Программа кружка «Умелые ручки»





Скачать 196.86 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Умелые ручки»
Дата публикации02.10.2013
Размер196.86 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа



"УТВЕРЖДАЮ"

Принята на заседании

педагогического совета МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей №28 «Калинка»

Протокол №5 от 27.08.2011 года


Заведующий МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей №28 «Калинка»

__________________ О.С.Царабаева

___________________ О.С.Царабаева






Программа кружка

«Умелые ручки»

руководитель кружка:

Колпакова Ирина Алексеевна

г.Сургут

2011

Развитие творческих способностей у ребенка, одно из важнейших звеньев современного образования. В настоящее время от человека требуется умение находить новые, нестандартные решения проблем не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Под творческой деятельностью понимается такая деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности.

Пояснительная записка

Дошкольной возраст – время, когда закладываются основы личности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятие ребенком окружающего мира происходит постоянно легко и непринужденно.

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. По своей сути он близок к производительному труду взрослых, в котором создаются материальные ценности. Перспектива не только созерцать созданные взрослым, но и создавать самому предметы, поделки, очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках.

Художественным ручным трудом ребенок овладевает постепенно. Вначале он осваивает некоторые ручные и орудийные действия с материалом. Затем идет овладение определенными трудовыми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат. И здесь возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольника.

Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду в старшем дошкольном возрасте строится с учетом рекомендаций программы «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой и предполагает решить следующие задачи:

  • формировать предпосылки трудовой деятельности: закреплять у ребенка позицию созидателя и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда;

  • приобщать ребенка к различным умениям, навыкам.

  • привлекать детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач;

  • совершенствовать у детей обобщенные способы работы (воспроизведение образцов).

Цель программы кружка «Умелые ручки» направлена на формирование и развитие творческого воображения. Актуальность и практическая значимость создания программы обусловлена рядом факторов:

  • С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей;

  • Дошкольный возраст является первоначальной ступенью в художественной деятельности, которая позволяет познавать что – то новое;

  • Отечественными педагогами и психологами доказана роль обучения в развитии творческих процессов и необходимость использования комплексных программ, ориентированных на развитие творчества у детей;

  • Необходимостью совершенствования содержания и технологий образования.

Содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Законодательно нормативное обеспечение программы

1. Конвенция о правах ребенка;

2. Конституция РФ

3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

4. Закон РФ «Об образовании»

5. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы

Цель программы

Формирование и развитие творческого воображения.

Основные задачи:

  1. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий.

  2. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.

  3. Учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности детей, способствующие самореализации детской личности.

Основные принципы программы

Данная программа требует соблюдение следующих принципов:

  • Принцип участия (привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности).

  • Принцип системности (работа ведется по плану в течение учебного года). В летний период идет закрепление материала в практической и игровой деятельности.

  • Принцип возрастной адресованости (на каждый возраст подбираются свои задачи и своя тематика, методы и приемы).

  • Принцип интеграции (данная программа является составной частью образовательной программы детского сада).

  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5 — 7 лет)

Цель программы: обучение восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Развитие логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики.

Задачи:

  • Закрепление умение работы с бумагой (складывать бумагу в разных на­
    правлениях, делить ее по диагонали, складывать готовые выкройки, вы­
    резать детали по шаблону.

  • Учить делать различные поделки, используя бумагу в сочетании с други­
    ми материалами.

  • Учить выбирать образец, заранее подбирать необходимый материал, са­
    мостоятельно выполнять работу.

  • Закреплять навыки изготовления поделок из готовых форм.

  • Развивать координацию движений рук, зрительный контроль за этими
    движениями.

  • Формировать умение самостоятельно планировать изображение.

К концу года дети должны уметь:

  • Заранее выбирать тему поделку.

  • Отбирать нужный материал.

  • Обдумывать последовательность работы.

  • Способы соединения отдельных деталей.

Методы и приемы обучения.

  • Подробное объяснение последовательности изготовления поделки.

  • Показ.

  • Обследование образца (если используются знакомые способы действия).

  • Частичный показ.

  • Организация выставки.

Рассматривание работ.

  • Эстетическая оценка работы.

  • Цветовое решение.

  • Красота линий разреза.

  • Качество работы в целом.

Виды художественной обработки материалов.

из бумаги:

  • Учить работать с разными материалами (бумага, цветной картон, листья,
    ткань, использованный материал).

  • Совершенствовать умение детей вырезать геометрические формы.

  • Учить разметке, сгибанию, склеиванию.

Работа с текстильными материалами:

С нитками

• Продолжать совершенствовать способности детей в создании художест­-
венных образов из ниток.

Объемное конструирование из бумаги.

• Совершенствовать умения и навыки в склеивании готовых элементов.
Учить создавать художественные образы из них.

Объемное конструирование из бросового материала:

  • Учить внимательно рассматривать имеющиеся в наличии готовые формы,
    конструировать (от материала к образу), развивать ассоциативное мыш-­
    ление, воображение, фантазию.

  • Учить склеивать или скреплять коробки между собой, обклеивать.

Художественное конструирование из природного материала.

• Учить использовать природные материалы для создания человечков, жи-­
вотных птиц.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире , замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу вос­принятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умения­ми, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самосто­ятельно. Творчество не проявляет.

Слабо принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента, слабо понимает приемы выразительности.

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в обще­нии с прекрасным, испытывает радость от встречи с ним. Видит харак­терные признаки объектов и явлений окружающего мира.

Использует в собственной деятельности средства вырази­тельности, навыки и умения для создания выразительного об­раза. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным и окружающей действительности, испытывает удо­вольствие и радость от встречи с ним.

Ребенок создает образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану. Может контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

Самостоятельно преобразовывает предметы окружающего мира, используя знания, приобретенные в поисковой деятельности. Создает многофункциональные предметы (конструирует мебель из нескольких коробок).

Умело использует в работе многообразие материалов( бумагу, коробочки, разный природный материал, бросовый материал), самостоятельно выбирают материалы и инструменты, комбинируют материалы в соответствии с заданием, учитывают особенности свойств и качеств.

Творчески подходят к решению задач, самостоятельно придумывают и осуществляют оригинальные замыслы.

Содержание программы
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала.

У детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся 1 раз в неделю длительности по 25- 30 минут по подгруппам.

В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам художественной обработки материала.

Каждый год предлагаемой «Программы» состоит из 3 блоков.

  1. «Я учусь работать»

Приобретение начальных навыков и умений в различных видах художественной обработки материалов.

  1. «Я уже что – то умею».

Использование различных техник, позволяющих выполнять работы зимней тематики, посвященные различным праздникам: Новый год, Рождество, Пасха.

  1. «Сам придумай из …»

Создание поделок из бросового материала. Они обладают многими полезными для работы качествами: яркой окраской, разнообразием форм, гибкостью, пластичностью, легкостью использования в работе.

Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе.

Количество занятий по ручному труду по реализуемой программе

Виды художественной обработки материалов


1 год обучения

2 год обучения

Работа с бумагой и картоном



16

15

Работа с текстильными материалами



4

6

Работа с природными материалами



9

6

Работа с бросовыми материалами



7

9

Всего занятий


36

36

Первый год программы кружка «Умелые ручки»

Программа рассчитана на детей с 5 до 6 лет

Цель первого года программы: формирование обобщенных способов конст­руирования для самостоятельного и творческого использования.

Задачи:

1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественный об­
раз.

2. Развивать стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

3. Учить изготовлять поделки из коробочек путем различных сочетаний и
соединений.

4. Способствовать овладению техникой работы ножницами.

К концу года дети должны уметь:

1. Склеивать готовые элементы и соединять их в образы.

2. Преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам,
вчетверо в разных направлениях.

3. Наматывать и завязывать намотку и разрезать петли.

  1. Составлять плоскостную, сюжетную композицию.

Методы и приемы обучения:

1. Поэтапный показ изготовления поделок.

2. Объяснение последовательности их выполнения.

3. Показ образцов готовых поделок

4. Показ способов изготовления

  1. Обследование готового образца.

" Вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта.

  1. Выставка образцов предстоящей работы.

  2. Индивидуальный показ ребенку нового приема, способа действия.

  3. Сообщение с какой целью и для чего будут делаться поделки.

Анализ работ.

1. Выразительность работ.

2. Изобразительные особенности

3. Качество вырезывания.

Виды художественной обработки материалов из бумаги:

1. Совершенствовать умение создавать аппликацию способом обрывания.

2. Продолжать учить использовать в одной работе комочки, жгутики, ку­
сочки бумаги.

Из ткани:

• Учить составлять образ из вырезанных форм. Учить дополнять компози­-
цию мелкими выразительными деталями. Сочетать материалы по цвету.Работа с текстильными материалами:
Из ниток:

• Учить детей наматывать и завязывать намотку и разрезать петли. Учить
соединять их в объемные игрушки, приклеивать к ним небольшие детали
из картона, ниток, ткани.

Плоскостное конструирование:

• Учить преобразовывать геометрическую форму методом складывания
пополам, вчетверо в разных направлениях.

Объемное конструирование из бумаги.

  • Продолжать учить детей склеивать готовые элементы и соединять их в
    образы.

  • Продолжать знакомство с новым способом техники оригами, складыва-­
    нием бумаги в разных направлениях.

Конструирование из бросового материала:

• Продолжать учить видеть образы в бросовом материале.

Конструирование из природного материала

• Учить детей преобразовывать половинки грецкого ореха в черепаху и
божью коровку, сосновые шишки - в елочные украшения, добавляя к ним
кусочки ткани, цветного картона. Использовать для крепления пластилин,
клей.

Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу вос­принятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умения­ми, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самосто­ятельно. Творчество не проявляет.

Небрежно относится к материалам и инструментам, необходимо напоминать о поддержании порядка, уборки после работы, проявляет интерес к экспериментированию с «бросовым» материалом, требуется помощь в реализации детского замысла.

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в обще­нии с прекрасным в окружающем мире, испытывает радость от встречи с ним. Видит харак­терные признаки объектов и явлений окружающего мира.

Использует в собственной деятельности средства вырази­тельности, навыки и умения для создания выразительного об­раза. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

У ребенка проявляется ценностное отношение к материалам, которыми окружен ребенок, имеется познавательный интерес к экспериментированию, включается в коллективные творческие проекты, способен к творческой реализации замысла в совместной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным и окружающей действительности, испытывает удо­вольствие и радость от встречи с ним.

Ребенок представляет образ, может изобразить несколько объектов по воображаемому сюжету.

Испытывает чувство удовлетворенности от хорошо и красиво сделанной поделки. У ребенка сформировано умение конструировать и делать поделки из «бросового» материала. Активно принимает участие в совместных творческих проектах.

Второй год программы кружка «Умелые ручки»

Программа рассчитана на детей с 6 до 7 лет

Цель второго года программы: обучение восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Развитие логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики.

Задачи:

  • Закрепление умение работы с бумагой (складывать бумагу в разных на­
    правлениях, делить ее по диагонали, складывать готовые выкройки, вы­
    резать детали по шаблону.

  • Учить делать различные поделки, используя бумагу в сочетании с други­ми материалами.

  • Учить выбирать образец, заранее подбирать необходимый материал, са­
    мостоятельно выполнять работу.

  • Закреплять навыки изготовления поделок из готовых форм.

  • Развивать координацию движений рук, зрительный контроль за этими
    движениями.

  • Формировать умение самостоятельно планировать изображение.

К концу года дети должны уметь:

  • Заранее выбирать тему поделку.

  • Отбирать нужный материал.

  • Обдумывать последовательность работы.

  • Способы соединения отдельных деталей.

Методы и приемы обучения.

  • Подробное объяснение последовательности изготовления поделки.

  • Показ.

  • Обследование образца (если используются знакомые способы действия).

  • Частичный показ.

  • Организация выставки.

Рассматривание работ.

  • Эстетическая оценка работы.

  • Цветовое решение.

  • Красота линий разреза.

  • Качество работы в целом.

Виды художественной обработки материалов.

из бумаги:

  • Учить работать с разными материалами (бумага, цветной картон, листья,
    ткань, использованный материал).

  • Совершенствовать умение детей вырезать геометрические формы.

