Скачать 206.91 Kb.
|
МБОУ «Килемарская СОШ» Период детства как важнейший процесс воспитания в литературе (на примере повести М.Горького «Детство») и в современном мире. Выполнил: Иванцов Василий, обучающийся 10 класса МБОУ «Килемарская СОШ» Научный руководитель: Петухова М.Н., учитель высшей категории МБОУ «Килемарская СОШ» Йошкар-Ола 2012 Оглавление 1.0. Введение. Особенности системы воспитания в настоящее время 3-4 2.0. Основная часть. 5- 15 2.1. Пример успешного воспитания. Основной воспитатель Алеши Пешкова – бабушка 5-7 2.2 Уроки доброты Цыганка 8-9 2.3 Влияние Хорошего Дела на формирование личности Алеши Пешкова 10 2.4. Почему в настоящее время воспитание подрастающего поколения требует большего внимания? 11-12 2.5 Выбор пути. 13 2.6 Что делать? 14-15 3.0 Заключение.Чистота души есть бытия основа. 16-17 4.0.Список использованной литературы. 18
Тема детства, безусловно, значима в современном мире, а особенно в нашей стране. Так как детство формирует мировоззрение человека на всю его жизнь, очень важно заложить тот нравственный и духовный идеал, ту систему взглядов , чтобы человек мог эффективно самоуправляться в том обществе, в котором он живет и будет жить. Вообще весь период становления личности в народе характеризуется фразой «не научился Ванечкой - Иван Иванычем не научиться». То есть та система взглядов, которая формируется в детстве, будет действовать на протяжении всей его жизни. Ну, а теперь, что происходит на сегодняшний день в мире? То, на каких идеалах воспитываются наши дети, просто что-то нечеловечное, в частности то, что каждый день транслируется по телевизору. Идет серьезная пропаганда разврата и насилия, потребительского образа жизни, подменяется нравственность. Как пример такого воспитания сегодня выступают молодежные сериалы, например, «Школа». Место действия в сериале ограничено: школа, улица, дом. Ограниченное место – это загон, известно для кого. Загон заполнен толпами действующих лиц – учителя, ученики, семьи учеников. Действующие лица по типу психики - зомби и животные. В сериале что ни семья, то проблема: - нет родителей, а есть дедушка после инсульта да мечущаяся бабушка, - безотцовщина, больная мама «на руках» девятиклассника, - отец – алкоголик, - у папы любовница – учительница сына, - папа ушёл из дома, претендует на жилплощадь. Вот и получается, что воспитатели-родители загоняют детей в школу как бы на обучение, учителя в школу идут изображать из себя учителей, ученики в школу идут прожигать жизнь. Каждый из них со своей частной целью и своей мерой понимания своего места в этих процессах. Основной вклад в растление поколений внесло телевидение, вторгшееся в жизнь каждой семьи: - прямая реклама порочного образа жизни, - представление в сериалах и кинофильмах насилия, сатанизма, половой распущенности, пьянства, наркомании, разных способов мошенничества современных бендеров, всего спектра порочной нравственности в виде естественной нормальной жизни общества, - формирование в бесконечной череде шоу многочисленных клише для обновления мировоззренческого калейдоскопа. На сегодняшний день система образования и воспитания не справляется с проблемами, вызванными подобными фильмами. Где субъектами управления в них являютсяученики, объектами управления являются родители (семья) и учителя (школа). Хотя в реальности должно быть наоборот. Ну, раз наша система зашла в тупик, то, наверное, стоит посмотреть назад, в прошлое, когда было ясно, куда идти. Например, в повести «Детство» М. Горького поднята подобная проблематика. 2.1 Пример успешного воспитания. Основной воспитатель Алеши Пешкова – бабушка «Детство» М. Горького - «добрая, но мучительно правдивая книга! Нам остается только открыть ее, чтобы увидеть в ней дни, насыщенные красотою, жизненную силу, надежду, живую, трепетную радугу чувств, услышать музыку полей, под которую растет сердце, прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой и человеческой!»1 Повесть «Детство» была создана в период между двух революций: после неудавшейся революции 1905—1907 годов и до Октября. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными, на наш взгляд, образами в этом произведении являются образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего Дела. Все они объединены одним: положительной окраской и теплым отношением к ним автора. Помимо прочего, эти герои повлияли на формирование характера Алеши. Алеша, разумеется, в определенной мере прототип самого Горького в детстве. Хотя бы по этой причине образ Алеши нуждается в тщательном рассмотрении. Что он из себя представляет? С Алешей на страницах повести мы встречаемся в драматический момент его жизни: умер отец, и мальчик не может понять, что происходит, почему мать, растрепанная, рыдает, отец спит и словно улыбается: «...лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный... доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами». С самого детства наш герой испытывает страшное потрясение, что неким образом отразится на его последующей жизни. После смерти отца Алеша с матерью и бабушкой переезжает в Нижний Новгород, где живет семья матери. В доме деда Алеша столкнулся с темной жизнью «неумного племени»: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Жить в дедовском доме было нелегко. Дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и никогда не чувствовал себя счастливым. Алеша с трудом находит с ним общий язык. Дядья бессмысленно жестоки. И только с бабушкой мальчику было легко. Казалось бы, вот оно, зерно злонравия, которое способно погубить детскую душу. Так и Алеша мог бы вполне, следуя примерам деда, дядьев и двоюродных братьев, стать точно таким же, как они. Ярко удается Горькому показать все мерзости жизни в доме деда – ложь, подлость руководят здесь буквально всеми их действиями. Это можно назвать чудом, что душа Алеши не очерствела от побоев деда, от лжи и подлости вокруг, а вернее – ей не позволила очерстветь бабушка. Подобные негативные влияния со стороны семьи были и у нашего героя, но тогда трудно понять, почему те отрицательные всплески гнева и злонравия не повлияли крайним образом на становление его личности. Ведь есть даже примеры, когда ребенок был зачат насильственно, то он превращался в преступника, хотя и воспитывался в благоприятной обстановке. То есть дело не только в самом воспитании, хотя и оно играет важную роль при становлении личности. Но еще и то, в каких условиях он появился на свет, тоже влияет на становление будущей личности. Но пока остановимся на воспитании и на образе того человека, который сыграл центральную роль в воспитании Алеши, - образе бабушки. Так писатель показывает бабушку: «Бабушка, круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная», с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить... и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему». Бабушка — добрая и ласковая — всегда поможет и посочувствует. «...Она певуче говорила: — Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все! Это же надо – так чувствовать и произносить такие слова, живя в таких мерзких условиях! «Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни». Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «...она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой...». И Алеша был согласен с такой точкой зрения. Действительно, и смотрел Алеша на неё, как на святую, и видел в ней всю правую сторону жизни, все доброе, что есть в этом мире. И удивительно, что один такой человек, как бабушка, способна была сохранить душу ребенка от всех пакостей, что готовила ему жизнь. Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь. Вообще именно бабушка, может быть, смогла привести внука в устойчивое гармоничное состояние. Об этом свидетельствуют слова главного героя: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить... и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему» Возможно, именно ей он обязан всем за то, кем он становится в будущем. 2.2 Уроки доброты Цыганка Еще один важный человек в жизни героя — Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок — подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним, как с человеком, произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый». В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка». От бабушки Алеша узнал, что Цыганок — «подкидыш», «раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке». Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить. То есть Цыганок мог негативно повлиять на личность взрослеющего Алеши, тем более дед, как глава семьи, не порицал Цыганка. Алеша по-детски восхищался Цыганком, его удалью, безудержной смелостью и своей детской душой чувствовал, прежде всего, в нем человека доброго. Эта доброта исходила от него всегда, даже когда он был в гневе, только чувствовали её не все, вернее, не все способны были чувствовать эту доброту. А Алешка чувствовал. И эти уроки доброты от Цыганка тоже спасли его, в какой-то мере научили быть добрым, полезным близким людям. Можно сказать, что и Цыганок был невольно участником тех уроков, которые давала бабушка своему внуку. Но дальше: «Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить». Вообще это был мудрейший шаг, потому как бабушка у Алеши пользовалась большим авторитетом, и он во всем её слушал. То есть бабушка еще выполняла роль нравственного корректора. И поэтому Цыганок не подавал дурного примера, а даже наоборот: «Алеша по-детски восхищался Цыганком, его удалью, безудержной смелостью и своей детской душой чувствовал, прежде всего, в нем человека доброго. Эта доброта исходила от него всегда, даже когда он был в гневе, только чувствовали её не все, вернее, не все способны были чувствовать эту доброту. А Алешка чувствовал. И эти уроки доброты от Цыганка тоже спасли его, в какой-то мере научили быть добрым, полезным близким людям». Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. Ну, а точнее, это была бабушка, а Цыганок был лишь невольным помощником. 2.3 Влияние Хорошего Дела на формирование личности Алеши Пешкова И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, в его воспитании хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее Дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее Дело. Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «Хорошее дело». В комнате Хорошего Дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками... плавил свинец, паял какие-то медные штучки...». Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал. Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен "и невероятно одинок. Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим Делом. Хорошее Дело давал Алеше советы: «Настоящая сила — в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Но помимо женского воспитания мальчик нуждался в мужском характере и в мужском воспитании. Именно этим человеком и стал Хорошее Дело, который воспитывал настоящий мужской характер. Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее Дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим Делом: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее». Ну, и этот человек должен был сделать из «маменькиного сынка» будущего мужчину. С чем, в общем-то, он и справился: «Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее Дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку». А почему на бабушку? Ведь она влияла исключительно положительным образом. А ответ прост - на ранних этапах воспитания ребенок нуждается в женском воспитании, а когда он станет старше, нужно мужское воспитание, иначе вырастет «маменькин сынок». 2.4. Почему в настоящее время воспитание подрастающего поколения требует большего внимания? Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алешу воспитывали исключительно в традициях воспитания настоящих мужчин, он смог стать Человеком с большой буквы. В детстве у него очень остро было восприятие зла и несправедливости, но благодаря жреческим поступкам бабушки и Хорошего Дела это чувство не переросло в обиду на весь окружающий мир. Алеша смог увидеть, что в любых обстоятельствах человек может оставаться человеком, не прогибаясь под сложный и жестокий мир. Ну, а если обратится к сегодняшнему дню, разве мы не можем наблюдать влияние подобных бабушек? Сложно сказать, почему в настоящее время негативное влияние берет верх над всем добрым. Мои размышления привели меня к такому пониманию. Если остановиться на рассмотрении типов психики человека, можно увидеть следующее: есть телесно взрослые, чьё поведение большей частью подчинено удовлетворению позывов инстинктов, а всё остальное — телесная сила, разум, интуиция, достижения науки и техники, навыки магии и т.п. — обслуживает инстинкты, обладающие в их поведении наивысшим приоритетом. Это — животный строй психики. есть телесно взрослые, в чьем поведении инстинктивные позывы сдерживаются нормами традиционной культуры, однако за ограничения которой они не могут выйти по своему безволию или неразумению даже в тех случаях, когда традиционная культура изживает себя, вследствие чего её средствами не могут быть разрешены проблемы, с которыми Жизнь сводит человека и общество. По сути поведение такого телесно взрослого не отличается от поведения раз и навсегда запрограммированного робота. Это — строй психики зомби-биоробота. есть телесно взрослые, кто способен сдержать инстинктивные позывы и переступить через нормы традиционной культуры, однако, не задумываясь о том, что он вносит в Жизнь своими произвольными действиями, лежат ли они в русле осуществления Божиего Промысла либо он действует в пределах Божиего попущения хотя бы отчасти. Это — демонический строй психики. есть разновозрастные люди (в возрасте от пробуждения осознания себя в раннем детстве до глубокой старости), которые чуют, знают и понимают, что всякое действие человека должно лежать в русле осуществления Божиего Промысла, и потому осознанно стараются понять и осмысленно осуществить, действуя непреклонно, свою долю в Промысле. Это — человечный строй психики2. Кроме того, не все телесно взрослые неподвижно застывают на той или иной достигнутой к юности стадии личностного психического развития: одни, пусть и медленно, но продолжают необратимое продвижение к человечному строю психики. Другие, будучи невнимательными или утрачивая самообладание под воздействием обстоятельств и собственной психической неустойчивости, обусловленной как «Я-центризмом» мировоззрения, так и внутренне конфликтной многовариантностью нравственных мерил и их иерархии3 или безнравственностью, колеблются по всему диапазону типов строя психики и их модификаций. Часть из них в этих колебаниях всё же продвигается к необратимо человечному строю психики. Другая часть только бросается из крайности в крайность даже не по одному разу на день, будучи не способной осознать себя ни человекообразным животным, ни проблеском человечности, постепенно исчерпывая предоставленные им возможности влачить существование, извращающее смысл жизни человека в пределах Божиего попущения. Но, не осознавая этих разнокачественных проявлений, они не могут осмысленно избрать наилучший — открытый каждому — вариант его судьбы: Стать человеком — носителем человечного строя психики — и всегда следовать ему под воздействием всяких жизненных обстоятельств, с которыми сводит Бог. То есть тогда бабушка была человечна, и это открывало ей многие возможности, как, например, воспитание с детства человечности в своем внуке Алеше. Ну, а сегодня подавляющее большинство населения можно отнести, грубо говоря, к типам психики либо животного, либо зомби-биоробота. И мало кто стремится к человечному строю психики, да это и трудно, потому как в юность многие входят с нечеловечным строем психики. В большинстве своем это выражается в привычках и автоматизме поведения личности. Ну, а если взрослые с таким типом, что же говорить о детях, например, тех, кого мы видим в небезызвестном сериале «Школа». 2.5 Выбор пути.Сегодняшнее образование стоит на распутье при выборе путей дальнейшего развития:Если мы выберем путь злонравия, то просто законсервируем то, что уже есть – жизнь в толпо-«элитарном» обществе. Толпо-«элитаризм» как образ будущего – задумка многотысячелетней давности: как построить негрубое, культурное на вид рабовладение, чтобы рабы были послушны и работали, даже не замечая его. Принципы построения толпо-«элитаризма»: 1) паразитирование меньшинства на честном труде и жизни большинства; 2) монопольно высокая цена на управленческий труд, ограничение доступа «низов» к знаниям (как теперь выражаются, для «стабилизеца»); формирование кадровой базы управленцев на узкоклановой основе.Если мы выберем путь добронравия, то наша главная цель: изменить культуру общества так, чтобы человечный строй психики в процессе воспитания и получения образования достигался всеми девочками и мальчиками к началу юности, и поддерживать культуру такой, чтобы необратимо человечный строй психики устойчиво воспроизводился в преемственности поколений. Соответствующий цели образ Будущего в добронравии – община людей, живущих по совести, в ладу с другими людьми, с природой и с Богом, то есть соборность.Принципы построения такого общества:1) устранение паразитирования на чужом труде, обеспечение доходов и накоплений в семьях на уровне, заведомо достаточном для достойной жизни, ограничение уровня потребления благ и услуг, предоставляемых управленцам, уровнем не выше среднего в отраслях производства;2) всеобщая, неограниченная доступность знаний любого уровня, в том числе управленческих знаний; расширение кадровой базы управленцев до границ всего общества. |
Отдел образования администрации Дубровского района Брянской области... «Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную... | Конкурс «Цветы. Творчество. Красота» август 2 место мбоу «Сыбайкасиснкая оош» Мбоу «Юнгинская сош», 1 место – Романов Лев «Коробчатые змеи» мбоу «Юнгинская сош», 3 место – Романов Иван «Демонстрационная модель»... | ||
Программа Intel® Обучение для будущего Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо учителей Заместитель директора Директор мбоу разинской сош мбоу разинской сош мбоу разинской сош протокол 1 Кузнецова В. Ф. Буяров... | ||
Республики Татарстан «Согласовано» Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу учителей естественно-математического цикла мбоу «Рудницкая сош» «Рудницкая... | Приказ №97 от «30» августа 2013г образовательная программа основного... Характеристика мбоу "сош №93" и принципов её образовательной политики. Описание «модели» выпускника мбоу "сош №93" | ||
Информация о фестивале 1 февраля 2013 г прошел II республиканский... Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор... | Проект модульного урока г. Северодвинск, мбоу «сош№30» Северодвинск, мбоу «сош№30» Жук В. В., мбоу «Общеобразовательный лицей №17» Коренев А. Е | ||
Отчет о результатах самообследования мбоу сош №20 г. Новочеркасск Рассмотрен и рекомендован к утверждению решением педагогического совета мбоу сош №20 | В мбоу сош №8 с. Николаевка План проведения «Недели вежливости и воспитанности» в мбоу сош №8 с 31 октября по 6 ноября 2012 года | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ифнс россии №5 по Белгородской области приняли участие в проведении общероссийского открытого урока в моу “Пролетарская сош n1 ”,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Назаровского района, управленцы и учителя школ Назаровского района, управленцы и учителя мбоу «Крутоярская сош» Ужурского района,... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «сош №30» «средняя общеобразовательная школа №30 Рассмотрена и принята на заседании педсовета мбоу «сош №30» | Приказ №356 от 01. 09. 2013 г. Правила внутреннего распорядка для... Настоящие Правила внутреннего распорядка для обучающихся мбоу сош №8 (далее – Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом... | ||
Научно- исследовательская конференция «Интерес» Огоняна Георгия Робертовича, г. Краснодар, мбоу сош №63, 11 класс, «мир без интернета». Научный руководитель – Соломенко Елена Сергеевна,... | Анализ работы библиотеки мбоу сош №23 села Новозаведенного за 2012-2013... «Современные информационные и педагогические технологии в деятельности библиотекарей образовательных учреждений» |