Магергут Клавдия Валерьевна, г. Сургут, МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов. Конспект урока. Русский язык, 7 класс.
Тема урока: Повторение по теме «Причастие».
Цели урока: Повторить основные сведения по теме;
Совершенствовать навык правописания причастий;
Совершенствовать умение находить причастный оборот, при необходимости выделять его запятыми;
Активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
Продолжить работу по развитию речи учащихся;
Развивать любовь к слову, интерес к русскому языку. Знать общее значение причастия, его морфологические признаки и
синтаксическую роль;
изученные орфографические правила.
Уметь узнавать причастие, определять его признаки;
различать действительные и страдательные причастия; правильно писать причастия; употреблять причастия в речи.
Причастие – это часть речи,
причастная Глаголу
в образе Прилагательного.
В.И.Даль Сии глагольные имена служат сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени и
глагола силу.
М.В.Ломоносов Ход урока
Орг. Момент
Сообщение цели урока
Сегодня у нас урок и обычный, и особенный. Мы должны повторить всё изученное об одной части речи, которую вы сможете назвать, отгадав загадку:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
О какой части речи говорится?
Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку.
Каково лексическое значение слово «причастная»?
(имеющий прямое отношение к чему-либо)
Как можно объяснить смысл данного высказывания?
(причастие имеет морфологические признаки и
глагола, и прилагательного)
Сегодня мы постараемся своими знаниями ещё раз доказать истинность высказываний великих русских учёных. Для этого мы должны повторить 1 «Что» и 3 «Как»: ЧТО такое причастие? КАК образуются причастия? КАК пишутся причастия? КАК выделяются причастные обороты на письме?
Работа по теме урока
Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснив их постановку.
Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли, создал великолепные картины о природе России. (синтаксический разбор)
Он остаётся художником, не имеющим соперников в изображении хвойного леса (объяснить орфограммы, назвать причастия, рассказать о них)
Ученики дают связные ответы: Действительные ; Страдательные; НЕ с причастиями, Синтаксическая роль
Большинство полотен Ивана Шишкина посвящено русскому лесу. ( устное комментирование)
Шишкин – один из выдающихся мастеров русской пейзажной живописи. (назвать причастие, выполнить его морфологический разбор)
Обратите внимание на наши предложения. Можем ли мы назвать нашу запись текстом? (нет, нарушен порядок предложений) Восстановите текст, прочтите его (г,а,в,б) Дополнительное задание. Составьте 2-3 предложения, продолжив текст.
Давайте прослушаем устную презентацию о причастии и ответим на вопросы, проверим себя, всё ли мы знаем о причастии.
Презентация. Вопросы на доске (контрольные вопросы и задания по теме).
Тренировочные упражнения (комментированное письмо)
Подобрать подходящие по смыслу глаголы, образовать от них причастия, объяснить их написание с помощью алгоритма, записать предложения, расставить знаки препинания, указать морфологические признаки данных причастий, рассказать о роли причастий в речи. Разбудить, отсыреть, пожелтеть, осветить, опасть Лес -------------- от сна эхом протяжно стонал.
Бурые сосны роняли иголки на ----------------- песок.
Мы вошли в лес ------------- лучами осеннего солнца.
На ----------------- траве лежат ------------------- листья.
( в 4 предложении объяснить орфограммы)
Тест (примерный) по теме урока (по вариантам, разноуровневый)
1 уровень - можно работать только с первыми двумя примерами в заданиях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
2 уровень – выполняешь задания 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
3 уровень - желаю успехов в выполнении всех заданий!
Работа с учебником, упр. 75, редактирование текста
Заполнение кроссворда
(в это время учитель проверяет тест)
Обобщение, подведение итогов, выставление оценок.
Подведём итоги нашего урока. Какова была цель урока? Что нужно знать о правописании причастий? Знаем ли мы, как правильно употреблять причастия в речи? Правы ли Ломоносов и Даль в своих высказываниях?
Домашнее задание.
§ 9-25, повторить, подготовиться к контрольному диктанту.
Творческое домашнее задание (лингвистическая сказка о причастии).
КРОССВОРД Задание:
Образовать от данных глаголов причастия указанного вида и заполнить кроссворд, в выделенном столбце прочитайте ключевое слово.
Закопать (пр. вр. стр.)
Засорить (пр. вр. стр.)
Хранить (н. вр. стр.)
Скакать (н. вр. д.)
Сделать (пр. вр. стр.)
Спуститься (пр. вр. стр.)
Спрятать (пр. вр. д.)
Нестись (пр.вр. д.)
Делать (н. вр. стр.)
Правильно заполнив, в выделенном столбце прочтите часть речи.
АЛГОРИТМ « Как писать НЕ с ПРИЧАСТИЯМИ»
Чтобы правильно писать НЕ с причастиями,
применяй алгоритм!
1. Проверь, употребляется ли причастие без НЕ?
а) нет - пиши слитно!
б) да - проверяй дальше!
2. Не в краткой ли форме стоит причастие?
а) да - пиши раздельно!
б) нет - проверяй дальше!
3. Есть ли у причастия зависимые слова?
а) да - пиши раздельно!
б) нет - проверяй дальше!
4. Есть ли противопоставление с союзом А ?
а) да - пиши раздельно!
б) нет - пиши слитно! Тест (примерный) по теме «Причастие»
I вариант
I. Укажите словосочетание «прич. +сущ»
1)лаявшая собака
2) волнистые волосы
3)крикливый ребёнок
4) солнечное утро
II. Укажите словосочетание «прич. +сущ»
слышащийся шорох
слышавший шорох
построенный дом
движущийся обоз
III.В каком причастии –ащ-, ящ-?
пиш…щий человек
се…щийся дожик
пен…щийся поток
колющийся предмет
IV. В каком причастии –ущ-, ющ-_?
леч…щий врач
служ…щий чиновник
тревож…щий шёпот
колыш…щийся камыш
V. В каком причастии –ем-?
1) колебл…мый
2) слыш…мый
3) множ…мый
VI. В каком слове Н ?
отправле…ые
отправле…ны
Собра…ые
дли…ый
VII. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?
(не) отправленное письмо
(не) отправленное мною
(не) выполненное задание
(не) замечена ошибка
VIII. В каком предложении есть причастный оборот?
Мы вошли в лес освещённый осенним солнцем.
Расчищенная дорожка вела к морю.
Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
IX. Расставь знаки препинания.
Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой.
Охотник смотревший с берега долго протирал глаза.
Он лёг у костра и смотрел на отражавшую огонь воду.
X. Собери предложения.
1) К выбегающая мостиком дорожка кончается густой пруду зелени парка.
2) Сада поверхность лучами тенистого деревья отражающая под неяркого пруда солнца светится.
3) Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью сидящая на женщина книгу.
1 уровень – можешь работать только с первыми двумя примерами в заданиях 1,2,3,4,5,6,7,8.
2 уровень – выполняешь задания с 1 по 9.
3 уровень – желаю успеха в выполнении всех заданий! II вариант
Укажите словосочетание «прич. +сущ»
дремучий лес
дремлющий ребёнок
шершавые руки
старший брат
Укажите словосочетание «прич. +сущ»
обидевшийся человек
обидевший друга
растаявший снег
встретившиеся друзья
В каком причастии –ащ-, ящ-?
бор…щиеся спортсмены
шепч…щиеся соседки
стро…щийся стадион
скач…щие кони
В каком причастии –ущ-, ющ-_?
вер…щий всему
терп…щий боль
клее…щий бумагу
стел…щийся туман
В каком причастии –ем-?
чита…мый
вид…мый
движ…мый
В каком слове Н ?
засея…ая
засея…а
связа…ая
пусты…ый
Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?
(не)проверенная работа
(не)проверенная учителем
(не)скошена трава
(не) прочитанная книга
VIII. В каком предложении есть причастный оборот?
Мы вошли в лес освещённый осенним солнцем.
Расчищенная дорожка вела к морю.
Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
IX. Расставь знаки препинания.
Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой.
Охотник смотревший с берега долго протирал глаза.
Он лёг у костра и смотрел на отражавшую огонь воду.
X. Собери предложения.
1) К выбегающая мостиком дорожка кончается густой пруду зелени парка.
2) Сада поверхность лучами тенистого деревья отражающая под неяркого пруда солнца светится.
3) Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью сидящая на женщина книгу.
1 уровень – можешь работать только с первыми двумя примерами в заданиях 1,2,3,4,5,6,7,8.
2 уровень – выполняешь задания с 1 по 9.
3 уровень – желаю успеха в выполнении всех заданий! |