Оперативный контроль





Скачать 248.15 Kb.
НазваниеОперативный контроль
Дата публикации20.10.2013
Размер248.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Оперативный контроль

Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает. Проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

  • Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

  • Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

  • Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

  • Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;

  • Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.
Тематический контроль

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

        развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

        внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

        изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

        определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

        состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

        анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.
Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.
Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:

1.      Наблюдение педагогического процесса. При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.

Схемы можно посмотреть: Голицына Н.С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ" М.: Скрипторий 2003, 2008г.
В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

 2. Итоговые занятия Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия смотри по списку литературы.

3. Проверка календарных планов Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

4. Беседы с детьми Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

5. Анализ детских работ Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

        если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

        при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

        недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

        при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

        если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

Итоговый контроль

В деятельности старшего воспитателя постоянно возникает необходимость проведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам: за квартал, за полугодие, за учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Инструментарием здесь является итоговый контроль.

•  За квартал: для оценивания уровня содержания воспитательно-образовательной работы и реализации поставленной задачи;

•  За полугодие: если запланирован педсовет по итогам полугодия;

•  За учебный год: для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года;
Для проведения мониторинга руководителя необходимо выделить небольшое количество исходных показателей, характерных для данного отрезка наблюдаемого пед. процесса. Затем методом повторных наблюдений накапливается и анализируется информация в динамике, чтобы произвести сравнение с нормативными или возрастными показателями. Сравнение реальных результатов помогает дать содержательную объективную оценку и качественную информацию для построения дальнейшего шага в развитии ДОУ.
При проведении контроля по итогам учебного года выделяются следующие элементы:

Уровень педагогического мастерства:

- уровень образования, возрастные критерии;

- текучесть кадров;

- повышение квалификации: курсы повышения квалификации

самообразование педагогов

обучение в учебных заведениях;

- участие педагогов в городских, окружных, внутри сада мероприятиях.
Условия, созданные для педагогической деятельности:

- административно-хозяйственные работы (ремонты, приобретение оборудования);

- подборка педагогической литературы;

- оснащение кабинетов, групп, территории.

Усвоение детьми образовательных программ:

- анализ выполнения всех разделов программы (физкультурно-оздоровительная работа, психическое развитие, коррекционное, умственное (сенсорное, окружающий мир, развитие речи, ФЭМП), нравственное, трудовое, художественно-эстетическое (худ. литер., изодеятельность, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговая деятельность), игровая деятельность.

- отдельно выделяется уровень подготовки детей к школьному обучению.

Выполнение поставленных задач:

- проведение мероприятий для решения поставленных задач: для педагогов

для специалистов

для детей

для родителей

- анализ и уровень выполнения, достижения поставленных целей и задач.

Желательно, при анализе каждого из элементов, сразу отмечать и выявленные проблемы. Это Вам поможет при постановке задач на следующий учебный год.

Материалы итогового контроля хранятся 5 лет.

Циклограмма оперативного контроля на ______________ учебный год

Вопросы контроля

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI-VIII

Санитарное состояние

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Охрана жизни и здоровья

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализ травматизма







+







+







+

+

Анализ заболеваемости







+







+







+

+

Выполнение режима прогулки

+







+




+




+




+

Культурно-гигиенические навыки при питании







+




+







+







Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании




+







+







+







Культурно-гигиенические навыки при умывании







+







+







+




Режим проветривания




+




+







+




+

+

Проведение закаливающих процедур




+










+







+




Проведение фильтра

+




+










+










Проведение развлечений




+













+







+

Подготовка воспитателей к занятиям

+







+




+













Содержание книжных уголков

+










+







+







Содержание уголков изодеятельности




+













+










Содержание природных уголков







+













+




+

Содержание уголков ручного труда







+













+







Содержание физкультурных уголков

+
















+










Содержание музыкальных уголков

+







+



















Оборудование для сюжетно-ролевых игр

+










+













+

Оборудование для театрализованной деятельности




+




+



















Наличие дидактических игр по задачам программы




+










+













План воспитательно-образовательной работы с детьми

+

+




+

+




+

+

+

+

Наглядная педагогическая пропаганда




+




+







+







+

Проведение родительских собраний

+










+










+




План и результаты оперативного контроля

на сентябрь __________ года

Вопросы контроля

Группы

Контроль осуществляет


































Санитарное состояние



































Заведующая, медсестра

Охрана жизни и здоровья



































Зам. зав. по УВР, зам. зав. по АХР

Выполнение режима прогулки



































Зам. зав. по УВР, инстр по физо

Проведение фильтра



































медсестра

Подготовка воспитателей к занятиям



































Зам. зав. по УВР

Содержание книжных уголков



































Зам. зав. по УВР

Содержание физкультурных уголков



































Зам. зав. по УВР , инстр по физо

Содержание музыкальных уголков



































Зам. зав. по УВР, муз. рук- ль

Оборудование для сюжетно-ролевых игр


































Зам. зав. по УВР

План воспитательно-образовательной работы с детьми


































Зам. зав. по УВР

Проведение родительских собраний


































Зам. зав. по УВР


Оценка: О – отлично Выводы: __________________________________________________________________________

Х – хорошо ___________________________________________________________________________________

У – удовлетворительно ___________________________________________________________________________________

П – плохо

Рекомендации составлены на основе материалов лекций заведующей кафедрой дошкольной педагогики и методики МИОО К.Ю. Белой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оперативный контроль iconВзаимодействие традиционных и инновационных технологий в процессе обучения изо
Информатизация общества, информационная среда, информационные технологии, компьютерная графика, методическая подготовка, мультимедиа-программы,...
Оперативный контроль iconРабочая учебная программа дисциплина: немецкий язык Блок дисциплин:...
Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной
Оперативный контроль iconРабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:...
Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной
Оперативный контроль iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У «Крапивенская оош» на изучение данного курса выделено 3 часа в неделю (всего 105), включая контроль навыков речевой деятельности:...
Оперативный контроль iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: контроль лексико-грамматических навыков; контроль навыков аудирования и чтения; контроль навыков письменной и устной речи
Оперативный контроль iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: развитие и контроль лексического навыка говорения: закрепление и контроль лексического материала по данной теме, отработка...
Оперативный контроль iconВнутришкольный контроль
Контроль за кадровым обеспечением учебного процесса, за объемом нагрузки педагога
Оперативный контроль iconРефератов по дисциплине: «Контроль и ревизия»
Органы и виды экономического контроля (государственный, ведомственный, предпринимательский (аудиторский контроль)
Оперативный контроль iconРефератов по дисциплине: «Контроль и ревизия»
Органы и виды экономического контроля (государственный, ведомственный, предпринимательский (аудиторский контроль)
Оперативный контроль iconКонтроль Тематический контроль
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Оперативный контроль iconКонтроль и оценка знаний на уроке обж
«контроль», «проверка», «оценка» и «учет» знаний учащихся. Нередко они смешиваются и употребляются в разных значениях. Общим родовым...
Оперативный контроль iconСоциолингвистика
Текущий контроль осуществляется с использованием накопительной балльно-рейтинговой системы и включает оценку самостоятельной (внеаудиторной)...
Оперативный контроль icon«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Финакадемия)...
Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета...
Оперативный контроль iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе использовать различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль консультанта, контроль со стороны учителя....
Оперативный контроль iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «контроль и ревизия»
...
Оперативный контроль iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «контроль и ревизия»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск