Методическая разработка урока (план-конспект)





Скачать 54.16 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока (план-конспект)
Дата публикации18.10.2013
Размер54.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

Методическая разработка урока (план-конспект) с презентацией к уроку-прологу по творчеству Достоевского Ф.М. в 10-м классе
Название урока: «Звезды, которые его вели, светят для всего человечества». (В.Шкловский)

Тема урока : Пролог к творчеству Ф.М.Достоевского. Больная совесть наша.Художественный мир писателя.

Цели урока:

  • Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.

  • Показать особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.

  • Ввести учащихся в его художественный мир.

Оборудование урока:

  • Портрет писателя.

  • Словари русского языка.

  • Выставка произведений писателя.

  • Методические пособия и критические издания.

  • Мультимедиопроектор, презентация по творчеству.

Дети на уроке работают по группам:

1 группа – библиографы
2 группа – литературоведы
Образ Достоевского исполняет ученик.
3 группа – критики.
2 учащихся – лингвисты.

ХОД УРОКА

1 чтец: (Приложение 1,слайд 1) Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский,что может дать нам, современным людям, писатель,живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны?Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем.Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

Тема нашего урока (Приложение1, слайд 2)

Цель урока (Приложение1, слайд 3)

2 учащимся дается задание поработать со словарями и дать развернутое лексическое значение слова «униженные и оскорбленные» ,«преступление и наказание».
3 учащихся работают с литературоведческими справочниками, готовя материал для критиков.
1 учащийся работает с компьютером.

1 чтец: Звучит стихотворение В.Набокова «Достоевский» (Приложение1, слайд 4 – портрет Достоевского)

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

Ученик рассказывает о семье писателя(опережающее домашнее задание). (Приложение1, слайды 5, 6, 7, 8)

2 чтец (Приложение1, слайд 9): Василий Розанов писал:«Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою же душу, только глубже.

3 чтец: Образ Достоевского: (Приложение1, слайд 9) В моих книгах нет ни одного слова лишнего, любое из них работает на общий замысел.

3 чтец: (Приложение 1,слайды 10,11,12) 1845 год. Роман «Бедные люди».Писатель показывает, что думают о себе«маленькие люди».Достоевского интересует самосознание героев. Его цель- дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет. В центре романа Достоевского –история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев. Характер униженного и оскобленного человека , появившийся в литературе с подачи Ф.М.Достоевского – главное открытие в творчестве и самого писателя.

4 чтец: (Приложение 1,слайды 13, 14,15) 22 декабря 1849 года га Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь Ф.М.Достоевского, отмененная в самый последний момент и замененная 4 годами каторги. С 1854 года –он солдат в Сибирском военном батальоне. Время паузы и солдатчины – длительная пауза в творческом развитии писателя. Доброта,справедливость, участие простых людей воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию.
В 1860 году появляется роман «Униженные и оскорбленные».

1 ученик дает определение по словарям«униженные и оскорбленные».

5 чтец: (Приложение 1,слайд 16) Работая в журналах «Время» (1861-1863 ) и«Эпоха» (1864-1865) Ф.М.Достоевский проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского.Он выделял три основных момента в народной нравственности:

1. Чувство органической связи между людьми;
2. Братское сочувствие и сострадание;
3. Готовность добровольно прийти на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы.

1 чтец: (Приложение 1,слайд 17) 1868 год появляется роман «Идиот».«Красота спасет мир» .Это изречение великого писателя каждому, как и главному герою князю Мышкину, дает возможность поверить в добро,постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, обладающий одухотворенностью, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир.Именно эта красота, « восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, и призвана,по Достоевскому, спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота.

Образ Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время , я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

2 чтец: (Приложение 1,слайд 18) 1866 год. Роман «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести.

2 ученик дает трактовку словам « преступление и наказание», используя словарь С.И.Ожегова«Современного русского языка».

3 чтец: (Приложение 1,слайд 19) В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф.М.Достоевского:

1. Он раздвинул рамки «социального» реализма
2. Заставил литературу говорить о философских проблемах языком художественных образов;
3. Слияние художника и мыслителя привело к возникновению художественности нового типа;
4. Реализм Достоевского – философский,психологический; он стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма,противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в бога, в человеколюбие, в людей,вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости.

4 чтец: Художественный мир Достоевского – мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий.
Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев.Реалист Достоевский не перекладывает на «среду»и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. Он создал жанр«полифонического романа», в котором идеи, теории,концепции испытываются практикой жизни.Обретение нравственной истины, которая является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных поисков, в его движении к нравственному совершенству.

Критики о творчестве Ф.М.Достоевского.

Образ Достоевского. (Приложение1, слайд 20) « …Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду .Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока (план-конспект) iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока (план-конспект) icon1. Литература Нормативные правовые акты
Примерная методическая разработка проведения занятия в системе огп с офицерами (расширенный план-конспект)
Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка урока математики в 1 классе
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка урока (план-конспект) iconКонспект урока Предмет : обучение грамоте
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка урока (план-конспект) iconКонспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Методическая разработка урока (план-конспект) iconПлан взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока (план-конспект) iconКонспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей"
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Методическая разработка урока (план-конспект) iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока (план-конспект) iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск