Скачать 80.66 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Подольска Мастер-класс «Лоскутное шитье. Технология изготовления японского мячика-трансформера» Автор - составитель: Иванова Нина Павловна, учитель МОУ СОШ №29 г.Подольск 2013г. Содержание:
Пояснительная записка Лоскутное шитье в последние годы обретает у нас в стране все больше поклонников. Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история. Мяч – древнеславянское слово. В разных славянских языках оно созвучно: в украинском – мяч и в белорусском тоже мяч, болгарское мечка значит “хлеб с сыром в форме шара”, а сербохорватское меча – “что-либо мягкое, мякиш хлеба”. Лингвисты полагают, что старейшее значение слова “мяч“, по-видимому, “мякиш, мягкий шар, предмет, который можно стиснуть, сжать” -от корня *текъ-, *текъкъ – мягок, смякать. Отголоски древнего звучания долго сохранялись в русском языке, в разговорной речи. В народе до сих пор говорят вместо мячик – мячек, а еще ранее было “мечик”. Лоскутный мяч “древнерусский”. Мяч не всегда был таким, каким мы знаем его сейчас. Резиновый мяч – изобретение довольно позднее. Традиционно мячи мастерили из подручных, природных материалов. «Мячи у нас делали из овечьей или коровьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали шаром. Когда комок хорошо укатывался, его бросали в кипяток и оставляли там на полчаса. После вынимали из воды, вновь катали и только тогда просушивали. Мяч получался легким и мягким и прыгал, как резиновый» (этнографическая запись, Архангельская область). Мячи также плели из лыка и бересты. Внутри их оставляли пустыми или набивали песком. Делали и кожаные мячи, которые набивали шерстью или конским волосом. Для самых маленьких матери шили тряпичные мячи, которые выполняли роль погремушек и того, что сейчас называют «мобилем»: «Кругляпушку из тряпок шьем. Она небольшая и как мячик. Из тряпок делаем и обшиваем цветастой тряпкой поярче или цветастыми лоскутками, чтобы ребенок углядывал. И эти кругляпушки на веревочку к зыбке привязываем. Они болтаются – ему интересно. Он ручонками болтает и имает, утешается» (этнографическая запись, Архангельская область) Мячики «тряпошные» Архангельская область Подробнее о лоскутных мячиках можно почитать в книге Г. Дайн про лоскутные мячики из Хотьково. "Лоскутные мячики из Хотькова" - первая в России книга о мячиках, любимой всеми детской игрушке. Книга выпущена к празднованию 700-летия Покровского Хотькова женского монастыря, где зародилась традиция изготовления хотьковской мягкой и лоскутной игрушки, содержит интересную информацию об истории происхождения самой популярной игрушки - мяча, в том числе происхождение этого слова. «Мяч-зернушка» Хотьково Лоскутные мячики – одна из разновидностей лоскутного шитья «пэчворк». Они сконструированы по принципу строгого расчета поверхности шара. Оболочка мяча составлена их геометрических фигур самых разных конфигураций, в различных комбинациях, рассчитанных по формулам в плоть до миллиметра. Лоскутные мячики максимально приближены к совершенной форме шара и тем привлекательны. Лоскутный мячик – оригинальная ёлочная игрушка, веселая крутящаяся подвеска в автомобиле, декоративное украшение интерьера. А самое замечательное, что лоскутный мячик может сделать каждый, взрослый и ребёнок, – “на радость-забаву да в утеху”. Красочные тряпичные мячики служат памятным подарком ребенку на именины и день рождения, на праздник. Лоскутным шитьём в Японии женщины стали заниматься раньше, чем в Европе. Наиболее известная японская техника называется «сашико» и возникла из традиционного шитья теплой многослойной рабочей одежды. Несмотря на популярность других техник шитья, квилтинг сегодня занимает одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве Японии. Основная часть Выполнение практической работы.
Мячик сшит по технологии японского шарика – «темари». Японский мячик-трансформер состоит из 12 отдельно сшитых треугольных подушечек, соединенных между собой в цепь как бусы. Готовые подушечки-бусы складываются в мячик. Это может быть: игровой мячик, игольница, игрушка, головоломка. Создав мячик-трансформер, вы сами определите его назначение.
Собираем всю игрушку. Сначала первые четыре части между собой, а затем остальные. Заключение. Лоскутная техника – вид рукоделия сейчас довольно популярен, но на уроках технологии ему не уделяется должного внимания. К тому же лоскутное шитье позволяет развивать творческие способности учащихся даже при использовании готовых схем. Урок разработанный в лоскутной технике по изготовлению японского мяча-трансформера, включает в себя, все технологические этапы: совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, т.е. в конце урока мы получаем результат – готовую работу. На таких уроках наблюдается активность каждого ученика в соответствие с его возможностями, где учитель переходит от прикладных мастер-классов к методическим. На данном уроке каждая ученица и весь класс вовлечены в интересную, увлекательную, познавательную, коммуникативную работу, где включены все формы взаимодействия учащихся и учителя. В конце урока ученица видит объект своей деятельности (готовую работу). Контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель технологии в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля, но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Список литературы:
Приложение №1 |
Мо «Болугурский наслег» Муниципальное общеобразовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение – Болугурская средняя общеобразовательная школа | Отчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное... | ||
Отчет по результатам самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наименование оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | ||
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Сценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина... Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | ||
Находкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная | Муниципальное учреждение «Управление образования» ... | ||
«История и характер происхождения фамилий» по русскому языку Муниципальное общеобразовательное учреждение «муниципальное учреждение школа №12 города горно-алтайска» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17-муниципальное образовательное учреждение, реализующее... | ||
Муниципальное образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное... Оборудование: запись песни “Jingle Bells”, презентации, листы с текстами, тетради, ручки | Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального... Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального образования | ||
Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17» |