Конспект урока
Тема
| «Мой первый друг, мой друг бесценный…» (по стихотворению А.С.Пушкина «И.И.Пущину»)
| Класс
| Учебник
| Программа
| 6
| Учебник-хрестоматия 6 класс. Автор-составитель В.П.Полухина. 4-е изд.- М.: Просвещение, 1997
| Программа под редакцией В.Я.Коровиной
М. «Просвещение»,2005
| Урок №
| Разработал
| 1
(по теме)
| Криночкина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
| Планирование
| авторское
| Цели урока
| Познакомить учащихся с лицейскими годами А.С.Пушкина (жизнью Лицея, друзьями поэта), со стихотворением «И.И.Пущину»;
выявить художественные особенности стихотворного послания;
развивать навык выразительного чтения и анализа стихотворения;
показать, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека;
почувствовать, в какой атмосфере зарождалось лицейское братство.
| Применяемые технологии
| Microsoft Power Point
| Применяемые формы работы
| Слово учителя, сообщение учащегося, выразительное чтение, заочная экскурсия, беседа
|
| План урока
| Время
| 1.
| Заочная экскурсия по Царскому Селу.
| 2 мин.
| 2.
| Заочная экскурсия по Царскосельскому Лицею.
| 5 мин.
| 3.
| Сообщение о лицейском братстве.
| 5 мин.
| 4.
| Встреча Пушкина с И.И.Пущиным в Михайловском в 1825году.
| 3 мин.
| а) чтение отрывка из «Записок о Пушкине»
Пущина;
|
| б) рассматривание репродукции с картины Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».
|
| 5.
| Выразительное чтение и анализ стихотворения «И.И.Пущину».
| 15 мин.
| 6.
| Чтение отрывка из повести Л.Либединской «Мой первый друг, мой друг бесценный».
| 9 мин.
| 7.
| Домашнее задание: наизусть стихотворение «И.И.Пущину», сочинение-миниатюра «Друзья в моей жизни».
| 1 мин.
|
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С.Пушкин
Ход урока
| Пункт плана №1 Заочная экскурсия по Царскому Селу.
| Работа учителя
| № слайда
| Работа учащихся
| Объявление темы, цели, плана урока.
Работа с эпиграфом.
| №1-4
|
| Чтение стихотворения Ахматовой «В Царском Селе».
| №5-6
|
| «Озерные берега», аллеи великолепного Царскосельского парка сохранили «шелест шагов» Пушкина, а с одной из скамеек на нас и сегодня смотрит задумавшийся и вдохновенный поэт, воплощенный скульптором Бахом.
Здесь каждый уголок напоминает о Пушкине, дышит им. Не странно ли это? Ведь Царское Село – это прежде всего царский Екатерининский дворец, это памятники русских побед - Чесменская колонна, это парки и сады. Но в них прежде всего отдыхали члены царских фамилий, высший свет.
| №7
|
| №8-11
|
| Пункт плана №2 Заочная экскурсия по Царскосельскому Лицею.
| Как вы думаете, почему город, в котором находились сии «огромные чертоги», теперь носит имя город Пушкин?
| №12-25
| Проведение экскурсии подготовленным учеником.
| Пункт плана №3 Сообщение о лицейском братстве.
| Лучшие из воспитанников Лицея навсегда сохранили верность юношеской дружбе, идеалам добра, справедливости.
| №26
| Рассказ подготовленного ученика о лицейских друзьях Пушкина.
| №27
| Анализ эпиграфа.
| Пункт плана №4 Встреча Пушкина с Пущиным в Михайловском в 1825 г.
| Именно друзья помогали поэту выстоять в самые трудные минуты его жизни, минуты одиночества.
Уже прославленным поэтом Пушкину пришлось прожить два года в селе Михайловском. Ни родных, ни друзей, только няня Арина Родионовна разделяла его одиночество, да иногда бывал у соседей в Тригорском. И вот однажды ранним морозным утром к поэту приехал лицейский друг Пущин.
Лучше всего об этой последней встрече верных друзей 11 января 1825 года рассказал сам Пущин в своих «Записках о Пушкине».
| №28
| а) Чтение отрывка из «Записок о Пушкине» Пущина;
| №29
| б) рассматривание репродукции с картины Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»:
- расскажите о том, что вы видите на данной репродукции
| Пункт плана №5 Выразительное чтение и анализ стихотворения «И.И.Пущину».
| Чтение стихотворения.
|
|
| 1)Анализ стихотворения.
Сравните описание встречи Пущиным со стихотворением Пушкина. Что общего между ними? Чем они различаются?
С чего начинается стихотворение?
Кроме обращения, для послания характерны пожелания. Укажите пожелания в данном произведении.
Как вы понимаете слова «благословил», «огласил», «утешенье», «заточенье»?
Часто ли употребляются в обыденной речи эти слова? Для чего автор использует их?
Найдите в стихотворении эпитеты. Какие чувства помогают выразить эти эпитеты?
Почему автор использует восклицательные предложения?
2) Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения
3) Вывод: стихотворение «И.И.Пущину» написано в жанре послания. Его особенности:
- обращения;
- пожелания;
- торжественность;
- эмоциональность.
4) Английский поэт Джордж Байрон как-то сказал: «Дружба – это любовь без крыльев».
Какие отношения вы можете назвать дружбой?
О какой дружбе говорится в стихотворении?
|
| 1) Отвечают на вопросы.
2) Выразительное чтение стихотворения. 3) Запись выводов 4) высказывают свое мнение
| Пункт плана №6 Чтение отрывка из повести Л.Либединской «Мой первый друг, мой друг бесценный».
| Итоговое слово:
Пушкин умел ценить дружбу и преданность друзьям пронес через всю свою жизнь.
В послании «И.И.Пущину», отправленном в 1827 году в Сибирь, куда был сослан Пущин за участие в Восстании Декабристов, поэт словно возвращает другу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское.
Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. И ни один человек не может прожить свою жизнь без друзей.
|
| Чтение подготовленным учеником отрывка из книги Л.Либединской «Мой первый друг, мой друг бесценный».
| Пункт плана №7 Домашнее задание.
| Домашнее задание.
| №30
| Наизусть стихотворение «И.И.Пущину» А.С.Пушкина.
Сочинение-миниатюра «Друзья в моей жизни».
| Литература
Учебник-хрестоматия 6 класс. Автор-составитель В.П.Полухина. 4-е изд.-М.: Просвещение, 1997.
«Записки о Пушкине» И.И.Пущин. М, «Детская литература»,1975
«Среди святых воспоминаний…» Лениздат,1989
«Нестандартные уроки литературы 5-7 классы». Автор-составитель И.В.Булгакова. Ростов н / Д: Феникс, 20003.
Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Автор-составитель В.П.Полухина.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2002.
Русская литература в вопросах и заданиях. 5-6 классы. Д.С.Зайцев. М.: Владос, 2001.
| |