Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие»





Скачать 85.04 Kb.
НазваниеУрока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие»
Дата публикации22.06.2014
Размер85.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Магергут Клавдия Валерьевна, г. Сургут, МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов.
Конспект урока. Русский язык, 7 класс.

Тема урока: Повторение по теме «Причастие».

Цели урока: Повторить основные сведения по теме;

Совершенствовать навык правописания причастий;

Совершенствовать умение находить причастный оборот, при необходимости выделять его запятыми;

Активизировать самостоятельную деятельность учащихся;

Продолжить работу по развитию речи учащихся;

Развивать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Знать общее значение причастия, его морфологические признаки и

синтаксическую роль;

изученные орфографические правила.

Уметь узнавать причастие, определять его признаки;

различать действительные и страдательные причастия; правильно писать причастия; употреблять причастия в речи.


Причастие – это часть речи,

причастная Глаголу

в образе Прилагательного.

В.И.Даль
Сии глагольные имена служат сокращению

человеческого слова, заключая в себе имени и

глагола силу.

М.В.Ломоносов
Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Сообщение цели урока

Сегодня у нас урок и обычный, и особенный. Мы должны повторить всё изученное об одной части речи, которую вы сможете назвать, отгадав загадку:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

О какой части речи говорится?

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку.

Каково лексическое значение слово «причастная»?

(имеющий прямое отношение к чему-либо)

Как можно объяснить смысл данного высказывания?

(причастие имеет морфологические признаки и

глагола, и прилагательного)

Сегодня мы постараемся своими знаниями ещё раз доказать истинность высказываний великих русских учёных. Для этого мы должны повторить 1 «Что» и 3 «Как»: ЧТО такое причастие? КАК образуются причастия? КАК пишутся причастия? КАК выделяются причастные обороты на письме?

  1. Работа по теме урока

  1. Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснив их постановку.

  • Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли, создал великолепные картины о природе России. (синтаксический разбор)

  • Он остаётся художником, не имеющим соперников в изображении хвойного леса (объяснить орфограммы, назвать причастия, рассказать о них)

Ученики дают связные ответы: Действительные ; Страдательные; НЕ с причастиями, Синтаксическая роль

  • Большинство полотен Ивана Шишкина посвящено русскому лесу. ( устное комментирование)

  • Шишкин – один из выдающихся мастеров русской пейзажной живописи. (назвать причастие, выполнить его морфологический разбор)

Обратите внимание на наши предложения. Можем ли мы назвать нашу запись текстом? (нет, нарушен порядок предложений) Восстановите текст, прочтите его (г,а,в,б)
Дополнительное задание. Составьте 2-3 предложения, продолжив текст.

  1. Давайте прослушаем устную презентацию о причастии и ответим на вопросы, проверим себя, всё ли мы знаем о причастии.

Презентация. Вопросы на доске (контрольные вопросы и задания по теме).

  1. Тренировочные упражнения (комментированное письмо)

Подобрать подходящие по смыслу глаголы, образовать от них причастия, объяснить их написание с помощью алгоритма, записать предложения, расставить знаки препинания, указать морфологические признаки данных причастий, рассказать о роли причастий в речи.
Разбудить, отсыреть, пожелтеть, осветить, опасть
Лес -------------- от сна эхом протяжно стонал.

Бурые сосны роняли иголки на ----------------- песок.

Мы вошли в лес ------------- лучами осеннего солнца.

На ----------------- траве лежат ------------------- листья.

( в 4 предложении объяснить орфограммы)


  1. Тест (примерный) по теме урока (по вариантам, разноуровневый)

  • 1 уровень - можно работать только с первыми двумя примерами в заданиях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

  • 2 уровень – выполняешь задания 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

  • 3 уровень - желаю успехов в выполнении всех заданий!

  1. Работа с учебником, упр. 75, редактирование текста

  2. Заполнение кроссворда

(в это время учитель проверяет тест)

  1. Обобщение, подведение итогов, выставление оценок.

Подведём итоги нашего урока. Какова была цель урока? Что нужно знать о правописании причастий? Знаем ли мы, как правильно употреблять причастия в речи? Правы ли Ломоносов и Даль в своих высказываниях?

  1. Домашнее задание.

§ 9-25, повторить, подготовиться к контрольному диктанту.

Творческое домашнее задание (лингвистическая сказка о причастии).

КРОССВОРД

1




























2




























3































4

























5































6

























7




























8




























9




























Задание:

Образовать от данных глаголов причастия указанного вида и заполнить кроссворд, в выделенном столбце прочитайте ключевое слово.



  1. Закопать (пр. вр. стр.)

  2. Засорить (пр. вр. стр.)

  3. Хранить (н. вр. стр.)

  4. Скакать (н. вр. д.)

  5. Сделать (пр. вр. стр.)

  6. Спуститься (пр. вр. стр.)

  7. Спрятать (пр. вр. д.)

  8. Нестись (пр.вр. д.)

  9. Делать (н. вр. стр.)

Правильно заполнив, в выделенном столбце прочтите часть речи.

АЛГОРИТМ « Как писать НЕ с ПРИЧАСТИЯМИ»

Чтобы правильно писать НЕ с причастиями,

применяй алгоритм!

1. Проверь, употребляется ли причастие без НЕ?

а) нет - пиши слитно!

б) да - проверяй дальше!

2. Не в краткой ли форме стоит причастие?

а) да - пиши раздельно!

б) нет - проверяй дальше!

3. Есть ли у причастия зависимые слова?

а) да - пиши раздельно!

б) нет - проверяй дальше!

4. Есть ли противопоставление с союзом А ?

а) да - пиши раздельно!

б) нет - пиши слитно!
Тест (примерный) по теме «Причастие»

I вариант

I. Укажите словосочетание «прич. +сущ»

1)лаявшая собака

2) волнистые волосы

3)крикливый ребёнок

4) солнечное утро

II. Укажите словосочетание «прич. +сущ»

  1. слышащийся шорох

  2. слышавший шорох

  3. построенный дом

  4. движущийся обоз

III.В каком причастии –ащ-, ящ-?

  1. пиш…щий человек

  2. се…щийся дожик

  3. пен…щийся поток

  4. колющийся предмет

IV. В каком причастии –ущ-, ющ-_?

  1. леч…щий врач

  2. служ…щий чиновник

  3. тревож…щий шёпот

  4. колыш…щийся камыш

V. В каком причастии –ем-?

1) колебл…мый

2) слыш…мый

3) множ…мый

VI. В каком слове Н ?

  1. отправле…ые

  2. отправле…ны

  3. Собра…ые

  4. дли…ый

VII. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?

  1. (не) отправленное письмо

  2. (не) отправленное мною

  3. (не) выполненное задание

  4. (не) замечена ошибка

VIII. В каком предложении есть причастный оборот?

  1. Мы вошли в лес освещённый осенним солнцем.

  2. Расчищенная дорожка вела к морю.

  3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

  4. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

IX. Расставь знаки препинания.

  1. Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой.

  2. Охотник смотревший с берега долго протирал глаза.

  3. Он лёг у костра и смотрел на отражавшую огонь воду.

X. Собери предложения.

1) К выбегающая мостиком дорожка кончается густой пруду зелени парка.

2) Сада поверхность лучами тенистого деревья отражающая под неяркого пруда солнца светится.

3) Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью сидящая на женщина книгу.

1 уровень – можешь работать только с первыми двумя примерами в заданиях 1,2,3,4,5,6,7,8.

2 уровень – выполняешь задания с 1 по 9.

3 уровень – желаю успеха в выполнении всех заданий!
II вариант

  1. Укажите словосочетание «прич. +сущ»

  1. дремучий лес

  2. дремлющий ребёнок

  3. шершавые руки

  4. старший брат

  1. Укажите словосочетание «прич. +сущ»

  1. обидевшийся человек

  2. обидевший друга

  3. растаявший снег

  4. встретившиеся друзья

  1. В каком причастии –ащ-, ящ-?

  1. бор…щиеся спортсмены

  2. шепч…щиеся соседки

  3. стро…щийся стадион

  4. скач…щие кони

  1. В каком причастии –ущ-, ющ-_?

  1. вер…щий всему

  2. терп…щий боль

  3. клее…щий бумагу

  4. стел…щийся туман

  1. В каком причастии –ем-?

  1. чита…мый

  2. вид…мый

  3. движ…мый




  1. В каком слове Н ?

  1. засея…ая

  2. засея…а

  3. связа…ая

  4. пусты…ый




  1. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?

  1. (не)проверенная работа

  2. (не)проверенная учителем

  3. (не)скошена трава

  4. (не) прочитанная книга

VIII. В каком предложении есть причастный оборот?

  1. Мы вошли в лес освещённый осенним солнцем.

  2. Расчищенная дорожка вела к морю.

  3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

  4. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.


IX. Расставь знаки препинания.

  1. Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой.

  2. Охотник смотревший с берега долго протирал глаза.

  3. Он лёг у костра и смотрел на отражавшую огонь воду.

X. Собери предложения.

1) К выбегающая мостиком дорожка кончается густой пруду зелени парка.

2) Сада поверхность лучами тенистого деревья отражающая под неяркого пруда солнца светится.

3) Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью сидящая на женщина книгу.

1 уровень – можешь работать только с первыми двумя примерами в заданиях 1,2,3,4,5,6,7,8.

2 уровень – выполняешь задания с 1 по 9.

3 уровень – желаю успеха в выполнении всех заданий!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconКонспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconУрока: Причастие как часть речи Цели урока
Учебник «Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010. Авторы М. Т. Баранов, Т. А....
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconУрока: Повторить и обобщить знания по теме «Тепловые явления»
Ход урока: За неделю до мероприятия ученикам сообщается тема урока и дается домашнее задание на повторение по учебнику «Физика 8»...
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconУрока Тема урока Тип урока
Понятие госуд. Языка. Русский язык как государственный язык рф, средство межнационального общения
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconОбразовательная программа: «Начальная школа XXI века» Предмет: русский...
Цели урока: обобщить материал по теме, закрепить знание детьми алгоритма, совершенствовать умения подбирать проверочные слова
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconКонспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна...
...
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconТема урока Тип урока
Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconКонспект урока по английскому языку в 5 классе 1 Учитель: Кушева...
Образовательная: повторение изученной лексики по теме «Продукты», обучение употреблению слов в речи
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconУрок по теме «Повторение наречий»
Учебник: «Русский язык», 7 класс М. М. Разумовская, С. И. Львова, Москва «Дрофа»
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconКонспект урока тема урока: Большая буква в названиях стран фио (полностью)...
Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, изд-во «Просвещение» Москва, 2008 г
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconКалендарно-тематическое планирование. 7 класс № Тема урока
Русский язык – национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconКонспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема урока: Алфавит
...
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» iconКонспект урока тема урока: Неопределенные местоимения фио (полностью) Бенца Людмила Ивановна
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» icon«Повторение по теме «Причастие»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск