Скачать 277.84 Kb.
|
МБОУ «САКМАРСКАЯ СОШ» ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ « УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (рассчитана на детей 7 -11 лет сроком на 4 года обучения) Автор: Евдокимова Лариса Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Сакмарская СОШ» с.Сакмара СОДЕРЖАНИЕ:
в расчете на каждого обучающегося._____________________________ 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей. Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. В связи с этим задачами кружка являются: - развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); - формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов; - воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; - овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями; - расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека. Программа рассчитана на 1 час в неделю 34 часа в год На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые ручки” Иметь представление: - о проектной деятельности в целом и её основных этапах; - о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн; Знать: - правила ТБ; - название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними; - правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; - правила общения; - названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; - что такое деталь (составная часть изделия); - что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными; - основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота); - виды материалов; - последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки: сгибание и по шаблону; - способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек; - виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты. Уметь: - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета); - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - различать материалы по их назначению; - различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; - читать простейший чертёж (эскиз); - качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами; - безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); - выполнять правила культурного поведения в общественных местах; - выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.). Общетрудовые умения: Самостоятельно: - анализировать предложенное учебное задание; - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; - выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему. С помощью учителя: - выбирать темы для практических работ; - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения; - доказывать своё мнение. Количество часов в год - 34 Количество часов в неделю – 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Виды художественной обработки материалов Лепка (8 ч) Выполнение с помощью стеки узора или рисунка углубленным рельефом на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу. Конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой. Пластический способ лепки: лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания. Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях). Аппликация (21 ч) Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация их ткани на бумажной основе. Вариант выполнения: на бумагу нанести контур, вырезать его как бы с припуском, наклеить на ткань, после высыхания вырезать точно по контуру. Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе. Коллаж. Комбинирование в одной работе различных материалов (бумага, ткань, природный материал) и способов соединения. Мозаика (5 ч) Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Выполнение мозаики из разных материалов. II. Сквозные виды работ Наблюдения Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их с пластилином. Продольные и поперечные волокна бумаги. Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность). Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании. Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Сравнение швейных игл по внешнему виду. Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны). Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей. Беседы Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами, о происхождении иглы, пуговицы, материалов. О народном искусстве, народных праздниках, обычаях. Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроках: о доисторических животных, мифических существах и т.д. Принципы работы
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели модели
Ресурсное обеспечение реализации программы. Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий, в расчете на каждого обучающегося. 1.Стулья по количеству занимающихся, 2.Карточки для групповой работы (7шт) 3.Небольшие предметы (10 шт.) 4.Мяч надувной (1 шт.) 5.Для учащихся– тетрадь и ручка на каждого. 6.Краски, цветные карандаши (21 шт.), 7.Необходимый реквизит для упражнений для релаксации. Методическое обеспечение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г. 2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г. 3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г. 4. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г. 5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г. 6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г. 7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г. 8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г. 9. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г. 10. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.
http://www.uroki.net/docnach/docnach116.htm http://www.astrogalaxy.ru/astrokindsk.html http://elde57.ucoz.ru/index/veselye_uroki/0-33 http://collection.cross-edu.ru/catalog/res/36b1cd77-888d-11db-b606-http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation.html http://www.babyroom.narod.ru/prezent3.html http://www.toys-house.ru/skazki.php http://www.detisun.ru/raskraska_tigr_3.html http://www.igrydevoch.com/ http://www.rusedu.ru/detail_9193.html http://www.novyedeti.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=20&Itemid=42 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос начального... | Программа кружка «Умелые ручки» В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» Мбоу пелемешская начальная школа –детский сад, 1 класс, Матвеева О. А., 2012 -2013 | Программа работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:... Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» | ||
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине... «Преподавание в начальных классах» заочной формы обучения. Оно составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки» для обучающихся 1-2 классов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего... | Авторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом... | ||
Рабочая программа кружка «умелые ручки» Ориентация на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному... | Методическая разработка по теме: «Использование икт на уроках изо... Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних... | ||
Анализ работы начальной школы за 2010 2011 учебный год ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными... | ||
Система работы по обучению английскому языку в начальных классах посредством игровых технологий | Публичный отчет по специальности 050709. 52 «Преподавание в начальных классах» Подготовка специалистов по специальности 050709. 52 «Преподавание в начальных классах» осуществляется с 1981г на основании приказа... | ||
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины основы религиозной культуры... Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего... |