Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 118.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.03.2014
Размер118.44 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Биология > Рассказ
Цели урока

1. Помочь шестиклассникам разобраться в идейном содержании рассказа П. Краснова «Шатохи»; увидеть «духовное начало повседнев­ного человеческого состояния».

Оборудование урока

  1. Портрет писателя.

  2. Пластинка. Песня Ж. Бичевской «Мы лишь на миг приходим в этот мир».

  3. Фотовыставка «Мой верный друг» (это фотографии любимых домашних животных детей с остроумными, веселыми, лирическими под­писями к ним).

  4. Текст рассказа на каждой парте.

Предварительная подготовка к уроку

  1. Чтение рассказа «Шатохи» (по возможности, вместе с родите­лями).

  2. Оформление фотовыставки «Мой верный друг».

  3. Подготовка выразительного чтения сцены гибели «шатох».

  4. Оформленная доска.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы урока.

  1. Привлечение внимания учащихся к первому эпиграфу - чет­веростишию из стихотворения Сергеева с предварительным заданием: в конце урока изложить свое понимание эпиграфа в применении к со­бытиям, описанным в рассказе «Шатохи».

  2. Звучит песня «Мы лишь на миг приходим в этот мир» в испол­нении Ж. Бичевской.

  3. На последних аккордах песни, постепенно стихающей, - слово учителя. Это будет вступлением к теме урока.

Мир... Прекрасный, неповторимый, вечный... Человек в нем слов­но соломинка в бушующем весеннем водовороте. Наша жизнь в этом вечном мире - действительно мгновенье. Но осознаем ли мы это?

Существует точное наблюдение: воздух мы «замечаем» только тог­да, когда начинает его не хватать и человек задыхается. Лишь оказав­шись в жаркой пустыне, понимаем ценность глотка воды. Ценность жизни осознаем только тогда, когда тяжело заболели или когда в дом постучалась беда...

К нам ко всем она, кажется, уже постучалась. Один за другим ис­чезают на земле целые виды растений, животных, птиц. Гибнут реки, озера, степи, луга.

Человек почему-то перестает быть Человеком, а больше напоминает дикаря. Иначе как объяснить его варварство? И больше всего страдают те, кто не может постоять за себя, беззащитен, те, кого мы приручили и за кого в ответе. Вспомним-трагедию Белого Бима... К сожалению, она повторяется. Сегодня нам предстоит соприкоснуться с горькой судьбой не одной собаки, а целой стаи. Их называют «шатохами», то есть обез­доленными, шатающимися, никому не нужными. О них нам рассказал оренбургский писатель Петр Краснов.

Его портрет на классной доске. Скромный„_человек неприметной наружности , но глаза у него удивительные: кажется, они заглядывают прямо тебе в душу - тревожные, умные, печальные глаза...

Годы жизни, проведенные в деревне, работа агрономом во многом определили характер и особенности его книг, герои которых в подавля­ющем своем большинстве связаны с землей, близки к природе.

Обратимся к стихам Куняева из эпиграфа к уроку:

Им объявили смертную борьбу,
Придумали отстрелы и облавы.
Здесь дети часто слышали стрельбу
И знали, что она не для забавы,
Что будет безопаснее играть,
Ходить из школы, ездить на салазках...
Естественно, кто думал о собаках,

Когда им приходилось умирать?!
Как вы думаете, ребята, почему Г. Троепольский , Петр Краснов и многие другие пишут о судьбах собак?

(-Собака- верный друг человека.

- Потому что ведутся отстрелы собак.

- Страшно, когда человек убивает друга…)

О чем рассказ «Шатохи»? Определите его тему.

(Это рассказ о судьбе бродячих собак,'"которых на селе звали «шатохами». События происходят на улице небольшого села, среди людей - взрослых и детей).

• Какие пути привели сюда собак? Кто виноват в том, что они ста­ли шатохами?

(На окраине деревни, возле скотомогильника, прижилась стая «шатох». Разные пути приведи сюда собак, но все они оказа­лись здесь по вине людей: либо выброшены за ненадобностью, либо так обижены хозяевами, что даже непоколебимая соба­чья преданность была разрушена.)

. Судьба какой собаки особенно потрясает? Почему? Вспомните, что и как говорят о Лютом участники событий?

(С искренним сочувствием колхозный шофер: «Взять хоть этого Анисия Лютого так Анисий его порол! Знамо дело, синяков или еще чего у пса не увидишь; заметно это у них в тех мес­тах, куда саданули, шерсть так топорщится... так трава вянет, когда дернину подстрижешь. И помню, всегда он в людях бегал, а в позап­рошлом году Анисий на дойке его как перетянул кнутом при моих глазах... Я думал, он его надвое охвостником развалил!... Нет, окле­мался где-то пес, травки покусал и вернулся-таки к хозяину, простил. Пошло у них опять все по-старому; Анисий дрыхнет, а Лютый коров сторожит день-деньской за двоих, а если что не так, Анисий - за кнут. Кобель, известное дело, от этого злел, ну и дотерпелся до точки, и теперь вот ни себе, ни людям... Непутево с ним вышло. - Так от Ани­сия уже вторая собака бегает... Не вытерпливают. Скучная, должно быть, житуха». Кузька:

«Лютый, он умный - страсть! Только он людей не любит, дикий стал».) . Почему собаки набросились на Гришука? Какое, хорошо изве­стное ему правило, он нарушил?

(Гришук нарушил правило, которое знал: «бегать никак нельзя, потому что собаки тогда кинутся, хотя бы из любопытства». -Но он, подгоняемый страхом, все-таки побежал.)

Чтение этой сцены.

• Что случилось, почему Лютый спасает мальчика?

Чтение сцены

(«Собаки, повалив Гришука, драли зубами его валенки и одежонку, и он, почти теряя сознание от страха, жалобно, как последнюю надежду и защиту, позвал «маменьку», и в то же мгновенье он услышал короткий взвизг и захле­бывающееся рычание». Собаки разом отпрянули от него, и Гришук увидел Лютого: «... пес стоял к стае боком и тихо, сотрясая воздух, рычал... Собаки, отскочив, глядели на Гришука безучастно, одна из них с остервенением уже искала блох в свалявшейся шерсти, а веселая Волна как ни в чем не бывало ластилась к Лютому. Лютый куснул подвернувшийся ему собачий бок и увел за собой всю стаю».)

Милосердный ли это жест сильного по отношению к слабому, муд­рость взрослого, который инстинктивно оберегает «детеныша», или идущая от века собачья преданность человеку, которую жестокостью так и не смогли до конца уничтожить люди, - автор ре дает ответа. Беду от мальчика отвел гонимый людьми пeс .

. Каково отношение автора в данной ситуации к стае «шатох»?

Зачитать текст.

(«Гришук вытер рукавом глаза и огляделся назад. Собаки, прибавив ходу, разрозненной цепочкой уходили в степь... поджав хвосты, горбясь, с yrрюмостью бродяг перед всем оседлым, хозяйским й потому никем не гонимым.)

Какова же реакция людей на милосердный, «человечный» по­ступок гонимого «шатохи»?

(Первая эмоциональная реакция Пантелеева, бывшего свидетелем собы­тия: «Погодите, шатохи... отучим!» Фельдшерица Тамара Павловна возмущается тем, что за 2 года она перевязала 5 человек! Раскаляя себя, она явно под­стрекает Пантелеева: «Не понимаю, как вы, родители... можете терпеть у себя под боком эту банду! Вы не мужчины, у вас ружья там... на худой конец, можно участкового попросить, чтобы помог... сделайте это сейчас же, на днях!»).

• Ребята, обратите внимание, кто-нибудь вспоминает о том, благо­даря кому мальчик остался жить?

(-Никто не вспоминает.

- Все забыли о Лютом, не приласкали его.)

Учитель: Да, вы правы: никто не испытывает благодарности к ста­рому, преданному псу, который не разучился любить людей... А у этих людей все мысли сейчас только о том, как расправиться со стаей собак. Люди готовят им кровавое побоище...

. Каковы корни жестокости, безжалостности Понырина?

• Как вы думаете, почему бывший фронтовик стал таким? (Понырин - сиволапый, неприбранный, с неопределенной ухмылкой на занозистом, обрюзгшем лице, пологими бабьими плечами; пре­зрительно-высокомерен в отношении к односельчанам: «Набегут - не разгонишь. На дело нет, а на безделье... найдутся охотники». Автор подчеркивает плоские циничные шутки Понырина, постоянное хвастов­ство орденами и медалями. Но главное в нем - безжалостность. Это странно, потому что Понырин - фронтовик («на войне лейтенантом был»), видел страдания и смерть, а превратился в жестокого циника. Он с наслаждением рассказывает, что уже участвовал в облавах на собак и сам убил «штук пять, не менее». Инстинкты собственника толкают По­нырина на кровавую месть, не оставляя в нем ничего человеческого.

«И вдруг он обрюзг еще больше, заносчиво оглядел всех... и сказал средь тишины: «А ты что думал, что я сюда ради одного кобелька приплясал, едрена корень?! Не-ет, милай, пока я их, - он похлопал широкой ладонью по карману, патроны приглушенно звякнули, - не поцукаю, с пажи не уйду и от собак не отстану... я на них давно зубок имею - за цыплаков моих, инкубаторских, и вообще... Мне плевать, какие они там, и с каких бед они от хозяев поразбежались, я сюды стрелять пришел. И я им устрою кордебалет, они у меня попля­шут! - Понырин опять ухмыльнулся, сдабривая общее впечатление, и с показ­ной силой потряс ружьем. - Повоюем!?»

Он идет на расправу за своих «цыплаков». Поражают эгоистиче­ское равнодушие этого человека («мне плевать, какие они там») и жес­токость, ставшая нормой поведения. Осенью он ни за что («просто так») убил собаку своего соседа. Обыкновенное человеческое сострадание и жалость. Понырин воспринимает как что-то ненормальное («Что за раз­говоры такие - жалеть? Кто тебя знает: может быть, ты дома мух не бьешь оттого, что жалко... Ненормальный какой-то», - сказал Поны­рин Фильке, брезгливо и равнодушно отвернулся»).

. Кто противостоит Понырину? Кто вызывает у вас симпатию?

(Филька, несмотря на то, что выпил, вызывает нашу симпатию - он против расправы над «шатохами». В нем говорит не толь­ко голос сердца, не только протест против жестокости, но стра­стное желание остановить ее.)

Новый термин: кульминация

Противостояние Понырина и Фильки - кульминация рассказа .

Здесь открыто столкнулись две жизненные позиции, две философии. .

Что, по мнению Фильки, самое страшное в происходящем?

(Он видит глубинный смысл происходящего: « Вы не думайте, что если вас много собралось, то вы уже и народ! Мальчонков набрали, приучаете, а они вам потом сами головы поотвертывают!...» Вот что самое страшное – страшен пример взрослых!)

Подтвердились ли его предостережения в последующих событиях?

( Да. Финал рассказа: поведение Кузьки.)

Почему состоялась расправа? Почему зло победило?

(Большинство сельчан собрались вовсе не для того, чтобы тво­рить зло. Они пришли, чтобы 'посудачить, покурить, посмот­реть. Да и Филькины слова не оставили людей равнодушны­ми. Но Понырин подстрекает людей, и они пошли за ним. В отличие от Фильки, он агрессивен, его безнравственность по­давляет, и его зло очень aктивно и действенно.)

Сравните описание природы перед расправой и после, в моменты «охоты» (прочитать два отрывка).

Что переживал и перечувствовал Грищук во время расправы над собаками? Как менялось его состояние?

(Картины одна страшнее другой запечатлеваются в сознании мальчика. Умирающая на снегу красавица Волна, дикая рас­права с ее детенышем, который лежал с перебитым позвоноч­ником, а Кузька (вот он пример взрослых!) совал ему в морду палку, и щенок от боли и страха скулил виновато и боязливо, как провинившийся.

Гришук видел трупы собак, слышал стоны и вой недобитых, взгляд его выхватил фигуру своего спасителя, умного, гордо­го, смелого и великодушного Лютого, который бежал сейчас, припадая на свою криво сросшуюся лапу, «подобрав хвост и согнувшись, словно ожидая удара в спину». И оттого, что так , бежал Лютый, было невыносимо страшно.

Гришук испытывает чувство тоски, от которой все немеет внут­ри, «и какое-то недетское одиночество» (чтение второго эпиг­рафа.)

Подведение итогов

1) Вспомните сцену гибели Лютого. В чем нелепость, противоестественность творимого?

  1. Кто не хочет допустить расправы над Лютым? Почему Понырин вновь одерживает победу?

  2. Почему Гришук кинулся спасать Лютого? Это случайно или за­кономерно?

Сцены гибели собак читают четыре ученика.

«Собак было десять-двенадцать, они бежали растянутой стаей... Сзади, неподалеку от Волны, чуть припадая на свою криво сросшуюся лапу, бежал Лютый, подобрав хвост, словно ожидая удара в спину. Вдруг заскулила еще одна собака, потом другая заплясала тонко и жалоб­но, приостановившись и подняв к небу морду, точно принюхиваясь в тоске к опасности, исходящей со всех сторон. Короткий нервный скулеж возник на па­жити, потянулся в небо, скорбный; и такая обреченность, такая тоска слыша­лась в этих глухих, будто из самой земли вышедших звуках, такая ребячья бо­язнь перед окружающей их неизвестностью, творимой судейской жестокостью людей...

Волна ковырялась в снегу, все пыталась поднять голову, и ее сиплое страшное скуление прорезывало … испуганное тявканье растерявшихся собак, проникало насквось, в самую душу. В муке, в недоуменье доживала она свои последние минуты … Она пыталась поднять голову, посмотреть, а сильное тело не слушается ее и уже подрагивает, дергается в первых мускульных разрядах агонии и слабеет с каждым новым мгновеньем боли и муки …

Лютый вспрянул, оторвался от конюха и, вытянув оскаленную морду и прижав к черепу уши, рванулся на него... Лютый хрипел, судорожно вытягивая задние лапы, и глаз его остекленело-гневно, неподвижно был устремлен не на своих губителей, а в серый, скатывающийся в тягучие сумерки день над их го­ловами... Его так и вынесли на вилах, еще подрагивающего пегой, линяющей шкурой, с волочившейся по утоптанному снегу крупной головой, вынесли бес­толково и торопливо, как муравьи таскают свою добычу...

Заключительное слово учителя

Гришук знал, что ему надо бы уйти сейчас подальше от людей, но теперь было все равно. И он сидел, потому что устал очень, и еще у него болел бок ~ так болел после тычка конюха, что даже дышать больно было. «Пусть они сами все уходят, ему будет в сто раз лучше, - думал он, - в тысячу раз легче ему будет».

По вине человека гибли животные... Убийц было несколько, не­сколько из 30!

А остальные?! Большая, серая толпа, равнодушно взирающая на происходящее. С их молчаливого согласия вершился суд! Гришук, из­мучившись, хочет остаться один, как «шатоха», потому что жить по-прежнему с этой серой массой не может. Он понимает, что в стае собак нашлась одна, которая спасла ему жизнь. Среди людей же не нашлось ни одного, кто пожелал бы спасения беззащитных животных.

Как хотелось, чтобы после сегодняшнего урока остановилась чья-то рука, занесенная для удара, чтобы кто-то из вас остановил чужую руку, поднявшуюся на другого: будь то животное или человек. Доброта - вели­кое чувство, которое нужно учиться растить в себе.

Экскурсия по фотовыставке «Мой верный друг».

Учитель: А теперь, ребята, обратимся к нашей фотогазете. Мне ка­жется, что она - убедительное свидетельство того, что многие из вас «вырастили» в себе это великое и прекрасное чувство - доброту. Фото ваших домашних животных и подписи к ним нельзя сделать ленивыми руками и продиктовать равнодушным сердцем. Вы только посмотрите, сколько здесь тепла, добра и поэзии!

(Обращается внимание на наиболее яркие и удачные фотографии домашних животных и подписи к ним).

Домашнее задание: написать сочинение –миниатюру на тему « Мой верный друг».

МОУ « Гимназия №29»


Урок по литературе

на тему
« Спешите стать терпимей и добрей …»
урок по рассказу П. Краснова « Шатохи »


Учитель

Грунина Елена Васильевна

Саранск 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск