Скачать 97.91 Kb.
|
Модульный урок по теме « Дальневосточный экономический район ». С целью повышения эффективности усвоения географического материала и проверки периодичности выполнения домашнего задания в старших классах провожу уроки с использованием элементов модульной технологии. В работе использовать различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль консультанта, контроль со стороны учителя. Учащимся, плохо усваивающим материал темы, предлагаю выполнить индивидуальные задания. УЭ 0 Цель: Сформировать знания о составе территории, особенностях экономико-географического положения, природы, хозяйства развития Дальнего Востока; продолжить формировать умения анализировать тематические карты атласа, диаграммы учебника и составлять комплексную характеристику района, формулировать выводы; учиться работать в группах, учитывать мнения других, принимать решения. Учащиеся должны знать: особенности экономико-географического положения и социального развития Дальнего Востока; основные этапы формирования Дальневосточного района и особенности специализации хозяйства изучаемой территории. Учащиеся должны уметь: анализировать тематические карты атласа и учебника; самостоятельно изучать и анализировать статистические данные; давать оценку природным условиям и ресурсам Дальневосточного района; формулировать выводы и высказывать своё мнение о перспективах развития района. Литература:
Входной контроль Внимательно изучите тематические карты атласа и выделите характерные черты географического положения Дальневосточного экономического района. Ответ обоснуйте в группе.(1 балл) УЭ 1 Состав территории и особенности экономико-географического положения Дальневосточного района Ход работы Изучите материалы учебника и рассмотрите тематические карты атласа. Выполните задания А, Б и В. Задание А (максимальный балл 5) На контурной карте покажите границу района и административные единицы, входящие в состав Дальневосточного экономического района. Проверьте себя, достигли ли вы поставленной цели (назовите административные единицы, если возникли затруднения, то проконсультируйтесь у консультанта). Задание Б (6 баллов) Закончите предложения:
Сверьте ответы у учителя. Задание Б (5 баллов) Сделайте выводы об особенностях ЭГП Дальнего Востока. Перечислите, какие особенности ЭГП территории способствуют социально-экономическому развитию, а какие негативно связываются негативно на этих процессах. УЭ Природные условия и ресурсы Цели:
Ход работы Внимательно прочитайте текст учебника и изучите тематические карты атласа. Задание А (5 баллов)
а) лососевыми и треской; б) крабами, кальмарами, капустой; в) мидиями, трепангами; г) хамсой, килькой. Задание Б (за каждый верный ответ 2 балла) В форме тезисов укажите особенности природных условий и ресурсов Дальнего Востока: 1. 2. 3. Контроль за выполнением задания проводит учитель. УЭ 3 Хозяйственное освоение территории Цель: знать основные этапы формирования хозяйства Дальнего Востока. Ход работы
Задание А
Задание Б Выберите правильный ответ: Отраслями специализации Дальнего Востока является: 1.Цветная металлургия. 2. Целлюлозно-бумажная, лесная и рыбная промышленность. 3. Судостроение, судоремонт, пушной промысел 4. Чёрная металлургия. 5. Транспортное машиностроение. Задание В Правильно ли подобраны определения: Магаданская область, Приморье-вольфрам. Хабаровск - чёрная металлургия. Комсомольск-на-Амуре - машиностроение. Находка, Владивосток - речное судостроение. Благовещенск - сельскохозяйственное машиностроение. Находка, Петропавловск - рыбная. Контроль. Сверьте свой ответ у учителя и сравните его с эталоном. УЭ Специализация хозяйства и перспективы развития Цели:
Ход работы
а) …; б)…; в)…; г)…; 2. Из предложенных 3 заданий выберите для выполнения одно. Задание А (правильный ответ 1 балл) Заполните пустые места: а) Эта территория экспортирует за рубеж и в другие районы страны… б) На территории Дальнего Востока было много военных баз, поэтому одной из главных задач его развития была… в) Необходимость сооружения крупного нефтепровода на юг Дальнего Востока определялась… Контроль. Проверьте свой ответ у учителя. Задание Б (1 балл) В чём причины основных социальных проблем народов Севера? Какие направления освоения севера Дальнего Востока можно предложить, чтобы не ухудшать условия жизни коренного населения: 1)… 2)… 3)… 4)… Контроль. Проверьте ответ у консультанта. Задание Б (1 балл) Сформулируйте вывод о перспективах развития Дальнего Востока. Подведите итоги Самостоятельно оцените, достигли ли вы поставленной цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие перед вами стояли цели. В графе «Общее количество баллов» поставьте полученную сумму, а в графе 2 Итоговая оценка» поставьте оценку.
«5» - 30-33 балла «4» - 23-26 баллов «3» -16-19 баллов Урок 60 Внутренние воды Евразии. Реки Цели и задачи урока: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить учащихся с крупнейшими реками материка. Оборудование: Физическая карта Евразии; раздаточный материал со справочно-информационным материалом; карточки с понятиями; реки, болота, ледники, озёра, многолетняя мерзлота, подземные воды. Ход урока I.Организационный момент II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного Учитель зачитывает характеристики климата различных поясов, а учащиеся должны назвать климатический пояс характеристики климата см. на предыдущем уроке). III. Изучение нового материала Учитель предлагает вспомнить типы внутренних вод. На доске - схема с перевёрнутыми карточками (см. урок 22). - Какие тапы внутренних вод вы знаете? ( Реки, озёра, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота.) Учащиеся называют составные части внутренних вод, а учитель переворачивает карточки в схеме. - Сегодня тема нашего урока: « Реки», а на следующем уроке мы познакомимся с озёрами Евразии. На реки влияют два основных фактора: климат и рельеф. В ходе беседы учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу:
Влияние рельефа на характер рек можно рассмотреть на примере водопадов и пещер. Затем учитель называет реки, а учащиеся должны отнести её к бассейну того или иного океана и определить её питание и режим. IV. Практическая работа «Составление характеристики реки» В ходе работы учащиеся заполняют таблицу:
Можно предложить и другой вариант выполнения практической работы: используя карты атласа, текст учебника, сравнить две реки Евразии (по выбору). Лучше, если эти реки будут находиться в разных климатических поясах, например, Дунай и Ганг:
С целью закрепления изученного можно организовать просмотр видеофрагментов или заслушать доклады Евразии (если времени на уроке осталось мало, можно заслушать доклады об одной европейской реке и одной азиатской). Можно также предложить решить ряд проблемных задач или задач на творческое применение знаний: - Как могут реки Маас, Нидер - Рейн, Шельда впадать в открытое море, если территория Нидерландов, по которой они протекают, ниже уровня моря? - Вторая по длине река Азии – Хуанхэ – в своём нижнем течении течёт выше окружающей местности. Почему? Домашнее задание Д.: & 63 (1часть); К.& 49. Работа по карте: знать положение рек Евразии. Дополнительное задание: подготовить доклады об озёрах Евразии; найти ответы на вопросы: - Близ Мюнхена расположена река, носящая имя физика и математика. Назовите эту реку. - Какая река растёт на дереве? (Прут.) - Название этой реки у нас во рту? (Десна.) - Какая река носит название стороны горизонта? (Юг.) - Сколько вы знаете названия рек, носящих имена представителей животного мира? (Тигр.) - Какая река на Урале носит названия шахматной фигуры? Тура.) МОУ СОШ с. Красицкое Разработка урока по географии «Внутренние воды Евразии. Реки » Учитель Салеева М.А. |