения: 1. Поэтапный показ изготовления поделок. 2. Объяснение последовательности их выполнения. 3. Показ образцов готовых поделок 4. Показ способов изготовления
" Вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта.
Анализ работ. 1. Выразительность работ. 2. Изобразительные особенности 3. Качество вырезывания. Виды художественной обработки материалов из бумаги: 1. Совершенствовать умение создавать аппликацию способом обрывания. 2. Продолжать учить использовать в одной работе комочки, жгутики, ку сочки бумаги. Из ткани: • Учить составлять образ из вырезанных форм. Учить дополнять компози- цию мелкими выразительными деталями. Сочетать материалы по цвету.Работа с текстильными материалами: Из ниток: • Учить детей наматывать и завязывать намотку и разрезать петли. Учить соединять их в объемные игрушки, приклеивать к ним небольшие детали из картона, ниток, ткани. Плоскостное конструирование: • Учить преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях. Объемное конструирование из бумаги.
Конструирование из бросового материала: • Продолжать учить видеть образы в бросовом материале. Конструирование из природного материала • Учить детей преобразовывать половинки грецкого ореха в черепаху и божью коровку, сосновые шишки - в елочные украшения, добавляя к ним кусочки ткани, цветного картона. Использовать для крепления пластилин, клей. Уровни освоения программы Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Небрежно относится к материалам и инструментам, необходимо напоминать о поддержании порядка, уборки после работы, проявляет интерес к экспериментированию с «бросовым» материалом, требуется помощь в реализации детского замысла. Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. У ребенка проявляется ценностное отношение к материалам, которыми окружен ребенок, имеется познавательный интерес к экспериментированию, включается в коллективные творческие проекты, способен к творческой реализации замысла в совместной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками. Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным и окружающей действительности, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Ребенок представляет образ, может изобразить несколько объектов по воображаемому сюжету. Испытывает чувство удовлетворенности от хорошо и красиво сделанной поделки. У ребенка сформировано умение конструировать и делать поделки из «бросового» материала. Активно принимает участие в совместных творческих проектах. Второй год программы кружка «Умелые ручки» Программа рассчитана на детей с 6 до 7 лет Цель второго года программы: обучение восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Развитие логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики. Задачи:
К концу года дети должны уметь:
Методы и приемы обучения.
Рассматривание работ.
Виды художественной обработки материалов. из бумаги:
Работа с текстильными материалами: С нитками • Продолжать совершенствовать способности детей в создании художест- венных образов из ниток. Объемное конструирование из бумаги. • Совершенствовать умения и навыки в склеивании готовых элементов. Учить создавать художественные образы из них. Объемное конструирование из бросового материала:
Художественное конструирование из природного материала. • Учить использовать природные материалы для создания человечков, жи-вотных птиц. Уровни освоения программы Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире , замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Слабо принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента, слабо понимает приемы выразительности. Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным и окружающей действительности, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Ребенок создает образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану. Может контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Самостоятельно преобразовывает предметы окружающего мира, используя знания, приобретенные в поисковой деятельности. Создает многофункциональные предметы (конструирует мебель из нескольких коробок). Умело использует в работе многообразие материалов( бумагу, коробочки, разный природный материал, бросовый материал), самостоятельно выбирают материалы и инструменты, комбинируют материалы в соответствии с заданием, учитывают особенности свойств и качеств. Творчески подходят к решению задач, самостоятельно придумывают и осуществляют оригинальные замыслы. Список литературы 1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994. – 48 с. 2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. 1994 №1. стр. 17-19. 3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38. 4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9. 5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб., 1997. – 48 с. 6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992. – 240 с. 7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. – 197 с. 7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994. – 80 с. 8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75. 9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001. – 240 с. 10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58. 11 Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 64 с. 11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20. 12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69. 13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск, 1993. – 160 с. Левина Марина 365 веселых уроков труда. – М.: Рольф, 1999.- 256с., с илл. Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя дет.сада/ Пер с пол. О.А.Павлович. – М.: Просвещение, 1983. – 159с. 14. Лук А.Н. Психология творчества. -М, 1978. – 120 с. 15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига, 1994. – 120 с. 16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону. - 1993. – 90 с. 17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М., 1989. – 160 с. 18. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1994. – 150 с. 19.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с. 19. Парамонова Л.А. детское творческое конструирование. – М.: Изд.дом «Карапуз», 1999. – 240 с. 19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72. 20. Полуянов Д. Воображение и способности. - М., 1985. – 120 с. 21. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К.Беспятова. – М.: Айрос – пресс, 2003. – 176с. – (методика). 23. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27. 24. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 1994. – 150 с. |
Рабочая программа кружка «умелые ручки» Ориентация на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному... | Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» Мбоу пелемешская начальная школа –детский сад, 1 класс, Матвеева О. А., 2012 -2013 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки» для обучающихся 1-2 классов | Программа работы с детьми в начальных классах «умелые ручки» Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными... | Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос начального... | ||
Программа кружка «умные ручки» За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка... | Программа кружка «Химия в задачах» Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка | ||
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной... | Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи | ||
Программа кружка Маленький мастер ... | Образовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена... | ||
План основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года № Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда» | Рабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная... Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона... | ||
Программа математического кружка Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка... | Программа кружка по химии «занимательная химия» Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,... |