  • Учить разметке, сгибанию, склеиванию.

Работа с текстильными материалами:

С нитками

• Продолжать совершенствовать способности детей в создании художест­-
венных образов из ниток.

Объемное конструирование из бумаги.

• Совершенствовать умения и навыки в склеивании готовых элементов.
Учить создавать художественные образы из них.

Объемное конструирование из бросового материала:

  • Учить внимательно рассматривать имеющиеся в наличии готовые формы,
    конструировать (от материала к образу), развивать ассоциативное мыш-­
    ление, воображение, фантазию.

  • Учить склеивать или скреплять коробки между собой, обклеивать.

Художественное конструирование из природного материала.

• Учить использовать природные материалы для создания человечков, жи-вотных птиц.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире , замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу вос­принятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умения­ми, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самосто­ятельно. Творчество не проявляет.

Слабо принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента, слабо понимает приемы выразительности.

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в обще­нии с прекрасным, испытывает радость от встречи с ним. Видит харак­терные признаки объектов и явлений окружающего мира.

Использует в собственной деятельности средства вырази­тельности, навыки и умения для создания выразительного об­раза. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным и окружающей действительности, испытывает удо­вольствие и радость от встречи с ним. Ребенок создает образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану. Может контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Самостоятельно преобразовывает предметы окружающего мира, используя знания, приобретенные в поисковой деятельности. Создает многофункциональные предметы (конструирует мебель из нескольких коробок). Умело использует в работе многообразие материалов( бумагу, коробочки, разный природный материал, бросовый материал), самостоятельно выбирают материалы и инструменты, комбинируют материалы в соответствии с заданием, учитывают особенности свойств и качеств.

Творчески подходят к решению задач, самостоятельно придумывают и осуществляют оригинальные замыслы.

Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994. – 48 с.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. 1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси­холо­гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб., 1997. – 48 с.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992. – 240 с.

7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. – 197 с.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994. – 80 с.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспита­ние. - 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001. – 240 с.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси­хологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

11 Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 64 с.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг­ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск, 1993. – 160 с.

Левина Марина 365 веселых уроков труда. – М.: Рольф, 1999.- 256с., с илл.

Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя дет.сада/ Пер с пол. О.А.Павлович. – М.: Просвещение, 1983. – 159с.

14. Лук А.Н. Психология творчества. -М, 1978. – 120 с.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига, 1994. – 120 с.

16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону. - 1993. – 90 с.

17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М., 1989. – 160 с.

18. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1994. – 150 с.

19.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.

19. Парамонова Л.А. детское творческое конструирование. – М.: Изд.дом «Карапуз», 1999. – 240 с.

19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - До­школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

20. Полуянов Д. Воображение и способности. - М., 1985. – 120 с.

21. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К.Беспятова. – М.: Айрос – пресс, 2003. – 176с. – (методика).

23. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До­школь­ное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

24. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспи­тателя. - Норильск, 1994. – 150 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Умелые ручки» iconРабочая программа кружка «умелые ручки»
Ориентация на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному...
Программа кружка «Умелые ручки» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Мбоу пелемешская начальная школа –детский сад, 1 класс, Матвеева О. А., 2012 -2013
Программа кружка «Умелые ручки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки» для обучающихся 1-2 классов
Программа кружка «Умелые ручки» iconПрограмма работы с детьми в начальных классах «умелые ручки»
Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды...
Программа кружка «Умелые ручки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными...
Программа кружка «Умелые ручки» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»
Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос начального...
Программа кружка «Умелые ручки» iconПрограмма кружка «умные ручки»
За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка...
Программа кружка «Умелые ручки» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка «Умелые ручки» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа кружка «Умелые ручки» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа кружка «Умелые ручки» iconПрограмма кружка Маленький мастер
...
Программа кружка «Умелые ручки» iconОбразовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена...
Программа кружка «Умелые ручки» iconПлан основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года №
Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда»
Программа кружка «Умелые ручки» iconРабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная...
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона...
Программа кружка «Умелые ручки» iconПрограмма математического кружка
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Программа кружка «Умелые ручки» iconПрограмма кружка по химии «занимательная химия»
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск