Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!»





Скачать 114.57 Kb.
НазваниеКонспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!»
Дата публикации21.10.2013
Размер114.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Навлинская средняя общеобразовательная школа

Шаблыкинского района Орловской области


КОНСПЕКТ УРОКА

«Мой друг, Отчизне посвятим!»

Русское искусство первой половины 19века.

Пейзаж.

(8 класс)

Из опыта работы учителя изобразительного искусства и черчения

Минаева Сергея Ивановича.



Тип урока:

обобщающий урок в разделе «Русское искусство первой половины 19 века. Пейзаж» (блок «История искусства» региональной авторской программы «Изобразительное искусство в школе» Е.И Забелиной, Орел, 1996г.).

Тема урока:

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

А.С. Пушкин.
Цели урока:

Ознакомить учащихся с особенностями изображения пейзажа на примере творчества русских художников первой половины 19 века.

Ознакомить учащихся с краеведческим материалом по теме «Прошлое и настоящее усадьбы Н.В. Киреевского в селе Шаблыкино Орловской губернии Карачевского уезда»

Побудить учащихся к осмыслению значимости славного исторического прошлого их малой родины.

Совершенствовать графические и живописные навыки учащихся.

Содействовать осмыслению учащимися своей личностной значимости и уникальности в процессе творчества.

Научить построению структуры композиции пейзажа, характерной для периода первой половины 19 века.
Оборудование:

-опорные карты с ключевыми датами;

-репродуктивный материал: автолитографии художника Р.К. Жуковского «Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н.В. Киреевского», И.Е.Репин «Портрет Л.Н. Толстого», Г.В. Сорока «Вид на плотину в имении Спасское»;

-музыкальный ряд: фонограмма произведения В.А. Моцарта;

-атрибутика, характерная для 19 века: цилиндр (головной убор), трость;

-видеоматериал «Природа родного края»;

-раздаточный материал: карточки с фрагментами произведений Р. К. Жуковского;

-образцы камней из стен Византийского пантеона.

-листы формата А 4;

- акварельные краски, емкость для воды, кисти.

Методические рекомендации к уроку.


Очень важным воспитательным и просветительским моментом является ознакомление подрастающего поколения со славным культурным прошлым родного края. Усадьба Н.В. Киреевского в Шаблыкино, где бывали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.Н. Основский заслуживает внимания на уроке изобразительного искусства, потому как кроме исторического и литературного прошлого, нам остались в наследство и произведения Р.К. Жуковкого, выполненные в жанре видового пейзажа. Значимость этого подчеркивается словами: «…на просторах земли орловской сохранилось много памятников садово-паркового искусства. Более ста лет назад И.С. Тургенев писал, что ничего не знает прелестнее орловских садов» (Федоров С.И. Архитектурные образы Орловщины. Тула.1982.с.85.) .

Для наибольшего осознания значимости темы малой родины, в ходе урока важно создать высокий эмоциональный подъем, что обеспечит максимальную самореализацию учащихся в творческом процессе. Этому способствует включение в структуру урока широкого спектра интегрирования изобразительного искусства с литературой, историей, музыкой, кино, театром. В ходе урока предполагаются совмещение двух важных учебно-воспитательных компонентов: раскрытие уникального исторического материала и обучение построению композиции пейзажа с элементами усадебной архитектуры периода начала 19 века. Элементы костюма (цилиндр и трость) содействуют более органичному восприятию учащимися данной эпохи.
Подготовка учителя к уроку:

- составление обобщающего конспекта по теме раздела;

- запись темы-цитаты;

- подготовка фонограммы, видеоматериала к воспроизведению и музыкального инструмента (гитара);

- размещение на доске репродукций под опорными картами с датами.
Вступительное слово учителя (на голове учителя цилиндр, в руках трость):

Милые господа и дамы! Честь имею представиться, прошу любить и жаловать Сергей Иванович! Фрагмент театрализации на уроке, способствующий снятию напряжения и настраивающий учащихся на творческое восприятие учебного материала.
«Лет 50 назад в богатом орловском имении проживал по-царски орловский крез, страсть которого к собакам, охоте и садовым беседкам доходила до смешного. Усадьба его издали представляла какой-то восточный заколдованный город. Огромное его состояние позволяло ему вести широкую жизнь...». Именно так неизвестный старожил описывал в своей книге «Былые чудаки в Орловской губернии» (Орел,1909 г.) имение Н.В. Киреевского в селе Шаблыкино».
Озвучивание темы урока: Сегодня мы уделим внимание славной истории прошлого нашего села Шаблыкино. И это заключено в названии темы урока «Мой друг, Отчизне посвятим…»

Озвучивание целей урока: Друзья мои! Сегодня мы с вами совершим экскурс в то время, когда дворцово-парковый ансамбль села Шаблыкино в имении Н.В.Киреевского являлся ярким образцом дворцово-паркового зодчества первой половины 19 века. Когда слава о провинциальной столице охоты и гостеприимства шла на всю Россию. Познакомимся с литературными и архивными данными, посвященными нашей малой родине. В ходе урока сделаем этюд пейзажа.


  • Обратимся к галерее знаменательных дат.


1821 год - Н.В.Киреевский поселяется в селе Шаблыкино.

Демонстрация репродукции портрета Н.В. Киреевского.
В роскошно изданной «Истории кавалергардов» (СПб., 1851) записано, что корнет Николай Васильевич Киреевский поступил в Кавалергардский Ея Величества полк «...из камер-пажей Двора Его Императорского Величества» 31 мая 1815 года и «уволен от службы за болезнью ротмистром» 15 апреля 1821 года.

По описанию его современников это был образованный человек. Ценил разнообразные искусства, тонко их понимал, страстный охотник и любитель литературы, замечательный гитарист и просто хлебосольный хозяин.
«Портрет Н.В.Киреевского(1797-1870)».

Литография Р.К. Жуковского.
Выйдя в отставку Н.В. Киреевский поселился в родовом поместье Шаблыкино Карачевского уезда Орловской губернии, доставшемся ему в наследство от матери. Где создал замечательный ансамбль с красивым господским домом, церковью, беседками и парковыми скульптурами, мостиками и фонтанами, прудами и обилием цветочных и древесно-кустарниковых насаждений.

  • А сейчас давайте пофантазируем. Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте.

Учащиеся закрывают глаза.

Писатель-журналист С.Н Основский в своей статье «Сад в селе Шаблыкино» («Журнал садоводства», кн. ΙV, Москва, 1857) писал: «...место, на котором красуются и шумят рощи, сверкают и блестят огромные пруды с великолепными крупными мостами, пестреют тысячи сортов красивых дорогих цветов, где возникли разной архитектуры беседки, - место, где когда-то было голое поле, где вместо георгинов, розанов, нарциссов росли крапива и лопушник. А место, находящееся над прудами, изобилующими карасями, лещами, судаками и другой рыбой, засевалось коноплей. Люди, видевшие Шаблыкино до того, как в нем поселился Н.В.Киреевский, поражались резким переменам, которые тут произошли».

Учащиеся открывают глаза.

Демонстрация учащимся панорамы репродукций автолитографий художника Р.К. Жуковского «Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н.В. Киреевского» ( в начале урока репродуктивный материал был закрыт).

1828 год - Закладка дворцово-паркового комплекса.



«Вид на Еловый холм и Византийскую беседку».

Литография Р.К. Жуковского,1856г. Государственный Русский музей.
Но Н.В. Киреевский был не только богатым хозяином, заботящимся о родовом гнезде, он был еще и духовно богатым человеком.

Учащийся зачитывает фрагмент архивных документов.

«...Киреевский владел деревней Павловкой (Ноздрачевкой), приусадебной землей площадью 52 десятины, а также участком по левую сторону реки Мог, на котором к 1853 году была отстроена и освящена сельская церковь» (Документы Брянского Государственного Архива. Межевая канцелярия Карачевского уезда, Ф.547,ОП. Ι, Е.х. 125(35).


«Вид пруда и церкви села Шаблыкино с острова Гага».

Литография Р.К. Жуковского,1856г. Государственный Русский музей.
Однако, только письменных источников было бы недостаточно для исторического наследия. Возможно это понимал и Киреевский приглашая к себе в усадьбу художника из Санкт-Петербурга.
1856год - Приезд в имение Н.В.Киреевского художника Р.К. Жуковского.

Снятие с доски опорной карты с датой «1856». Под нею располагается портрет Р.К. Жуковского. Фрагмент урока, обостряющий восприятие учащихся.

Анализ репродукций литографий Р.К. Жуковского(1814-1886)

« Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н.В. Киреевского».

  • А давайте вспомним, какой вид графики называется литографией?

Литография - это вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати. Литографию художник исполняет, рисуя на зернистой поверхности камня черным литографским карандашом. После протравливания камня кислотой печатается литография на специальном станке.

Несомненно, что сегодня у нас не было бы полного представления об усадьбе Н.В. Киреевского, не будь альбома автолитографий Р.К. Жуковского, выпущенного в Петербурге под названием «Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Н.В. Киреевского» (Государственный Русский музей, отдел гравюры, папка А.М., № 52, Шк.х.). Пробыв в имении почти месяц художник отобразил природу и архитектурные особенности усадьбы.
Учащимся на парты раздаются карточки с фрагментами репродукций литографий Р.К. Жуковского.

Задание для учащихся: Выполнить набросок одной беседки или пантеона, представленного на карточке.

  • Особое внимание обратите на размер архитектурного объекта и его композиционное расположение в пространстве на листе.

Мы с вами посвящаем пейзаж своей родине, а иногда это могут быть стихи.

Р.К.Жуковский творил в то время, когда одним из средств переживания красоты природы становилась пейзажная живопись. Так, например, свое стихотворное письмо «Об учении природы» М.И. Муравьев начинает с похвалы природе:



С какою ревностью бежим мы зреть

картины,

На коих плавный скат, простертые

долины,

Иль изобильный ток глубокие реки

Живописала кисть художничьей

руки.

Отъемля красок блеск и вымысла

свободу,

Мы чувствуем еще, что любим мы

природу.

Мы склонны похвалы художнику

давать,

Который в лоно к ней нас хочет

призывать.


«Вид на турецкий Кеск-Синоп»

Литография Р.К. Жуковского,1856г. Государственный Русский музей.

Имение в Шаблыкино «...кипело жизнью шумной и полной всякого довольства... многолюдство посетителей всегда было приятно владельцу этого роскошного сельского уголка» (Былые чудаки в Орловской губернии. Сост. Орлов. Старожил. 1-е изд., 1909, с.7).

На гостеприимство в Шаблыкино откликались и очень знаменитые люди.



1859 год - Приезд в имение Н.В.Киреевского писателя Л.Н.Толстого Снятие с доски опорной карты с датой «1859». Под нею располагается портрет. Фрагмент урока, обостряющий восприятие учащихся.

Демонстрация портрета Л.Н.Толстого, выполненного художником

И.Е. Репиным.

На данном портрете кисти великого русского художника Ильи Ефимовича Репина представлен великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Автор романа «Война и мир» представлен за чтением книги. Возможно вот также Л.Н.Толстой располагался и в гостях у Киреевского.

  • Примечательно то, что И.Е. Репин в период обучения в Петербурге аттестовался у Р.К. Жуковского.



В 1865 году Л.Н. Толстой повторно приезжая в имение Н.В.Киреевского, писал своей жене Софье Андреевне: «Обходил я весь парк. Парк хорош».

А в письме к А.А. Фету Лев Николаевич писал следующее: «А жалко, что вы не были у Киреевского. Расскажу вам, что это за прелесть - он сам и весь этот мир, который уже перешел в предание, а там действительность» (Полн. собр. сочинений Л.Н.Толстого, «Терра», М, 1992г, т.60,61,83 №43, 44.).

И действительно, она была, эта чарующая действительность!..

Но во времена радикальных перемен люди не уберегли красоту, не смогли ее спасти. А, может быть, просто не хотели... И мы сегодня наблюдаем несколько другую реальность жизни...

Учитель показывает ребятам камни из стен Византийского пантеона.

Сегодня нет ничего, что можно было бы потрогать руками, кроме этих камней. Но теми же руками можно создавать и творить!

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С. Пушкин «К Чаадаеву».

- «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!», - сегодня именно эти строки являются темой нашего урока. Давайте мы с вами сегодня почувствуем себя художниками 19 века и напишем этюд пейзажа заветных уголков нашей малой родины. Кто же если не мы возродим и прославим в своих произведениях величавое прошлое своего Отечества?!
Задание для учащихся: Выполнить этюд.

-С чего обычно мы начинаем писать пейзаж? (Обычно начинают писать пейзаж с изображения неба.)

-После того, как написано небо, можно акцентировать наше внимание на характеристике построения пейзажа начала 19 столетия.

Комментарии даются по ходу совместной творческой работы над этюдами учителя и учащихся:

Решение декоративных и видовых задач очень характерно для пейзажа первой половины 19 века. Декоративность служит поэтизации видового начала в работах русского художника Семена Щедрина, изображавшего виды Павловска, Гатчины, петергофского Монплезира, создавая в них образ живой, хотя и приукрашенной природы. Эти особенности видового начала прослеживаются и в работах Максима Воробьева, Григория Сороки.

Демонстрация репродукции произведения Г. Сороки «Вид на плотину в имении Спасское».1840. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

  • Спасское - Лутовиново является родовым поместьем И.С. Тургенева.

Конечно, традиции видового построения пейзажа четко прослеживаются и в литографиях Рудольфа Жуковского шаблыкинского периода его творчества.

Основная характеристика пейзажа первой половины 19 века в русском искусстве. Демонстрация стадий письма учителем у доски.

Пушистые деревья на переднем плане образуют основные декоративные пятна и выдерживают переднюю плоскость картины, как того требуют декоративные цели. За ними на втором плане обычно изображается водное пространство или поляна. Наконец, на третьем плане, в глубине, замыкая фон и останавливая на себе взгляд зрителя, располагаются постройки. Здесь надо искать объяснения той исключительной органичности включения зданий классицизма в русский пейзаж, которую мы видим в усадебной архитектуре первой половины 19 века, а в частности в архитектуре дворцово-паркового ансамбля в селе Шаблыкино.

Выставка работ учащихся с собственным комментарием.


Козлова Таня. По мотивам славного прошлого.


Коцкович Катя. Вид на каскад «Лягушка».

Исполнение под гитару куплета и припева песни «Любэ» «Отчего так в России березы шумят». Параллельно демонстрируется видеозарисовка природы родного края.



Посвящайте своей Отчизне стихи и песни, музыку и живопись!

Где бы вы ни были, помните о том родном крае, в котором вы росли и проходили «душевный университет». И пусть всякий раз при воспоминании об этом на сердце у вас становится горячо.

«...А на сердце опять горячо, горячо

И опять, и опять без ответа.

А листочек с березки упал на плечо,

Он как я оторвался от веток».
Никогда не отрывайтесь навсегда от малой родины. Посвящайте ей свои произведения для того, чтобы они не только в настоящее время, но и в будущем прославляли красоту Отчизны!
Звучат слова благодарности учащимся за творческую работу на уроке, выставляются оценки.


Минаев Сергей Иванович Орловская область

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонспект урока Тема «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
«Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,...
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонкурс патриотической песни «Отчизне посвятим!»
Урок мужества, посвященный 70-летию полного освобождения советских войск г. Ленинграда от блокады
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconА игры не будет, что ж тогда останется?
А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб,...
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный...
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонкурсное движение
«Телевизор мой друг, телевизор – мой враг» (сентябрь октябрь 2013 г), детские рассказы и рисунки, возраст – 1-4 класс
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconПрил. 14 На школьном уровне
...
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонспект открытого урока «Саратов мой любимый город» в рамках темы «Школа» в 7а классе
Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонкурс методических разработок «Мой открытый урок» Конспект урока...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонкурс рисунков на тему «Мой друг велосипед»

Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонспект урока тема урока: Письмо заглавной буквы «М». Фио (полностью)...
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонспект урока по теме: «Межотраслевые комплексы России и их география»
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонспект урока тема: «Межотраслевые комплексы России. Апк.»
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconУрока. Работа по теме урока
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи
Конспект урока «Мой друг, Отчизне посвятим!» iconКонспект урока «Основы светской этики» (4 класс). Тема: Дружба
Цель урока: сформировать понятие «дружба»; помочь осознать и сформулировать понятие «настоящий друг»; воспитывать чувство товарищества,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск